«Если первая фаза пройдет успешно, на РМБ появится спрос не только в России, но и в странах СНГ, а дальше, я думаю, мы можем рассчитывать вообще на глобальный успех», — рисовал накануне в Нижнекамске глава МИД Венгрии радужные перспективы по продвижению резиномодифицированного битума, открывая совместное с «Татнефтью» предприятие по его производству. О том, как гость из Будапешта вспоминал насмешки ЕС по поводу открытия консульства в России, Минниханов рассуждал об углеродном следе, а гендиректор ТАНЕКО обещал с помощью РМБ сократить тормозной путь, — в материале «БИЗНЕС Online».
На ТАНЕКО накануне дали старт строительству новой установки — по производству резиномодифицированного битума — совместного предприятия «Татнефти» и венгерской MOL Group
Битум из шин покроет 20% потребности Татарстана
На ТАНЕКО накануне дали старт строительству новой установки — по производству резиномодифицированного битума — совместного предприятия «Татнефти» и венгерской MOL Group. На торжественную церемонию приехала целая делегация из Будапешта во главе с министром внешнеэкономических связей и иностранных дел Венгрии Петером Сийярто, а с татарстанской стороны заложить первый камень (точнее, вбить первые сваи) приехали президент РТ Рустам Минниханов, глава Нижнекамска Айдар Метшин, гендиректор «Татнефти» Наиль Маганов и др.
На том участке промзоны ТАНЕКО, где через пару лет возникнет новое производство, «Татнефть» раскинула красивый шатер, где венгерским гостям перед церемонией закладки демонстрировали образцы нефти, каучука, шин, а также целую палитру из десятков смазочных материалов, производимых на «Татнефти». А у входа разместили мраморные шайбы керна асфальта с использованием резиномодифицированного битума: как выяснилось, такое покрытие уже два года успешно эксплуатируется в Татарстане — на участке дороги Альметьевск – Заинск.
«Сутью технологии является использование резиновой крошки, бывшей в употреблении, и присадки MOL, что обеспечивает качественное дорожное покрытие, улучшая характеристики дорог: меньшую подверженность перепадам температур и устойчивость к колееобразованию»
«Сутью технологии является использование резиновой крошки, бывшей в употреблении, и присадки MOL, что обеспечивает качественное дорожное покрытие, улучшая характеристики дорог: меньшую подверженность перепадам температур и устойчивость к колееобразованию», — пояснил генеральный директор ТАНЕКО Илшат Салахов, пояснив, что это будет первое производство такого рода в России и СНГ. Мощность установки — 25 тыс. т в год, планируется ввести ее в эксплуатацию уже в первой половине 2023-го.
«Организация производства битума по технологии MOL является очередным шагом к циркулярной экономике и полностью соответствует целям устойчивого развития мирового сообщества, — нарисовал он глобальные цели проекта. И перешел к прикладным. — При поддержке минтранса и дорожного хозяйства РТ РМБ был включен в классификатор строительных ресурсов РФ, что позволяет полномасштабно использовать его в дорожном строительстве, в том числе в нацпроекте
„Безопасные и качественные автомобильные дороги“».
Как ранее пояснил «БИЗНЕС Online» директор объединенного предприятия «РМБ Рус» Максим Чуваев, эта технология уже активно используется в Венгрии, а продукция на нижнекамской установке будет направлена в первую очередь на татарстанские дороги.
Объем капитальных вложений в проект составит 1,2 млрд рублей
Объем капитальных вложений в проект составит 1,2 млрд рублей. Для финансирования строительства установки со стороны венгерского агентства поддержки экспорта HEPA присужден единовременный безвозвратный грант для возмещения капитальных затрат в размере 50% для поддержки зарубежного использования запатентованной технологии MOL в совместном предприятии с ТАНЕКО. При этом 51% доли совместного предприятия будет принадлежать MOL Group, но партнеры могут изменить рамки структуры сотрудничества после завершения пяти лет с введения в эксплуатацию производства.
«Мы регион с большими перепадами температур, — говорил тем временем со сцены Минниханов. — 25 тысяч тонн — это 20 процентов потребности республики. Я надеюсь, что потребность в этом битуме в дальнейшем будет еще больше». Позже на пресс-конференции он подчеркнет, что в республике и так было налажено производство битума, но ценность нового производства именно в технологии утилизации отходов.
«Сегодня одно из важнейших направлений, особенно для такой промышленной республики, как Татарстан, — это экологическое направление, углеродный след. Мы создаем такое предприятие, которое решает сразу две задачи: утилизация шин. Куда-то эту резину надо… эффективно использовать, чтобы это не отражалось на окружающей среде. А второе — подобное позволит получить качественный битум, который даст строить хорошие дороги», — оценил президент.
«Мы создаем такое предприятие, которое решает сразу две задачи: утилизация шин. Куда-то эту резину надо… эффективно использовать, чтобы это не отражалось на окружающей среде. А второе — подобное позволит получить качественный битум, который даст строить хорошие дороги»
Меньше шума, короче тормозной пути и никакой колейности?
Резиномодифицированный битум — новое поколение битума, предназначенного для укладки асфальта, который производится путем смешения битума с измельченной резиновой крошкой и специальным модификатором, препятствующим расслоению компонентов. Саму технологию и модификатор обеспечит MOL, а за резиновую составляющую возьмется «Татнефть». Как пояснили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе компании, для этого к моменту запуска установки РМБ планируется организовать на ТАНЕКО собственную переработку использованных шин, которая покроет потребности.
Раскрыла пресс-служба и подробности испытания РМБ в полевых условиях: согласно протоколам испытания кернов на километровом участке, толщина покрытия за год не изменилась, износ минимальный, так что опытная эксплуатация показывает хорошие результаты.
В числе заявленных преимуществ: отсутствие «усталостного растрескивания при промежуточной температуре», жара не приведет к появлению колейности, а заморозки — к растрескиванию. Кроме того, РМБ обладает высокой водостойкостью, что должно уменьшить количество ям. Обещают также, что дороги, где применяется РМБ, станут более безопасными — за счет сокращения тормозного пути на 5–10% — и комфортными — за счет снижения шума колес на 2,5–3 dB по сравнению с обычным дорожным битумом.
При этом применение РМБ не требует изменений в асфальтоукладочной технологии. А затраты на содержание таких дорог ниже: по оценке Венгерского института транспортных наук, экономия составит 30% от общей стоимости за 30 лет эксплуатации.
В целом, по словам Маганова, этот проект — живое воплощение добрых отношений между двумя странами. «Это хороший пример того, как две компании топливного сектора объединяют свои усилия для решения глобальных проблем, от потепления до рационального потребления. И не только объединяют усилия, но и решают эти проблемы, — говорил гендиректор „Татнефти“. — Этот битум положат на дороги, которыми будут пользоваться долгие и долгие годы миллионы людей».
«Мы начали новый отсчет в венгерской экономике: любые инвестиции из-за рубежа всегда имели большое значение, однако сейчас наступила такая эпоха, когда у нас появились предприятия, которые с успехом могут выступать и за рубежом»
«Когда мы открывали здесь консульство, над нами смеялись»
Международный уровень предприятия возвел церемонию закладки установки в ранг внешнеполитического события. Это ясно дал понять в своей речи Сийярто, подойдя к оценке происходящего глобально.
«Во всемирной экономике после пандемии ковида начинается новая эпоха. Мы начали новый отсчет в венгерской экономике: любые инвестиции из-за рубежа всегда имели большое значение, однако сейчас наступила такая эпоха, когда у нас появились предприятия, которые с успехом могут выступать и за рубежом», — говорил он, имея в виду, разумеется, MOL — как самое крупное трансснациональное предприятие. Он напомнил, что MOL и до этого присутствовал в Татарстане, а со строительством совместного завода по производству РМБ вступает в «новое измерение».
«Самая крупное предприятие Венгрии и самое крупное предприятие Татарстана объединяют свои усилия над продукцией, которую можно будет распространить на региональном и глобальном уровнях, — продолжал глава МИД. — Если первая фаза пройдет успешно, появится спрос не только в России, но и в странах СНГ, а дальше, я думаю, мы можем рассчитывать вообще на глобальный успех».
Закладкой установки визит венгерской делегации не ограничился, в программе была и отдельная встреча с Миннихановым — правда, все там же, на ТАНЕКО. Так что Сийярто напомнил основные показатели сотрудничества Венгрии с Татарстаном: республика — второй коммерчески важный партнер в России, товарооборот только в I квартале превысил 100 млн евро, компании инвестируют, университеты сотрудничают, а 100 лет назад, по словам политика, венгерские власти «привили» в Татарстане фехтование. Если рейс Будапешт – Казань возобновится, поддержание контактов станет еще более простым. Сам политик в республике уже второй раз, он подчеркивает, что Венгрия высоко ценит Татарстан, как и любые страны, «которые берегут свою историю, культуру и религию».
«Шесть лет назад мы приняли решение в качестве первой и все еще единственной страны Евросоюза открыть здесь федеральное консульство. Наши недоброжелательные друзья над нами смеялись, а доброжелательные не совсем все понимали. Но думаю, что сегодня все уже всё отлично поняли», — поделился внешнеполитическими трудностями глава МИД Венгрии и пожелал быстрого и безаварийного строительства.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 62
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.