Два с половиной года длилась уголовная тяжба бывшего шефа республиканского УБОП Ильнара Залялова, а также его младшего брата Динара и закончилась для них полным фиаско. Суд признал их виновными в мошенничестве. По версии СКР и ФСБ, братья получили 25 млн рублей за свободу от предполагаемых лидеров ОПГ «Тукаевские», которых и разрабатывали борцы с оргпреступностью. На двоих братья получили 16 лет колонии: Ильнар — строгий режим, Динар — общий. О том, как «Тукаевские» «отправили» братьев в тюрьму, — в материале «БИЗНЕС Online».
Ильнара Залялова приговорили к 10 годам колонии строгого режима со штрафом в 15 млн рублей и лишением права работать в правоохранительных органах сроком на 10 лет. Динару Залялову суд дал 6 лет колонии общего режима
25 млн за свободу «Тукаевских»
Последние дни суда над братьями Ильнаром и Динаром Заляловыми прошли по совершенно нестандартному сценарию и без какого-либо внимания прессы. Финишная прямая громкого процесса выпала на траурную неделю в Казани — столица Татарстана была в шоке от нападения на гимназию №175. В среду Динар выступил с последним словом, заявив в очередной раз, что ни в чем вину не признает. Процесс, казалось бы, завершился, но вдруг выяснилось, что сроки содержания под стражей для братьев истекли, и если не продлить им арест, то придется выпускать обвиняемых на свободу до вступления приговора в законную силу.
Ильнар Залялов первую серьезную должность во внутренних органах занял еще в 2011 году. Тогда его назначили начальником отдела по борьбе с оргпреступностью Приволжского, Пестречинского и Лаишевского районов. Через три года он возглавил республиканское управление БОП. Женат Залялов-старший на приемной дочери одного из лидеров ОПГ «Тукаевские» Анатолия Агрбы. Последний — в международном розыске, но во время судебного следствия смог письменно дать свидетельские показания.
В суд были экстренно вызваны дежурные адвокаты, судебное следствие пришлось возобновить. Этот момент стал настоящей точкой кипения для Заляловых: они активно возмущались, носились по клетке суда и нервно реагировали практически на каждое слово, произнесенное извне решетки. Арест тем не менее продлили, заседание перенеслось на следующий день.
В четверг, 13 мая, напряжение стихло, но оглашение приговора растянулось на весь день: согласно нормам УПК, после возобновления судебного следствия необходимо было повторить прения и огласить последнее слово подсудимых. Гособвинитель по делу Заляловых — Рустем Гатауллин. Он вновь выступил с короткой речью, в которой заявил, что на основании материалов, представленных суду следствием, приходит к выводу о виновности каждого из братьев. В частности, это мошенничество на 25 млн рублей, за которые Заляловы, как уверяло следствие, обещали освободить из СИЗО предполагаемых лидеров ОПГ «Тукаевские» Геннадия Кирилова и Наиля Шайхутдинова. В околокриминальных кругах их называют Геной и Нельсоном. Сейчас оба также проходят по делу о бандитизме. Кроме того, Ильнара Залялова обвиняли и во взятке в 500 тыс. рублей, которые он получил от тех же «Тукаевских».
По версии следствия, в 2014 году Залялов-старший обратился к тестю, одному из лидеров ОПГ «Тукаевские» Агрбе, с просьбой организовать встречу с Геной и Нельсоном. На следующий день это свершилось — в кофейне на улице Дзержинского, недалеко от здания центрального аппарата МВД по РТ. Однако в суде подозреваемые утверждают, что той встречи не было. Тем не менее следствие и суд установили, что Залялов пообещал оказать общее покровительство и не привлекать к уголовной ответственности за деятельность в составе ОПГ лидеров «Тукаевских». За это он попросил деньги и стройматериалы на общую сумму 500 тыс. рублей. В это самое время Залялов строил семейный особняк под Казанью.
Агрба же заявлял, что его зять выполнял лишь его поручения, что стройматериалы нужны были именно ему, а главный убоповец лишь перевез их к нему. Никаких обещаний «крышевания», мол, не было.
В 2017 году Кирилова и Шайхутдинова задержали за вымогательства. Оба угодили в СИЗО. Оперативниками были подчиненные самого Залялова. В конце октября 2017-го Динар Залялов в «Сувар Плазе» встретился со знакомым арестованных, сотрудником МЧС, и заявил, что может решить вопрос со следователями ГСУ МВД по РТ за 25 млн рублей. Тот согласился. По версии следствия, все это проходило под контролем Залялова-старшего, причем вся схема изначально была обманом — никому передавать деньги братья не собирались.
В том же году Динар Залялов заявил ключевому свидетелю по делу, что провернуть схему не получится. Одна из встреч проводилась под запись оперативников. Однако фигуранты утверждают, что это было сделано незаконно. Сотрудник МЧС, естественно, потребовал всю сумму назад. Динар смог вернуть лишь 17 млн рублей. Еще 8 млн якобы «растворилось» в структурах МВД. Долг Залялов обещал выплатить из своего кармана. Этого не произошло, после чего знакомый лидеров ОПГ и пошел в ФСБ с заявлением о мошенничестве.
Сами братья на протяжении двух с половиной лет шли в отказную — «денег не видели, ничего не было, все сфабриковано»
«Они оговаривали меня, считали, что, когда меня арестуют, их отпустят»
Ильнару и Динару запросили 12 лет колонии строгого режима и 6 лет общего соответственно. С экс-главы УБОП еще и потребовали выплатить штраф в размере 15 млн рублей. Сами братья на протяжении двух с половиной лет шли в отказную — «денег не видели, ничего не было, все сфабриковано». Главное, чем они пытались парировать обвинение, — нарушения в оперативно-разыскной деятельности сотрудников ФСБ. Те, как уверял Ильнар, действовали с нарушением норм УПК. То же самое твердил и его адвокат Марат Заляев. Перечисление всех предполагаемых нарушений разместилось на 200 листах адвокатской речи.
Суд самостоятельно разобраться в таких тонкостях не мог. Поэтому для дачи пояснений был вызван непосредственный участник задержания братьев и проведения ОРД — оперативник отдела «М» УФСБ по РТ, который прошелся по каждому пункту ходатайства Ильнара, в результате чего судья не стал приобщать к делу «мнимые» сведения о нарушениях. К слову, федеральный судья Ринат Камалов во время оглашения приговора сказал, что «нарушения, о которых заявляли подсудимые, никак не влияют на уголовное дело». Этим утверждениям, которые Ильнар и адвокат зачитывали два дня, в приговоре уделили одно предложение.
Ильнар после отклонения ходатайства перешел немного в другое русло своей защиты. Он стал чаще заявлять о том, что опэгэшники его оговорили, чтобы спасти свои шкуры от неминуемого наказания. На прениях прямо перед приговором фигурант заявил, что показания Шайхутдинова и Кирилова неправдоподобны и запутанны.
Приговор Заляловых пока не вступил в законную силу. У них есть возможность подать апелляцию в ВС РТ
«На очной ставке они указали, что ко мне имеют неприязненное отношение за то, что я их привлек к уголовной ответственности. Это уже о чем-то говорит. Они оговаривали меня, считали, что, когда меня арестуют, их отпустят, а уголовное дело развалится. Но, как мы видим, Шайхутдинова и Кирилова еще и привлекли по 209-й [статье] УК РФ», — заявил Залялов-старший.
Он, как и его брат, повторно заявил, что никаких встреч не было, а разговор с ключевым свидетелем являлся провокацией. В показаниях Гена и Нельсон, по словам экс-борца с оргпреступностью, постоянно путались.
Тем не менее суд счел это лишь способом защиты братьев. Камалов огласил, что вина подсудимых доказана в полном объеме. В итоге Ильнара Залялова приговорили к 10 годам колонии строгого режима со штрафом в 15 млн рублей и лишением права работать в правоохранительных органах сроком на 10 лет. Динару Залялову суд дал 6 лет колонии общего режима. С учетом того, что 2,5 года братья провели в СИЗО, Динар может подавать на УДО уже в этом году.
Приговор Заляловых пока не вступил в законную силу. У них есть возможность подать апелляцию в ВС РТ.
Расследование дела Кирилова и Шайхутдинова продолжается. В случае доказательства вины первому из них может грозить пожизненный срок.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 117
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.