«Это тренд, но все забыли, что для нас важна круглогодичность», — давали советы начинающему бизнесу опытные владельцы «гламурных кемпингов» страны. За полтора месяца они бесплатно «прокачают» татарстанские команды — 10 проектов собираются открыться в республике уже этим летом. О том, как монетизировать природный капитал на животных, долго ли окупается модный глэмпинг и за что Татарстан хвалили на федеральном уровне, — в материале «БИЗНЕС Online».
Актовый зал Национальной библиотеки РТ сегодня собрал более 100 начинающих глэмпиньеров республики и экспертов экотуризма. В течение полутора месяцев в Татарстане будет проходить образовательная акселерационная программа по развитию экотуризма и объектов отдыха под названием «Глэмпинг бизнес»
Бок о бок с глэмпиньерами: 1,5 месяца, 16 лекций онлайн и сопровождение проектов
Актовый зал Национальной библиотеки РТ сегодня собрал более 100 начинающих глэмпиньеров республики и экспертов экотуризма. В течение полутора месяцев в Татарстане будет проходить образовательная акселерационная программа по развитию экотуризма и объектов отдыха под названием «Глэмпинг бизнес». Она поможет предпринимателям открыть свое дело, получить навыки в области туризма на природных территориях и управления глэмпингами. Организовала программу дирекция по развитию природных территорий и экотуризма фонда «Институт развития городов РТ», курирует который помощник президента РТ Наталия Фишман-Бекмамбетова.
Дирекция по развитию природных территорий и экотуризма была создана на базе рабочей группы по развитию туристско-рекреационных кластеров в РТ. В 2020 году эта команда курировала два татарстанских проекта — экокластер «Зеркала Татарстана» (ТРК «Высокогорский») и экокурорт «Дингез – Море Татарстана» (ТРК «Камское Устье»), которые стали победителями всероссийского конкурса по созданию туристско-рекреационных кластеров и развитию экотуризма. Также в РТ разрабатывают республиканскую программу развития экологического и природного туризма до 2025 года.
Руководителем дирекции по развитию природных территорий и экотуризма является Оксана Саргина.
Открывая мероприятие, Фишман-Бекмамбетова отметила, что президент РТ Рустам Минниханов определил развитие экотуризма как приоритетное направление. «Нам очень важно, чтобы нашим гражданам было где отдыхать — при этом отдыхать качественно, доступно и на природе, — подчеркнула она, выступая со сцены. — Начинается важнейший этап — работа с предпринимателями. Раньше все-таки мы действовали по какому принципу: создаем инфраструктуру, и предприниматели должны в нее встроиться, если у них есть желание. Сейчас мы понимаем, что работаем вместе с вами, что вы наши ключевые партнеры. Без вас любые территории, как бы мы их ни обустраивали, жить не могут и не будут».
Напомним, президент РТ в начале марта дал три месяца на создание в республике программы по развитию сети роскошных кемпингов. И, по сути, старт программы обучения — логичное продолжение данного поручения. Стоит задача создать в Татарстане новый туристический продукт, указал руководитель госкомитета РТ по туризму Сергей Иванов — за пределами городов, на природных территориях, в красивых локациях, с максимальным комфортом и интересным наполнением. «Чтобы в первую очередь жители нашей республики могли им воспользоваться. Ну и, конечно, мы смотрим дальше и хотим, чтобы в те глэмпинги, те места, которые будут создаваться на территории РТ, приезжали туристы из России, и вполне возможно, в обозримом будущем мы сюда сможем привлечь и гостей из-за рубежа», — замахнулся Иванов.
Буквально за неделю со дня объявления образовательной программы в адрес дирекции по экотуризму поступило около 400 заявок от желающих бесплатно обучиться. В итоге 100 из них стали слушателями курсов и еще 10 проектов отобрали на трекинг-сопровождение — их запустят уже в этом году.
Как стало известно «БИЗНЕС Online», глэмпинги откроются в Лаишевском, Зеленодольском, Мамадышском, Алексеевском, Рыбно-Слободском, Пестречинском и Верхнеуслонском районах. Судя по названиям, их тематика и наполнение уже ясны: «Семрук», «Кургузинская лощина», «Татарленд», «Высота», VOLGA VILLAGE, «Милли Утырау», Halal Resort, экокурортный комплекс «Заречье» и Uslon Camp. Деталей пока не раскрывают. Как отметила руководитель дирекции по развитию природных территорий и экотуризма Оксана Саргина, отбор прошли проекты уже с наличием земельного участка в аренде или собственности, а также с деньгами на реализацию. Строительно-монтажные работы должны начаться в июне. Параллельно участников ждет серия индивидуальных консультаций с экспертами в маркетинге и продажах, групповые сессии по разбору кейсов и передаче наработок с действующими глэмпельерами.
Обучение будет не только на тему глэмпингов, которая вынесена в само название программы. Понятие трактуют в дирекции довольно широко. «Мы старались говорить обо всех типах и видах некапитальных объектов и сооружений. Это и кемпинги, и модульные дома, и тип A-frame», — пояснила Саргина.
Мы понимаем, что любая кемпинг-зона в последующем может трансформироваться в масштабный проект на природе. Глэмпинг — это особый вид отдыха, который ориентирован на экологичность, бережное отношение к окружающей среде, в этом смысле сами глэмпинги несут и экопросветительскую составляющую.
«Важная составляющая — круглогодичность»
Курирует развитие экотуризма в России агентство стратегических инициатив по развитию новых проектов (АСИ). Заместитель гендиректора ведомства Ольга Захарова, выступившая по видеосвязи, напомнила, что в Татарстане создаются два туристско-рекреационных кластера — это проекты «Камское Устье» и «Зеркала Татарстана». И сегодня республика — первый регион, запускающий акселерационную программу по экологическому туризму и продвигающий ее на уровне правительства. «Вам огромный поклон и большое спасибо. Если бизнес не чувствует поддержки со стороны правительства, к сожалению, никогда ничего не получится. Может быть бесконечное количество федеральных мер поддержки. Но если не заинтересован регион, президент, лидеры и команда, результата не выйдет», — подчеркнула Захарова.
Еще не все регионы понимают ценность экотуризма. Как следствие, доходы от указанной отрасли в нашей стране также пока мизерные: по данным АСИ, это $0,4 млрд в год. Вместе с тем в Америке на экотуризме зарабатывают до $20 миллиардов
Захарова также отметила, что количество посетителей особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в России еще слишком мало по сравнению с другими странами. Так, в США ежегодно такие места посещают 318 млн человек. На втором месте Австралия — там 60 млн туристов. В РФ же заповедники посещают только 9 млн человек. При этом наша страна занимает первое место по площади ООПТ в мире. И лишь 12% россиян за последние четыре года были в нацпарках, заповедниках или заказниках. Еще не все регионы понимают ценность экотуризма. Как следствие, доходы от указанной отрасли в нашей стране также пока мизерные: по данным АСИ, это $0,4 млрд в год. Вместе с тем в Америке на экотуризме зарабатывают до $20 миллиардов.
$27 тыс. в год приносит в национальном парке Кении только одна особь льва как объект показа. Это говорит о том, что если и мы научимся монетизировать природный капитал, а не зарабатывать на браконьерстве, то на самом деле можем увидеть огромную монетизацию. Кроме того, цивилизованный туризм — элемент сохранения природных территорий.
Предпринимателей, решившихся открыть бизнес в этой сфере, она назвала отчаянными. «Тот путь, который у вас сейчас, конечно, ужасный. Высокая стоимость заемных средств, есть сложности с получением земельных участков. Путь, который вы проходите, никому не пожелаешь. Самая значительная проблема — с землей. Поэтому в акселерационной программе, которую осуществляет правительство Татарстана, большое количество проекций уделено земельным вопросам. То, что сейчас делается, позволит вам выбрать правильный земельный участок, сопроводить предпринимателя в ручном режиме, создать систему, которая позволит двигаться безболезненно в данном направлении», — отметила Захарова. Спикер также рассказала, что создание базовой инфраструктуры в виде канализации, водоснабжения и электричества должно взять на себя государство, а предприниматель обязан обеспечить качество услуг и сервиса для туриста.
В числе проблем спикер назвала также налоговую нагрузку и нехватку квалифицированных кадров. По словам Захаровой, готовится федеральный проект по туризму, который предусматривает господдержку. Она все же посоветовала не гнаться за деньгами, а сначала вникнуть в свой бизнес-план и проект и только после этого пользоваться грантами. В качестве практических рекомендаций спикер предложила глэмпиньерам ориентироваться на видовые точки и близкое расположение достопримечательностей. А домики строить на платформе, а не на земле. В интерьерах лучше использовать светлые тона, окна в пол, спроектировать террасы. «Вам предстоит сделать не просто глэмпинг, а целый комплексный турпродукт, в котором важная составляющая — круглогодичность. Все мы слышим, что это тренд, но все забыли, что важна круглогодичность. Да, удобно его построить где-нибудь в Сочи или Краснодаре, где тепло — но это еще не вся Россия», — сказала Захарова и добавила, что в бизнес-модель нужно заложить и деньги на ремонт спустя 2–3 года после открытия.
По оценке президента ассоциации глэмпингов России Жанны Кира, к августу 2021 года в РФ будет 330 глэмпингов — и это большой рост. В 2017-м их насчитывалось всего 16!
«Мы предлагаем возродить все наши базы отдыха»
По оценке президента ассоциации глэмпингов России Жанны Кира, к августу 2021 года в России будет 330 глэмпингов — и это большой рост. В 2017-м их насчитывалось всего 16! По сравнению с экоотелями и турбазами, которые окупаются в течение 10 лет, глэмпинг можно окупить за 2–3 года, считает Кира. В тренде будут научные глэмпинги, дома на природе по типу коворкингов или хостелов. Сетевые глэмпинги по франшизе она советует не строить, т. к. данный отдых должен быть персонифицирован: каждая территория уникальна.
Сейчас мы разрабатываем ГОСТы для глэмпинга. Они будут являться каркасом качества, ниже которого опускаться нельзя. На данный каркас предприниматели начнут нанизывать характер своего глэмпинга. Я настаиваю на том, чтобы все глэмпинги Татарстана носили вашу айдентику, характер республики — если к вам станут приезжать зарубежные гости, здорово, что они будут чувствовать вашу культуру.
Главная задача созданной дирекции по экотуризму в Татарстане — сделать природные территории доступными благодаря современным объектам отдыха на природе. По словам Саргиной, в двух экокластерах республики уже разработаны «коробочные» решения для инвесторов, определены земельные участки.
«Понимаем, что основная боль для предпринимателей — это земля. Как получить, как оформить, найти. Мы запустили большую работу по созданию реестра земельных участков с высоким рекреационным потенциалом. Сюда войдут базы отдыха. Предлагаем возродить все наши базы, так как уже существуют коммуникации и дороги, чтобы предприниматели могли реновировать их и предлагать там новые услуги», — напомнила Саргина и уточнила, что инвентаризация участков еще не завершена.
Какими активностями наполнить глэмпинги, решают и с местными жителями на основе их запросов. Так, в этом сезоне на природе проведут гастровечеринки и кинопросмотры. Население также интересуют экотерапевтические практики, медитации, йога и другие направления, связанные со здоровым образом жизни. На всех путях — от идеи до реализации — дирекция будет сопровождать проект, отметила Саргина.
«Мы будем предоставлять практически готовые решения с разработанными архитектурными концепциями, рассчитанными финансово-экономическими моделями, инструкциями, правилами управления, методическими рекомендациями на тему того, как построить нестандартный объект отдыха. Например, если вы хотите построить объект на воде или на сложном рельефе», — сказала спикер.
Наставниками участников акселерационной программы станут эксперт по въездному туризму Дарья Шамрай, разработчик городских и федеральных проектов в области туризма и развития территорий Антонина Дорогова, эксперт по маркетинговым коммуникациям в travel-проектах и эксперт ассоциации глэмпингов России Ася Репрева, генеральный директор студии «Mossa. Брендинг и дизайн» Игорь Булыгин, основатель агентства маркетинговых коммуникаций для глэмпингов Lifestyle Camping Ольга Майкопова. Они проведут пять индивидуальных консультаций по развитию каждого проекта. По итогам программы 8 июня участникам проектов предстоит их защитить перед экспертами на питчинг-сессии.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 43
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.