Сегодня мэр Казани представил нового гендиректора МУП «Метроэлектротранс» — им стал председатель комитета по транспорту исполкома Айдар Абдулхаков. Перед ним теперь поставлена задача вывести электротранспорт на новый уровень качества и безопасности. Эксперты «БИЗНЕС Online» отмечают, что сделать это будет непросто: достаточно сказать, что убыток МУПа за последние пять лет превышает 5,6 млрд рублей, а выручка стоит на месте.
С кадровых перестановок началось утреннее совещание в исполкоме Казани
Айдар Абдулхаков возвращается к электротранспорту
С кадровых перестановок началось утреннее совещание в исполкоме Казани. Мэр города Ильсур Метшин назвал нового гендиректора МУП «Метроэлектротранс». Ушедшего в отставку по собственному желанию Асфана Галявова сменил экс-председатель комитета по транспорту города Айдар Абдулхаков.
«Представлять не нужно, хорошо известный нам коллега», — сказал Метшин. Градоначальник напомнил, что Абдулхаков стоял у истоков, участвовал в транспортной реформе Казани после развала Советского Союза. Символом тех перемен стал отказ от частных перевозчиков с газельками и пазиками в пользу комфортабельных низкопольных вместительных автобусов.
«Был и остается одним из коренников не только транспортной системы Казани, республики, но и является теперь уже ведущим экспертом федерального уровня, — продолжал мэр. — Город ориентируется на электротранспорт. Мировые города или возвращают, или усиливают роль электрического транспорта. Мы тоже хотели бы расти и растем».
Абдулхаков 15 лет проводил в жизнь транспортные реформы в Казани. Помимо названного Метшиным перехода к новой системе автобусных перевозок, в заслугу новому руководителю можно поставить также создание системы муниципальных парковок, постоянную работу над транспортным планированием в столице РТ. Собеседники «БИЗНЕС Online» рассказывают, что в ходе встреч с людьми главный транспортник Казани готов ответить на любые вопросы — он досконально знает не только общие стратегические задачи, но и проблемы движения каждого автобусного маршрута. Работа трамвайно-троллейбусного хозяйства ему знакома изнутри — с сентября 2005 по январь 2006 года Абдулхаков возглавлял МУП «Казгорэлектротранс».
Ильсур Метшин назвал нового гендиректора МУП «Метроэлектротранс». Ушедшего в отставку по собственному желанию Асфана Галявова сменил Айдар Абдулхаков (на фото)
«Коллектив большой, Айдару Камилевичу знакомый. Правда, прошло 15 лет, но когда-то он тоже был в его рядах, — добавил градоначальник и обратился к гендиректору. — Задачи вам известны, вы их сами формировали, всегда были внутри коллектива». Метшин пожелал успешной работы и выхода «на новый уровень качества и безопасности обслуживания пассажиров».
Сам Абдулхаков в разговоре с «БИЗНЕС Online» отметил, что считает свое назначение новым и интересным вызовом для себя. Руководитель видит как минимум три задачи: безопасность перевозок, качество обслуживания и удобство для пассажиров. По мнению Абдулхакова, делается очень много — просто эта работа не лежит на поверхности. В общем, назвать Казань «городом горящих трамваев» — это хлестко, но совершенно незаслуженно. В структуре МУПа — огромное путевое хозяйство, трамвайные, троллейбусные депо, службы метрополитена, более 2 тыс. сотрудников. И сейчас важно, чтобы все это хозяйство продолжало функционировать, необходимо улучшать его работу.
«Казани, на самом деле, есть чем гордиться. Это самый молодой в стране, продвинутый метрополитен, это новый подвижной состав трамваев и троллейбусов, — сказал Абдулхаков. — В „Метроэлектротрансе“ работает большой и слаженный коллектив, профессионалы, преданные своему делу люди. Важно сохранить эту преемственность, династии работников, которые отдали трамваю, троллейбусу десятки лет трудовой биографии».
Ежегодная выручка «Метроэлектротранса» за последние пять лет колеблется близ отметки 2 млрд рублей в год. Но перевозчик планово убыточен: суммарный убыток за пятилетку превышает 5,6 млрд рублей
«Метроэлектротранс»: Убытки за последние пять лет превысили 5,6 млрд рублей
Ежегодная выручка «Метроэлектротранса» за последние пять лет колеблется близ отметки 2 млрд рублей в год. Но перевозчик планово убыточен: суммарный убыток за пятилетку превышает 5,6 млрд рублей.
Электротранспорт играет большую роль в транспортном обслуживании казанцев — им пользуются примерно 27% пассажиров, остальные предпочитают автобусы. Объем перевозок: метро — 27,1 млн пассажиров, трамвай — 17,5 млн, троллейбус — 23,5 миллиона. В 2020 году казанский трамвай получил наконец кольцевой маршрут — благодаря строительству Большого казанского кольца. При поддержке республики, за счет федеральных и республиканских программ обновлен подвижной состав наземного электротранспорта.
Но легко новому руководителю «Метроэлектротранса» не будет точно. Вся система пассажирских перевозок в Казани «заточена» на выручку от пассажира — да, так экономится бюджет, но страдает качество обслуживания людей. Такой подход вынуждает транспортников гоняться за пассажиром. Чтобы перейти на так называемые брутто-контракты, когда перевозчик получает деньги не от пассажира, а от заказчика — то есть города, — нужны политическая воля и бюджетные деньги. Переход на такие контракты в других городах-«миллионниках» России стоит их бюджетам многомиллиардных дотаций.
Что ожидает Казань? До чего доведет экономия бюджета? Из-за снижения пассажиропотока во время пандемии отрасль затрещала по швам. За год разорилось трое перевозчиков. Все три МУПа — в долгах как в шелках. За перевозку льготников платят не полностью, дотации есть только на метро. А через год предстоит новое обновление автобусного парка и новый конкурс на пассажирские перевозки.
«Абдулхаков — более или менее спокойный человек. Давно работает, знает город, все улочки-переулочки, маршрутную сеть»
«Работоспособность большая, может сутками работать»
За комментариями «БИЗНЕС Online» обратился к перевозчикам Казани.
Руслан Юсупов — первый заместитель директора ООО «Байлык №3»:
— Абдулхаков прежде всего запомнится изменениями в сети общественного транспорта города Казани. Это же при нем создавалась новая маршрутная сеть, происходили изменения подвижного состава. Все выезды в Китай и в другие страны, на заводы по производству автобусов тоже происходили с его участием. То есть, по большому счету, все эти изменения происходили в то время, когда городской комитет по транспорту возглавлял именно Абдулхаков.
Самая большая проблема возникла, когда меняли подвижной состав, «ПАЗы» и «Газели». На тот момент очень много было машин, на которых не было всех необходимых документов. Предстояло эту проблему решить. И при нем всю систему, так сказать, поставили на рельсы. В плане того, что у организации обязательно должна иметься ремонтная база со всеми ремонтниками, с рабочим подвижным составом. Все, что связано с выходами в рейс и работой ПАТП, должно быть в порядке.
Справится ли Абдулхаков с руководством «Метроэлекторотранса»? Вообще-то он выходец именно оттуда, раньше там работал. Ему это все знакомо. Работоспособность у него большая, может сутками работать. Поэтому, я думаю, справится.
Пока неизвестно, кто возглавит комитет по транспорту после ухода Абдулхакова, но я бы с удовольствием увидел на этом посту директора ПАТП №4 Айрата Исхакова. Пальцы можно загибать один за другим, перечисляя все его достоинства. Во-первых, хорошо знает проблемы общественного транспорт, ему здесь все знакомо. При этом, что он, даже будучи на посту директора ПАТП, не боялся говорить об этих проблемах. Он не только техник, еще и в юридические моменты окунается с головой. Поэтому мне кажется, что это достойная кандидатура.
Леонид Наумов — советник генерального директора ОАО «Казанское пассажирское автотранспортное предприятие №1»:
— Абдулхаков — более или менее спокойный человек. Давно работает, знает город, все улочки-переулочки, маршрутную сеть. Он сам участвовал в создании новой маршрутной сети Казани. Жалко ли мне, что он уходит со своего поста? На данный момент все зависит от самих хозяйствующих субъектов — насколько они крепки, насколько загружены работой. Думаю, он понимает, что человек, взявший на себя такую ответственность, должен работать для людей. Транспорт — это такая отрасль, которая служит людям. И люди, работающие на транспорте, должны это понимать.
Кто может возглавить комитет по транспорту после Абдулхакова, сказать сложно. Растить надо смену! Например, за время моей работы директором ПАТП-1 и профессором кафедры автомобильных двигателей и сервиса КНИТУ-КАИ мы подготовили 1,5 тысячи инженеров-автомобилистов. Я думаю, у руководства есть какие-то наметки в этом плане.
Айдар Абдулхаков родился 11 апреля 1969 года в Казани.
Окончил Казанский государственный университет им. Ульянова-Ленина по специальности «механик, математик-прикладник» (1993), Казанский филиал Академии труда и социальных отношений по специальности «экономист» (2005).
1987–1989 - служба в Вооруженных силах.
С сентября 1993 года по апрель 1994 года — старший мастер по снабжению, оператор ЭВМ Казанской автобазы Татпотребсоюза.
С апреля 1994 года по октябрь 1999 года — работа в коммерческих организациях Казани.
С января по сентябрь 2000 года — ведущий специалист контрольно-ревизионного отдела отделения пенсионного фонда РФ по РТ.
С сентября 2000 года по декабрь 2003 года — начальник контрольно-ревизионного отдела территориального отделения департамента казначейства минфина РТ по Казани.
С декабря 2003 года по январь 2005 года — директор МУП «АСДУ-А».
С января по сентябрь 2005 года — заместитель председателя комитета по транспорту и связи министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ в Казани.
С сентября 2005 года по январь 2006 года — генеральный директор МУП «Казгорэлектротранс».
С 12 января 2006 года — председатель комитета по транспорту исполкома Казани.
С мая 2021 года – гендиректор МУП «Метроэлектротранс».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 176
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.