«Во Франции много примеров, когда пригород был «колонизирован» [застройкой] и это стало ошибкой», — считает Мишель Пена. Один из лучших мировых ландшафтных архитекторов, бюро которого готовит сейчас мастер-план одного из 12 парков на Казанке, в интервью «БИЗНЕС Online» рассказал о философии благоустройства и заявил, что никогда не стал бы строить ничего, подобного Манхэттену.
Мишель Пена: «В России много где есть кремль, во Франции такого не найти. Но за пределами центра, в спальных районах, очень много сходства»
«Особенность российского ландшафта — наличие большого количества водоемов. Во Франции воды намного меньше»
— Господин Пена, вы не в первый раз в России и знакомы с нашей страной. На ваш взгляд, есть ли какие-то фундаментальные отличия в городских и природных пейзажах, уровне развития инфраструктуры по сравнению с вашей родиной?
— Я в России уже в 25-й раз, и да, отличия есть, они заметны. Но скорее в климатическом плане. Во-первых, у вас гораздо холоднее, и это накладывает отпечаток. Второе — наличие воды. Это такая российская особенность, у вас очень много воды! Речки, озера, болота, заливные луга вокруг… Для Франции это более редкий ресурс. Это то, что касается природных пейзажей.
А что касается городского ландшафта, то тут больше сходства, а не отличий. Исторически города, конечно, различаются, у них разные характеры. Но за пределами центра, в спальных районах, очень много сходства. И, когда меня приглашают в Россию проектировать общественные пространства, я не чувствую себя здесь иностранцем.
Мишель Пена — один из выдающихся французских ландшафтных архитекторов современности, автор концепций крупных проектов во Франции и в мире. Работает в сотрудничестве с другими известными ландшафтными архитекторами. В частности, в России его бюро готовило реконцепцию парка ВДНХ в Москве — этот проект реализован в 2018–2019 годах.
С идеей пригласить его в Казань выступил депутат Госсовета РТ Илья Вольфсон — как это было, «БИЗНЕС Online» писал ранее. Пена работает над развитием «Парка горизонтов», одного из 12 парков согласно стратегии развития берегов Казанки, которую разрабатывает французско-российский консорциум Orchestra. Концепцию презентовали мэру Казани Ильсуру Метшину и помощнику президента РТ Наталии Фишман-Бекмамбетовой в конце февраля.
Территория «Парка Горизонтов» проходит по берегу Казанки вдоль улицы Сибгата Хакима, от Кремлевской дамбы до моста «Миллениум», включая в себя площадь вокруг центра семьи «Казан». По идее французского архитектора, в Казань, находящуюся на важном перекрестке Евразии, приезжают люди из разных городов и стран. Пена предложил создать 7 зеленых «линий горизонта» вдоль берега Казанки. Высота растений будет постепенно спускаться каскадом от улицы к берегу реки. Задача зеленой зоны со стороны улицы — защита посетителей парка от шума и пыли, поэтому тут аллеи должны быть выше, объяснил спикер свою мысль. Кроме того, это смягчит переход от открытого пространства реки к территории плотной застройки. Будущий парк позволит сохранить и улучшить экологию места: никаких бетонных стенок и подпорок в концепции нет, парк повторяет изгибы берега и постепенно понижается к реке, следуя существующему рельефу. Поперечные аллеи, спускающиеся к воде, автор предложил завершать небольшими пирсами.
Парк будет непрерывным на всем его протяжении. Ради этого архитектор смог убедить новых владельцев киноцентра «Ривьера» максимально отступить подальше от реки при проектировании своего объекта с концертным залом и гостиницей. Учитывая важность места, власти республики поручили организовать международный конкурс на проектирование объекта — эту идею одобрил президент РТ Рустам Минниханов.
— Вы могли бы выделить пять самых удачных городов с точки зрения городских ландшафтов? Топ-5 городов по версии Мишеля Пена, которые могли бы стать образцом для всего мира?
— Я сейчас заканчиваю книгу, которая появится уже в конце марта. Она затрагивает тему городского ландшафта через мои путешествия по миру. Везде в современном ландшафте есть и негативные, и позитивные моменты. Но в этой книге я пытаюсь раскрыть именно позитивные стороны.
Отвечая на ваш вопрос, хочу заметить, что надо учитывать много параметров. Например, у Хельсинки и Стокгольма — уникальная природная локация, Барселона стала очень привлекательна благодаря сильной политической воле и позиции властей относительно развития зеленых пространств. Города Индии впечатляют своей архитектурой. На мой взгляд, ни в одном городе сейчас нет полноценной модели, которая могла бы стать для остальных образцом. Хотя в каждом есть свои сильные стороны, и надо учиться им друг у друга. Или другой пример: Нью-Йорк, Манхэттен — оттуда открываются сумасшедшие виды, и он построен таким образом, что из центра открываются сквозные перспективы на сельскохозяйственные земли вдали за городом. Но я бы никогда не повторил Манхэттен в своем проекте.
Из французских городов я бы выделил Ниццу. Там очень серьезная политика преобразования общественных пространств.
— То есть пока ни один город нельзя поставить в пример и сказать: «Надо делать вот так»?
— Нет, такого пока нет. Чтобы к этому прийти, надо изменить образ жизни, мышления. Избавиться от машин в первую очередь. И, пока все вакантные места в городе воспринимаются как потенциальные участки для строительства дорог и недвижимости, мы тоже не сможем прийти к позитивной модели развития городских пространств. Я считаю, что надо очень трепетно относиться к таким незанятым местам, потому что они могут стать новым общественным пространством, парком, сквером.
«Города должны развиваться только за счет своих собственных территорий, внутренних ресурсов»
О развитии городов, уплотнении застройки и «зеленом каркасе»
— Можно ли выделить несколько элементов, благодаря которым мы сможем приблизиться к идеалу? Одно из условий вы назвали — отказ от личного транспорта, а еще?
— В 60-х годах в Европе была попытка сформулировать такую модель — «Новый город». И те амбиции, которые лежали в ее основе, были схожи с теми, что мы хотим от города сегодня. Большую роль в данных процессах играет природа, ей было отведено очень много пространства. Но, к сожалению, в реальности сделать этого не удалось: не получилось сохранить природные пространства в достаточном количестве.
И первое, на что я хочу в связи с этим обратить внимание, — большие города не должны разрастаться за счет окружающих их территорий. Города не должны поглощать сельскохозяйственные земли и деревни, поля и луга. Города должны развиваться только за счет своих собственных территорий, внутренних ресурсов. Во Франции много примеров, когда пригород был «колонизирован» подобным образом, и это стало ошибкой. Поэтому нужно понять, как развивать город в его существующих границах. Как его уплотнять, но в то же время постараться оставить максимум свободного зеленого пространства, воздуха в городе. Это такой парадокс: как сделать город более плотным и в то же время более природным, который мы — ландшафтные архитекторы — призваны решать.
Второе — само благоустройство: оно должно быть максимально экологичным. Надо учитывать природные богатства, ресурсы конкретного места. Это, кстати, именно то, над чем мы работаем в проекте «Парка горизонтов». Очень важна концепция «зеленого каркаса», зеленых связей в городе, и мы будем учитывать подобное при работе в Казани.
Мишель, пожалуй, — один из самых известных ландшафтных архитекторов Европы. В отличие от многих архитекторов, он обладает тонким ощущением места. Он исследует контекст, вписывая в него свои решения, но не «переламывает» территорию под себя, а учитывает уже сложившиеся реалии пространства.
Третье — размышление, как можно максимально «пользоваться» городом, передвигаясь только пешком. Если мы идем по пути уменьшения количества машин, то у нас освобождается пространство, которое раньше было для них отведено. И мы можем включить эти клочки земли в общий «зеленый каркас» города. Ведь кому угодно гораздо приятнее идти пешком по улице, если она более природная и зеленая, чем рукотворная. Тогда это прогулка, а не просто перемещение.
— То есть все-таки зелень важна в любом объеме? Спрашиваю, потому что среди наших горожан бытует мнение, что точечные вкрапления зелени не способны что-то изменить к лучшему.
— Речь не о совсем мелком озеленении, а о единой системе. И, создавая «зеленый каркас» города, надо учитывать все его элементы: начиная от газонных полос и клумб, заканчивая посадкой крупномеров. Все они играют важную роль, если взаимосвязаны между собой и выступают в роли «экологических коридоров». Можно провести аналогию с человеческим телом: кровеносная система включает в себя не только вены и артерии, но и мелкие сосуды и капилляры, без которых жизнь невозможна.
«В вашем городе еще много природных пространств, не затронутых человеком — во Франции таких уже не осталось»
— Вы в своих интервью не раз говорили, что работа ландшафтного дизайнера — это попытка соединить в своих проектах природу и человеческую культуру, создать так называемую третью природу. Насколько глубокими могут стать преобразования? Что мы увидим в итоге: это природа, где есть человек, или человеческая инфраструктура, где отведено место природе?
— Чтобы вернуть природу в город, нужно, чтобы мы работали над человеческой культурой. Надо, чтобы был запрос от жителей на природу. Если же вести техногенную пропаганду, то люди станут скептичны, им не нужна будет зелень.
Если мы хотим сохранить природу в городе, то нам нужна вдохновляющая идея, мечта. Если наши политики говорят нам, что рубить деревья можно, в этом нет ничего страшного, то такое порождает соответствующее отношение ко всем зеленым насаждениям. Поэтому нам всем нужна большая мечта, которая сможет объединить собой людей. Нельзя просто сказать: «Берегите природу!» Эту идею нужно подпитывать искусством, живописью, музыкой — любовь к природе надо прививать.
У вас не получится сделать идеальное общественное пространство, если на него не будет запроса общества, если люди не понимают, зачем это им.
«Если мы хотим сохранить природу в городе, то нам нужна вдохновляющая идея, мечта»
Казани повезло — в вашем городе еще много природных пространств, не затронутых человеком. Во Франции уже нет таких пространств, которые бы не переработали. Во Франции нет первозданных лесов — они все были повторно высажены.
И вот об этом идея «третьей природы»! Превратить поврежденную загрязненную территорию в динамичное живущее пространство, не впадая в наивные решения, и чтобы наш проект был адаптирован в общий контекст. Если мы оставим это место зарастать, чтобы там через 20–30 лет восстановилась исконная экосистема, то оно просто не будет работать. А мы в городе, мы не можем себе такое позволить, нам нужно одновременно сохранить существующую городскую природу и насытить данное место новыми функциями. И эта гармония возможна благодаря созданию «третьей природы».
Мишель Пена — выпускник Версальской высшей школы ландшафтной архитектуры. Экс-президент федерации ландшафтных архитекторов Франции. Член ученого совета ЮНЕСКО в области ландшафта КОС/СЕВЕН 2016–2018 годов. Консультант ассоциации мэров Франции. Инициатор создания культурной ассоциации PaysSages.
Известные проекты:
Атлантический сад на крыше парижского вокзала Монпарнас. Проектировался в течение пяти лет. Реализован в 1992–1994 годах. Площадь — 3,5 гектара. Представляет собой зеленую эксплуатируемую кровлю, парящую на высоте 11 м над платформами и железнодорожными путями вокзала. Проект создан благодаря финансированию находящихся вокруг офисных центров.
Прогулочная Пайон в Ницце — парк над горной рекой Пайон, впадающей в Средиземное море. Русло реки было перекрыто бетонными плитами с XIX века. Пена сформировал на ней променад, разбив на тонком слое почвы ботанический сад.
Ландшафтный парк ВДНХ в Москве. В 2018–2019 годах на территории 87 га специалист предложил комплекс архитектурно-ландшафтных элементов. В результате появилась прогулочная аллея, а изюминкой стала парящая над землей экотропа между крон деревьев.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 159
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.