Житель Казани Александр Харитонов начинал работать с маркетплейсом как обычный курьер. Оценив перспективы и увидев взрывной рост электронных продаж, в 2020 наш герой открыл пункт выдачи заказов Житель Казани Александр Харитонов начинал работать с маркетплейсом как обычный курьер. Оценив перспективы и увидев взрывной рост электронных продаж, в 2020-м наш герой открыл пункт выдачи заказов Фото предоставлено Александром Харитоновым

Можно ли заработать в e-commerce, если у вас нет товара для продажи?

Пандемия спровоцировала рост интернет-торговли. Жители страны в прошлом году потратили 3,2 трлн рублей на онлайн-покупки, что на 58% выше показателей 2019-го. Многие поняли, что онлайн-шопинг выгоден, удобен и экономит время, повышая личную мобильность, ведь делать покупки теперь можно буквально везде: по дороге домой, на прогулке, стоя в пробке. Так, Казань недавно возглавила топ-5 российских городов по доле мобайл-шопинга, обогнав даже москвичей. 

А на маркетплейсах начали активно зарабатывать не только продавцы, но и те, кто обеспечивает выдачу товаров. Например, можно открыть пункт выдачи заказов (ПВЗ) в своем городе и получать доход на быстро растущем рынке онлайн-торговли. Чтобы достичь успеха в данной сфере, не обязательно быть предпринимателем, и история нашего героя это доказывает.

Житель Казани Александр Харитонов начинал работать с маркетплейсом как обычный курьер. Оценив перспективы и увидев взрывной рост электронных продаж, в 2020-м наш герой открыл пункт выдачи заказов. И вот результат: среди партнеров компании в столице Татарстана Харитонов первым вышел на ежемесячный оборот в 4,5 млн рублей в одном из своих пунктов. Сегодня Александр — владелец трех ПВЗ в разных районах города и одного в Лаишево, что позволило ему существенно повысить первоначальный доход на старте.  

Самая популярная локация для открытия ПВЗ — густонаселенные спальные районы, на первом этаже многоэтажек Самая популярная локация для открытия ПВЗ — густонаселенные спальные районы, на первом этаже многоэтажек Фото предоставлено Александром Харитоновым

«Узнав от коллег, что Ozon открывает агентские пункты выдачи и ищет партнеров, я подал заявку на сайте маркетплейса, и совсем скоро со мной связался территориальный менеджер, который досконально объяснил, что и как нужно делать, — вспоминает Александр подробности старта. — Меня привлекла идея франшизы без взносов, то есть никаких роялти или паушальных взносов, как в обычной франшизе, Ozon не требует. Так как я уже работал в качестве ИП, юридическое лицо регистрировать для сотрудничества не пришлось, нужно было только подтвердить свой статус. Выбрал и согласовал с компанией помещение для ПВЗ, сделал небольшой ремонт, закупил мебель, компьютерную технику, выбирая предложения по наиболее привлекательной цене. Бренд-материалы и вывеску предоставил Ozon. Я подписал агентский договор и начал выдавать заказы».

Самая популярная локация для открытия ПВЗ — густонаселенные спальные районы, на первом этаже многоэтажек. Как говорит Александр, он понимал, что открывает не точку быстрого питания, поэтому в первую очередь обращал внимание не на проходимость места и случайный трафик, а на удобство расположения для клиентов.

Предпринимателю было важно отсутствие поблизости других пунктов выдачи Ozon — площадка следит, чтобы не было взаимной конкуренции партнеров и чтобы они не делили одних и тех же клиентов, создавая «охранную» зону вокруг каждого ПВЗ. Еще один важный момент при выборе места — доступность проезда автомобилей, возможность без проблем припарковаться, ведь многие приезжают за посылками на машине.

Первое время Александр совмещал в одном лице владельца ПВЗ и оператора выдачи заказов. По мнению предпринимателя, это полезный опыт, который позволил вникнуть в систему приема и выдачи посылок, тонкости документооборота. 

«У меня первое время было много вопросов — даже таких мелких, как правильное размещение вывески,  — говорит предприниматель. — В компании отзывчивые территориальные и бренд-менеджеры, все терпеливо объясняют, а не отсылают к инструкциям».

Наш собеседник сравнивает открытие ПВЗ с открытием собственного магазина — но плюсов у пункта выдачи заказов в качестве бизнеса, по мнению предпринимателя, намного больше Наш собеседник сравнивает открытие ПВЗ с открытием собственного магазина, но плюсов у пункта выдачи заказов в качестве бизнеса, по мнению предпринимателя, намного больше Фото предоставлено Александром Харитоновым

Первые три месяца партнеры получают двойное вознаграждение 

«Ко мне часто обращаются знакомые, говорят: „Есть деньги, могу хоть 10 ПВЗ сразу открыть“, — делится Александр. — Я советую не торопиться и расширяться постепенно: с опытом начинаешь понимать, в каких локациях открывать пункт, какой подбирать персонал, как правильно продвигаться. В первую очередь я добавляю новый ПВЗ во все геосервисы — „Яндекс Карты“, „2ГИС“, „Google Карты“. Добавляю фото: как выглядит с фасада, что находится рядом, чтобы клиентам было удобнее добираться».

Наш собеседник сравнивает открытие ПВЗ с открытием собственного магазина, но плюсов у пункта выдачи заказов в качестве бизнеса, по мнению предпринимателя, намного больше. Огромнейший из них — не нужно вкладываться в масштабную рекламу, а это серьезная расходная статья при открытии любого бизнеса. «Открыть свой пункт выдачи заказов проще, чем магазин или кофейню. Ozon — сильный раскрученный бренд, который предоставляет своим партнерам хорошую маркетинговую поддержку в виде промоматериалов и рекламы на федеральном и местном уровне. Даже представить не могу, сколько времени у меня бы ушло на привлечение аудитории, если бы я открыл обычный магазин».

Оборот ПВЗ складывается из суммарной стоимости всех выданных за месяц товаров за минусом возвратов. Последние оплачиваются отдельно. К примеру, при среднем чеке посылки в 2,5 тыс. рублей и выдаче около 40–50 заказов ежедневно доход составит порядка 130 тыс. рублей на тарифе «максимум бренда». 

«Сейчас я подумываю о том, чтобы вместо арендных помещений приобрести площади для ПВЗ в собственность. Так что если кто-то задумывается об открытии собственного пункта — решили, так делайте» «Сейчас я подумываю о том, чтобы вместо арендных помещений приобрести площади для ПВЗ в собственность. Так что если кто-то задумывается об открытии собственного пункта — решили, так делайте» Фото предоставлено Александром Харитоновым

Вознаграждение партнера зависит от выбранного тарифа. Всего их два: «точка роста», по которой вы получаете 3,5% от чистого оборота в точке, и «максимум бренда» — 4,4% от чистого оборота в точке. Друг от друга тарифы отличаются только площадью помещения — от 20 кв. м для «точки роста» и не меньше 30 кв. м для «максимум бренда». При этом абсолютно каждый партнер в первые три месяца жизни точки получает двойное вознаграждение, то есть 7% и 8,8%. 

Сейчас Александр рассматривает возможности дополнительного дохода — обслуживание постаматов Ozon. Партнеры могут подключить к своему пункту постаматы, находящиеся в их охранной зоне, и получать 2,5% от оборота каждого, используя свой ПВЗ как транзитную точку для всех посылок. 

«На первый взгляд, открытие ПВЗ Ozon выглядит как легкий пассивный бизнес, суть которого проста — ты получаешь и выдаешь посылки, — заключает Александр. — Да, тебе обеспечивают мягкий старт с лояльными условиями, например, Ozon может предоставить крайне выгодный заем для покрытия первоначальных расходов на оборудование помещения, помогает с маркетинговой стратегией для формирования трафика в точку. Но все это не снимает ответственности с предпринимателя — продвигать и развивать свой бизнес ты должен сам. Сейчас я, к примеру, подумываю о том, чтобы вместо арендных помещений приобрести площади для ПВЗ в собственность. Так что если кто-то задумывается об открытии собственного пункта — решили, так делайте. Ознакомьтесь с условиями, присмотрите помещение, подавайте в Ozon заявку, но настраивайтесь на серьезную работу. И это принесет свои плоды».

Всего у Ozon более 4,5 тыс. пунктов выдачи заказов по всей стране, однако в каждом городе есть еще возможности для открытия ПВЗ. Ozon открыл новую бизнес-нишу для предпринимателей — прибыльную франшизу с минимальными вложениями и возможностью открыться в любой точке страны.