В Государственном музее изобразительных искусств РТ перед освящением собора Казанской иконы Божией Матери организовали на три месяца уникальную тематическую выставку. Гвоздем экспонируемой программы стал старейший список с первоявленной Казанской иконы Богоматери, утраченной в начале прошлого века. О том, поделятся ли музеи с церковью своими реликвиями и почему художникам для росписи храма приходилось готовить по несколько эскизов, — в фотоистории «БИЗНЕС Online».
-
Сегодня в главном здании Госмузея ИЗО Татарстана торжественно открылась уникальная выставка, которую приурочили к приближающемуся освящению и открытию воссозданного собора Казанской иконы Божией Матери. Собственно, выставку так и назвали — «Собор Казанской иконы Божией Матери. Возрождение».
-
У музейного сообщества уже стало доброй традицией проводить тематические выставки перед важными для православия Татарстана событиями. В 2016 году перед закладкой собора по такому же принципу организовывалась нашумевшая в определенных кругах выставка «Чудотворный Казанский образ Богоматери. Казанский Богородицкий монастырь». Тогда свет впервые увидел целый ряд православных экспонатов, долгие годы хранящийся в архивах Нацмузея РТ. По словам директора ГМИИ Розалии Нургалеевой, сегодняшняя выставка стала прямым продолжением той уникальной экспозиции пять лет назад.
-
«Сегодня открывается выставка, которая показывает процесс создания произведений искусства, которые украшали храм в свое время, которые были связаны с чудотворным образом», — рассказала министр культуры РТ Ирада Аюпова во время церемонии открытия выставки. По ее словам, в экспозицию вошли не только архивы ГМИИ, но и Нацмузея РТ.
-
На самом деле очень странно, почему выставку о том, как воссоздавался казанский собор, решили открыть практически впритык к освящению, которое состоится 21 июля. На это обратил внимание и вице-спикер Госсовета РТ Юрий Камалтынов. «Мы допустили колоссальную ошибку. Открываться надо было хотя бы недели две – месяц назад. Почему? Потому что, когда посмотришь на все это вживую в храме, не так интересно станет уже посещать выставку», — заметил Камалтынов.
-
«С сегодняшнего дня наступили такие дни благодарения. Потому что сегодня мы прежде всего благодарим бога за возможность. Мы попали во время, когда можно созидать», — отметил на открытии выставки митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл, благодаривший всех за помощь в деле воссоздания собора.
-
Основной смысл выставки «Собор Казанской иконы Божией Матери. Возрождение» вообще заключается в стремлении татарстанских музейщиков показать, что лежит в основании воссозданного храма. А это прежде всего архивные документы, старинные проекты здания собора, письменные описания его внутреннего убранства, примеры аналогов живописи развитого классицизма и т. д. Многое из этого сохранилось в кубышках музеев республики. И вот все это (ну почти все и не только) собрали в одном месте в ГМИИ РТ.
-
В выставку вошли, например, различные древние иконы.
-
Самая яркая из них — древнейший список Казанской иконы Божией Матери, который датируется последней четвертью XVI века. Наша газета неоднократно подробно рассказывала об этой уникальной иконе. Дата ее появления на свет практически совпадает с оригинальным образом, явленным, по легенде, в 1579 году в Казани. Как рассказывала хранительница фонда древнерусского искусства, старший сотрудник ГМИИ РТ Вера Немтинова, размер этого списка составляет 27,4×22,5×2,5 см: очень близко к размеру явленной иконы — 6 на 5 вершков.
-
Вместе с ней экспозицию выставки пополнила не менее уникальная пелена «Богоматерь Казанская», датированная 1580–1590 годами.
-
Обе реликвии сегодня хранятся в местных музейных архивах. Вопрос о возвращении их в лоно церкви, кажется, никогда публично не обсуждался, хотя и витает в воздухе. Интересно, что Аюпова сделала сегодня необычный реверанс. «Все лучшее, что создавалось на данной земле, всегда передавалось в храм. Я очень надеюсь, что эта выставка обретет своего зрителя и что наше сотрудничество будет и впредь таким же плодотворным», — заявила глава минкульта РТ. Любопытно, что на днях из фонда Нацмузея РТ на экспонирование в воссозданном соборе Казанской епархии передали уникальную серебряную раму-оклад с первоявленной иконы. 80 лет она хранилась в архивах, а теперь будет доступна для поклонения паломникам Казанско-Богородицкого монастыря. Пусть и временно — реликвия все еще находится на балансе музейщиков, экспонирование продлится год.
-
Помимо них на выставке можно было встретить и другие уникальные христианские предметы. Например, икона-рама с праздниками «Богоматерь Казанская», конец XVI – первая четверть XVII века. К сожалению, средник этой иконы сегодня утрачен.
-
Необычной рядовому посетителю может показаться уникальная годовая минея со сводом чудотворных икон Богоматери XIX века.
-
Один из разделов выставки посвятили западноевропейской гравюре, которая, как принято считать, оказала большое влияние на развитие религиозной православной живописи. Большая часть представленных гравюр происходит из коллекции Григория Мешкова (1810–1890), почетного члена Императорского казанского университета. На выставке можно увидеть редкие оттиски крупнейших мастеров Возрождения: Альбрехта Дюрера, Луки Лейденского, Маркантонио Раймонди и так далее.
На фото «Избиение младенцев» (1513–1515), Раймонди. Оттиск с оригинала Рафаэля Санти.
-
Особняком на всей выставке стали эскизы художников, которые работали над росписью воссозданного собора. Все они стали частью общей с ним истории.
На фото «Царство славы», Виталий Жиганов, роспись западной конхи.
-
По представленным эскизам можно четко отследить историю каждой из росписей. Известно, что все, что касалось живописи воссозданного собора, тщательным образом обсуждалось на еженедельных совещаниях. По внутреннему убранству, живописи храма сохранилось не так уж и много исторических источников, по которым можно было бы восстановить картину. Художникам требовалось по каждой из росписей разрабатывать свои концепции сюжетов, предлагать свое видение. И не всегда это мнение находило поддержку у ответственных лиц. Например, сюжет «Тайная вечеря» в алтарной мог бы быть таким.
-
Но в итоге остановились на таком исполнении эскиза.
-
Эскизы готовились по каждой росписи. Все начиналось с карандашного наброска.
-
Это уникальные эскизы архангелов, которые в соборе расположили под центральным куполом.
-
Накидывали художники и для мозаик на фасаде.
На фото сюжет «Введение в храм», Оксана Величко и Дмитрий Тихонов.
-
Выставка «Собор Казанской иконы Божией Матери. Возрождение» в главном здании ГМИИ продлится вплоть до 23 сентября.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.