«Если мы найдем решения по получению водорода, маятник может качнуться в разную сторону», — рассуждал президент Татарстана Рустам Минниханов на заседании совета директоров «Татнефтехиминвест-холдинга». Он предрек скорый конец моды на электромобили, но подчеркнул, что водородное топливо должно быть на 20–30% дешевле дизеля, либо для приманки придется вводить ограничения на проезд автомобилей, выделяющих углекислый газ. Также руководитель республики оценил разработки по защите предприятий от вредоносного ПО, технологию строительства дорог, которая продлевает их жизнь до 50 лет, и проекты цифровых заводов. Подробнее — в материале «БИЗНЕС Online».
«Мы сегодня видим, что энергетика будущего выходит в центр технологической повестки. Сейчас в стране эта повестка существенно набирает обороты»
Водородное шоссе Москва – Казань за 8 млрд рублей
«Мы сегодня видим, что энергетика будущего выходит в центр технологической повестки. Сейчас в стране эта повестка существенно набирает обороты», — начал накануне свое выступление на заседании совета директоров «Татнефтехиминвест-холдинга» генеральный директор московской ГК InEnergy Алексей Кашин. Компания является одним из крупнейших разработчиков и изготовителей топливных элементов в России.
«И, в общем-то, странно видеть скромное место Казани. Мне кажется, что Татарстан имеет все шансы вырваться в лидеры с точки зрения использования водорода, в нефтегазохимическом комплексе в первую очередь. Применять водород можно не только в транспорте, но и в стационарной энергетике», — отметил Кашин.
Основное преимущество водорода в высоком КПД. Особенно его использование перспективно в крупной технике массой свыше 4 т — автобусах, грузовиках. При этом, подчеркнул докладчик, несмотря на «водородный хайп», ранняя стадия рынка продлится еще 3–7 лет.
Кашин предложил использовать водород, который уже есть в технологическом процессе, например на ТАИФе. «Использование имеющегося водорода на предприятиях позволит сократить затраты на электроэнергию до 20 процентов», — заявил гендиректор.
Проект, который несколько раз звучал, но пока не нашел должной поддержки, — водородное шоссе Москва – Казань, продолжил Кашин. Это сеть водородных заправочных станций на базе существующих газовых автозаправок. На проекте стоимостью в 8 млрд рублей предполагается пилотирование междугороднего пассажирского и грузового транспорта на топливных элементах. Кроме того, появление такого шоссе позволит «обкатать» отечественные технологии производства, транспортировки и хранения водорода, а также проработать нормативную правовую базу и меры регулирования.
Алексей Кашин предложил использовать водород, который уже есть в технологическом процессе, например на ТАИФе
«Водород откуда будем брать? Понятно, что для производства используется природный газ. Хорошо, в Нижнекамске и на „Казаньоргсинтезе“ есть водородные станции. Но в других местах — нет. Или на заправочных станциях появятся какие-то системы производства водорода?» — поинтересовался президент Татарстана Рустам Минниханов и сразу же спросил о цене вопроса.
В конкретном проекте с «Газпромнефтью» при логистике с московского НПЗ обсуждается поставка по 900 рублей за 1 кг водорода. Если производить его из природного газа на заправках, то цена будет в 9 раз меньше — до 100–120 рублей.
«Чтобы на водород перешли, нужны или заградительные меры, сказать, что мы не пускаем транспорт, который выделяет СО2 или другие эмиссии, или он должен быть дешевле на 20–30 процентов [дизельного топлива]», — заметил на это Минниханов.
Кашин признался, что пока водородная энергетика дороже дизтоплива, но зато экологичнее. Кроме того, зимой водород сможет еще и обогревать салон автобуса за счет выделения тепла.
Тогда президент РТ прошелся и по электротранспорту, заметив, что до сих пор не решен вопрос утилизации батарей. Да и для их функционирования нужно вырабатывать электричество, а значит, жечь природный газ либо уголь. Так настолько ли все экологично и эффективно? «Сегодня это просто игрушка. Если мы все перейдем на электромобили, сетевое хозяйство не будет способно обеспечить их работу», — посчитал Минниханов.
«Я где-то читал, что каждый четвертый или пятый житель США, кто купил электромобиль, возвращается к двигателю внутреннего сгорания. Есть внутреннее убеждение, что мода с электромобилей перейдет на топливный элемент. Если мы найдем решения по получению водорода, маятник может качнуться в разную сторону. У меня есть внутреннее убеждение, что у топливного элемента шанс есть», — поделился глава республики.
Рустам Минниханов: «Сегодня это просто игрушка. Если мы все перейдем на электромобили, сетевое хозяйство не будет способно обеспечить их работу»
Смесь для стабильных дорог
Извечную проблему качества дорог поднял учредитель ООО «Дивногорье» Сергей Ребров из Воронежа. По его словам, в данной сфере всегда была одна беда — недолговечность дорог. А все потому, что люди применяли технологию, которую сами выдумали. Его компания же предложила «технологию природоподобную». Речь идет о системе «Соликарб» — комплексном применении жидкой и твердой добавок, призванных стабилизировать и укреплять грунты.
«Для строительства полной и долговременной дороги нужно не только прочное основание, которое будет нести все нагрузки — и динамические, и остальные, нужна упругая дорога. Она должна реагировать, как кожа человека, при любом надавливании», — описал Ребров разработку своей компании. По его словам, специальный порошок не пропускает воду и способен сохранять упругость дороги в течение 50 лет. Кроме того, смесь позволяет за два-три часа получать результат, который достигается за три месяца обычной дорожной работы.
— Насколько дорога дешевле, если щебень не нужен? — спросил Минниханов.
— Это должны проектировщики посчитать. Но, вообще, здесь самое главное — время, — ответил Ребров.
— Как долго служит дорога?
— По новым нормам дорога 1–3-й категории должна служить 24 года. Данный период точно прослужит, потому что она построена по принципу природному.
Министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарит Ханифов доложил, что применение «Соликарба» как раз недавно обсуждали со всеми федеральными и республиканскими заказчиками — все готовы протестировать технологию. Минниханов поручил выделить экспериментальный участок и опробовать разработку.
Министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарит Ханифов доложил, что применение «Соликарба» как раз недавно обсуждали со всеми федеральными и республиканскими заказчиками
«Внедрение новых инструментов нужно изучать, а люди там зачастую 50+…»
Следом выступил основатель московской компании ООО «БИМэйстер» Евгений Хафизов. Он презентовал программную платформу BIMeister. Система позволяет создавать цифровую информационную модель промышленного объекта («цифровой двойник») и решать через нее конкретные прикладные задачи еще на стадии проектирования.
«Речь идет не просто о том, чтобы создать 3D-движок или купить программный продукт. Нужно изменить и бизнес-процессы сотрудников. При каждом внедрении от служб эксплуатации идет сопротивление, потому что внедрение новых инструментов нужно изучать, а люди там зачастую 50+… Но уже через несколько месяцев использования программного продукта люди не помнят, как работали без него», — рассказал Хафизов.
Настоящая гордость компании — проект с ООО «Газпром нефтехим Салават». Для них «БИМэйстер» создал высокодетальную 3D-модель по исполнительной документации, которая состоит из более чем 1,5 млн элементов; оцифровали свыше 8 «Газелей» бумажной информации, стандартизировали инженерные данные, связали цифровые паспорта оборудования с 3D-моделью и перевели в цифровой формат больше 17 бумажных процессов. Основной эффект от всей этой работы в экономии времени сотрудников: на то, чтобы достать какую-то информацию из архива, раньше требовалось не меньше суток. Сейчас процесс занимает около пяти минут.
Кроме того, укрепляется дисциплина труда. Любое действие пользователя оставляет след, нельзя исказить или выдернуть из бумажного журнала страницу. Снижается человеческий фактор и усиливается промышленная безопасность, заявил докладчик. В планах у компании — принять участие в проекте «Цифровой завод» АО «ТАНЕКО» и добиться от федеральных властей гранта на создание цифрового двойника Иннополиса. «Объектов там не так много, а экономический эффект достижим за счет создания цифровой площадки и обслуживания инженерных систем уже в цифровом виде», — уверен Хафизов.
Тему IT-технологий продолжил директор филиала «Акронис Инфозащита» в Иннополисе Алмаз Валиуллин. Свой доклад он начал с заявления о том, что при любой хакерской атаке (которые и так участились в последнее время) главная угроза — в простое предприятия, который в среднем обходится в 19 млн рублей в час. Но защитить инфраструктуру нужно не только от злоумышленников, но и от человеческого фактора, природных стихий, сбоя оборудования.
Большинство антивирусных программ, по мнению Валиуллина, ограждает только от 99,9% угроз. Продукты «Акрониса», заявил докладчик, защищают 0,1% уязвимых данных. Система обеспечивает активную защиту от вредоносного ПО, используя искусственный интеллект. Ею пользуются в 5 тыс. компаниях, система адаптирована под экосистему российского программного обеспечения. «Не принято хвалиться ценой, но хочется упомянуть, что наши цены не привязаны к курсу доллара, и мы выигрываем по стоимости владения продуктом в течение жизненного цикла», — сказал Валиуллин.
Среди крупных заказчиков он отметил Сетевую компанию и упомянул, что ведутся переговоры с «Татнефтью». Вице-премьер Татарстана Роман Шайхутдинов напомнил, что когда-то Валиуллин возглавлял центр информационных технологий РТ. «Сейчас роялти нам должен платить, раз мы тебя воспитали», — пошутил по данному поводу Минниханов.
«На самом деле тема безопасности очень важна. Важность осознаешь, когда попал в беду, но это нежелательно. Поэтому вы все должны понимать, насколько ваши системы защищены. Проанализируйте, чтобы потом не было желания укусить свой локоть», — подытожил глава республики.
а
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 84
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.