IMG_8791.jpg
На встрече не могли не затронуть достаточно острую тему долгов. По данным официального сайта минфина, государственный долг РТ превышает 80 млрд. рублей. А около 5 млрд. рублей республика должна выплатить до конца текущего года…

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД ЛИШЬ НАПОЛОВИНУ ОБЕСПЕЧИВАЕТ СЕБЯ САМ

Свою лекцию Алексей Лавров начал с любопытных данных. Доходы и расходы бюджетной системы РФ в этом году составят 20,2 трлн. рублей (38% ВВП). А это примерно 12 тыс. рублей в месяц на одного человека. Именно такой суммой распоряжается минфин, когда обеспечивает выполнение услуг - именно в такой терминологии! - армии, детских садов, школ, больниц.

Далее замминистра напомнил присутствующим, что «девяностые годы были просто переполнены дискуссиями о том, насколько справедливо делятся деньги между регионами» - с решения этого вопроса и начались реформы бюджетной системы. Потом наводили порядок в распределении полномочий и даже в простой отчетности и планировании. Например, законодатель в девяностые годы часто указывал, что выполнение того или иного законопроекта осуществляется «за счет бюджета». В итоге к 2003 году объем обязательств в 1,5 раза превысил имеющиеся ресурсы... Потом было решено разграничить расходные обязательства, от традиционного составления бюджета перейти к ориентированности на результат, ввести трехлетнее планирование.

Лавров говорил о том, что сегодня действительно существует концентрация ресурсов на уровне РФ, но затем эти средства в значительных масштабах перераспределяются из федерального бюджета в другие бюджеты.

Структура бюджетной системы РФ (2010 г.)

Публично-правовое образование

Бюджеты

Доля в доходах, %

Доля в расходах, %

Российская Федерации

Федеральный

52,8

34,0

Пенсионного фонда РФ

10,2

23,7

Федерального фонда обязательного медицинского страхования

0,6

0,1

Фонда социального страхования

2,1

2,7

Субъекты РФ

Региональные (бюджеты субъектов РФ)

26

30,2

Территориальных фондов обязательного медицинского страхования

1,5

3,4

Муниципальные образования

Местные бюджеты

6,8

6,0

«Да, собираем более 50 процентов первичных доходов на федеральный уровень, но затем, с точки зрения конечных расходов выполнения общественных функций, общественных благ, федеральный бюджет занимает около одной трети. Все остальное выполняется и реализуется через остальные бюджеты. И с этой точки зрения федеральный бюджет является транзитным: его задача - собрать доходы и перераспределить между другими бюджетами».

В качестве примера Лавров привел Пенсионный фонд РФ. Его доля в доходах – 10%, а в расходах – больше 23%. А это означает, что ПФР лишь наполовину обеспечивает себя сам и приходится искать средства в бюджете федеральном.

«Можно сказать одно – нынешняя пенсионная система внутреннее не сбалансирована, - сказал Лавров. - Все действующие обязательства, безусловно, будут выполняться, но это обязательства солидарного, межпоколенческого характера. То есть нынешнее поколение работающих платит за тех, кто уже вышел на пенсию. Такая система на самом деле имеет целый ряд преимуществ, и те страны, которые пришли к элементам пенсионного накопительного обеспечения, уже подумывают о том, чтобы расширить элементы такого солидарного пенсионного обеспечения. Вообще же, нужно переходить к тому, чтобы каждый гражданин сам отвечал за свои пенсионные накопления, управлял ими, но это дело отдаленного будущего».

К слову, доля региональных бюджетов в доходах федерального бюджета – 26%, в расходах – больше 30% (по данным на 2010 год).

О КРИЗИСЕ И ЗАПАСЕ ПРОЧНОСТИ РФ

В минфине РФ возможность повторения кризиса, по масштабам и последствиям сопоставимого с 2008-м, оценивают как достаточно низкую, рассказал Лавров, отвечая на вопрос газеты «БИЗНЕС Online». Однако в утвержденный федеральный бюджете заложено два страховых механизма.

Во-первых, определен некий критический порог в 93 доллара за баррель (сейчас цена - 100 - 105). «Если цена на нефть остановится на данной отметке, нам не придется пересматривать бюджет – просто будет выше дефицит, мы не будем пополнять резервный фонд, но занимать больше не придется. Это уже ресурс устойчивости», - отметил замминистра.

Во-вторых, правительство располагает некой кубышкой в 200 млрд. рублей, которую можно оперативно, без изменений в законодательстве - в случае резкого обвала экономики это крайне важно! - потратить на выплаты безработным, поддержку граждан, предприятий. «Это позволит выкроить время, чтобы скорректировать бюджет более серьезно», - сказал Лавров.

На вопрос газеты «БИЗНЕС Online», каков запас прочности РФ, если цена на нефть упадет до $40, что уже было в острой фазе мирового кризиса 2009 года, Лавров не стал заявлять о невозможности такого сценария.

«По крайней мере, год при таком падении нефти профинансировать резервный фонд сможет, - сказал он. - Дальше у нас есть еще примерно 1,5 - 2 года, когда будет раскупорен фонд национального благосостояния. Но оставаться совсем без резервов нельзя, потому что, как только они исчезнут, у нас сразу возрастет стоимость заимствований. Поэтому политика, скорее всего, будет состоять не в том, чтобы оставить нынешний объем расходов неизменным и начать проедать резервные фонды, а в том, чтобы сократить или растянуть реализацию заявленных программ».

Подсластил разговор о кризисе Лавров предварительными данными о рекордно низкой инфляции в новейшей истории РФ: в нынешнем году получим 6 - 6,2%, на следующий год – 6 - 6,5%. Стратегическая цель – заветные 3%.

ЧИСТЫЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ – НЕ БОЛЬШЕ 1% ВВП

Прокомментировал Лавров возможное введение в РФ и странах ЕС фискальных правил – это тоже предмет бюджетной реформы. Напомним, накануне на саммите Евросоюза было принято решение о жестких нормах бюджетной дисциплины и санкциях за их неисполнение. Участники еврозоны (правда, не все) договорились ввести наднациональный надзор за бюджетами стран. Еврокомиссия получила право наказывать страны, бюджет которых превышает запланированный дефицит — не более 0,5% от номинального ВВП.

Некие подобные фискальные правила могут быть введены в РФ с 2015 года, отметил Лавров, и уже в следующем полугодии над ними начнется работа. О каких мерах идет речь? Первое: все доходы, не только нефтегазовые, должны прогнозироваться, исходя из цены на нефть, равной средней цене за последние десять лет (что подразумевает равное использование всех доходов). Второе: чистые заимствования не должны превышать 1% ВВП. Третье: сверхплановые доходы, обусловленные более высокой ценой на нефть, будут поступать в резервный фонд, в то же время недостаток доходов из-за низкой цены на нефть также возмещается из данного фонда.

dinamika.jpg

ПОЛОВИНА БЮДЖЕТА - ОТ НЕФТИ И ГАЗА

Словом, таким образом государство планирует умерить разыгравшийся от нефтедолларов аппетит. Тем более что зависимость бюджета от нефтегазового сектора за последнее десятилетие стремительно возросла. «Буквально на глазах!», - заявил Лавров и привел данные, согласно которым в 2000 году доходы от продажи черного золота и голубого топлива составляли 22,5% федерального бюджета. В 2011 году – уже половину (в Татарстане, напомним, доля сырьевого сектора в бюджете составляет примерно 40%). Конечно, рост нефтяных цен с 26 долларов за баррель десять лет назад до 108 сейчас позволил стране формировать бюджет с профицитом.

«Что значит «профицит»? Это значит, что не все нефтегазовые доходы, которые мы получали в данном году, шли на финансирование расходов, - рассказал Лавров. - Они накапливались сначала в стабилизационном фонде, потом в резервном фонде и фонде национального благосостояния. Что и позволило два года – в 2009 и 2010, когда произошел резкий обвал – использовать эти средства для покрытия дефицита. Сейчас мы опять формально вышли в зону небольшого профицита (0,4% к ВВП), но плановые характеристики на следующие три года состоят в том, что бюджет будет формироваться в дефиците в 1,5% ВВП при достаточно высоком уровне цены на нефть в 100 долларов за баррель».

Зависимость федерального бюджета от цены на нефть

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Цена на нефть,

долларов за

26,8

23,0

23,7

27,2

34,4

50,6

61,1

69,3

94,4

61,1

78,2

108,0

баррель

Доходы, %% к ВВП

15,5

17,6

20,3

19,5

20 ,1

23,7

23,3

23,4

22,5

18,9

18,5

21,0

в т.ч.

Нефтегазовые, % от общего

22,5

25,0

22,7

25,1

31,

42,2

46,8

37,2

47,1

40,7

45,9

50,0

объема

Расходы, %% к ВВП

14,1

14,6

18,9

17,8

15,8

16,3

15,9

18,0

18,3

24,9

22,5

20,7

Профицит (+}/

дефицит (•), %% к ВВП

+1,4

+3,0

+1,4

+1,7

+4,3

+7,5

+7,4

+5,4

+4,1

-6,0

-4,0

+0,4

Дефицит (профицит) и ненефтегазовый дефицит федерального
бюджета в 2000-2014 гг., в % к ВВП)

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Дефицит/

профицит

1,4

3,0

1,4

1.7

4,3

7,5

7,4

5,4

4,1

-6,0

-4,0

0,4

-1,5

-1,6

-0,7

Ненефтега-

зовый

-1,7

-1,0

-2,9

•3,2

-1,8

•2,5

-3,5

•3,3

-6,5

-13,7

•12,6

•10,3

•11,0

•10,3

-9,1

дефицит

СПИСАНИЕ ДОЛГА – ЭТО ПЛОХО, ЭТО РАССЛАБЛЯЕТ

На встрече не могли не затронуть достаточно острую как для РТ, так и для центра тему долгов. Напомним, по состоянию на 1 октября 2011 года, по данным официального сайта минфина РТ, государственный долг Татарстана превышает 80 млрд. рублей. А около 5 млрд. рублей республика должна выплатить до конца текущего года…

Во-первых, Лавров еще раз заявил позицию минфина РФ о том, что списание долгов регионам «не должно применяться в принципе». «Любое списание долга плохо, это расслабление бюджетной дисциплины. Допустима процедура реструктуризации, но тоже как исключение и тоже по понятным критериям и принципам, - сказал Лавров газете «БИЗНЕС Online». - Считаем, что правила реструктуризации должны действовать единые для всех».

На реплику газеты «БИЗНЕС Online» о том, что этих правил нет в бюджетном кодексе, Лавров осторожно ответил, что «они должны быть выработаны, это полномочия министерства финансов».

Во-вторых, Лавров - с оговоркой, что это его личная точка зрения - отметил: «Выдача любых федеральных кредитов любым бюджетам, субъектам федерации – это плохая практика. Бюджет – это не банк. Он не может принимать на себя риски кредитования. Для привлечения долгосрочных ресурсов есть проектное банковское финансирование, которому нужно предъявлять, например, выпуск ценных бумаг самим субъектом федерации».

Говоря о местном самоуправлении, которое сегодня в значительной степени дотационно, он заявил, что это уже вопрос к политикам.

«Если бы не было политических решений, действующее законодательство гарантирует финансовую самостоятельность и местному самоуправлению. Вопрос не в законах, а в правоприменении. Поэтому сейчас финансисты повлиять на этот процесс не могут. Нет ни одного серьезного предложения к законам о местном самоуправлении, которое бы позволило решить эту проблему. Эта проблема в политике», - сказал он.

СДЕЛАТЬ РАБОТУ ФИНАНСИСТА САМОЙ ХУДШЕЙ

Вкратце прояснил Лавров ситуацию с реализацией уникального в масштабах РФ проекта по созданию на базе обсерватории Энгельгардта астропарка. Напомним, согласно проекту, на территории обсерватории планируется создать многопрофильный центр космической астрометрии, который будет использоваться как полигон для тестирования спутникового оборудования, создания службы наземной поддержки российских и международных космических программ, например, ГЛОНАСС...

«На базе обсерватории Энгельгардта, которой, к слову, в этом году исполнилось 110 лет, будет создаваться первый в мире объект, включающий в себя научный комплекс новейших приборов, и одновременно создаваться планетарий», - сказал Лавров.

IMG_8814.jpg
Алексей Лавров сообщил, что вероятность повышения пенсионного возраста хотя и «не нулевая», но «сейчас планов по повышению пенсионного возраста нет»

Первый камень в строительство был заложен в августе 2011 года президентом РТ Рустамом Миннихановым, председателем правления «АК БАРС» Банка Робертом Миннегалиевым, самим Лавровым… Он сообщил газете «БИЗНЕС Online», что детали финансирования еще не проработаны. Но сразу после лекции должно было состояться заседание рабочей группы с одобрением подробной концепции развития астропарка, перечнем предстоящих работ, закупкой оборудования, финансирования проекта. Объем привлеченных средств, по предварительной оценке, в течение трех лет составит до 700 млн. рублей.

Отметим, что Лавров входит в наблюдательный совет КФУ (он сам выходец из Казани – о чем с гордостью сообщил ректор КФУ), одна из главных задач которого - формирование бюджета университета. Очевидно, наличие в нем такого финансиста, как Лавров, гарантирует проекту успешное исполнение в августе 2013 года.

Лекцию Лавров закончил анекдотом, конечно же, о финансах! Поспорили бизнесмен, банкир и финансист бюджетной сферы, у кого лучше работа. «Я каждый день принимаю решения, что делать с моими деньгами, поэтому у меня самая лучшая работа», - сказал бизнесмен. «У меня, потому что я каждый день принимаю решения, что делать не только с моими, но и чужими деньгами!», - парировал банкир. «А я каждый принимаю решения, что делать с моими и чужими деньгами, и никакой ответственности не несу!», - положил всех на лопатки финансист.

«Суть реформ заключается в том, чтобы работа финансиста была самой худшей», - заключил Лавров. Эти слова присутствующие встретили аплодисментами.

Справка

Лавров Алексей Михайлович

Заместитель министра
С 08.2004 – член коллегии минфина РФ

Родился 30 июня 1959 г. в Казани

Образование высшее. В 1982 г. окончил Московский государственный университет им. Ломоносова по специальности "экономическая география", в 1985 г. - аспирантуру. Стажировался в Бирмингемском университете и в Организации экономического сотрудничества и развития.

Кандидат географических наук.

Владеет английским языком.

08.1976 - 08.1977 гг. - лаборант Казанского государственного университета им. Ульянова-Ленина
03.1986 - 11.1992 гг. - младший научный сотрудник, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник Центрального научно-исследовательского экономического института (ЦЭНИИ) при Госплане РСФСР
07.1994 - 09.1997 гг. - главный аналитик, консультант, советник администрации президента РФ
06.1998 - 09.1998 гг. - советник заместителя председателя правительства РФ
11.1998 - 11.2002 гг. - советник, заместитель руководителя департамента межбюджетных отношений - начальник отдела министерства финансов РФ
11.2002 - 05.2004 гг. - руководитель департамента бюджетной политики министерства финансов РФ
05.2004 - 07.2008 гг. - директор департамента бюджетной политики министерства финансов РФ
07.2008 – 06.2011 гг. - директор департамента бюджетной политики и методологии министерства финансов РФ
06.2011 - н.в. заместитель министра финансов РФ

Действительный государственный советник РФ 2 класса