В конце прошлой недели в Инженерном корпусе Третьяковской галереи в рамках сотрудничества знаменитого столичного музея с Республикой Татарстан открылась масштабная персональная выставка художника Николая Фешина. Большинство привыкло считать его исключительно мастером женского и детского портрета. Но ученик Ильи Репина был еще и блистательным живописцем, архитектором, скульптором и декоратором. Новая экспозиция включает в себя 59 экспонатов, среди которых 37 живописных, 17 графических и 5 скульптурных произведений. А два масштабных полотна — «Бойня» и «Обливание» — впервые экспонируются в Москве. С открытия выставки — корреспондент «БИЗНЕС Online».
В конце прошлой недели в Инженерном корпусе Третьяковской галереи в рамках сотрудничества знаменитого столичного музея с Республикой Татарстан открылась масштабная персональная выставка художника Николая Фешина
Трегулова: «Настоящий Фешин — это тот, которого мы представляем сегодня»
Николай Фешин неизменно вызывает интерес у публики вне зависимости от географических точек, временных рамок и контекста. Это самый значимый художник Казани и один из наиболее выдающихся портретистов в истории русского изобразительного искусства. Но только сейчас, по случаю 140-летия художника и недавнего 100-летия ТАССР, Москва увидит первую масштабную выставку живописных полотен мастера. И, более того, лично убедится, что Фешин — гораздо больше, чем просто портретист.
Новая экспозиция почти целиком состоит из коллекции Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, за исключением нескольких небольших работ, которые хранятся в Третьяковской галерее. Всего на выставке 59 произведений, среди которых 37 живописных, 17 графических и пять скульптурных. Но кульминацией экспозиции и главной гордостью кураторов Надежды Мусянковой и Татьяны Зелюкиной стали два масштабных полотна «Обливание» и «Бойня», которые впервые удалось привезти в Москву.
Кульминацией экспозиции и главной гордостью кураторов Надежды Мусянковой и Татьяны Зелюкиной стали два масштабных полотна «Обливание» и «Бойня», которые впервые удалось привезти в Москву
«Настоящий Фешин — это тот, которого мы представляем сегодня, — с гордостью отметила директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова во время официальной части. — Это уникальная выставка, потому что на ней полотна из самого большого собрания работ Фешина, которое хранится в музее изобразительных искусств Республики Татарстан. Это собрание, ознакомившись с которым, можно понять масштаб дарования, живописную природу и глубину мышления данного художника».
Трегулова выразила благодарность президенту республики Рустаму Минниханову, а также министру культуры РТ Ираде Аюповой и директору ГМИИ РТ Розалии Нургалеевой. «Третьяковская галерея подписала договор о долгосрочном сотрудничестве с Республикой Татарстан. В соответствии с ним уже состоялось две выставки из собрания Третьяковской галереи в РТ. Экспозиция „Русское искусство на рубеже веков“ собрала рекордную аудиторию среди столичных музеев в регионах, а именно 75 тысяч человек. Мы же принимаем уже третью выставку из собрания Государственного музея изобразительных искусств Татарстана», — добавила Трегулова.
«Обливание» же может показаться странной картиной для людей, не привыкших воспринимать Фешина жанровым художником. Данная работа поражает своими гротескными образами
Мало кто знает, что Фешин был не только искусным портретистом, но и скульптором
Фешина планировали привезти еще в прошлом году, но по понятным эпидемиологическим причинам планы пришлось заморозить. Зато теперь на целых три месяца в основном здании Третьяковки впервые экспонируется такое количество работ художника.
Выставка открыта на втором этаже галереи. Большое светлое пространство разбавляют специально возведенные синие стены, на которых располагаются картины. Композиционно экспозиция делится на три зоны. В первой находится семейная история Фешина: портреты дочери, жены, отца и свой собственный. Вторая — самая масштабная — в полной мере отображает русский период творчества художника на разные темы и в различных жанрах. И третья, будто дополняя основной массив, вскользь намекает о не до конца раскрытых в этой экспозиции умениях и навыках Фешина, например, о мастерстве карандашных набросков, эскизов театральных обложек и пригласительных.
Путь по творчеству художника кураторы предложили начать с семьи. Сразу у входа гостей встречает сам главный герой. Задорными, полными сил и любви к жизни глазами он смотрит на посетителей выставки с автопортрета 1910 года. Рядом с ним висит еще один портрет, на этот раз единственной дочери художника Ии. Портрет выглядит схематичным, быстрым и оттого очень живым, будто художнику лишь на мгновение удалось схватить и зафиксировать на холсте энергию юркого ребенка. Фешин часто рисовал дочь. А рядом уже взрослый портрет Ии, отлитый из бронзы по деревянной заготовке. Ия Николаевна сама отдала скульптуру в дар казанскому музею.
Мало кто знает, что Фешин был не только искусным портретистом, но и скульптором. А этому умению он обязан отцу. Иван Алексеевич Фешин владел позолотно-столярно-резной мастерской в Казани, оформлял интерьеры церквей, изготовлял алтари и иконостасы. Маленький Коля буквально с детства дышал столярным клеем и впитывал отцовское ремесло. Он считал отца своим первым учителем в искусстве и неоднократно изображал его. Здесь же мы видим величественный, почти парадный портрет отца. Он стоит в полный рост, слегка опираясь на стоящий рядом стул. «Обратите внимание на то, как написаны руки, — настаивает сокуратор выставки Зелюкина. — Мастерство художника можно оценить именно по тому, как он пишет руки».
Пройдя через арку, гости попадают в основной зал, где их ждет знаменитый фешинский «Портрет Вари Адоратской». Многие сравнивают его с картиной «Девочка с персиками» Валентина Серова
Пройдя через арку, гости попадают в основной зал, где их ждет знаменитый фешинский «Портрет Вари Адоратской». «Многие сравнивают его с картиной „Девочка с персиками“ Валентина Серова. И это, конечно, очень оправдано. Работа над этим портретом шла очень интенсивно, в течение двух месяцев. Сама Варя позже вспоминала, что художник просил ее менять позы. Сначала хотел писать ее в плетеном кресле, а потом посадил на стол. Она вспоминала, как ей неудобно было долго сидеть в таком положении. Ноги затекали, спина болела. Но девочка в свои 9 лет понимала, что помогает художнику создать произведение искусства. И эта картина стала подлинным шедевром детского портрета», — рассказала Мусянкова.
В центре зала сразу за портретом Вари висит изображение ее знаменитой тети Надежды Михайловны Сапожниковой. Именно она заказала Фешину портрет племянницы. И сама не раз была моделью для своего знаменитого друга. В Третьяковке представлено сразу четыре портрета Сапожниковой разных периодов и масштабов. Искусствоведы утверждают, что она была не только покровительницей Фешина, его ученицей, но и самым преданным другом. Причем никакой любовной связи вопреки уверенности некоторых журналистов между ними не было.
«Если и была любовь, то только высокодуховная. Это люди, которые жили совершенно в других параметрах, чем мы. Фешин вышел из простой семьи, а жена его, напротив, являлась наполовину дворянкой. Но, когда я читала его письма после развода, убедилась, что у нее не имелось такого благородства, как у него. Он писал: „Связь без любви — это грязь“. Поэтому отношения Фешина и Сапожниковой только высокодуховные», — обозначила Галина Тулузакова, искусствовед и специалист по творчеству Фешина, которая специально приехала на открытие в Москву.
«Бойня» задумывалась еще в 1904 году во время поездки с экспедицией инженера-геолога Н. Ижицкого в район южного Енисея. Именно там художник увидел, как забивают скот
«Мы считали принципиальным моментом привезти в Москву «Бойню» и «Обливание»
Однако смысловым ядром выставки, ее кульминацией и главной гордостью кураторов являются два полотна художника — «Бойня» и «Обливание». Они располагаются в самом конце зала, но благодаря своим гигантским размерам (каждая занимает 3 м в длину и 2,5 м в высоту) просматриваются еще со входа.
«Мы считали принципиальным моментом привезти в Москву „Бойню“ и „Обливание“. Они хранятся в Государственном музее Республики Татарстан и очень редко покидают стены музея. Нам говорили, что у данных полотен очень плохая сохранность. У Фешина достаточно пастозная техника. И перемещение таких произведений, тем более масштабных, требует большой аккуратности и ответственности. В этом нам помогли современные технологии. Они позволяют перевозить произведения искусства без существенного ущерба», — рассказала Мусянкова.
Художник хотел сделать их частью цикла о крестьянской жизни. Например, «Бойня» задумывалась еще в 1904 году во время поездки с экспедицией инженера-геолога Н. Ижицкого в район южного Енисея. Именно там Фешин увидел, как забивают скот. Эта кровавая резня так запала в душу художника, что он долго не мог выбросить сюжет из головы. Сейчас искусствоведы находят в картине символ «Кровавого воскресенья» и революции 1905-го. Однако казанский искусствовед Тулузакова уверена — это тоже миф.
«Я читала биографию Фешина, написанную его дочерью, — вспоминает она. — Замысел зародился в 1904-м. Его поразила сцена убийства скота. Как мгновенно глаза животного превращались в изумрудный камень. Это очень тонкий момент перехода от жизни к смерти показался Фешину необычайно красивым в живописном плане, но он никак не мог найти мотивацию и оправдание этого сюжета. А потом решил связать его с жестоким обращением с животными и вегетарианством».
Кстати, на картине можно найти как самого художника, так и его отца. Николай стоит на заднем плане с ножом, а Иван Алексеевич — на переднем у головы быка.
«Обливание» же может показаться странной картиной для людей, не привыкших воспринимать Фешина жанровым художником. Данная картина поражает своими гротескными образами. С первого взгляда кажется, что картина не доделана: лица изображены схематично или вовсе не написаны. Но именно эта анатомическая штриховка усиливает ощущение момента. Того самого обливания.
С картины будто льется шквал эмоций. Можно часами разглядывать персонажей полотна — их там больше десятка. Или наслаждаться энергетическими ритмами от статичного изображения. Фешин передал мгновение, когда вода касается персонажей произведения. Но изображение стало не просто фотографической картинкой момента, а четким эмоциональным пузырем, в который падает зритель, стоя перед полотном, которое обволакивает, будоражит и холодит одновременно.
«„Обливание“, безусловно, занимает особое место в творчестве художника. В американском периоде своей жизни он больше не создал подобных полотен. И, думается, очень тосковал по такой работе», — сказала Мусякова. В заключение беседы куратор отметила, что они хотели привезти еще больше произведений из Казани. «Там их больше 180. Мне даже ставили в упрек, что на буклете мы указали это число. Но, надеюсь, в будущем нам удастся сделать самую большую и полную выставку Николая Фешина», — заключила куратор.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.