РФ ВОТ-ВОТ ВСТУПИТ В ВТО

На открывшейся вчера в Казани XIII международной специализированной выставке "Энергетика. Ресурсосбережение" свою продукцию, проекты и технологии в области энергетики, энергоресурсоэффективности и энергосбережения представили более 135 компаний. По словам открывшего выставку премьера РТ Ильдара Халикова, она отличается от прочих тем, что РФ вот-вот вступит в ВТО. И чтобы быть и оставаться лидерами на рынке, необходимо «иметь энергоэффективность такую же, как и у наших конкурентов».

На самой выставке российские компании из более чем 30 регионов показали и рассказали о том, с какими энергоэффективными технологиями страна идет в ВТО. А зарубежные компании, давно вступившие туда, поделились своими проектами.

Пользуясь случаем, корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовался у представителей компаний перспективами энергосберегающего рынка. Собственно, появился ли уже спрос на недешевые, но экономные и «чистые» технологии?

КОТЛЫ НА БИОТОПЛИВЕ И ГАЗИФИКАЦИЯ СЕЛА РТ

Рамиль Биглов из альметьевской компании ООО «Виста», поставляющей котлы на биотопливе, честно признался нам, что хотя спрос на их продукцию потихоньку растет, в РТ проникновению таких котлов помешала… повальная газификация татарстанских деревень. «Если сравнивать с газовыми котлами, то газовые, конечно, эффективнее. Но ведь не везде есть газ. И мы сегодня не только в Альметьевске присутствуем. В Пензенской области, в Ярославской, в Чувашии, в Ульяновске устанавливаем котлы. Спрос растет». Особенно он вырастает, заметил Биглов, когда выезжаешь из Татарстана в Кировскую область: там, где газа нет, подобным котлам как раз и находится применение.

ПОКА ГАЗ ДЕШЕВЫЙ – СОЛНЕЧНАЯ ЭНЕРГИЯ НЕ НУЖНА

Газификация и дешевизна газа мешают завоевывать рынок инновационными товарами и компании Buderus, входящей в группу компаний Bosch. Региональный директор Рустем Гильмутдинов, рассказав корреспонденту «БИЗНЕС Online» о своих инновационных продуктах, отметил, что пока в РТ большим спросом пользуются не самые инновационные продукты компании: бытовое оборудование, настенные и напольные котлы для коттеджей, радиаторы. Установлены они не только в отдельных частных домах, но и в гостиницах «Корстон», «Мариотт Казань» и даже в министерстве сельского хозяйства. А вот самые инновационные разработки спроса пока в республики не находят.

«В Россию мы завозим и солнечные коллекторы, и тепловые насосы, и конденсационную технику, но широкого потребления нет – газ достаточно дешевый. Тогда как за рубежом солнечная энергия, как и тепловые насосы (пользующихся теплом земных недр), пользуются все большим спросом. Солнечные коллекторы в России пользуются меньшим спросом, чем в Европе, возможно и потому, что в европейских странах существуют госпрограммы, поддерживающие их использование. Кто использует солнечный коллектор – получает дотацию от государства».

На невысоком спросе, уверяет Гильмутдинов, сказывается и то, что, хотя установка нетрадиционных котельных и ненамного дороже газовых, поначалу реальную экономию заметить нелегко.

IMG_7655.jpg

«ПАЛЕНЫЕ» СВЕТОДИОДЫ МЕШАЮТ НОРМАЛЬНЫМ РАЗРАБОТЧИКАМ

Не очень успешны пока продажи на республиканском рынке и ООО «Экосвет» - официального партнера одного из российских лидеров по производству диодного освещения LEDEL. Компания существует на рынке более четырех лет, сами разработки светодиодного энергосберегающего освещения начала более 7 лет назад. По словам представителя компании Тимура Мингалеева, в 2010 году выпустили около 100 тыс. светильников, заняв 20% рынка РФ. В 2011 году планируют выйти на 250 тыс. светильников.

«Я думаю, эти цифры говорят о спросе. Ведь сверхяркие диоды появились четыре года назад в массовом распространении. А первые тестовые образцы были 5 - 6 лет назад. Массовые продажи начались в последние годы. Просто потому, что лампы, существовавшие до сверхярких диодов, не позволяли добиться хорошей светоотдачи и были экономически не выгодны», - рассказал Мингалеев.

Почему продажи компании в РТ пока идут не быстро, он не знает. Но замечает, что, помимо уважаемых компаний, сейчас на рынке много и недобросовестных производителей. При так называемой «гаражной сборке» конструкция светильника не продумана. В результате это подрывает репутацию вообще всего рынка светодиодного освещения.

«РУКИ ДО СИХ ПОР НЕ ДОХОДИЛИ ПРИДУМАТЬ ЧТО-ТО НОВОЕ»

Любопытным оказался проект под «крышей» ОАО «Сетевая компания РТ» - цифровая подстанция. По словам Сергея Сидорова - гендиректора компании ЗАО «Профотек», «Сетевая компания» была идеологом и изначальным инициатором проекта.

«Татарстан – вообще одна из самых прогрессивных республик в стране. Она вкладывает в инновации и каким-то образом их реализует», - с уважением заметил глава компании-разработчика. Впрочем, помимо «Сетевой», над проектом работало еще три компании. «Профотек» поставил волоконно-оптические датчики напряжения, электронный блок обработки данных. Оборудование релейной защиты разработала чувашская компания «ЭКРА». Контроллер присоединения – питерская «ЭнергопромАвтоматизации». Благодаря «альянсу четырех республик» удалось создать цифровую подстанцию, которая в разы меньше «аналоговых».

«Если говорить об аналогичных трансформаторах, которые сегодня используются на подстанциях – это огромная штука 2,5 - 3 метра высотой, а то и 4 - 5 метров! Почти тонной весом. Их тяжело обслуживать», - объясняет Сидоров. Второе отличие цифровой подстанции – безопасность технологии. Здесь нет маслонаполнителя, используется волоконно-оптическая технология, которая и пожаробезопасна, и взрывобезопасна.

«Сегодня у нас какое оборудование? Чудовищного вида шкафы, разработанные еще во времена довоенной Германии, и мы эту технологию пока используем – видимо, руки до сих пор не доходили придумать что-то новое», - объясняет Сидоров. До сих пор, уверяет он, сетевые компании тратили огромные средства на НИОКР, но «под одной крышей» объединять компании не получалось. О спросе на цифровые подстанции, впрочем, Сидоров не распространяется. Несмотря на то что «Сетевая компания» РТ - инициатор, контракт с ней пока не заключен.

СХЕМУ ОЧИСТКИ ВОДЫ ТЭЦ-2 1936 ГОДА - ПОМЕНЯЮТ

ОАО «Генерирующая компания» РТ представила на выставке сразу два своих масштабных проекта – в виде макетов. Во-первых, это проект химводоочистки казанской ТЭЦ-2, который реализовывался в два этапа. Первый этап закончен в 2010 году, второй компания планирует завершить до конца нынешнего года. Проект, по словам Артема Филимонова - начальника ПТО филиала Казанской ТЭЦ-2, позволит снизить себестоимость производства обессоленной воды – с 40 до 25 рублей за кубометр. Но главное, уверяют в компании, - экологический аспект. Проект новый и один из крупнейших по очистке воды в РФ. И подобной схемы очистки, по словам Филимонова, в РФ вообще нет.

Главная инновация в том, что если в традиционной энергетике используется ионный обмен для очистки воды, то в проекте «Генерирующей компании» РТ – мембранные способы очистки. Нужда в недешевом проекте (суммы инвестиций не называются) возникла потому, что существующая схема очистки, установленная еще в 1936 году, не экономична, не эффективна и требует больших расходов химреагентов – кислоты, щелочи, извести. Отсюда – большие сбросы идут в водоемы. Отсюда – загрязнение окружающей среды. После внедрения нового проекта в водоемы компания будет сбрасывать воду, очищенную до предельных уровней концентрации веществ рыбохозяйственных водоемов.

Второй проект компании – строительство в 2012 году на той же казанской ТЭЦ-2 парогазовых установок, состоящих из двух блоков, общей мощностью 220 мегаватт. Тепловая мощность – 140 мегаватт. Установки позволят увеличить мощность ТЭЦ более чем в 2 раза и при этом снизить выбросы в атмосферу. Но главное, значительно – на 30% - уменьшить дефицит казанского энергорайона. Сейчас идет подготовка площадки. Первый блок планируется открыть в 2014 году, второй – в 2015. Срок окупаемости проекта – 11 лет. Сумму инвестиций компания также не называет, но отмечает, что проект потребует «больших капиталовложений».

На стенде группы компаний «Инвэнт» корреспонденту «БИЗНЕС Online» рассказали об уже реализующейся продукции. К примеру, «Таткабель» производит единственный в РФ кабель на 330/220 киловольт, и 110 киловольт с сечением больше 1300 кв.мм. Как результат – соглашения компании с крупнейшими энергокомпаниями страны. В настоящее время «Инвэнт» поставляет кабели в холдинг МРСК, "Воронежэнерго" и "Башэнергохолдинг".

«ЗЕЛЕНЫЕ» ГОРОДА СКАНДИНАВИИ

Один из любопытнейших стендов представили шведы. По словам представителя шведского посольства в РФ Екатерины Алексеевой, на одной платформе Simbio City собралось сразу несколько компаний, занимающихся разработкой и производством энергосберегающих и чистых технологий. Сейчас представители компаний ведут переговоры с республиканскими компаниями и собираются расширить сферу своих интересов, в том числе и за счет рынка РТ.

«В Швеции вопросом энергосбережения занимаются очень давно, - рассказала газете «БИЗНЕС Online» Алексеева. – Сама платформа имеет более чем 30-летнюю историю. А термин появился около 20 лет назад и означает развитие городов на основании симбиоза между различными компаниями, представляющими разные сферы деятельности, – для того, чтобы максимально в интересах города сохранять энергию и беречь экологию».

В рамках платформы Simbio City, к примеру, была представлена и компания Sustainable Småland. Смоланд – область на юге Швеции с центром в городе Векше. Именно Векше, по словам Алексеевой, можно считать самым зеленым городом в Европе. Вся деятельность города основана на «зеленых технологиях». Сама компания Sustainable Småland тоже неоднородна, ее платформа объединяет 9 различных компаний, взаимодействующих между собой: это и водоочистка, и биоэнергетика, и энергоэффективность домов.

В РФ перспективы подобных платформ, несмотря на потенциальную заинтересованность, все же, наверное, далеки. Главный вопрос, который встает перед потенциальными республиканскими заказчиками, – стоимость первоначального внедрения «зеленых» технологий. Российские партнеры боятся, с сожалением отмечает Алексеева, что первоначальные затраты превысят конечную экономию. Именно поэтому шведы представляют на рынках РФ программы лизинга и возможность бесплатного использования оборудования – клиент может установить ту или иную технологию и произвести оплату только тогда, когда поймет, что она реально работает.