8 апреля арбитраж Татарстана присвоил ярлык личного банкрота очередному крупному бизнесмену — Ренату Ялакову, соучредителю компании из Богатых Сабов «Ликада плюс», в последние годы сменившей название на «ГСМ-Трейд» 8 апреля арбитраж Татарстана присвоил ярлык личного банкрота очередному крупному бизнесмену, Ренату Ялакову, соучредителю компании из Богатых Сабов «Ликада Плюс», в последние годы сменившей название на «ГСМ-Трейд»

Что стало с «Ядран-Ойл» и «Ликадой»

8 апреля арбитраж Татарстана присвоил ярлык личного банкрота очередному крупному бизнесмену, Ренату Ялакову, соучредителю компании из Богатых Сабов «Ликада Плюс», в последние годы сменившей название на «ГСМ-Трейд». Такая же участь грозит его партнеру, совладельцу «Ликады Плюс» Халиту Фазуллину: дело уже рассматривает арбитраж. Сегодня 37-летний Ялаков проживает с семьей в США, а еще 10 лет назад был активно включен в деловую жизнь Татарстана: являлся совладельцем крупнейшей в республике нефтетрейдерской компании, плотно работавшей с «Ядран-Ойлом» депутата Госсовета РТ Ирека Салихова, а с 2015 года вместе с тем же Салиховым занимался строительством республиканской сети АЗС Shell, впоследствии проданной самому концерну. Но два года назад что-то пошло не так: отношения с Салиховым и бывшими партнерами дали трещину, выручка «Ликады Плюс» резко упала, а банки тут же набросились с требованиями о немедленной выплате долгов.

Нефтетрейдинг «Ядрана» тоже в последние годы сильно сдал, хотя в самой компании утверждают: «Нефтетрейдинг до сих пор остается значимым направлением, составляющим основную часть выручки ГК „Ядран“». Так или иначе, известное рынку АО «Ядран-Ойл», в 2018-м ворочавшее выручку в 13 млрд рублей, в 2019 году было переименовано в АО «Трейд-Ойл» и сократило выручку вдвое, до 5 миллиардов. В 2020-м компанию реорганизовали в ООО «Трейд-Ойл», а через полгода она уже была ликвидирована в форме разделения на ООО «Девелопмент+», ООО «Вест ЛТД», ООО «Астор» и ООО «Магистраль» (все они находятся в стадии ликвидации). Пресс-секретарь группы Лилия Клюковская сообщила нам, что сейчас нефтетрейдингом занимаются другие две компании: ООО «Торговый дом „Ядран-Энерго“» и ООО «Альянс-Ойл». Выручка последней за 2020 год составила 7,5 млрд рублей, чистая прибыль — 90,7 млн рублей.

С 2015 года Ренат Ялаков вместе с Иреком Салиховым занимался строительством республиканской сети АЗС Shell, впоследствии проданной самому концерну С 2015 года Ренат Ялаков вместе с Иреком Салиховым занимался строительством республиканской сети АЗС Shell, впоследствии проданной самому концерну Фото: «БИЗНЕС Online»

«„Ядрана“ и „Ликады“ в последнее время, по-моему, нет на рынке нефтетрейдинга, — сказал „БИЗНЕС Online“ президент ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ Ирек Сулейманов. — У „Ядрана“ свои причины — наверное, они просто не хотят заниматься этим бизнесом, а у „Ликады“, насколько я знаю, какие-то проблемы, они банкротятся. Здесь же, как и в любом бизнесе, широко шагать нельзя, можно и штаны порвать. Никого не хочу учить, любой бизнес сложный». В Татарстане, по данным руководителя ассоциации, остается порядка 5–6 крупных нефтретрейдинговых компаний, среди которых ООО «Оптан-Казань» (33,3% принадлежит Сулейманову, 66,7% — уфимскому АО «Оптан») и трейдер сети АЗС Irbis.

По словам другого источника на нефтяном рынке, в целом сама отрасль нефтетрейдинга стала малопривлекательной. Нефтетрейдинг представляет собой перегонку авто-, судового, авиатоплива с завода-производителя железнодорожными вагонами до потребителя — как правило, зарубежного. Часто нефтетрейдеры стараются играть ценами на мировой бирже, что рискованно: покупатель, к примеру, может отказаться от сделки после очередного скачка цен. Сейчас, по словам источника, маржинальность такой торговли упала чуть ли не до нуля, и если еще лет пять назад на трейдинге можно было хоть что-то заработать, то сейчас отрасль добили налоговая специфика и «коронавирусный» год. Производители топлива, как говорит наш источник, не стремятся работать с трейдерами, а имеют собственные каналы сбыта.

Ирек Сулейманов: «У «Ядрана» свои причины — наверное, они просто не хотят заниматься этим бизнесом, а у «Ликады», насколько я знаю, какие-то проблемы, они банкротятся. Здесь же, как и в любом бизнесе, широко шагать нельзя, можно и штаны порвать» Ирек Сулейманов: «У «Ядрана» свои причины — наверное, они просто не хотят заниматься этим бизнесом, а у «Ликады», насколько я знаю, какие-то проблемы, они банкротятся. Здесь же, как и в любом бизнесе, широко шагать нельзя, можно и штаны порвать» Фото: «БИЗНЕС Online»

Два татарстанских нефтетрейдера

Но в эпоху расцвета отрасли, конечно, охотников заработать было немало. Так, в 2008 году Ялаков вместе с партнером Фазуллиным основал компании «Ликада» и «Ликада Плюс», чуть позже к ним присоединился Марат Сахапов. «Ликада Плюс» осуществляла продажу и перевозку нефтепродуктов. Как сообщалось на сайте фирмы, она занималась доставкой нефтепродуктов по всей стране при помощи собственного парка бензовозов (у компании было порядка 120 сцепок Scania и бочки Sespel). Среди ее партнеров числились такие крупные нефтяные компании, как ТАНЕКО, «Газпром» и «Башнефть».

Ялакову 37 лет, имеет экономическое образование КНИТУ-КАИ. Владеет 33% ООО «Ликада» и ранее (до банкротства компании) — 33% ООО «Ликада Плюс». Также он является учредителем мини-футбольного клуба «Ядран». Клуб изначально принадлежал Ялакову и имел другое название, но, когда бизнесмен начал совместные проекты с Салиховым, то решил переименовать клуб в честь компании нового партнера, поскольку последний оказывал спонсорскую помощь спортсменам. После выхода Ялакова из совместных проектов с Салиховым клуб сохранил название. «ФК „Ядран“ уже не выступает, он закончил сезон в 2017 году ввиду отсутствия финансирования. Но его игроки стали выступать в Суперлиге РФ», — говорит Ялаков.

В судебных материалах на сайте АС РТ говорится, что бизнесмен прописан в Казани, на улице Меридианной, но в августе 2019 года он вместе с семьей переехал в США на ПМЖ, там он живет и учится по сей день.

«Переезд в Штаты я планировал уже давно, готовился к нему, поскольку взять и сменить страну за один день или даже месяц невозможно. В 2018 году у меня на территории США родилась дочь, я планировал запустить небольшой бизнес по грузоперевозкам, — рассказал „БИЗНЕС Online“ Ялаков. — К сожалению, локдаун и антикоронавирусные ограничения привели к тому, что бизнес пришлось закрыть. Сейчас я сосредоточен на получении образования, иногда оказываю консультационные услуги в области грузоперевозок, поскольку имею в этой сфере довольно богатый опыт».

В том же 2008 году было зарегистрировано и АО «Ядран-Ойл». Согласно данным базы «Контур.Фокус», какое-то время компания была прописана в панамском офшоре Invest Logic Ag, а впоследствии перерегистрировалась в Казани. Среди совладельцев фигурировали такие имена, как Тимур Ренатович Тимерзянов, сын главного федерального инспектора в Татарстане, сам Салихов, а кроме того, компании ООО «Лукойл-Регионы» и ООО «Ядран-Ойл», которые уже прекратили деятельность.

В 2015–2016 годах, по оценке Ялакова, «Ликада Плюс» владела активами на сумму порядка 1 млрд рублей, ежемесячный объем выручки составлял 1,5 млрд рублей. В 2017–2018-х компания входила в тридцатку крупнейших предприятий РТ по выручке: в 2017-м она составляла порядка 14,5 млрд рублей, в 2018-м— 13,1 миллиарда. Компания шла ноздря в ноздрю с «Ядран-Ойл», чья выручка в 2018 году составляла 13,29 млрд рублей, в 2017-м — 15,95 млрд рублей.

На рынке «Ликаду Плюс» всегда воспринимали как фирму одного «зонтика» с «Ядраном», ведь они работали в плотной связке. По словам самого Ялакова, «Ядран» был крупнейшим поставщиком «Ликады Плюс»: 60% всего объема топлива, поставляемого «Ядрану» с завода ТАНЕКО, реализовывалось именно через «Ликаду Плюс». По факту же сам Салихов никогда в учредители данной фирмы не входил, да и, наоборот, учредители «Ликады» — Ялаков, Фазуллин и Сахапов — не являлись учредителями фирм «Ядрана». В 2019 году связь компаний плотно изучал татарстанский УФАС, подозревая в антиконкурентном рыночном сговоре.

На рынке «Ликаду плюс» всегда воспринимали как фирму одного «зонтика» с «Ядраном», ведь они работали в плотной связке. По словам самого Ялакова, «Ядран» был крупнейшим поставщиком «Ликады плюс»: 60% всего объема топлива, поставляемого «Ядрану» с завода ТАНЕКО, реализовывалось именно через «Ликаду плюс» На рынке «Ликаду Плюс» всегда воспринимали как фирму одного «зонтика» с «Ядраном», ведь они работали в плотной связке. По словам самого Ялакова, «Ядран» был крупнейшим поставщиком «Ликады Плюс»: 60% всего объема топлива, поставляемого «Ядрану» с завода ТАНЕКО, реализовывалось именно через «Ликаду Плюс» Фото: «БИЗНЕС Online»

Из материалов дела следовало как минимум весьма плотное взаимодействие упомянутых нефтетрейдеров. По предоставленным в УФАС документам выходило, что «Ликада» и «Ядран» по очереди поставляли нефтепродукты друг другу. И все это при том, что АО «Трейд Ойл», как говорится в решении УФАС по РТ, имело возможность напрямую приобретать продукцию у завода-изготовителя (ТАНЕКО). Для чего ядрановская структура, имея такие уникальные возможности, приобретала нефтепродукты у ООО «Ликада Плюс» (которое, в свою очередь, приобретало аналогичную продукцию у АО «Трейд Ойл»), антимонопольщики так и не поняли. Также в УФАС обратили внимание на то, что компании предоставляют совершенно разные данные по поставкам и оплатам, и даже заподозрили их в предоставлении заведомо недостоверных сведений. В управлении сделали вывод, что «в результате реализации вышеописанной схемы взаимоотношений стоимость конкретного товара, подвергшегося неоднократной перепродаже, необоснованно возрастает для очередного покупателя» и «приводит к необоснованному установлению наценок на судовое маловязкое топливо». Однако в итоге факт сговора доказан не был, дело закрыли.

«Ликада» являлась, вероятно, крупнейшим, но единственным трейдером, который имел плотные связи с «Ядран-Ойлом». Об этом стало известно в ходе банкротства нижнекамского ООО «Крекинг-Проф». Компания, принадлежавшая Вадиму Иванову и Игорю Васильеву, занималась оптовой торговлей ГСМ и их транспортировкой. Бывший конкурсный управляющий фирмы Денис Казанцев заявил, что якобы перед банкротством «Крекинг-Профа» имели место «мнимые сделки». Он предположил, что Салихов и директор ЗАО «Ядран-Ойл» Дамир Мадьяров серией транзитных операций с компанией «Трейд-Ойл» вывели из «Крекинг-Профа» средства на 2 млрд рублей, вследствие чего последняя компания и обанкротилась. В сентябре 2020 года Казанцев даже смог добиться наложения ареста на имущество Салихова, Мадьярова, а также еще четырех компаний (ООО «Магистраль», ООО «Вест ЛТД», ООО «Астор», ООО «Девелопмент+» — на эти юрлица уже была разделена компания «Трейд Ойл») на общую сумму в 620 млн рублей. Однако позже Казанцев засомневался в своих же смелых выводах, его сменила конкурсный управляющий Екатерина Бурнашевская, а суд пришел к выводу, что сделки с «Трейд Ойлом» оказались вполне реальными. В марте 2021 года арест с имущества Салихова и Ко был снят.


Салихов и Ялаков под ракушкой Shell

В 2015–2016 годах, когда до серии банкротств и судебных разборок было далеко, Ялаков вместе с Салиховым запустили проект по созданию в Татарстане сети АЗС под брендом всемирно известной англо-голландской корпорации Royal Dutch Shell. Заправочный бизнес партнеры развивали через ООО «УК „АЗС-Поволжье“». Ялаков был генеральным директором данной фирмы с 2016 по 2019 год, а учредителем до декабря 2019-го являлось ООО «Трейд Ойл» (бывшее АО «Ядран-Ойл»).

Под ракушкой Shell: Ирек Салихов поспорит с «Татнефтью» и ТАИФом

Поначалу все шло очень хорошо. Первые две заправки Shell с помпой были открыты в Казани на Меридианной улице 5 октября 2016 года. На открытие даже приехал исполнительный вице-президент концерна Shell Иштван Капитани. Он сообщил тогда, что заправками в столице РТ Shell начинает развертывание сети АЗС в Приволжском федеральном округе. Планировалось, что к 2020-му Shell откроет в республике до 55 своих АЗС.

С начала «шелловского» проекта Ялаков, по его словам, полностью сконцентрировался на данной работе, а все взаимоотношения между «Ликадой Плюс» и «Ядраном» по оптовым закупкам нефтепродуктов с того момента вели его партнеры —  Фазуллин и Сахапов. Со стороны «Ядрана» делами с «Ликадой Плюс» занимался директор ЗАО «Ядран-Ойл» Мадьяров. 

«Я являюсь участником ООО „Ликада Плюс“ (в настоящее время — „ГСМ-Трейд“), но не участвую в операционной деятельности компании с конца 2015-го – начала 2016 года. В этот период появилось новое глобальное направление — развитие АЗС Shell. Салихов Ирек выступал инвестором, а я исполнителем, — рассказывает Ялаков. — На мне была большая ответственность, поскольку требовалось поднимать проект с нуля, а именно: найти АЗС, построить их под стандарты Shell, набрать персонал, аттестовать перевозчика, наладить поставки, помимо этого еще постоянная организационная работа. Поэтому я решил посвятить себя данному проекту и отстранился от участия в управлении „Ликадой“, полностью доверившись моим бывшим партнерам — Сахапову Марату и Фазуллину Халиту».

Однако быстро захватить рынок у «салиховских» заправок не получилось. Всего на момент написания материала в РТ действовало 18 АЗС с «шелловской» ракушкой на стеле. «Наш проект с Shell не получился прибыльным по разным причинам: изменилась конъюнктура рынка и маржинальность была не той, на которую рассчитывал Ирек. Нужно было потерпеть, чтобы выйти на прибыльность, но Салихов не хотел ждать. Наши отношения стали обостряться, и в конце концов мы договорились, что продадим всю сеть АЗС и закончим сотрудничество», — рассказывает Ялаков.

В итоге в 2017-м заправки начали готовить к продаже, в 2017–2018 годах (точную дату наш собеседник не помнит) татарстанские АЗС бренда были проданы головной компании Shell. На данный момент топливо на заправках Shell в Казани реализует зарегистрированное в Москве ООО «Шелл Нефть» (чек имеется в редакции). Согласно базе «Контур.Фокус», фирма на 50% принадлежит двум нидерландским частным компаниям с ограниченной ответственностью «Шелл Оверсиз Инвестментс Б.В.» и «Б.В. Дордтсе Петролеум Матсаппей», генеральным директором является Стародубцев Сергей Артурович. Чистая прибыль ООО «Шелл Нефть» по итогу 2020 года составила 1,1 млрд при выручке 102,3 млрд рублей.

В концерне сделку по продаже татарстанских АЗС комментировать отказались. «Мы не можем прокомментировать остальные вопросы, так как концерн „Шелл“ не дает оценку действиям других юридических лиц», — сообщили «БИЗНЕС Online» в ООО «Шелл Нефть».

«Несколько лет назад Ренат Ялаков был приглашен группой компаний „Ядран“ как опытный специалист для сопровождения проекта по развитию АЗС. Позже проект был завершен, АЗС успешно проданы», — подтвердили нам в пресс-службе «Ядрана».

«Наш проект с Shell не получился прибыльным по разным причинам: изменилась конъюнктура рынка и маржинальность была не та, на которую рассчитывал Ирек. Нужно было потерпеть, чтобы выйти на прибыльность, но Салихов не хотел ждать» «Наш проект с Shell не получился прибыльным по разным причинам: изменилась конъюнктура рынка и маржинальность оказалась не той, на которую рассчитывал Ирек. Нужно было потерпеть, чтобы выйти на прибыльность, но Салихов не хотел ждать» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Внутриликадный» раздор

После продажи заправок отношения между Ялаковым и Салиховым окончательно испортились. Но еще хуже оказалась ситуация с партнерами — Фазуллиным и Сахаповым, — которые занимались нефтетрейдингом «Ликады». В те годы компания активно брала кредиты в разных банках, и Ялаков по многим из них выступал поручителем, что на тот момент казалось вполне логичным. «Компания всегда имела довольно большой объем кредитных средств, а ее обороты были таковы, что получение нового транша на 600 миллионов не выглядело чем-то из ряда вон выходящим. Напомню, ежемесячный оборот перекрывал данную сумму», — объясняет Ялаков.

Однако все обстоятельства получения кредитов, по словам бизнесмена, ему известны не были, поскольку он приезжал только на подписание документов. Итог — раздор на почве не до конца проясненных сделок, в частности по кредиту на 600 млн рублей от Ак Барс Банка, который выдан в конце 2018 года.

Зато прояснить соответствующий вопрос согласился другой соучредитель, Сахапов, он ответил на вопросы «БИЗНЕС Online» через своего представителя (вероятно, адвоката) по имени Виктор. Для начала Сахапов уточнил, что ранее в компании руководил отделом продаж, но в декабре 2016 года «ушел из данного бизнеса и перестал участвовать в деятельности компании». «В период до конца 2016-го и после этого деятельностью организации полностью руководил брат директора Азата Файзуллина  — учредитель Халит Фазуллин», — сообщил Сахапов. Также он пояснил цели, на которые компания брала кредит в Ак Барс Банке: «Насколько мне было известно со слов Фазуллина Халита, овердрафт оформлялся для покупки нефтепродуктов. В практике компании возникала необходимость в пополнении оборотных средств для закупки нефтепродуктов».

Ялаков утверждает, что еще весной 2018 года между ним, Фазулиным и Сахаповым были достигнуты устные договоренности о выкупе ими доли Ялакова в «Ликаде Плюс». Взамен бизнесмен рассчитывал получить третью часть всех активов. «Мне написал [Роман] Урмаев — на тот момент финансовый директор „Ликады“, — что с банком проведены переговоры об исключении меня из поручительства. Он сказал, что сделано это будет позже, поскольку нужно собирать комиссию и согласовывать (чистая формальность, как он озвучил), на что нужно время», — вспоминает Ялаков.

Ренат Ялаков: «Теперь я понимаю их цель — по всей видимости, забрать из предприятия все активы на подконтрольные фирмы, чтобы ничего не выплачивать ни мне, ни банкам, ну, и попытаться сделать меня крайним» Ренат Ялаков: «Теперь я понимаю их цель — по всей видимости, забрать из предприятия все активы на подконтрольные фирмы, чтобы ничего не выплачивать ни мне, ни банкам, ну и попытаться сделать меня крайним» Фото предоставлено Ренатом Ялаковым

«Урмаев мне предоставил письмо из банка, где сообщалось, что банк готов аннулировать мое поручительство после выхода меня из состава учредителей», — говорит бизнесмен. Но сейчас Ялаков считает, что у партнеров либо намерений выкупать его долю вовсе не имелось, либо что-то заставило их передумать. «Мне позвонил Мадьяров (директор ЗАО „Ядран“) и надавил, чтобы я ускоренно подписал поручительство, так как близился конец года и им с „Ликадой“ якобы нужно было аккумулировать деньги, — вспоминает Ялаков. — Напоминаю, тогда все выглядело так, что все устные договоренности с моими бывшими партнерами относительно выкупа моей доли достигнуты». (Сахапов, к слову, сообщил нам, что не был в курсе планов насчет выкупа доли Ялакова: «Сам я его долю покупать точно не собирался и не собираюсь»).

«Сразу после подписания мною поручительства переговоры по выкупу стали затягиваться Сахаповым и Фазуллиным: исчез конструктив, и стало ясно, что они просто парят мне мозг — желание выплачивать мне мою долю резко пропало. Видимо, на тот момент у них уже имелся план о выставлении меня крайним. В итоге переговоры завершились ничем, а я был вынужден действовать через суды и уведомления банков о корпоративном конфликте», — говорит Ялаков.

«Теперь я понимаю их цель — по всей видимости, забрать из предприятия все активы на подконтрольные фирмы, чтобы ничего не выплачивать ни мне, ни банкам, ну и попытаться сделать меня крайним, — делает предположение Ялаков и добавляет: — К счастью, провернуть это им не удалось».

«В 2019 году я отказался подписывать поручительство по кредиту перед Альфа-Банком, понимая, что дела не двигаются и что мне мою долю никто выплачивать не собирается», — говорит Ялаков. Тогда же он написал уведомления в ВТБ24, Альфа-Банк, Ак Барс Банк, Райффайзенбанк, Банк Казани, «Девон-Кредит» (имеются в распоряжении редакции) о наличии корпоративного конфликта с учредителями «Ликады Плюс», в связи с чем был «полностью отстранен от информации о деятельности компании». Ялаков пытался провести и внеочередное собрание учредителей ООО «Ликада Плюс», но в назначенные время и место партнеры не являлись (копия протокола собрания также имеется в редакции).

В 2019 году «Ликада Плюс» вошла в пике, компания уронила выручку с 13 млрд в 2018 году до 2,6 млрд в 2019-м и получила чистый убыток в 280 миллионов. Фирма даже вошла в наш топ-100 главных неудачников по итогам 2019-го. Пошли просрочки по выплатам кредитов.

В сентябре 2019 года Ак Барс Банк подал иск о банкротстве предприятия, а в мае 2020-го АС РТ ввел в отношении «Ликады Плюс», которая на тот момент уже стала называться «ГСМ-Трейдом», процедуру банкротства — наблюдение. На момент введения процедуры у «ГСМ-Трейда» насчитывалось долгов на общую сумму не менее 918 млн рублей: перед АББ — около 500 млн рублей, Банком ЗЕНИТ — 60,8 млн рублей, Банком Казани — 29,7 млн рублей, ООО «Глобус» — 195 млн рублей, Альфа-Банком — 132,6 млн рублей. В сентябре 2020 года было запущено конкурсное производство.

Банки стали требовать долги с поручителей. В частности, с Ялакова и с Фазуллина в рамках дел о личных банкротствах «Ак Барс Банк» сегодня требует одну и ту же внушительную сумму — 604 млн рублей Банки стали требовать долги с поручителей. В частности, с Ялакова и Фазуллина в рамках дел о личных банкротствах Ак Барс Банк сегодня требует одну и ту же внушительную сумму — 604 млн рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

Банки стали требовать долги с поручителей. В частности, с Ялакова и Фазуллина в рамках дел о личных банкротствах Ак Барс Банк сегодня требует одну и ту же внушительную сумму — 604 млн рублей. Долг сложился из двух кредитных договоров: на 360 млн и на 245 млн рублей, которые были заключены в октябре и в декабре 2018 года. В свое время Ялаков и Фазуллин выступили поручителями по данным кредитам, а теперь расплачиваются. Ялакова суд решением от 15 апреля 2021-го уже признал банкротом и ввел процедуру реструктуризации долгов, по Фазуллину решение на момент публикации статьи еще не вынесено.

Что касается Сахапова, в отношении него иски о личном банкротстве на момент подготовки материала поданы не были. В своем комментарии нашему изданию он пояснил: «Значительная часть просроченной задолженности по кредиту [Ак Барс Банку] (более 1/3 долей) погашена в 2020 году путем выкупа права требования у банка третьим лицом». «Право требования ко мне как к поручителю у банка было также выкуплено в этот же период. Мои обязательства перед банком исполнены в полном объеме», — заявил соучредитель компании.

«БИЗНЕС Online» также сделал запрос Мадьярову и Фазуллину с просьбой прокомментировать ситуацию. Генеральный директор УК «Ядран» Мадьяров через пресс-службу компании сообщил, что «не был руководителем и участником „ГСМ-Трейд“ и потому не обладает информацией о его деятельности». «В данное время бизнесы Ялакова и ГК „Ядран“ не пересекаются, поэтому мы не можем дать объективную оценку причин его банкротства», — сообщили нам в пресс-службе «Ядрана».

Из двух братьев Фазуллиных с нами на связь вышел Азат Фазуллин (директор), но сам он отвечать на вопросы отказался, зато настойчиво рекомендовал обратиться к журналисту крупного федерального СМИ, которому он якобы ранее уже давал развернутый комментарий на интересующую нас тему. Мы выполнили эту просьбу, но ответа не получили.

В 2019 году Ялаков судился с ООО «Ликада Плюс» и ООО «Ликада» за право в качестве собственника получить внутренние документы: протоколы собраний, бухгалтерские балансы, выписки о движении денежных средств и т. д. В 2019 году Ялаков судился с ООО «Ликада Плюс» и ООО «Ликада» за право в качестве собственника получить внутренние документы: протоколы собраний, бухгалтерские балансы, выписки о движении денежных средств и т. д. Фото: «БИЗНЕС Online»

Ялаков намерен сотрудничать с банками

В 2019 году Ялаков судился с ООО «Ликада Плюс» и ООО «Ликада» за право в качестве собственника получить внутренние документы: протоколы собраний, бухгалтерские балансы, выписки о движении денежных средств и т. д. Ответчики же отказывали, парируя тем, что Ялаков будто бы хочет выведать коммерческую тайну в интересах якобы подконтрольных ему фирм — ООО «Реал» и УК «АЗС Поволжье», то бишь пресловутых заправок Shell. Однако в итоге суд встал на сторону истца, обязав компании в пятидневный срок предоставить Ялакову интересующие его документы.

Решение суда, по словам Ялакова, не было исполнено, в связи с чем уже мировым судом Сабинского района в декабре 2019 года «Ликада Плюс» даже была оштрафована на 250 тыс. рублей по редкой статье 15.23.1 КоАП РФ, ч. 11 («Нарушение требований законодательства о порядке подготовки и проведения общих собраний акционеров, участников обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью и владельцев инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов»). Но ситуация все равно не изменилась, документы Ялаков не получил.

К слову, Сахапов на вопрос о том, был ли Ялаков действительно отстранен от управления компанией, вполне допустил, что такое могло произойти в период после декабря 2016 года. «Я и сам, будучи учредителем, не имел доступа к сведениям о деятельности компании. Доступа к документам — тоже. Когда возникла необходимость в получении сведений, я несколько раз обращался с запросами в адрес директора. Мои письменные просьбы о предоставлении документов игнорировались», — сообщил Сахапов.

Ялаков между тем готов расплатиться по части кредитов своим личным имуществом. Ему принадлежат АЗС, мотель «Малина» и земельный участок площадью 17 965 кв. м в Мамадышском районе. Данные объекты находятся в залоге по обязательствам «Ликада Плюс» перед банком «Девон-Кредит». ООО «Малина» (основной вид — деятельность гостиниц), согласно базе «Контур.Фокус», ранее принадлежало Фатыхову и Сахапову, однако с конца 2020 года гостиница отошла Рамилю Равкатовичу Мингалимову, который также является директором данной компании. «Стоимость этого объекта с участком не покроет всех долгов предприятия, но его продажа позволит вернуть хотя бы часть средств одному из банков, — такое пояснение дал нашему изданию сам Ялаков и добавил. — Если говорить о реструктуризации долга, то я намерен провести ее за счет возврата активов, выведенных (предположение Ялакова — прим. ред.) Сахаповым, Фазулиным, а возможно, и иными лицами. Моя задача — помочь в первую очередь банкам вернуть выведенные деньги, а потом уже я планирую забрать причитающееся мне».

На вопросы о том, имеются ли у компании и ее соучредителей средства/имущество на покрытие кредитов, Сахапов указал лишь, что «в организации имелось достаточно имущества для погашения задолженности перед банком по кредитному договору», вспомнил и об упомянутом выше гостиничном комплексе Ялакова.

«Мне сложно говорить об ошибках (приведших к банкротству — прим. авт.), так как я давно не связан с компанией и не располагаю сведениями о том, как задолженность стала просроченной. Продажа нефтепродуктов — это непростой бизнес. В нем очень много рисков», — отметил Сахапов. Также он добавил, что сегодня напрямую его деятельность со сферой нефтепродуктов не связана. «Данное направление мне неинтересно, так как купля-продажа нефтепродуктов в настоящее время не очень рентабельна. Это связано с тем, что крупные компании-монополисты вытесняют независимые организации. Конкурировать с крупными игроками в данной сфере сложно», — заявил Сахапов.

Тем временем, Ирек Салихов продолжает свой бизнес-путь по самым разнообразным направлениям. Известно, что он уже несколько лет развивает сеть быстрого питания «Тюбетей» Тем временем Салихов продолжает свой бизнес-путь по самым разнообразным направлениям. Известно, что он уже несколько лет развивает сеть быстрого питания «Тюбетей» Фото: «БИЗНЕС Online»

Ирек Салихов: от нефтетрейдинга к мусору и аэропорту

Тем временем Салихов продолжает свой бизнес-путь по самым разнообразным направлениям. «Нефтетрейдинг до сих пор остается значимым направлением, составляющим основную часть выручки ГК „Ядран“. Кроме того, ГК „Ядран“ предлагает свои услуги по добыче нерудных материалов, производству и переработке полимеров, утилизации промышленных отходов, строительству объектов для нефтегазовой отрасли. Также мы развиваем инфраструктурные проекты, бизнес-проекты в агропромышленном комплексе, в пищевой промышленности и в области логистики», — так описали всю сложную специфику бизнес-группы «Ядрана» в пресс-службе.

Известно, что Салихов уже несколько лет развивает сеть быстрого питания «Тюбетей». В 2019 году он входил в совет директоров завода «Аммоний»; планировалось, что с его подачи завод выкупит сингапурская Indorama Corporation, но в итоге сделка сорвалась и завод ушел структуре Романа Троценко. Салихов реализует и соцпроекты: так, в августе 2018 года депутат проспонсировал строительство мечети «Ирек» в казанском поселке нефтяников.

Сейчас именно с его именем связывают деятельность регионального оператора по обращению с ТКО «Гринта», который отвечает за вывоз и утилизацию мусора в Закамье. Как сообщил «БИЗНЕС Online» бывший сотрудник компании, бизнесмен лично включен во все вопросы работы регоператора. Но официальных данных о том, что Салихов владеет «Гринтой», опять же нет.

Недавно стало известно, что он всерьез интересуется проектом по реконструкции аэропорта в Бишкеке. Был даже подписан меморандум о сотрудничестве между местным министерством энергетики и промышленности и ГК «Ядран». В последней подтвердили интерес Салихова к аэропорту.