В сфере электронной подписи происходят серьезные изменения, вызванные поправками в закон от 06.04.2011 №63-ФЗ. Часть из них уже действует, другая часть станет актуальной с июля, остальные — еще через полгода, с января. Руководитель Удостоверяющего центра Контура Сергей Казаков рассказывает, как не остаться без действующей электронной подписи (ЭП).
Сергей Казаков: «Подписи, полученные до 1 июля этого года, точно можно будет использовать до 1 января 2022 года, если срок их действия не закончится раньше»
Проверьте срок действия ЭП и аккредитации УЦ
Изменения, вызванные поправками в закон от 06.04.2011 №63-ФЗ, затронут всех, кто использует электронную подпись — ЭП, — независимо от сферы применения: участие в закупках, отправка отчетности по интернету, договоров с контрагентами и т. д. Руководителям, которые могут действовать от имени юрлица без доверенности, придется лично обращаться в территориальное отделение ФНС или к доверенным лицам налоговой. Работники будут получать подписи в переаккредитованных удостоверяющих центрах (УЦ) — центрах, прошедших аккредитацию по более строгим требованиям.
Подписи, полученные до 1 июля этого года, точно можно будет использовать до 1 января 2022 года, если срок их действия не закончится раньше.
Если действие ЭП завершается до конца 2021 года, обновите подпись до окончания ее срока действия. Где обновлять, расскажем ниже.
Истекает после 1 января 2022 года — ЭП точно работает до этой даты, а что будет с ней далее, пока из законодательства не ясно.
Это еще не все. Подписи автоматически перестают действовать после завершения срока аккредитации УЦ. Проверьте и его. Если аккредитация естественным образом истечет до 1 января 2022 года, подпись надо обновить.
Для тех, у кого уже есть электронная подпись, 1 июля ничего не изменится — их подписи продолжат работать
Где обновить подпись
До 1 июля получить ЭП можно в любом удостоверяющем центре, такая подпись будет действовать до конца 2021 года. С 1 июля обращайтесь за подписью только в переаккредитованные УЦ. Их можно найти в перечне Минкомсвязи по приказу об аккредитации — он должен быть подписан после 1 июля 2020 года.
Что изменится с января 2022 года
Сотрудники юрлиц и ИП, а также специалисты, которые имеют полномочия действовать от организации, будут использовать личную ЭП физлица. Она не содержит сведений о работодателе. За получением обращайтесь в переаккредитованные УЦ.
Чтобы применять подпись физлица при подписании документов от лица организации, понадобится предоставить электронную доверенность. Но механизм использования доверенности сейчас в разработке. Ближе к концу года, когда соберетесь получать ЭП физлица по новым правилам, уточните у системы, где планируете использовать ЭП, начала ли она принимать доверенности в электронном формате. Если да, то можете обращаться в УЦ за ЭП физлица.
Руководители компаний, ИП и нотариусы обязаны использовать подписи, выданные ФНС. Их будут выдавать лично руководителю по одной на юрлицо, по нотариальной доверенности ЭП получить нельзя. Выдача будет происходить в налоговой и у доверенных лиц — УЦ, прошедших переаккредитацию и дополнительный отбор. Перечень таких УЦ и порядок получения подписи опубликуют позднее.
Подать заявление на выпуск ЭП можно будет с июля через личный кабинет на портале налоговой. Как разъяснила ФНС, электронные подписи она будет выдавать бесплатно, после идентификации личности, предъявления паспорта и СНИЛС, по предварительной записи. Но учитывайте, что записывать подпись налоговая будет на носитель, который вам нужно принести с собой. Можно купить носитель в своем УЦ или использовать тот, что у вас уже есть, если он подходит под технические требования налоговой.
Подписи для руководителей кредитных организаций, операторов платежных систем, некредитных финансовых юрлиц и ИП получают в УЦ Центробанка, должностные лица госорганов и местного самоуправления — в УЦ Казначейства.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.