С кадровых перестановок началось утреннее совещание в исполкоме Казани С кадровых перестановок началось утреннее совещание в исполкоме Казани Фото: metshin.ru

Айдар Абдулхаков возвращается к электротранспорту

С кадровых перестановок началось утреннее совещание в исполкоме Казани. Мэр города Ильсур Метшин назвал нового гендиректора МУП «Метроэлектротранс». Ушедшего в отставку по собственному желанию Асфана Галявова сменил экс-председатель комитета по транспорту города Айдар Абдулхаков.

Асфан Галявов: «Я, наверное, сейчас самый счастливый человек!»

«Представлять не нужно, хорошо известный нам коллега», — сказал Метшин. Градоначальник напомнил, что Абдулхаков стоял у истоков, участвовал в транспортной реформе Казани после развала Советского Союза. Символом тех перемен стал отказ от частных перевозчиков с газельками и пазиками в пользу комфортабельных низкопольных вместительных автобусов.

«Был и остается одним из коренников не только транспортной системы Казани, республики, но и является теперь уже ведущим экспертом федерального уровня, — продолжал мэр. — Город ориентируется на электротранспорт. Мировые города или возвращают, или усиливают роль электрического транспорта. Мы тоже хотели бы расти и растем».

Абдулхаков 15 лет проводил в жизнь транспортные реформы в Казани. Помимо названного Метшиным перехода к новой системе автобусных перевозок, в заслугу новому руководителю можно поставить также создание системы муниципальных парковок, постоянную работу над транспортным планированием в столице РТ. Собеседники «БИЗНЕС Online» рассказывают, что в ходе встреч с людьми главный транспортник Казани готов ответить на любые вопросы — он досконально знает не только общие стратегические задачи, но и проблемы движения каждого автобусного маршрута. Работа трамвайно-троллейбусного хозяйства ему знакома изнутри — с сентября 2005 по январь 2006 года Абдулхаков возглавлял МУП «Казгорэлектротранс».

Ильсур Метшин назвал нового гендиректора МУП «Метроэлектротранс». На смену ушедшему в отставку по собственному желанию Асфану Галявову пришел Айдар Абдулхаков (на фото) Ильсур Метшин назвал нового гендиректора МУП «Метроэлектротранс». Ушедшего в отставку по собственному желанию Асфана Галявова сменил Айдар Абдулхаков (на фото) Фото: «БИЗНЕС Online»

«Коллектив большой, Айдару Камилевичу знакомый. Правда, прошло 15 лет, но когда-то он тоже был в его рядах, — добавил градоначальник и обратился к гендиректору. — Задачи вам известны, вы их сами формировали, всегда были внутри коллектива». Метшин пожелал успешной работы и выхода «на новый уровень качества и безопасности обслуживания пассажиров».

Сам Абдулхаков в разговоре с «БИЗНЕС Online» отметил, что считает свое назначение новым и интересным вызовом для себя. Руководитель видит как минимум три задачи: безопасность перевозок, качество обслуживания и удобство для пассажиров. По мнению Абдулхакова, делается очень много — просто эта работа не лежит на поверхности. В общем, назвать Казань «городом горящих трамваев» — это хлестко, но совершенно незаслуженно. В структуре МУПа — огромное путевое хозяйство, трамвайные, троллейбусные депо, службы метрополитена, более 2 тыс. сотрудников. И сейчас важно, чтобы все это хозяйство продолжало функционировать, необходимо улучшать его работу.

«Казани, на самом деле, есть чем гордиться. Это самый молодой в стране, продвинутый метрополитен, это новый подвижной состав трамваев и троллейбусов, — сказал Абдулхаков. — В „Метроэлектротрансе“ работает большой и слаженный коллектив, профессионалы, преданные своему делу люди. Важно сохранить эту преемственность, династии работников, которые отдали трамваю, троллейбусу десятки лет трудовой биографии».

Ежегодная выручка «Метроэлектротранса» за последние 5 лет колеблется близ отметки 2 млрд рублей в год. Но перевозчик планово убыточен: суммарный убыток за пятилетку превышает 5,6 млрд рублей Ежегодная выручка «Метроэлектротранса» за последние пять лет колеблется близ отметки 2 млрд рублей в год. Но перевозчик планово убыточен: суммарный убыток за пятилетку превышает 5,6 млрд рублей Фото: kzn.ru

«Метроэлектротранс»: Убытки за последние пять лет превысили 5,6 млрд рублей

Ежегодная выручка «Метроэлектротранса» за последние пять лет колеблется близ отметки 2 млрд рублей в год. Но перевозчик планово убыточен: суммарный убыток за пятилетку превышает 5,6 млрд рублей.

Ильсур Метшин о горящих «краснобусах»: «Доэкономятся на безопасности. Стыд и срам! Позор!»

Электротранспорт играет большую роль в транспортном обслуживании казанцев — им пользуются примерно 27% пассажиров, остальные предпочитают автобусы. Объем перевозок: метро — 27,1 млн пассажиров, трамвай — 17,5 млн, троллейбус — 23,5 миллиона. В 2020 году казанский трамвай получил наконец кольцевой маршрут — благодаря строительству Большого казанского кольца. При поддержке республики, за счет федеральных и республиканских программ обновлен подвижной состав наземного электротранспорта.

Но легко новому руководителю «Метроэлектротранса» не будет точно. Вся система пассажирских перевозок в Казани «заточена» на выручку от пассажира — да, так экономится бюджет, но страдает качество обслуживания людей. Такой подход вынуждает транспортников гоняться за пассажиром. Чтобы перейти на так называемые брутто-контракты, когда перевозчик получает деньги не от пассажира, а от заказчика — то есть города, — нужны политическая воля и бюджетные деньги. Переход на такие контракты в других городах-«миллионниках» России стоит их бюджетам многомиллиардных дотаций.

Что ожидает Казань? До чего доведет экономия бюджета? Из-за снижения пассажиропотока во время пандемии отрасль затрещала по швам. За год разорилось трое перевозчиков. Все три МУПа — в долгах как в шелках. За перевозку льготников платят не полностью, дотации есть только на метро. А через год предстоит новое обновление автобусного парка и новый конкурс на пассажирские перевозки.

«Абдулхаков — более или менее спокойный человек. Давно работает, знает город, знает все улочки-переулочки, знает маршрутную сеть» «Абдулхаков — более или менее спокойный человек. Давно работает, знает город, все улочки-переулочки, маршрутную сеть» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Работоспособность большая, может сутками работать»

За комментариями «БИЗНЕС Online» обратился к перевозчикам Казани.

Руслан Юсупов  первый заместитель директора ООО «Байлык №3»:

— Абдулхаков прежде всего запомнится изменениями в сети общественного транспорта города Казани. Это же при нем создавалась новая маршрутная сеть, происходили изменения подвижного состава. Все выезды в Китай и в другие страны, на заводы по производству автобусов тоже происходили с его участием. То есть, по большому счету, все эти изменения происходили в то время, когда городской комитет по транспорту возглавлял именно Абдулхаков.

Самая большая проблема возникла, когда меняли подвижной состав, «ПАЗы» и «Газели». На тот момент очень много было машин, на которых не было всех необходимых документов. Предстояло эту проблему решить. И при нем всю систему, так сказать, поставили на рельсы. В плане того, что у организации обязательно должна иметься ремонтная база со всеми ремонтниками, с рабочим подвижным составом. Все, что связано с выходами в рейс и работой ПАТП, должно быть в порядке.

Справится ли Абдулхаков с руководством «Метроэлекторотранса»? Вообще-то он выходец именно оттуда, раньше там работал. Ему это все знакомо. Работоспособность у него большая, может сутками работать. Поэтому, я думаю, справится.

Пока неизвестно, кто возглавит комитет по транспорту после ухода Абдулхакова, но я бы с удовольствием увидел на этом посту директора ПАТП №4 Айрата Исхакова. Пальцы можно загибать один за другим, перечисляя все его достоинства. Во-первых, хорошо знает проблемы общественного транспорт, ему здесь все знакомо. При этом, что он, даже будучи на посту директора ПАТП, не боялся говорить об этих проблемах. Он не только техник, еще и в юридические моменты окунается с головой. Поэтому мне кажется, что это достойная кандидатура.


Леонид Наумов — советник генерального директора ОАО «Казанское пассажирское автотранспортное предприятие №1»:

— Абдулхаков — более или менее спокойный человек. Давно работает, знает город, все улочки-переулочки, маршрутную сеть. Он сам участвовал в создании новой маршрутной сети Казани. Жалко ли мне, что он уходит со своего поста? На данный момент все зависит от самих хозяйствующих субъектов — насколько они крепки, насколько загружены работой. Думаю, он понимает, что человек, взявший на себя такую ответственность, должен работать для людей. Транспорт — это такая отрасль, которая служит людям. И люди, работающие на транспорте, должны это понимать.

Кто может возглавить комитет по транспорту после Абдулхакова, сказать сложно. Растить надо смену! Например, за время моей работы директором ПАТП-1 и профессором кафедры автомобильных двигателей и сервиса КНИТУ-КАИ мы подготовили 1,5 тысячи инженеров-автомобилистов. Я думаю, у руководства есть какие-то наметки в этом плане.