Ирек Ризванов: «Первый и самый главный вызов — не сорвать образовательный процесс в период самоизоляции, сохранить связь между школой и детьми, чтобы дети продолжали получать качественные знания» Ирек Ризванов: «Первый и самый главный вызов — не сорвать образовательный процесс в период самоизоляции, сохранить связь между школой и детьми, чтобы дети продолжали получать качественные знания» Фото: Андрей Титов

 «Детям раздали более 3 тысяч гаджетов»

— Ирек Асафович, год назад вас назначили на должность начальника управления образования Казани. Чем был наполнен этот период?

— Год оказался интересным и непростым. Не только потому, что он явился первым, но и потому, что связан с пандемией коронавируса. Это был год кризис-менеджмента для меня. Первый и самый главный вызов — не сорвать образовательный процесс в период самоизоляции, сохранить связь между школой и детьми, чтобы дети продолжали получать качественные знания. Задача усложнялась тем, что нельзя было подсмотреть, перенять чей-то опыт, потому что весь мир впервые оказался в таких непростых условиях, когда пришлось всех переводить на «дистант». В данной ситуации главный наш стейкхолдер, ключевой человек — это ученик, ребенок, поэтому все строилось вокруг него.

Второй важный момент — как учащиеся сдадут ЕГЭ, если они в школу не ходят, с учителями встретиться не могут. А ведь личный контакт учителя и ученика весьма важен при подготовке к экзамену! Мы очень переживали, но, слава богу, все прошло хорошо. Провели огромную работу для организации выпускных экзаменов, наши лучшие учителя давали онлайн-уроки для учеников и онлайн-семинары для своих коллег.

Вместе с тем у нас никто не отменял прием в детские сады и первые классы, а эти процессы всегда были очными. Перестроили и их. И, конечно, очередной учебный год начался с новыми санитарными требованиями, которые тоже было непросто реализовать: это и индивидуальное расписание, и система одного кабинета на один класс, и плавающий график питания. Подобное давалось непросто, поэтому мы работали в штабном режиме, какие-то решения принимали поздно ночью, а рано утром запускали их в работу. На мой взгляд, руководители образовательных учреждений очень хорошо показали свое умение организовать деятельность даже в кризисной ситуации и решать все задачи. Вот таким был мой первый год.

 «Что выявила удаленка, насколько школы оказались готовыми к такой форме обучения?» (Сания)

— Никто не мог предположить, что все школы Казани — это 190 учреждений, 166 из которых муниципальные, — должны будут массово перейти на дистанционное обучение. Наверное, только у футурологов могли иметься такие предположения! У нас 148 тысяч учащихся, и для каждого надо было организовать онлайн-обучение. Потребовалась и дополнительная методическая поддержка учителей: нам пришлось за очень короткий срок обучать их новым технологиям. К сожалению, основная часть преподавателей не так легко владела цифровыми технологиями, особенно наши опытные педагоги. Нужно было и технологии освоить, и перестроить урок под новый вид общения с учениками. Для нас явилось даже неким открытием, что онлайн-урок совсем другой. В классе учитель видит глаза детей, тут же получает обратную связь, а когда у тебя 34 «окошечка» с учащимися, это совершенно другая картина. Как получить обратную связь, успеть опросить всех, оценить, все ли поняли тему? Даже чисто психологически это сложно. А если еще сопровождалось и техническими проблемами, то подобное многократно усложняло процесс обучения.


— Какой технический «затык» являлся основным?

— Их было очень много. В первую же неделю мы провели масштабное исследование, в котором приняли участие более 43 тысяч человек — и учителя, и родители, и дети. Мы собрали обратную связь, в чем возникают сложности. Во-первых, детям раздали более 3 тысяч гаджетов благодаря президенту РТ, мэру Казани, КФУ и просто неравнодушным горожанам. И учителей надо было обеспечить гаджетами и ноутбуками. Во-вторых, большую работу провели с провайдерами, потому что интернет порою просто «падал». В-третьих, всем психологически было сложно. Приходилось работать точечно, отрабатывать проблему с отдельными семьями индивидуально.

— Данный опыт обрел форму методичек и инструкций?

— Безусловно, такие документы есть в форме методических рекомендаций. Нам надо было все четко доводить до конечного пользователя, поэтому все пункты прописывались — как, куда, сколько. Касательно уроков — сколько их можно проводить, какой продолжительности, как быть с домашним заданием. И технические вопросы тоже регламентированы.

 «Какие меры санитарной безопасности приняты в школах?» (Г. Шигапова)

— Чтобы обеспечить эпидемическую безопасность, были закуплены рециркуляторы воздуха, дезинфекторы, термометры. Считаю, наши школы хорошо справились, потому что заболеваемость детей и преподавателей сегодня гораздо меньше, чем была три месяца назад и чем в этот же период прошлого года. Почему? Мы научили наконец детей и взрослых тщательно мыть руки и не трогать лица, носим маски. Все санитарные меры сейчас исполняются, и эффект от подобного, безусловно, есть.

«Никто не мог предположить, что все школы Казани — это 190 учреждений, 166 из которых — муниципальные — должны будут массово перейти на дистанционное обучение» «Никто не мог предположить, что все школы Казани — это 190 учреждений, 166 из которых муниципальные, должны будут массово перейти на дистанционное обучение» Фото: kzn.ru

«Коллеги из других городов говорят о том, что берут с нас пример»

 «Вы были директором лицея, знаете проблемы изнутри. Поменялся ли ваш взгляд на систему на новой должности?» (Эмиль Х.)

— В целом к сфере образования, как и к любой другой, бывают вопросы, есть какие-то недочеты, над которыми надо работать. Но вот что я понял, став руководителем системы образования города. Недавно выступал на одном из федеральных форумов, и потом мои коллеги из других городов еще несколько минут говорили о казанском образовании, о том, что действительно берут с нас пример. Если посмотреть наши результаты, например, в предметных олимпиадах, то Казань уверенно занимает третье место после Москвы и Санкт-Петербурга. Вместе с тем надо понимать уровень финансирования, что эти два города — субъекты РФ, а Казань нет. Например, за прошлый год 67 наших одиннадцатиклассников признаны призерами всероссийских олимпиад, и мы лидируем в стране по количеству призеров в расчете на тысячу учащихся 11-х классов. И так по многим параметрам. Поэтому казанское образование правда достойно уважения и похвалы, я горд тем, что работаю именно здесь. Безусловно, есть еще много над чем трудиться, имеются точки роста, но в целом наше образование качественное.

— Конечно, с умными детьми заниматься легче и интереснее. А не забывают ли при этом об огромной массе других учащихся, не таких успешных? 

— Я руководил школой для одаренных детей, и мне коллеги говорили: «Собрал самых умных и теперь рассказывает, как нам работать»… Работа с олимпиадниками очень сложная, потому что порой ученики знают гораздо больше своего наставника. И учителю постоянно надо повышать квалификацию, расширять кругозор. Что касается массового образования, не теряем ли мы фокус, — нет, не теряем. Основное внимание уделяется именно массовому образованию, просто самое измеримое у нас — олимпиады, ЕГЭ и ОГЭ. Это цифры, которыми легче всего оперировать. На самом деле на массовое образование мы тратим много времени, сил и ресурсов. Сегодня разрабатываем планы, куда будем двигаться в ближайшее время, и особое внимание уделяем школам, которые отстают по каким-либо показателям.

 Ваш предшественник на посту начальника управления образования Казани год назад на нашей интернет-конференции сказал, что повышенное внимание будет уделяться отстающим ученикам и школам. Фокус в сторону отстающих уже сместили?

— На все 100 процентов пока нет, но уверенно идем к этому. За последний год мы выявили 16 школ, которым требуется поддержка. Вместе с институтом развития образования мы проводим обучение персонала, оказываем методическую помощь. Данная работа идет очень плотно. И, хотя в образовании не бывает быстрых результатов, надеемся, что какие-то положительные перемены станут видны уже через 1–2 года. И, конечно, мы расширим деятельность, сфокусируемся не только на указанных 16 школах.  

— Если учебное заведение в отстающих, то, наверное, этому способствует недостаточная квалификация педагогов?

— Не всегда так. И даже наоборот, в таких школах педагогический состав бывает более мотивированным и преданным своей профессии. Чаще отставание связано с внешними условиями, в которых учебное заведение находится: микрорайон, социальная среда, состав семей. На этот счет есть много исследований, и далеко не всегда виной отставания является педагогический коллектив, хотя такое тоже бывает.

«Хотя в образовании не бывает быстрых результатов, надеемся, что какие-то положительные перемены будут видны уже через год — два» «Хотя в образовании не бывает быстрых результатов, надеемся, что какие-то положительные перемены будут видны уже через 1–2 года» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Образование в целом по России приобрело женское лицо»

— Часто задают вопрос, почему в школах мало учителей-мужчин.

— В целом тенденция идет к тому, что количество мужчин в школах у нас увеличивается: пять лет назад их было 8,8 процента, в этом году — 9,9. Стали приходить молодые мужчины, потому что государством оказывается хорошая поддержка — и федеральные гранты, и республиканские. Однако образование в целом по России приобрело женское лицо: мама дома, воспитательница в детском саду, учительница начальных классов, преподаватели средней и старшей школы. С психологической точки зрения необходимо, чтобы мужчины тоже присутствовали в школе, особенно это важно для мальчиков.

— «Сколько учреждений образования строят в Казани ежегодно? Есть ли недостаток мест сегодня, в каких районах?» (Ирина Ивановна)

— Напряженные места имеются, более того, они будут оставаться, к сожалению. Есть проблемы в Приволжском, Советском и Ново-Савиновском районах, связанные с новыми застройками, большими жилыми комплексами. И это несмотря на то, что Казань является чемпионом среди городов-миллионников по вводу образовательных учреждений.

За последние 5 лет в Казани построено 11 школ на 16,5 тыс. учащихся, а за 10 лет — 104 детских сада более чем на 18 тыс. мест. Немалый вклад внесли в это национальные проекты, которые стартовали в 2019 году. Благодаря им уже построено 6 школ и 19 детских садов.

— «Когда в Казани искоренят вторую смену в школах?» (Дмитрий)

— Больше половины школ — 87 — работает только в первую смену, но остальным приходится обучать и во вторую, потому что в Казани высокая рождаемость, а также многие приезжают сюда жить и работать из других городов и регионов. Это, безусловно, хорошая тенденция, но на учреждения образования она накладывает дополнительную нагрузку.

«Чтобы люди не скапливались и не теряли время, в этом году мы составим графики посещения родителями школ» «Чтобы люди не скапливались и не теряли времени, в этом году мы составим графики посещения родителями школ» Фото: Андрей Титов

«Каждый дом в городе закреплен за определенной школой»

 «Сколько первоклашек пойдут в школу в Казани в 2021 году?» (Алла)

— Каждый год учащихся 1-х классов становится больше на 1,5–2 тысячи. Так что пока мы уверенно растем.

— В советское время строили типовые школы на оптимальное количество учащихся, а сегодня увлеклись гигантоманией. Разве большая школа — это разумно, в том числе с точки зрения санитарной безопасности?

— Во-первых, если строить маленькую школу, то целесообразно ли предусматривать там бассейны и просторные спортзалы? А когда строят одну большую школу, затраты на дополнительную инфраструктуру оправданы. Во-вторых, не надо забывать, что школы — это некий социальный магнит, место проведения досуга, получения дополнительного образования. Для родителей очень важно, когда после учебы ребенок остается в школе и здесь же занимается в кружках, а не едет в «музыкалку» на другой конец города. Надо сказать и о том, что новые школы — это просто шедевры сегодня — и по дизайну, и по оснащению. К тому же при строительстве каждого нового объекта, чтобы избежать каких-то ошибок, учитывается обратная связь от руководителей учебных заведений, построенных по таким же проектам 1–2 года назад.

— Когда появляется новая школа с дополнительной инфраструктурой, наверное, многие хотят туда попасть всеми правдами и неправдами, в том числе коррупционными путями. Это большая проблема?

— Сложности возникают, но, чтобы их избежать или минимизировать, принято постановление исполкома Казани: каждый дом в городе закреплен за определенной школой.

— Но, например, к крутой 122-й школе прикреплено всего пять малоквартирных домов! А кто остальные учащиеся? Нет ли здесь коррупционной составляющей?

— Нет, потому что прокуратура ежегодно проверяет, все ли дети получили места в школе, которая закреплена за их домом. А вообще, по закону родители могут отдать ребенка в любую школу, где есть свободные места. Что касается конкретно гимназии №122, то детей в Кировском и Московском районах не так много, и плотность населения здесь гораздо ниже, поскольку мало высотных домов, а школ и детских садов построено как раз много, поэтому нет смысла по 20 домов закреплять за одним учебным заведением.

— Почему новые дома не закрепляют за 122-й гимназией?

— Есть же еще СанПиНы: если какая-то школа хоть на 50 метров ближе к дому, то к ней и прикрепляют. 

— Если в округе мало детей, то в учебное заведение можно записаться из других районов. Каков порядок сегодня?

— Раньше прием в первый класс начинался 1 февраля, а в этом году согласно приказу министерства просвещения РФ внесли изменение: прием заявлений будет проходить с 1 апреля по 30 июня для детей, проживающих в микрорайоне, а также для имеющих преимущество (например, братья и сестры учащихся данной школы). А с 6 июля принимаются желающие, не по месту регистрации. В марте проведем более масштабную информационную кампанию. 

— «На сайте госуслуг РТ можно подать заявление на прием в школу. Но подобное профанация дистанционной услуги. После подачи заявления нужно лично прийти в учебное заведение. В чем смысл данной услуги, какая при этом экономия времени?» (Шамиль) 

— При подаче документов онлайн школа в любом случае обязана удостовериться в их подлинности. К сожалению, мы сталкиваемся с тем, что нам не всегда присылают подлинные документы, например о прописке. А чтобы люди не скапливались и не теряли времени, в этом году мы составим графики посещения родителями учебных заведений.

«Мы за вовлеченность родителей в образовательные процессы»

 «Недавно на заседании Совфеда министр просвещения Сергей Кравцов сказал, что каждый месяц будут проводить всероссийские родительские собрания. Как подобное может быть осуществлено?» (Аркадьев)

— На мой взгляд, это очень хорошая идея, я ее однозначно поддерживаю, потому что обратная связь всегда важна. Мы за вовлеченность родителей в образовательные процессы, чтобы вместе с ними идти к одной цели. Осуществимы ли всероссийские родительские собрания? Думаю, сегодня это гораздо проще сделать, потому что все уже научились общаться онлайн, никого словом Zoom не поставишь в неловкое положение. Более того, уже 7 таких родительских собраний федеральный министр провел. Подобное очень хорошая тенденция.

— А как отбирают родителей на такое собрание?

— Они сами заявляются со всей России, отправляя свои вопросы. Это открытое мероприятие. Такие площадки общения могут быть разных форматов. Даже мое участие в вашей интернет-конференции — тоже своего рода родительское собрание, поскольку я отвечаю на вопросы ваших читателей.

— Как чисто технически проходит всероссийское собрание? Люди присылают вопросы, а потом министр публикует на них ответы?

— Нет, все проводится онлайн. Но вопросы можно направить заранее, поскольку ответы на некоторые из них требуют подготовки. 

— «Что сделано в казанской системе образования по нацпроекту Образование»? (М.И. Зиганшина)

— Нацпроект «Образование» — один из ключевых национальных проектов. Прежде всего это строительство новых современных школ. Первый объект в рамках данного нацпроекта у нас был построен в 2019-м — это лицей №186, в 2020-м — школа №187, полилингвальный комплекс «Адымнар», в текущем году в материально-техническом плане будет оснащено две школы для детей с ограниченными возможностями. Это лишь то, что мы видим, верхушка айсберга. Нацпроект — это не только строительство и покупка материально-технических ценностей, но и большая работа с педагогами и руководителями, поддержка молодых учителей, в том числе методическая. Такая работа, безусловно, влияет на качество образования.

«Однозначно, ЕГЭ быть, потому что, по мнению ректорского корпуса России, это единственный на сегодняшний день адекватный инструмент измерения знаний абитуриентов» «Однозначно ЕГЭ быть, потому что, по мнению ректорского корпуса России, это единственный на сегодняшний день адекватный инструмент измерения знаний абитуриентов» Фото: kzn.ru

«Думали, как бы не „упасть“, а в Казани по некоторым результатам ЕГЭ даже превысили планку»

— «В СМИ прочитала, что вузы в 2021 году будут вводить вступительные экзамены, игнорируя ЕГЭ. Ваше отношение к единому государственному экзамену и такой перспективе?» (Дарья)

— Однозначно ЕГЭ быть, потому что, по мнению ректорского корпуса России, это единственный на сегодняшний день адекватный инструмент измерения знаний абитуриентов. Никакой речи об отмене единого государственного экзамена не идет. К тому же ЕГЭ с каждым годом совершенствуется, становится удобнее и комфортнее для выпускников.

— «Смогут ли нынешние одинадцатиклассники из-за пандемии коронавируса успешно сдать ЕГЭ и поступить в вузы?» (Мария Николаевна)

— Вот прошлогодним выпускникам и их родителям стоило переживать! И мы волновались вместе с ними. На сегодняшний день все дети ходят в школу, мы практически вернулись к привычной жизни и система образования функционирует так, как и до пандемии. Я не думаю, что есть причины для беспокойства, все будет хорошо.

— Вы сказали, что в 2020 году выпускникам стоило переживать. А есть данные, как они поступали в вузы, все ли желающие прошли?

— Сравнив результаты последних пяти лет, мы не увидели каких-то серьезных изменений, чтобы сказать, что провалились из-за эпидемии, хорошо сохранили планку. Думали, как бы не “упасть“, а в Казани по некоторым результатам ЕГЭ даже превысили планку. Например, по русскому языку на 0,58 балла вырос средний результат, по истории — на 4,5 балла, по французскому — почти на 10. Из одиннадцатиклассников 2020 года 93,7 процента поступили в высшие и среднеспециальные учебные заведения, примерно так же, как и в любой другой год.

— «Есть ли какие-то изменения с проведением ОГЭ и ЕГЭ в этом году?»(Дамир)

— На сегодняшний день ряд прошлогодних изменений сохранится. Единый госэкзамен будут сдавать те выпускники, которые планируют поступать в вузы, причем обязательным является только ЕГЭ по русскому языку. Остальные напишут обычные выпускные контрольные работы по русскому языку и математике. А вот ОГЭ по этим двум предметам обязателен. Также девятиклассникам предстоит контрольная по одному выбранному ими предмету. Мы надеемся, что сроки тоже сохранятся: ОГЭ — с 24 мая по 2 июля, ЕГЭ — с 31 мая по 17 июля.

 «Кто дал установку директорам и завучам на вопросы родителей отвечать, что если не нравится, то можно перевестись в другую школу?» (Лилия)

— Конечно, никто такой установки не давал. Родители имеют право на обучение детей в тех учебных заведениях, которые они выбрали. Я надеюсь, что наши школы и детские сады будут правильно выстраивать свои отношения с родителями. 

— Особенно часто и остро данный вопрос встает при переходе из 9-го в 10-й класс. Как на сегодня он решен?

— Когда я работал в школе, мне казалось, что это одна из глобальных проблем, ведь ее много обсуждали в СМИ. Оказывается, нет. В прошлом году обращений по указанному поводу были единичными. Потому что школы создают условия для всех: открывают профильные и универсальные классы. Да, есть случаи, когда в такие классы не набираются достаточное количество ребят, и тогда эти учащиеся переходят в соседнюю школу, где есть данный профиль. Но подобные вопросы решаются, серьезной проблемой их назвать нельзя.

 Еще один вопрос от Лилии: «Почему учителя физкультуры заняты только хорошими показателями ГТО, но не помощью в проектах, внутришкольными спортивными мероприятиями и развитием физической культуры?»

— Школы и детские сады — в первую очередь про здоровье и безопасность детей наравне с образованием и воспитанием. Я уверен, что подобное частный случай. И федеральной повесткой подчеркнуто, что три часа уроков физкультуры — минимум, которым должны заниматься школьники. А что такое ГТО? Отжимание, бег, прыжки, подтягивание, и это не противоречит урокам физкультуры.

— Может быть, вопрос в том, что занимаются в основном с теми детьми, которые способны хорошо сдать нормы ГТО.

— Не уверен, что дело обстоит именно так. Уроков физкультуры никто не отменял, они проходят в рамках федерального образовательного стандарта, и учителя-предметники понимают, чему они должны научить детей на своем уроке.

«На сегодняшний день ряд прошлогодних изменений сохранится. ЕГЭ будут сдавать те выпускники, которые планируют поступать в вузы, причем обязательным будет только ЕГЭ по русскому языку» «На сегодняшний день ряд прошлогодних изменений сохранится. Единый госэкзамен будут сдавать те выпускники, которые планируют поступать в вузы, причем обязательным является только ЕГЭ по русскому языку» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Не надо фокусироваться на двойке!»

 Третий вопрос Лилии: «Почему учителя, особенно новоиспеченные, разбрасываются двойками?»

— Оценки всегда являлись вопросом диалога. Каждый ученик и родитель имеют право поинтересоваться, за что поставлена двойка, что нужно сделать, чтобы восполнить пробел в знаниях. Не надо фокусироваться на оценке! Нужно сосредоточиться на том, что необходимо сделать для восполнения пробела.

— А если дети говорят, что работы над ошибками после тестирования не было?

— Они могут этого не заметить. Учителя обязательно корректируют программу по предмету, усиливают внимание, уделяемое каким-то темам, в чем-то начинают медленнее идти, в чем-то ускоряются, если усвоение хорошее. 

— Очень многое зависит от характера и даже настроения педагога…

— Конечно. Как и от настроения и характера учащегося, его родителей. Все индивидуально, и не надо единичные случаи масштабировать в глобальную проблему. У нас 148 тысяч учащихся в школах, 76 тысяч детей в детских садах. Это почти как весь Нижнекамск!

— «Будут ли в школах психологи?» (Диляра Шакирова)

— Психологи у нас есть, в школах их сегодня 196, более 230 — в детских садах. К сожалению, есть и учреждения, где данных специалистов на сегодняшний день нет. Некоторые учреждения обеспечивают наличие психолога, привлекая внешних совместителей. А еще у нас есть уникальный центр психолого-медико-социального сопровождения «Ресурс», который работает со всеми школами и детскими садами. Там собраны высококвалифицированные специалисты, которые проводят огромную работу.

— Каким образом подобное происходит? 

— Центр работает как со школами и детскими садами, так и с детьми и их родителями. И туда приходят, и специалисты выезжают по каким-то сигналам.

— С какими проблемами к ним чаще обращаются?

— Психолог обязан в первую очередь не допустить проблемы, для чего проводится и тестирование, и просто общение с детьми. Работа специалиста порой проходит незаметно. В этом как раз и суть визита к психологу, потому что дети в переходный период начинают замыкаться и свои проблемы не всегда доносят до взрослых. Очень важно специалисту взаимодействовать с классными руководителями и учителями, чтобы выявить возможные сложности еще в зародыше.

«Средняя зарплата учителя составляет 39 тысяч рублей»

— Насколько часты случаи травли детей в школах?

— Все непросто. Что видят люди на поверхности: получил двойку и (не дай бог) выпрыгнул из окна. Но на самом деле проблема зачастую гораздо более сложная, в том числе связанная с ситуацией в семье. Мы нередко забываем про роль родителей в жизни ребенка. К счастью, трагических случаев у нас немного, но каждый из них для нас просто катастрофический, и мы разбираемся в причинах.

— Не боитесь, что данная тема станет «тиктоковой» и модной, и дети начнут это делать ради картинки?

— У нас много различных опасений, поэтому немало работы проводится с психологами, классными руководителями и учителями. Пользуясь случаем, призываю родителей быть более вовлеченными в жизнь детей, в вопросы образования и воспитания. Зачастую общение сводится к пяти минутам в день: «Как дела?» — «Все нормально». Так вот, это не есть нормально! Нужно больше общаться, узнавать, чем собственные дети интересуются, вместе с ними проживать их жизнь.

 «Что входит в обязанности классного руководителя?» (Хуснуллин)

— Есть функциональные обязанности классного руководителя. На мой взгляд, классное руководство очень ответственная и сложная работа. Когда я был учителем, то всегда вел класс и порой не один. Однозначно воспитательный процесс в целом в школе лежит прежде всего на плечах классного руководителя. Это и прогнозирование возможных конфликтов, и повышение успеваемости детей. Учитель не обязан, но, на мой взгляд, должен интересоваться тем, что происходит в доме, в личной жизни ученика, с кем он дружит. Досуговые мероприятия — походы, экскурсии — все тоже на плечах классных руководителей. И многое ими сегодня делается.

— С точки зрения материального поощрения классных руководителей в настоящее время не обижают?

— Сейчас есть федеральные доплаты за классное руководство, что поддерживает наших педагогов, их настроение улучшилось. Но я как человек, прошедший данный путь, скажу так: никакие материальные поощрения работу классного руководителя не окупят. Это действительно колоссальный труд, когда ты на телефонной связи с родителями в режиме 24 на 7.

— Но вы говорите сейчас про хорошего классного руководителя…

— Я верю, что у нас таких очень много.

 «Почему системой оплаты труда в Казани не предусмотрены школьным учителям надбавки за ученую степень?» (Юлия)

— Действительно, согласно gоложению об условиях оплаты государственных образовательных организаций республики, эта надбавка, к сожалению, не предусмотрена.

— А как дела с зарплатами учителей?

— Дела обстоят неплохо, средняя зарплата педагога составляет 39 тысяч рублей.

— Как достигается такая сумма — дополнительной нагрузкой или надбавками?

— Зарплата учителя, конечно, зависит от объема его нагрузки: сколько часов в неделю он ведет уроки, есть ли у него классное руководство, работает ли в группе продленного дня. А еще немаловажную роль играют образование, стаж и категория педагога.

В текущем учебном году у нас открылся полилингвальный комплекс «Адымнар», эта школа стала очень популярной и востребованной В текущем учебном году у нас открылся полилингвальный комплекс «Адымнар», эта школа стала очень популярной и востребованной Фото: «БИЗНЕС Online»

«59 процентов обучающихся выбрали в качестве родного языка именно татарский»

— «Образование совершенно устарело. На 8090 процентов оно в жизни не пригодится». (Александр) Может быть, федеральный образовательный стандарт пора пересмотреть?

— Чтобы понять, что такое ФГОС, нужно его прочитать. Данный документ не только о предметах изучения, он гораздо шире. Что касается устаревания — даже не обсуждается, что каждый человек должен иметь базовые знания. То, что они устаревают, это дискуссионный вопрос. Если у Александра есть понимание, как решить проблему, с удовольствием с ним встречусь лично или буду ждать от него сообщение в

«Инстаграме».

— Какое-то время назад говорили о планах отменить учебную субботу. Это будет реализовано?

— В 65 школах субботние уроки как минимум для начальных классов с текущего учебного года переведены в формат «дистанта». Мы слышим от родителей, учащихся и учителей хорошие отзывы по этому поводу. Думаю, тенденция все-таки идет в сторону освобождения субботы от очных занятий. И родителям хорошо — два выходных дня проводят со своими детьми, семья может уехать за город, что не мешает школьнику при помощи гаджета участвовать в занятиях по Zoom, выполнять домашние задания. Решение о переходе на пятидневку остается за руководством самих учебных заведений.

— «Как сегодня изучают татарский язык в школах?» (Маршида)

— На сегодня острота проблемы снята. Согласно ФГОС татарский у нас преподается в рамках предмета «родной язык». В этом учебном году 59 процентов обучающихся выбрали в качестве родного языка именно татарский, 41 процент — русский. В соответствии с базисным учебным планом родной язык и литература даются в объеме трех уроков в неделю. Но каждая школа, исходя из своей специализации и контингента обучающихся, может вводить больше или меньше уроков татарского.

 «Почему в первом классе нет английского языка? Изучать его приходится платно». (Евгения, школа №12)

— Надо разобраться в вопросе подробно. Не всегда бывает именно так, как пишут в обращении.

 «При каких условиях школа может быть полилингвальной в действительности, а не внешне?» (Алсу Хасанова)

— Чем можно измерять качество школы? Одним из неформальных критериев является ее популярность среди родителей. В текущем учебном году у нас открылся полилингвальный комплекс «Адымнар», данная школа стала очень популярной и востребованной. Организовать полилингвальную школу, чтобы это не было проформой, непросто. В первую очередь все упирается в кадры. Они должны не просто владеть иностранным языком, но и уметь вести предмет на нем. Я считаю, «Адымнар» справляется с указанной задачей, они привлекли много квалифицированных педагогов.

— А где их взяли? Из вузовских преподавателей?

— Есть и из вуза, есть и преподаватели – носители языка. И среди наших педагогов немало тех, кто владеет языками. Специалистов для полилингвальных школ готовят в КФУ, где имеются двойные специальности, например, математика и английский язык, информатика и английский, начальная школа и английский. Пользуясь случаям, скажу, что у нас есть возможность целевого обучения будущих учителей по данным направлениям, на каждую специальность на 2021 год есть квота на поступление по 25 человек.

— Что вы думаете по поводу инклюзивного образования?

— В Казани есть школы, где такое обучение реализуется очень хорошо. Но надо понимать, что не все учебные заведения даже инфраструктурно к этому готовы. Конечно, в данном направлении ведется большая работа — в год оснащается несколько школ и детских садов, а новые школы строятся уже с лифтами, специальными санузлами и комнатами. Одним из вопросов, с которыми я столкнулся, когда пришел в управление образования, являлось именно инклюзивное образование. Есть у нас группа мам, которые болеют за это дело. Мы с ними активно общаемся и делаем все возможное, чтобы поддержать в каких-то вопросах.

— Нужно ли инклюзивное образование внедрять во всех школах или должны быть опорные учреждения образования?

— Конечно, в опорных школах делать это комфортнее, потому что и инфраструктура там соответствующая, и дополнительные ставки тьюторов есть, и учителя обучены работе с такими детьми, и медицинское сопровождение усилено. А еще нельзя забывать и о других учениках. Во-первых, надо, чтобы они были готовы нормально реагировать на какие-то моменты, во-вторых, могли оказать поддержку детям с ограниченным здоровьем. Я слышал приятные истории, как одноклассники помогают больным аутизмом: если ребенку становится плохо, другие дети просто его обнимают. 

— Но больные дети проживают по всему городу, удобно ли их возить на другой конец Казани?

— Мы стараемся, чтобы опорные школы были в каждом районе. Там предусмотрены и специальные подъездные пути.

— Как сегодня в школах организовано горячее питание?

— Каждый день у нас осуществляется родительский контроль по питанию, что дало хороший результат. Такая быстрая обратная связь позволяет держать руку на пульсе. Раньше говорили, что питание плохое или невкусное, а когда начинаешь разбираться, то оказывается, что ребенок просто не любит какое-то блюдо. А ежедневный родительский контроль показал нам, что ситуация с питанием в целом неплохая. Хотя, конечно, есть моменты, над которыми надо работать, например, чтобы еда была горячей. Для этого закупили дополнительное оборудование. Большинство родителей, судя по результатам чек-листов, довольны тем, как питаются дети.

— Где сегодня готовят питание — в школах или с фабрики в боксах привозят?

— 90 школьных столовых относится к «заготовочному» типу. Они готовят самостоятельно. То есть департамент питания привозит им продукты, а повара готовят еду на месте. Еще 91 столовая работает по типу «ланч». Из департамента к ним поставляются сложные гарниры и блюда из мяса, птицы, рыбы в готовом охлажденном виде в гастроемкостях. Вся продукция готовится ранним утром этого же дня.

«Если подросток 12 -14 лет, не до конца понимая, что происходит, пойдет на митинг, то, в первую очередь, это просто небезопасно» «Если подросток 12–14 лет, не до конца понимая, что происходит, пойдет на митинг, то в первую очередь это просто небезопасно» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Политические взгляды — это не какой-то урок, который дается в школе»

 Читатель спрашивает: «Какая работа проводится в школах с учениками после митингов? Не считаете ли вы упущением учебных заведений и программ то, что подростки не разбираются и не имеют даже примерного представления о политической ситуации в стране?»

— Воспитательный процесс в школах не строится по принципу «до митингов» и «после митингов», мы не живем в таком формате. Весь образовательный процесс мы организуем по федеральным стандартам, республиканским и городским программам воспитания.

— Пришлось же под коронавирус подстраиваться, вот еще и под митинги, может быть, придется…

— Мы этого делать не будем, потому что наша образовательная и воспитательная траектория известна. Самое главное, чтобы учащиеся разбирались в правовом поле, понимали, что законно, а что нет. Если подросток 12–14 лет, не до конца понимая, что происходит, пойдет на митинг, то в первую очередь подобное просто небезопасно. Что касается политических взглядов, то это решать каждому человеку самому — кого он станет поддерживать, против чего будет выступать. И надо понимать, что политические взгляды не какой-то урок, который дается в школе и который можно выучить хорошо или плохо. Проводятся различные классные часы, уроки обществознания тоже нацелены на то, чтобы дать понять ребятам законность тех или иных поступков. И опять мы забываем про роль родителей, а они важнейший фактор в данном вопросе: что обсуждается дома, каких взглядов сами придерживаются. 

— Задержания школьников на митинге в Казани были?

— Насколько я знаю, имелось два таких случая. Здесь уже работа правоохранительных органов.

— Как-то на школе подобное отразится?

— Ругать, кого-то наказывать — неправильно. Но нам важна обратная связь: митинг это или футбольный матч, где ребенок как-то себя неправильно повел, — в любом случае для нас важно проанализировать ситуацию и разобраться в причинах. 

— Ректор КФУ сказал, что студентов, в отношении которых заведут уголовные дела из-за участия в митинге, отчислят. Если уж из школы исключать не будут, то, наверное, на учет в комиссию по делам несовершеннолетних поставить могут?

— Думаю, комиссия обязательно обратит внимание на данный момент, потому что это определенное действие, которое было совершено. Законно или нет, станет решать суд или правоохранительные органы. А кого-то исключать из школы — точно незаконно.

«В школах есть школьное самоуправление, где-то даже выбирают своего президента»

— «Сегодня в школе практически нет детских общественных организаций. Вам не кажется, что их наличие могло бы способствовать воспитанию гражданской позиции у подрастающего поколения?» (Громов)

— У нас большое количество общественных организаций, и все они работают. И это огромный пласт воспитательной работы. Став начальником управления образования, я посетил бывшие дома пионеров, которые сегодня называются учреждениями дополнительного образования, и приятно удивился. Многие просят сделать пристрой к зданию, поскольку посещаемость большая. Один из руководителей сказал, что в кружки и секции их небольшого учреждения ходят 6 тысяч детей. Я был в приятном шоке!

— Но там же только творчеством занимаются…

— В том числе есть и юнармейцы, патриотическое движение. И это не просто дети в форму переоделись и у них уроки, как у всех. Нет, это скорректированная под них учебная программа, специализированные занятия. 

— Но единой общественной организации типа пионерской на все школы уже не будет?

— В планах есть активизировать городской совет старшеклассников, в который вошли бы представители всех школ. В принципе, он сегодня есть, но мы думаем, как переформатировать его работу, чтобы это была хорошая дискуссионная площадка.

— Министр по делам молодежи РТ Дамир Фаттахов после очередного митинга сказал, что нет площадки, на которой молодежь могла бы высказываться, и предложил создать молодежный парламент. Как вы к этому относитесь?

— Такой парламент уже существует. А в школах есть школьное самоуправление, где-то даже выбирают своего президента, проходят дебаты. Возможно, не хватает диалога.

— Наверное, наличие подобной работы зависит от желания и энтузиазма директора и педагогов учебного заведения?   

— Конечно, требования такого к школам нет, но во многих из них данная работа ведется.

 Ирек Асафович, спасибо за интересный разговор!