«Общество разбито на 6–7 групп: кто-то вакцинировался и уговаривает других, кто-то вакцинировался и жалеет, что не тем. Есть «свидетели вакцины Чумакова», есть антивакцинное движение», — обсуждали участники очередного заседания экспертного клуба «Волга» в Казани. О том, стоит ли ждать в сентябре нового пика пандемии и почему раздача «вертолетных денег» не выход, почему «дистанционка» и локдаун семью не укрепляют», а также что лучше с точки зрения стимулирования вакцинации — кнут или пряник, — узнавал корреспондент «БИЗНЕС Online».
Хотя заявленной темой был рынок труда, по ходу общения эксперты то и дело «заваливались» на куда более актуальную тему вакцинации и «плясали» уже на ней
От апатии к панике?
Как пандемия влияет на рынок труда и безработицу, оправился ли бизнес после локдауна-2020 и есть ли у него шансы без потерь пережить текущий год? Подискутировать на эту тему в рамках заседания экспертного клуба «Волга» в минувшую пятницу собрались президент фонда «Петербургская политика», политолог Михаил Виноградов, депутаты Государственной Думы Ольга Павлова и Олег Морозов, заместитель министра труда, занятости и социальной защиты РТ Клара Тазетдинова, глава Нижнекамского района РТ и Нижнекамска Айдар Метшин. В роли ведущего выступил генеральный директор АМК «Теория Дарвина» Владимир Кутилов.
Виноградов начал с того, что хотя локально занятость где-то сокращалась, но глобального обвала рынка труда не произошло. «Не сказать, что на рынке труда появилась масса соискателей, которые не могли найти вакансий. В большей части регионов ситуация не вышла из-под контроля, хотя были экстремальные моменты, например в Санкт-Петербурге. Но представления об эпидемии как о новой гражданской войне оказалось явно преувеличено», — сказал политолог.
Хотя заявленной темой был рынок труда, по ходу общения эксперты то и дело «заваливались» на куда более актуальную тему вакцинации и «плясали» уже на ней. Виноградов, который за минувший год «и переболел, и вакцинировался», объяснил, что, несмотря на общую усталость от пандемии, тема коронавируса снова в центре всеобщего внимания, люди с охотой читают про COVID-19 и вакцинацию.
«Общество разбито на 6–7 групп: кто-то вакцинировался и уговаривает других, кто-то вакцинировался и жалеет, что не тем. Есть „свидетели вакцины Чумакова“, есть антивакцинное движение, которое шире привычной „секты“ антипрививочников, и самое тревожное, что нет общего тренда», — отмечает Виноградов. По его словам, возможно, что в обществе появились признаки перехода от апатии к панике: «впервые с января тревожность в стране растет».
Михаил Виноградов: «Общество разбито на 6–7 групп: кто-то вакцинировался и уговаривает других, кто-то вакцинировался и жалеет, что не тем»
Проблемы у вакцины на букву «э», дефицит эмпатии и неожиданная децентрализация власти
«В Татарстане ситуация менее нервная в части восприятия вакцинации», — считает эксперт. Он объясняет это тем, что власти в республике не так сильно закручивали антиковидные «гайки». Жесткость мер, предпринимаемых в РТ, оценена фондом «Петербургская политика» как «ниже среднего».
Участники с удивлением отметили, что на фоне выстраивания жесткой вертикали власти в части ограничительных мер региональные власти в стране получили «неожиданную децентрализацию». Виноградов считает, что плюсов в этом больше, чем минусов. «Мы видим немало глав регионов — Бурятия, Ивановская, Нижегородская области, Москва, — где главы внутренне заточены под жесткие меры, они считают своей миссией, победой, что они спасли регионы. А есть те, кто растерялся, но это естественно, главы — это тоже люди», — подытожил спикер.
Эксперт назвал и современные вызовы — «необъясненный провал вакцинации с января по май» на фоне репутационных проблем «вакцины на букву „э“», а также рост негативных оценок экономической ситуации в стране, связанных с уровнем цен и низкими показателями доходов населения. Также Виноградов отметил проблему «дефицита эмпатии» со стороны власти по отношению к народу, которая, по мнению политолога, должна больше увещевать в духе того, что коронавирус — «это наша общая беда».
Какие меры предлагает эксперт, чтобы снять негатив? Как он считает, нужны более четкие протоколы для переболевших — чтобы люди не «ходили-мерились антителами», а уже шли к врачу и укололись. Этому должен способствовать более активный запуск однофазного «Спутника Лайт». Что касается дефицитной ныне «вакцины Чумакова» («КовиВака» — прим. авт.), за которой многие охотятся, но которой технически в этом году не может быть выпущено более 5 млн доз, Виноградов уверен, что власти должны дать четкий сигнал обществу, что именно «Спутник» — это то, что «может ваши жизни сберечь».
«Мои знакомые, только что привившиеся „вакциной Чумакова“, перенесли ее ничуть не лучше, чем „Спутник“. Так что эта мифология требует объяснения», — аргументировал спикер.
Павлова заявила, что пандемия очень сильно повлияла на рынок труда и особенно ударила по сфере общепита и начинающим труженикам — молодежи
«Мы получим в сентябре, по моему мнению, серьезный подъем заболеваемости»
В отличие от Виноградова, Павлова заявила, что пандемия очень сильно повлияла на рынок труда и особенно ударила по сфере общепита и начинающим труженикам — молодежи. «Люди, которые оканчивали вузы, впервые искали работу, они и пополнили ряды безработных», — считает депутат Госдумы. Серьезно пострадала и трудовая миграция. Но нет худа без добра — пандемия ускорила принятие закона о работе на «удаленке», в целом была проведена реформа трудового законодательства, которое не менялось 30 лет.
О влиянии последствий COVID-19 на рынок труда логично спросили единственного представителя муниципальной власти — Метшина, однако Нижнекамский район оказался в этом смысле непоказательным. Айдару Раисовичу посчастливилось возглавлять развитый нефтехимический регион, где «каждая вторая семья связана с работой на крупной промышленности», что стало своего рода «подушкой безопасности» для нижнекамцев. Поскольку крупные предприятия менее других ощутили на себе какие-либо коронавирусные ограничения, район не накрыло волной безработицы — этот показатель сегодня составляет всего 0,8%. Более того, на рынке труда и занятости сохраняется большой спрос на кадры, как со стороны промышленников, так и в бюджетной сфере и в сфере услуг. «Эхо» пандемии отозвалось больше на представителях малого и среднего бизнеса, которые пострадали из-за снижения потребительского спроса, но здесь районный начальник отдал должное государственным мерам поддержки бизнеса (беспроцентные займы на заплату и пр.), которые подставили плечо «в тот важный и нужный момент».
Что касается вакцинации, Метшин считает, что нужно исходить из показателя не 80–90%, а 100% [взрослого населения]. «Вот у нас 211 тысяч должны провакцинироваться», — заявил он.
«Считаете ли, вы что это исполнимо?» — искренне удивлялся Кутилов.
«Тяжело, но мы должны обеспечить. Мы получим в сентябре, по моему мнению, серьезный подъем заболеваемости, который будет связан с последствиями летнего периода — вернутся те, кто сегодня находится на отдыхе за рубежом и на наших курортах», — дал прогноз Метшин.
Что будет, если осенью случится новый пик роста болезни — снова придется искать средства поддержки? И так бесконечно
Бесконечное разбрасывание «вертолетных денег» не выход
Депутат Госдумы Морозов высказал мысль о том, что «мы живем в ситуации нарастающих рисков», но бесконечное разбрасывание «широким мазком вертолетных денег» не выход. Что будет, если осенью случится новый пик роста болезни — снова придется искать средства поддержки? И так бесконечно. «Сколько это сможет выдержать экономика и в целом страна?» — недоумевал Морозов.
Решением он видит только выход из пандемии. «Это может оказаться решение, которое будет достигнуто в диалоге общества и власти, когда общество соглашается с мерами, которые предлагает власть. Например, вакцинация», — предлагает Морозов. Только тогда, как считает депутат, жизнь выйдет из бесконечного водоворота эпидемий и сможет жить дальше. «Иначе мы станем постоянно спасать экономику, спасать каждую конкретную семью и бизнес, и это будет бесконечный и бессмысленный процесс!» — опасается он.
И вопросы тут не только к антипрививочникам, но и к врачам, которые отчасти такие настроения подпитывают. «Половина медиков не привиты, это вопрос к медицинскому сообществу, которое должно между собой договориться! Потому что люди заявляют: „Раз врачи говорят: „Не надо прививаться“, — то мы тоже не будем вакцинироваться!“» — критиковал спикер.
Говоря о безработице, представительница минтруда заявила, что пандемия дала рост показателя в 8 раз: если до коронавируса в РТ было порядка 10 тыс. безработных, то на 1 сентября 2020 года их стало уже 79 тысяч
Любовь к «удаленке» VS «бешеные переработки»
Кутилов вспомнил, что на днях Роструд дал разъяснения по поводу того, кого и как можно будет отстранить от работы в случае отсутствия прививки. Ведущий попросил Тазетдинову прокомментировать данные меры. Замминистра труда сразу оговорилась, что их могут применять только в определенных отраслях, например для работников учреждений транспорта, здравоохранения, социальной службы, торговли, общепита, то есть тех, кто чаще всего контактирует с населением. При этом конечное решение остается за субъектом. 31 субъект РФ уже определился с ограничениями, в Татарстане пока решение не принято, подчеркнула Тазетдинова.
Говоря о безработице, представительница минтруда заявила, что пандемия дала рост показателя в 8 раз: если до коронавируса в РТ было порядка 10 тыс. безработных, то на 1 сентября 2020 года их стало уже 79 тысяч. Основной удар пришелся на молодежь и МСБ. Но после принятия мер поддержки «год закончили в пределах 24 тысяч безработных». Сегодня безработица в Татарстане составляет 19 тыс. человек, так что минтруд снова трубит о «кадровом голоде» — вакансий-то 60 тысяч!
Тазетдинова отметила и такую тенденцию: после полутора лет «удаленки» многим понравился формат «домашней работы». Молодежь готова даже к сокращению заработка, лишь бы сохранить независимость от офиса — работать 3–4 часа в день, зато иметь возможность для саморазвития и личной жизни. Но есть и оборотная сторона медали — у трудоголиков возникают «бешеные переработки», когда границы между работой и домом полностью стираются.
Метшин отметил, что «коронавирусный» год дал двукратный прирост числа самозанятых. Морозов добавил, что в 2020-м выиграли те, кто заранее перешел в разряд самозанятых. «Те, кто сомневался, попали в неприятную ситуацию, когда у них есть заработок, который он могут потерять, но они оказались вне мер защиты. А самозанятым государство предоставило меры поддержки, это простимулировало переход», — отметил депутат.
Ольга Павлова: «Мне очень импонируют ветераны Отечественной войны, им по 90 лет, и они все говорят: «Надо! Когда нам разрешат, мы пойдем»
«Важно, чтобы генералы не бегали!»
«Кнут или пряник — что лучше с точки зрения стимулирования вакцинации?» — в лоб спросил ведущий у Виноградова.
«И то и другое — если это делается последовательно, если мы не меняем раз в три недели кнут на пряник и наоборот», — отозвался тот.
«Я чувствую, вас зацепила отмена QR-кодов [на проход в рестораны] в Москве!» — ухмылялся Кутилов.
Политолог вспомнил, что такую историю можно было наблюдать уже не единожды. Мол, генералы не должны бегать во время войны, потому что это вызывает панику. «Вот и тут важно, чтобы генералы не бегали!» — считает глава фонда «Петербургская политика».
«Я сама вакцинировалась вакциной на букву „э“, нисколько не жалею, никто не заболел и не умер, — отозвалась Павлова. — Я сама спортсменка, спортсмены и тренеры вакцинировались первыми. Нам нужно ехать на Олимпиаду, переезжать из одного региона в другой. Мне очень импонируют ветераны Отечественной войны, им по 90 лет, и они все говорят: „Надо! Когда нам разрешат, мы пойдем“».
«У нас такое единодушие по поводу вакцинации, даже страшно», — изумлялся Кутилов.
«Я один из первых в стране привился! — агитировал на свой лад Морозов. — Мне повезло. Я в испытательную группу не попал в силу возрастных ограничений, но мне было позволено сделать это, когда еще не началась массовая вакцинация, потом через это прошли практически все мои близкие. Удачно — пошел следующий. И одновременно случились личные потери — все, кто погиб, погибли, не будучи вакцинированными, и меня это тоже убеждает [в пользе вакцинации]».
Депутат Госдумы считает, что задача сегодня — всеми мерами сузить число тех, кто не согласится на вакцинацию ни при каких условиях. «Просто взять и силой колоть иголкой — понятно, что безумие», — очертил он широту возможных мер «вакцинопропаганды». И тут же привел в пример историю своего знакомого бизнесмена, который обещал «пересмотреть» трудовые отношения с теми, кто не хочет прививаться. В итоге из 450 уволился один сотрудник!
«Я сам задаю вопрос человеку, который со мной в переписке: „Дай результат, что кто-то умер от вакцинации, я немедленно сделаю этот вопрос всеобщим, я погружу в него Мурашко, Голикову!“ И тут же собеседник куда-то девается или присылает ссылку на СМИ, где приводится случай, никем не доказанный», — продолжал делится Морозов личным опытом работы с электоратом.
Не на пользу «дистанционка» и для сферы образования: если задачу по передаче знаний она кое-как еще решает, то вот задачу по передаче навыков — практически нет
«Дистанционка» и локдаун семью не укрепляют»
«Бесконечно жить в режиме „вызов – ответ“ невозможно, мы должны отвыкнуть жить с ковидом. Нам кажется, что это нормально, но подобное ненормально, это нужно преодолеть», — заявил Морозов, подводя итоги встречи.
«Не то чтобы мы привыкли жить с ковидом… Я в марте был в Америке, там на детской площадке во Флориде все дети от трех лет в масках, то есть дети треть жизни провели в масках! Мы в этом плане еще много себе позволяем!» — перевел разговор в позитивное русло Виноградов.
Вместе с тем он отметил, что «„дистанционка“ и локдаун семью не укрепляют»: больше становится конфликтов между домочадцами. В пример спикер привел Японию, где всю жизнь люди трудятся, но при выходе на пенсию, когда времени становится больше, супруги часто разводятся. Для социозависимых людей момент хождения в офис также очень важен, считает политолог. Не на пользу «дистанционка» и для сферы образования: если задачу по передаче знаний она кое-как еще решает, то вот задачу по передаче навыков — практически нет.
«Когда ты общаешься с педагогом, влюбляешься или полемизируешь — это тоже часть магии, которая важна для образования», — уверен спикер.
Метшин считает, что при принятии тех или иных ограничений власть должна быть последовательной, нельзя принимать противоречащие друг другу решения. «Нужно стать сильнее, находить ошибки и не допускать их повторения. У нас общество сильное, мы выйдем из этой ситуации, но мы должны научиться многому и стать сильнее», — заключил Айдар Раисович.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 41
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.