«Этим летом отдохнуть в Турции вряд ли получится». Примерно такой настрой был у большинства любителей моря и пляжей после того, как сроки открытия границы со «всероссийской здравницей» были отодвинуты на 22 июня. Но для миллионов туристов 80-летие начала войны стало неожиданным сюрпризом. Россия позволила выехать на вожделенные курорты, чем наши люди незамедлительно воспользовались. Среди счастливчиков был и корреспондент «БИЗНЕС Online», который рассказывает об особенностях своего отдыха на Средиземном море.
«Поездка на отдых в Турцию была долгожданной как в прямом, так и фигуральном смысле этого слова. За нее мы заплатили еще в далеком 2019 году, дескать, сэкономим на раннем бронировании, поедем в середине июня следующего»
Как неосторожная фраза Эрдогана заставила поволноваться туристов, предпочитающих отдых в его стране
Поездка на отдых в Турцию была долгожданной как в прямом, так и фигуральном смысле этого слова. За нее мы заплатили еще в далеком 2019 году, дескать, сэкономим на раннем бронировании, поедем в середине июня следующего. Но, как говорится, человек предполагает, а Бог располагает… В результате путешествие к Средиземному морю пришлось перенести на 2021-й, на те же числа. Но тут после заявления президента Турции Реджепа Тайип Эрдогана о непризнании Крыма частью России Владимир Путин решил закрыть границу для российских туристов до 1 июня. Тем самым желая наказать своего турецкого коллегу, а навредил в результате гражданам собственной страны. Ничего, все нормально, успокаивали мы сами себя, откроют границы — полетим отдохнем. Но не тут-то было — начало лета не принесло долгожданной вести, открытие перенесли на 80-летие начала Великой Отечественной войны. К слову, в то, что эта дата окончательная, не верили даже туроператоры, наш агент в Казани говорил, что, скорее всего, границу откроют не раньше 1 июля. Но неожиданно руководство страны посчитало, что россияне достойны ехать в братскую республику. 22 июня приходилось на вторник, а об открытии Турции объявили в пятницу вечером. В выходные турфирмы не работали, а в понедельник у большинства из них были отключены телефоны. Наш турагент переписывался с головным офисом в Москве исключительно по электронной почте. Наконец, сообщил: вылететь можно, но для этого необходимо пройти ПЦР-тест, непременно на английском языке и с QR-кодом. Поскольку результат теста становится известным лишь через 1–2 дня, мы решили, что вылетаем 25-го числа рано утром. К слову, уже в Аланье во время купания в бассейне отеля одна женщина, услышав, как мы с ребенком говорим по-татарски, подошла и представилась соотечественницей из Башкортостана. Так вот, эта туристка прибыла сюда аккурат 22-го числа. Говорит, что была первой из России. На вопрос, как сумела пройти ПЦР, ответила, мол, все решают деньги: она сама отвозила в лабораторию мазки для обследования всех 10 ее близких — дочерей, зятьев и внуков. Любопытно, но пожилая апа 17 лет подряд ездит именно в один и тот же отель, причем несколько раз в год.
Впрочем, произошла эта встреча чуть позже, а пока у нас началась подготовка к путешествию. Пикантности ситуации придавало то, что до последнего дня мы не знали, состоится поездка или нет. Турфирмы ринулись переоформлять путевки горе-туристов, которые не смогли из-за закрытия границ попасть к морю. Договора перезаключались в порядке очереди: сперва, кто вылетает 22-го, потом — 23-го и так далее. Наш вылет подтвердился только после обеда 24 июня, а уже в 2 часа ночи 25-го мы прибыли в международный аэропорт «Казань» им. Габдуллы Тукая, прошли регистрацию, таможенный контроль. Но тут объявили, что рейс задерживается — сперва на час, потом еще на два. С трехчасовым опозданием самолет все-таки взял курс на солнечную Анталью. Все прошло более-менее, если, конечно, сравнивать с самым первым рейсом из Казани 22 июня, его задержали аж на 17 часов!
«Анталья встречала гостей жаркой погодой — 32 градуса за бортом, ну прямо как в Казани»
Минимальное количество россиян, «земляки», обирающие туристов, любовь турок к европейской валюте
Анталья встречала гостей жаркой погодой — 32 градуса за бортом, ну прямо как в Казани. Из аэропорта трансфер в пригород Аланьи, район Конаклы, занял около двух часов, туда мы прибыли примерно в шесть вечера, заселились и сразу пошли перекусить. К нашему приезду на ресепшене не было хорошо говорящих по-русски сотрудников гостиницы, девушка по имени Татьяна появилась только через пару дней после заезда. Но, как говорит пословица, татарам толмач не нужен, благо единая тюркская группа языков помогла объясниться. Кроме того, в плюс пошло прежнее общение с турками, большое количество которых приезжали в Казань в 90-е годы прошлого века, так что языковой минимум у корреспондента «БИЗНЕС Online» все же был.
Как я заметил, в Турции очень уважительно относятся к немцам, на языке Гете практически все хорошо говорят, как и на английском. Естественно, любят, когда пытаешься разговаривать по-турецки. Интересуются, откуда, мол, знаешь наш язык, а узнав, что ты представитель Татарстана, называют «кардаш» («брат»). Однажды девушка из бара, когда просил у нее Pepsi, сказал (узнав, что что мы из Казани), дескать, мы все представители 400-миллионного тюркского народа и нам необходимо единство. По части патриотизма надо еще поучиться у Турецкой Республики: везде гордо реют флаги ТР, практически все, с кем довелось поговорить, а это массажисты, водители, продавцы, говорят о поддержке Эрдогана.
Что касается товаро-денежных отношений, то братство не катит, хотя некоторые русскоязычные торговцы, узнав, откуда мы, любят приглашать в свою лавку с прибаутками: «Татарам — даром». Любопытную картину наблюдал в спа-салоне при отеле, его менеджер, женщина лет 45, всем представлялась своей! Украинцам она говорила, что украинка, нам — что крымская татарка, потомок царицы Сююмбике. Притом за массаж и хаммам «землячка» просила $40, хотя в городе эта услуга стоила лишь 18–20 «зеленых». Кстати, и всевозможные туры, ознакомительные поездки обойдутся в 2, порой в 3 раза дешевле, чем если бы вы их заказали в отеле, так же, как всякая мелочь, необходимая во время отдыха: тапочки, купальники, зонтики. бейсболки.
В этом году было выгоднее расплачиваться по банковской карте в национальной валюте — турецкой лире, ее курс по отношению к рублю значительно упал, за 1 лиру давали 8,2 рубля. Карту же принимают практически везде, даже на базаре, хотя сперва не желают этого делать, переспрашивают, а нет ли вас долларов или евро — европейская валюта особо в чести. В магазинах, аптеках, во время обзорных экскурсий такой проблемы нет, персонал просто спрашивает: как будете платить?
Удвоенная порция хлорки в воде, полотенца каждый день и благая весть для прибывших из-за рубежа туристов
Что касается COVID-19, который стал официальной причиной закрытия Турции, то он практически не повлиял на жизнь отдыхающих. Да, менеджер турфирмы, который встретил нас в аэропорту, предупреждал об обязательности соблюдения масочного режима и штрафе в размере $120 за отсутствие средств индивидуальной защиты. На практике же все было намного лояльнее. В воздушной гавани всех просили прикрывать рот и нос, таможенники только при прохождении идентификации требовали приспустить маски. А вот на улице их практически никто не надевает, в лавках на «безмасочников» также никто не обращает внимания, единственное, что в супермаркете требовали обязательное ношение маски, измеряли температуру, а у турок просили что-то показать на телефоне, видимо, QR-код.
Сами местные жители нам говорили, что туристов никто не штрафует, полиция в крайнем случае сделает предупреждение гостю страны, не более. В отеле же абсолютно все сотрудники ходят в масках, еще из нововведений — в столовой сейчас не сам накладываешь еду, к ней подходить нельзя, а тебе кладут, что просишь. В воду бассейна хлорки добавляют в 2 раза больше, что до пандемии, ее запах очень ярко ощущается. Пляжные полотенца меняют ежедневно: утром берешь, вечером сдаешь, хотя не все придерживались данного правила, можно было видеть полотенца висящими на балконах. Везде стоят санитайзеры, есть маски, правда, к концу отдыха их уже не хватало. Если по приезде в столовой, на пляже было свободно, то на 8-й день отдыха за едой приходилось стоять в очереди, а для того чтобы достался шезлонг — идти к морю сразу же после завтрака.
Большинство новоприбывших были гражданами России, которые рванули после открытия границ к теплому морю, некоторые из них отказались от путевок в Крым или Краснодарский край, как только появилась возможность поехать в Турцию. Так, Михаил из Владимирской области, например, сказал корреспонденту «БИЗНЕС Online», что в прошлом году из-за карантина всей семьей отдыхали в Адлере и больше туда ни ногой. Они каждый год ездили в Турцию, и, как признался мужчина, если бы ее не открыли, то вообще никуда не поехали бы: «Лучше тогда уж дома сидеть, чем на нашем Черноморском побережье отдыхать».
Провалу импортозамещения отдыха, возможно, способствовала и непогода в Краснодарском крае, по крайней мере, такую версию нам озвучил гостиничный гид. Как бы там ни было, но 10 дней отдыха прошли, как один миг, самолет унес нас домой, где также нельзя было расслабляться. По требованию Роспотребнадзора необходимо было 2 раза сдавать ПЦР-анализ на коронавирус: сперва в течение трех дней по прибытии, затем второй — на пятый день. Но тут пришла радостная весть, что последний анализ все-таки отменили. Как-никак хорошая экономия, для семьи из трех человек — как минимум 4,5 тыс. рублей.
Мнение авторов блогов не обязательно отражает точку зрения редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 236
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.