2020 год стал периодом прорыва для электронной коммерции в России. Согласно подсчетам аналитиков, обороты рынка достигли 2,5 трлн руб., превысив показатели 2019 года на 44%. Аналитики уверены, что толчком выступила пандемия и сопутствующие ей карантинные ограничения, без которых объемы не превысили бы 29%. Количество пользователей интернет возрастает с каждым днем. Число потребителей, освоивших онлайн-шоппинг, возросло на 80%, что в сумме дало прирост покупок до 830 млн единиц.
Прогнозы специалистов
Текущий и последующие года продолжат радовать представителей онлайн-ритейла повышением емкости онлайн-рынка. Так:
- в 2021 г. — обороты электронной торговли взлетят на 34%;
- в 2022 г. — на 32%;
- в 2023 г. — на 30%;
- в 2024 г. — на 28%.
Популярность интернет-торговли обусловлена спросом на продукты питания и другие товарные категории. Причем реальная скорость рынка e-commerce* превышает прогнозируемую на 5-6%.
По данным экспертов компании Promocodius**, сервиса по подбору промокодов, чаще всего клиенты отдают предпочтение маркетплейсам, готовых предоставлять продукцию по скидкам и акциям.
Наибольшую активность продемонстрировали покупатели Москвы и Новосибирска. За ними расположились Санкт- Петербург, Севастополь и Приволжск.
Приведенная статистика указывает на гибкую адаптивность компаний-ритейлеров к новым условиям и покупательским паттернам.
Способы оплаты
Первое место по количеству проведенных платежей уже несколько лет подряд остается за банковскими картами. В 2020 год на их долю пришлись больше 80% покупок. Второе - по праву разделили SumsungPay (СамсунгРай) и ApplePay (ЭплПай), обеспечив себе 8,8%. Электронные деньги закрыли тройку лидеров, обработав 2,2% платежей. Примечательно, что здесь показатели существенно снизились, с 12% по сравнению с 2019 годом.
Развитие электронных продаж негативно сказалось на некоторых видах расчетов. Так, антирекорд принадлежит мобильной коммерции — ее рейтинг неуклонно падает, а количество желающих прибегнуть к такой разновидности платы сократилось до 1,1%. Хотя еще в 2019 году удерживалось на уровне 3,6%.
Снизилась частота транзакций и у карт-рассрочек типа, «Свобода» и «Совесть», до критических 0,06%.
Однако, звание самого непопулярного среди населения РФ способа отошло интернет-банкингу, а также платежам через магазины связи. Их доля составила 0,04% и 0,02% соответственно. К слову, на первый вид оплаты еще несколько лет назад ставили многие предприятия. Но время показало, что заполучить аудиторию удалось только ПАО СберБанку. Остальные же субъекты рынка переключились на более востребованные способы расчета.
* - e-commerce – е-коммерс
** - Promocodius - Промокодиус