Поиски северо-западных башкир среди местных татар, отмены концертов Элвина Грея и Фирдуса Тямаева в соседней республике, въездные стелы на границах районов РБ с названиями местных башкирских племен, недоразумение с болельщиками «Ак Барса» на матче в Уфе — это далеко не полный перечень взаимных угроз и претензий, маленьких и больших, которые слышатся в последние месяцы из столиц Татарстана и Башкортостана. Конца и края этому нет, более того, кажется, что ближе к сентябрю 2021-го, на который запланировано проведение всероссийской переписи населения, стоит ждать только эскалации конфликта. «БИЗНЕС Online» анализирует происходящее, пытаясь перейти в режим разумного диалога.
«Почему в последнее время не проводятся татарстанско-башкортостанские совместные конференции ученых? Почему перестали проходить совместные Сабантуи, культурные мероприятия?»
«Мы, ученые, должны обратиться к руководству республик»
«Мы, ученые, должны обратиться к руководству республик с требованием прекратить это. Почему в последнее время не проводятся татарстанско-башкортостанские совместные конференции ученых? Почему перестали проходить совместные Сабантуи, культурные мероприятия?» — говорил в январе на конференции Института истории им. Марджани в Актаныше один из ее участников, доктор социологии из Уфы Рушан Галлямов, фиксируя разобщенность республик даже на уровне научного сообщества. И похожие здравые мысли звучали в тот день не только из его уст. Однако само мероприятие отнюдь не было пронизано духом межнациональной дружбы и победы толерантности.
Скорее, наоборот, татарское гуманитарное научное сообщество тогда едва ли не впервые так внятно, причем внушительным коллективом, ответило на активность соседней республики в преддверии всероссийской переписи населения. Причем и место было выбрано неслучайно. Привязав тему конференции к круглым датам района и его райцентра, историки отправились в Актаныш. Этот район горячие головы из Башкортостана пытаются объявить зоной распространения пресловутого северо-западного диалекта башкирского языка, который сами жители по непросвещенности своей считают татарским.
В общем, та конференция «Историко-культурное наследие и современность Восточного Закамья» легла на благодатную почву. Увидев, что в Башкортостане якобы готовят идеологическую почву для того, чтобы часть татар «перекрестить» в башкир, Татарстан, кажется, врубил турборежим и захотел за считанные недели решить все те проблемы в этой сферы, на которые спустя рукава смотрели последние 10 лет. С тех пор ни дня без взаимных претензий, троллинга и резких выпадов — кажется, под таким девизом теперь развиваются татаро-башкирские отношения.
Заставив, в том числе людей из истеблишмента РБ, публично демонстрировать, что и на уровне властей у Татарстана и Башкортостана есть серьезные разногласия. Еще перед самым боем курантов, возвещающем о начале нового 2021 года, вице-премьер РБ Азат Бадранов (этого давнего соратника Радия Хабирова еще называют «вице-премьером Башкортостана по делам башкир») пишет в «Фейсбуке»: «Недопустимой и недружественной риторикой является заявление вице-премьера Татарстана Василя Шайхразиева о том, что он тут, в Башкортостане, „предупредил всех парней“. Во-первых, Василю Гаязовичу стоило бы озаботиться своими парнями у себя в республике, чтобы их в итоге не затаскали по судам за явный националистический дискурс…»
Напомним, что слова Бадранова стали реакцией на заявления главы «Милли шура» о том, Татарстан намерен внимательно следить за процедурой переписи в РБ и в случае чего задействовать юристов из адвокатской конторы Гульнары Сергеевой, с которой ранее был подписан соответствующий договор. А позже заявили прямо, что татарам по всей стране лучше вносить свои переписные данные в электронном виде, чтобы избежать фальсификаций, и, конечно же, это тоже был кивок в сторону Уфы. Далее два вице-премьера — Шайхразиев и Бадранов — встретились в Башкортостане, но, как оказалось, это стало только прологом дальнейших событий.
А далее пошли уже татаро-башкирские поп-войны. Элвин Грей, ставший советником главы РБ, объявил, что до конца года отменяет сольные концерты в РТ по причине «охоты на ведьм», устроенной на артиста со стороны Роспотребнадзора по РТ. Ну а затем случилась обсуждаемая уже вторую неделю отмена концерта в Башкортостане Фирдуса Тямаева с последовавшей затем активной перепалкой в соцсетях и переносом на время после сентября еще и шоу в Уфе.
В общем, есть ощущение, что татаро-башкирские «переписные разборки» вошли в новую фазу. Если до того прекрасный и успешный Татарстан с благоустроенными парками и столицей Казанью чуть свысока посматривал на усилия не такого успешного (у них забрали «Башнефть»), но пассионарного Башкортостана, которому приходится мириться с тем, что татар в республике примерно столько же, сколько и представителей титульной нации. Теперь же и Татарстан «предупредил всех парней» и готов к максимальной активности. Вот только стоит ли игра свеч?
С грустью приходится наблюдать, что для сдерживания ситуации уже не хватает усилий лидеров республик, Рустама Минниханова и Радия Хабирова, которые сделали немало публичных шагов навстречу друг другу
Татары не потеряют второе место по численности в России
Совершенно не ставя под сомнение доводы татарстанской стороны, критикующей агрессивные действия отдельных башкирских политиков и ученых, с грустью приходится наблюдать, что для сдерживания ситуации уже не хватает усилий лидеров республик, Рустама Минниханова и Хабирова, которые сделали немало публичных шагов навстречу друг другу.
Обычно мы слышим два довода, которые заставляют Татарстан активизироваться в преддверии переписи, поскольку в противном случае: 1) татары могут перестать быть второй по численности национальной группой в России; 2) татары могут сильно уменьшить свои позиции по сравнению с башкирами и русскими в Республике Башкортостан.
Сразу скажем, а на это мало кто обращает внимание, что первая из опасностей, по сути, мнимая. По итогам переписи 2010 года в России проживали более 5,3 млн татар. И занимавшие 3–5-е места украинцы (1,9 млн), башкиры (1,6 млн) и чуваши (1,4 млн) не добрались бы до такой цифры, даже если сложить численность всех этих народов. К тому же ждать, что в РФ за последние 11 лет резко выросло число украинцев, вряд ли возможно — на фоне межгосударственных распрей многие, особенно в смешанных браках, предпочтут записать себя и детей русскими. Так что у башкир даже появляется шанс на третье место по численности. Такое повышение роли тюрков было бы выгодно и татарам.
Кстати, один из главных татарских идеологов, историк и этнолог Дамир Исхаков, который одним из первых публично затрубил тревогу в связи с предстоящей переписью, еще летом 2019 года в интервью «БИЗНЕС Online» при всем при этом делал умеренно оптимистичный прогноз на ее итоги: «Конечно, довольно сложно говорить, каковы будут итоги переписи, хотя, например, демографы могут предварительно посчитать, какова будет численность татар, так как смертность и рождаемость известны. Я даже слышал, что численность татар может немного увеличиться. Думаю, так и будет на самом деле, но на большой прирост рассчитывать не можем, особенно если Башкортостан поведет себя соответствующим образом…»
В общем, с первой проблемой все более-менее понятно. Что касается национального состава РБ, то есть немало желающих, чтобы татары вновь стали второй по численности группой в Башкортостане. Последний раз такое зафиксировали по итогам еще советской переписи – 1989 — тогда среди 3,9 млн жителей БАССР были 1,12 млн татар и всего лишь 0,86 млн башкир. Во времена новой России ситуация поменялась, и наивно предполагать, что здесь обошлось без политики. В 2010-м на 4,07 млн населения РБ приходились уже 1,43 млн русских (35%), 1,17 млн башкир (29%), 1,01 млн татар (25%). Если механически прибавить татарскому населению те самые 200–250 тыс. человек, которых, по разным оценкам, якобы «украл» режим Муртазы Рахимова, то да, можно выйти на второе место. Но какой ценой и что это изменит?
По итогам переписи 2010 года в России проживали более 5,3 млн татар. И занимавшие 3–5-е места украинцы (1,9 млн), башкиры (1,6 млн) и чуваши (1,4 млн) не добрались бы до такой цифры, даже если сложить численность всех этих народов
«Представьте лицо Минниханова. У него численность татар уменьшается, что за дела?»
Почему же Татарстан так борется за каждого татарина в РБ? «А вы попробуйте встать на место наших чиновников, — говорит „БИЗНЕС Online“ все тот же Исхаков. — Между двумя последними переписями мы уже потеряли 200 тысяч человек. А так как демографическая ситуация сейчас очень плохая, если потеряем еще, у народа возникнет вопрос: куда вообще деваются татары? Власти ведь отвечают и за демографический ресурс. Представьте лицо Минниханова. У него численность татар уменьшается, что за дела? У татар и татарского класса есть прямой интерес беспокоиться о демографии».
Да, так получилось, что нынешний президент Татарстана занял этот пост именно в год предыдущей всероссийской переписи населения (2010), вот и выходит, что цифры, которые мы получим этой осенью, кем-то могут трактоваться как «результат» данного десятилетия. И, очевидно, пользуясь ситуацией, татарстанские чиновники, а также околовластные профессиональные осваиватели бюджетов буквально «атаковали» казанский Кремль, обещая взамен на щедрые финансовые вливания максимальный количественный результат.
Это можно проследить и на рынке медиа. «Татар-информ» на серьезных щах радуется, что число просмотров роликов с татарскими тегами в TikTok в несколько раз превышает аналогичные башкирские, появился даже целый интернет-ресурс, где приоритет количественной цели заявлен прямо в названии. По степени комичности это все уже напоминает кампанию за появление Казани на купюре в 200 рублей, не хватает только ростовых кукол и каких-нибудь уличных агитаторов.
Вся эта топорность позволяет башкирской стороне иронизировать свысока. Например, вот как говорит об этом уфимский политолог, руководитель аппарата Общественной палаты РБ Шамиль Валеев, входящий в команду главы республики Хабирова.
Шамиль Валеев: «Вообще не рассматриваю эпизодическое сгущение атмосферы между представителями наших братских республик в конфликтном контексте, да еще между «татарами и башкирами»
«Вообще не рассматриваю эпизодическое сгущение атмосферы между представителями наших братских республик в конфликтном контексте, да еще между „татарами и башкирами“, — рассказал „БИЗНЕС Online“ Валеев. — Это просто инфоповоды для профессиональных сгустителей слов. Таковые в Татарстане точно есть, наверное, есть и по нашу сторону реки Ык. Уже год замечаю, что за моими аккаунтами охотится таргетированная интернет-реклама, а иногда в уфимский „Фейсбук“ набегают и известные, и неизвестные мне уважаемые и средней уважаемости люди с агрессивной риторикой на грани шовинизма. Я так понял, что в Татарстане хорошо поставлен пропагандистский интернет-бизнес. Как я думаю, он работает волнами, по мере финансирования интернет-активности. Сейчас вот начали трепать дизайн и конструкцию въездных стел на границах районов или райцентров Башкортостана, которые год уже стоят».
Кроме того, Валеев говорит, что ощущает «пассионарный подъем в среде этноозабоченной интеллигенции нашей братской республики». По словам нашего собеседника, тут «удивительным образом сошлись два комсомола — и теплая ламповая молодежь 1970-х, и резкая цифровая молодежь 2010-х, в принципе, я такое уже видел во времена перестройки».
Исхаков, кроме того, подчеркивает, что властями Башкортостана недовольны сегодня и многие националистически настроенные башкиры. Часть из них уже объявили экстремистами (организация «Башкорт»), кого-то просто оставили не у дел, заменив в официальных структурах на чиновников. Вот и получается, что нынешние конфликты льют воду на мельницу чиновников и национал-радикалов. Одним нужно освоить бюджеты и отчитаться, другим — придать себе больше значимости. Но в интересах ли это татарской нации — серьезный вопрос.
При этом, конечно, у всей нынешней ситуации есть и объективные причины. Ее истоки находят обычно еще в конце 1980-х, когда происходит башкортизация местных элит, ярко проявившаяся в эпоху правления Рахимова, перегибы которой сегодня признают даже в Уфе. Говорят, башкирский лидер не простил соседям, когда в Казани в его присутствии Владимира Путина спросили: «А вы знаете, как тяжело быть татарином в Башкортостане?» Но Рахимов не у руля в РБ еще с лета 2010-го…
«Самих башкир в Башкортостане, этнических, не более 15 процентов. И башкирская элита считает, что это угроза существованию республики, их слишком мало. Потому они стараются максимально повысить процент башкир»
Этнолог Исхаков уверен, что у властей соседней республики есть четкая стратегия в отношении всероссийской переписи населения и этому есть очевидное объяснение: «Самих башкир в Башкортостане, этнических, не более 15 процентов. Это и результаты опроса показали, опрашивали родителей, чтобы узнать, сколько из них хотят обучать своих детей на башкирском, как раз такой процент и возник. И башкирская элита считает, что это угроза существованию республики, их слишком мало. Потому они стараются максимально повысить процент башкир».
И как реагировать на это Татарстану? Может быть, в чем-то и уступить? На правах сильного.
По словам Валеева, Татарстан и Башкортостан — это не близнецы, а двойняшки, которые могут себе позволить быть разными и проживать разные периоды внутреннего взросления: «Мои двойняшки, кстати, — примерно как Башкортостан с Татарстаном: неуловимо похожие, так же различные, интроверт и экстраверт, мобильный и сосредоточенный. Например, пассионарность в РТ по отношению к ВПН-2020 при взгляде отсюда немного напоминает наши бабайские времена ВПН 2002 года, когда шла некая административная мобилизация и продразверстка. К счастью, прошло два десятилетия, мы свои уроки извлекли, этнократический режим остался в прошлом, к сожалению, вместе с „нефтянкой“».
Глава аппарата ОП РБ обращает внимание и на еще один важный момент, характеризующий наличие некоторой обиды на соседей, по его мнению, о Башкортостане, правах и потребностях башкортостанских татар в братской республике вспоминают периодически, от переписи к переписи: «В остальное время территория Башкортостана — нечто вроде чулана с ресурсами, например человеческими, где всегда можно черпать талантливые кадры или найти рынок. Или, применяя более современную метафору, powerbank для подзарядки татарстанского телефона. В этом взгляде на Восток через плечо есть какая-то глобальная несправедливость и снисходительность, что ли». Но, считает Валеев, время изменилось: «И уже нет никакой возможности находиться головой в Казани, а остальными частями тела — в Уфе. При всей любви и уважении у нас — своя республика, не такая пока нарядная, свой столетний проект, свои культурные коды. И больше нет возможности быть инкубатором талантов или powerbank для соседских элит».
Еще можно вспомнить, что глава РБ Хабиров — человек, много лет входивший в команду Рахимова (с чьим именем связаны самые темные времена татаро-башкирских отношений), причем отнюдь не в качестве мелкого клерка
Сосредоточиться на общих угрозах
Конечно, политолога Валеева или его шефа по Общественной палате РБ Ростислава Мурзагулова, давшего важное интервью «БИЗНЕС Online», можно заподозрить и в некотором лукавстве. И тот, и другой говорят, что властям Башкортостана в общем нет большого дела до соотношения татар и башкир в республике. Однако дела говорят об обратном — и тот же северо-западный диалект башкирского языка сам себя не раскручивает. На каких-то нестыковках наших коллег из братской республики можно ловить, если иметь на то большое желание. А еще можно вспомнить, что глава РБ Хабиров — человек, много лет входивший в команду Рахимова (с чьим именем связаны самые темные времена татаро-башкирских отношений), причем отнюдь не в качестве мелкого клерка.
Очевидно, что наши соседи выбрали, вполне возможно, что с подачи опытного пиарщика Мурзагулова, вот этот самый отстраненно ироничный стиль в качестве публичной реакции на все происходящее в отношениях с Татарстаном. И надо сказать, что на фоне предельной серьезности некоторых татарстанских деятелей такая реакция выглядит вполне информационно выигрышной. При этом кажется совершенно ясным, что сдавать позиции Башкортостан не собирается, разве только вынужденно, как в хоккейном дерби.
Но эта дорога ни к чему хорошему не приведет. Вместо того чтобы накапливать счет обид, нужно проявить эмпатию. Политикам, идеологам, да и просто комментаторам «БИЗНЕС Online». Эмпатия — осознанное сопереживание эмоциональному состоянию других людей, умение выразить сострадание и поставить себя на место другого. Тогда многое в поведении наших соседей станет гораздо более понятным.
29% башкир, согласно предыдущей всероссийской переписи населения, живущих в соседней республике, очевидно, в гораздо большей степени, чем татары в Татарстане, ощущают дух глобализации и ассимиляции, готовых стереть их в порошок с карты мира. Это чувство приближения смерти, быть может, и есть одна из причин яркой пассионарности, свойственной нашим соседям. Для них такой колокол, который звонит и по татарам, звучит громче. Да, сегодня татар больше, чем, к примеру, финнов. Но в том-то и суть, что дело не в количестве. Совсем не в нем. Можно гордиться миллионами в переписи и через пару-тройку поколений остаться без носителей языка. Национальной литературы не станет, кажется, даже раньше. И так далее.
Власти Татарстана говорили о том, что итоги переписи, мол, важны для принятия потом решений — сколько учебников издавать, где нужны национальные школы. Как будто итоги предыдущих переписей что-то поменяли. Но даже если так, надо ли Татарстану устраивать с Башкортостаном дележку скудного пирога? Не лучше ли, объединившись, ставить вопрос об увеличении этого «пирога», т. е. о выполнении соответствующих конституционных гарантий?
Татарам в качестве «старшего брата» надо не бравировать общественными пространствами или «Татнефтью», которую (пока еще) не забрали федералы, а как раз находить в себе смелость подать первым руку, чтобы объединяться на базе солидарности малых народов. И даже в отношении переписи главная задача Татарстана не должна формулироваться, как «не дадим в обиду ни одного соплеменника в Башкортостане». Это путь как раз к этим самым обидам. Не стесняйся записаться тем, кто ты есть! Вот этот посыл должен быть в приоритете, чтобы удмурт, мариец или мордвин под угрозой ассимиляции понимал, как важно сохранить свой этнос. Татарстан и Башкортостан — самые мощные национальные республики. Кому еще культивировать саму идею многонациональности нашей страны? Кажется, все понимают, что без нее России как тысячелетней цивилизации нет. Но на самом деле есть и другие мнения о том, как «обустроить» татар, башкир и прочие нации так, чтобы их со временем не стало.
Общие вызовы и интересы (не превратиться в «сувенирные» народы) могут и должны стать той платформой, на которой татарам и башкирам уже точно будет нечего делить, споря о национальной принадлежности Мустая Карима или предков Минтимера Шаймиева или срывая с себя толстовку с изображением карты соседней республики. А мелкие «драчки» все больше выглядят, как выяснение отношений между пассажирами «Титаника». Татары и башкиры не просто братья. Мы в одной лодке.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1111
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.