Дарья Санникова: «Бизнес подстроился под новые реалии: все-таки мы продолжаем работать в условиях жестких требований Роспотребнадзора. Но сейчас стало легче» Дарья Санникова: «Бизнес подстроился под новые реалии: все-таки мы продолжаем работать в условиях жестких требований Роспотребнадзора. Но сейчас стало легче» Фото предоставлено пресс-службой мэрии Казани

Споткнулась, но не упала: как туристическая Казань переживает пандемийный кризис

— Дарья Александровна, дайте общую оценку сегодняшней ситуации в туристической отрасли Казани. Как она пережила пандемию и как чувствует себя сейчас?

— Количество туристов в прошлом году сократилось в 2 раза — до 1,7 миллиона гостей. Это привело к режиму тотального урезания затрат и затягивания поясов в сфере туризма. Но сразу скажу, что были более пессимистические прогнозы. Кардинального перекраивания рынка не произошло, имела место встряска, но не лихорадка, все основные игроки удержались на плаву. Кроме того, популярность Казани, с одной стороны, и закрытие границ, с другой, позволили отрасли не просто быстро пойти на поправку, но и начать развивать новые направления. Если не произойдет новых «ковид-ограничений», в конце года по основным показателям вернемся на допандемийный уровень, да еще с новыми направлениями. Например, отдых на яхтах, экскурсии на воздушных шарах или глэмпинг. Так что коронавирус в некотором смысле подтолкнул нас к развитию.

— Сколько игроков гостиничного бизнеса не пережили пандемию?

 По итогам прошлого года гостиничный фонд города сократился на 9 процентов, или на 25 объектов. В основном это хостелы. Основные игроки, которые принимали и встречали гостей, устояли. На сегодня в Казани работает 228 средств коллективного размещения.

— 9 процентов тоже существенно.

— Это были хостелы — их заменили сдаваемые квартиры. Примерно один ценовой сегмент, но в хостелах, где общие комнаты, из-за ковида туристы останавливаться опасались.

— Сколько закрылось кафе и ресторанов?

— В процентном выражении столько же — 9. В количественном — 196 предприятий общепита, их число сократилось до 2 тысяч. Многие перестроились на доставку, это позволило продержаться. В то же время открылось 11 новых заведений. В столицу приходят федеральные сетевые кафе и рестораны: «Чайхана №1» Тимура Ланского, More & More и Eshak от международного холдинга Bulldozer Group и Александра Орлова, «Фарш» Аркадия Новикова и другие. Это значит, что представители бизнеса видят у нас перспективы развития ресторанной сферы. Среди тенденций выделю увеличение количества кафе формата Grab and Go (еда с собой), это может быть небольшой ресторан с несколькими посадочными местами, где люди берут еду с собой. Например, я часто замечаю людей с поке в парке «Черное озеро». Также недавно бар Relab выпустил коктейли в банках, которые можно брать с собой.

— Как эти потери сказались на туротрасли Казани? Как идет турсезон в условиях ограничений 2021 года?

— Бизнес подстроился под новые реалии: все-таки мы продолжаем работать в условиях жестких требований Роспотребнадзора. Но сейчас стало легче.

Как восстанавливается турпоток
Общее количество туристов за половину 2021-го составило более 1,3 млн человек — это данные по Казанскому кремлю. Для сравнения: за весь 2020-й было 1,7 миллиона. А, например, в год тысячелетия столицы РТ — полмиллиона человек. В год Универсиады приехали 1,5 млн человек. Традиционно значительная часть турпотока приходится на праздничные и выходные дни. Пиковые даты — майские праздники: за 10 дней 2021-го Казань посетили 186 тыс. человек.
Дарья Санникова директор комитета по развитию туризма Казани
Дарья Санникова директор комитета по развитию туризма Казани

— Каков прогноз до конца года?

— Возможно, по итогам 2021-го мы вернемся на уровень 2016-го, когда столицу РТ посетили 2,5 миллиона туристов. В любом случае до рекордного и допандемийного 2019 года, когда в город приехали 3,5 миллиона туристов, нам далековато. Но то, что мы видим сейчас, уже очень неплохо.

— Какая загрузка приходится на отели в настоящее время?

— Мы рады, что пустыми не стоим! За первое полугодие загрузка отелей порядка 69 процентов. Это неплохие показатели для периода после столь глобальной пандемии и с учетом всех ограничений. Смотрите, в 2016-м и 2017-м загрузка отелей составляла 58 процентов, в 2018-м — 60 процентов. Показательный год — 2019-й, когда у нас было 3 миллиона туристов, тогда загрузка была в 75 процентов. В 2020-м все провалилось до 41 процента. Гостиницам же надо хотя бы половину фонда заполнять, чтобы выжить. Продержались на сделанном запасе и благодаря федеральным мерам поддержки.

— Турист беднеет? Меняется ли средний чек, который он тратит здесь?

— В среднем турист тратит около 7 тысяч рублей в сутки на проживание, питание и развлечения — это стандартная цифра, и она не поменялась. По данным туроператоров, за последние 8–10 месяцев выросла средняя сумма турпутевок, а также количество и стоимость допуслуг в туре. Это объясняется несколькими причинами.

Во-первых, у нас работает программа туристического кешбэка, которой воспользовались до 95 процентов всех туристов, посещавших Казань. Человеку возвращается часть средств, потраченных на поездку, поэтому он бронирует более дорогие категории номеров. Плюс у людей освободилась часть бюджета на другие расходы — например, на покупку сувениров или дополнительные посещения музеев.

Во-вторых, из-за закрытия границ отмечается высокий процент загрузки отелей «5 звезд». В Казань приехало большое количество гостей, привыкших к дорогим заграничным отелям и развлечениям. Они стали больше бронировать индивидуальные экскурсии, теплоходные прогулки, арендовать яхты и вертолеты с экскурсионными целями. Такая особенность этого года.

«Очень развился автомобильный туризм. В выходные в центре Казани парковка бесплатная, так что это также дополнительный комфорт» «Очень развился автомобильный туризм. В выходные в центре Казани парковка бесплатная, так что это также дополнительный комфорт» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Как изменилось поведение самого туриста?

— Мы видим рост индивидуальных бронирований, в то время как групповых броней стало меньше. Надеюсь, что после снятия всех ограничений этот показатель вернется к прежнему уровню. Также заметно сократился временной промежуток между бронированием и заездом гостей, то есть так называемое ранее бронирование уменьшилось в разы. Туристы все чаще бронируют свои поездки за 2–3 дня до выезда к месту назначения.

Очень развился автомобильный туризм. В выходные в центре Казани парковка бесплатная, так что это также дополнительный комфорт.

— Внутренний туризм наверняка расширился?

— Конечно! К нам приезжают из Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска, Екатеринбурга. В топе — города Поволжья: Ульяновск, Йошкар-Ола, Киров и другие.

— До пандемии практически ежегодно в Казань приходил тот или иной игрок отельного бизнеса. Сегодня об инвестициях говорить уместно?

— Жизнь продолжается, тем более столица РТ по-прежнему рассматривается как растущий рынок. В подтверждение скажу, что международная компания Accor Group планирует расширение, в Казани будет представлен отель сети Novotel.

К слову о пандемии, в декабре 2020 года открылся отель Neo Kazan Palace by Tasigo 4* на 96 номеров.

— Насколько большая в городе конкуренция на рынке туроператоров?

— У нас работает 83 туроператора въездного и внутреннего туризма. Это много. Но большая конкуренция формирует такой рынок, который заставляет повышать качество, предлагать что-то лучшее. Так что все идет на пользу! Кстати, 27 сентября ожидается День туризма, когда мы наградим победителей конкурса «Звезды гостеприимства».

Занятость
В сфере гостеприимства Казани заняты около 16 тыс. человек. Это налоги, рабочие места. Это, кстати, больше, чем работает на наших крупных предприятиях — «Казаньоргсинтез», «Нэфис», КОМЗ. Главный итог после года пандемии — туризм как новая, сформировавшаяся с нуля отрасль городской экономики прошла добротную проверку на прочность.
Дарья Санникова директор комитета по развитию туризма Казани
Дарья Санникова директор комитета по развитию туризма Казани

— Из-за коронавирусных ограничений чувствует ли туротрасль нехватку работников?

— Да, она ощущается, но я бы не сказала, что это критично. Молодежь сейчас ориентирована на быстрый заработок. Проработав некоторое время, они уходят туда, где им больше заплатят, и часто готовы полностью поменять сферу деятельности, и в прежней-то не получив достойного опыта. А потом меняют вновь — и в результате остаются без накопленного багажа знаний, опыта, квалификаций и ошибок. То есть без всего, что постепенно формирует из начинающего работника специалиста, профессионала, а значит, повышает его ценность.

Мы активно работаем с профильными вузами и ратуем за то, чтобы делать практикоориентированное образование, проводим встречи со студентами и амбассадорами сферы туризма. Есть проблемы со знанием английского языка, многие еще не понимают, что для данной отрасли очень важен международный язык.

Есть и положительные примеры: в Казани имеются целые династии в общепите и турагентствах. Для нас, как комитета, также важна популяризация рабочих профессий. С 2015 года мы проводим профессиональный конкурс работников сферы обслуживания «Звезды гостеприимства», где отбираем лучшего бармена, горничную, официантов, поваров и других.

— Судя по вашим данным, турсфера прошла по краю коронавирусной пропасти…

— Но не упала. Споткнулась, устояла и пошла дальше.

«О Казани заговорили как о третьей столице, мы стали попадать во всевозможные рейтинги как одно из самых популярных туристических направлений» «О Казани заговорили как о третьей столице, мы стали попадать во всевозможные рейтинги в качестве одного из самых популярных туристических направлений» Фото: «БИЗНЕС Online»

Со времени Универсиады Казань посетили 19 млн человек

— Кстати, о новой отрасли… Лет 1520 назад как туристическое направление столица РТ абсолютно не воспринималась. Обычный провинциальный город на Волге. Давайте вспомним, с чего все начиналось.

— Выделю два события. Первое — празднование тысячелетия Казани в 2005 году. Тогда нас посетили очень большое количество официальных гостей, туристов, и столица РТ заявила о себе как о городе, куда можно приехать и с удовольствием провести время. Казань приняла 500 тысяч человек, что явилось колоссальным пиком. До этого в 2004-м город посетили 345 тысяч.

Второе событие произошло чуть позднее, и, хотя оно не было таким широкоизвестным, но по степени влияния оказалось не менее важным. Объясню почему. В 2008 году по заказу мэра Казани Ильсура Метшина Всемирный банк развития и реконструкции провел масштабное исследование о том, на что опираться городу в своем развитии. Какой может быть Казань? Каковы ее сильные стороны? Тогда специалисты сказали, что столица РТ может стать магнитом для инвестиций, для студентов как студенческий город и для туристов как имеющая большой туристический потенциал. Именно в то время у нашего мэра сложилось четкое понимание, как развивать Казань. Началась планомерная работа — и сегодня мы видим то, что было задумано и к чему все эти годы мы шли с ним во главе.

Мне кажется, празднование тысячелетия стало большим шагом вперед. Но в плане развития туризма как полноценной сферы городской экономики осознанные шаги город начал делать чуть позднее. Это позволило уже без таких масштабных мероприятий, как проведение юбилея, принимать по полмиллиона гостей. Ну а дальше был только рост.

Почему Казань не являлась открытой для мира в годы СССР
В столице Татарстане очень много предприятий оборонной промышленности, и в советское время ни о каком туризме речи не шло. Да и не было понимания, что можно успешно развивать эту сферу городской экономики. Вспомните — в 1990-е годы Самара и Нижний Новгород считались более, если можно так сказать, статусными. Полагалось, что уж если посещать города на Волге, то их в первую очередь.
Дарья Санникова директор комитета по развитию туризма Казани
Дарья Санникова директор комитета по развитию туризма Казани

— И вот, наконец, проходит Универсиада 2013 года, после чего о городе начинают говорить как о третьей столице…

— Да, но давайте немного отмотаем назад. Помню, как в 2004-м в Казань приехали звезды НХЛ, которых в свой проект Dream Team собрал клуб «Ак Барс». Хоккеисты поселились в отеле «Мираж» — тогда единственной пятизвездочной гостинице в городе. Меня, студентку, пригласили помочь в качестве переводчика с английского языка, поскольку не имелось даже переводчиков! В то время я училась на менеджера по туризму, и вторая квалификация у нас была как раз «переводчик».

Шаг за шагом шло развитие индустрии: это и транспорт, и сервис, и переводчики, и персонал, и отели. Появился развлекательный комплекс «Ривьера», где сделали ставку на туристов, проживающих в радиусе тысячи километров от Казани — Киров, Ульяновск, Йошкар-Ола, Самара. Люди приезжали в данный комплекс, а заодно смотрели и город.

А по итогам 2013 года столицу РТ, действительно, посетили уже 1,5 миллиона туристов. Безусловно, это мощный скачок, но ведь невозможно поставить рекорд, если не тренироваться. Казань постепенно-постепенно наращивала количество туристов, и до Универсиады полмиллиона человек приезжали не благодаря событию мирового уровня, а просто в гости. Почему-то о подобном многие забывают. Это первое.

Второе. Да, столица РТ существенно обогатилась туристической инфраструктурой. Сам город стал комфортным и привлекательным, что колоссально влияет и на развитие бизнеса, и на решение инвесторов. В 2005 году у нас было около 30 гостиниц и хостелов. А сейчас — 228 средств размещения, причем на любой вкус и кошелек, от хостелов до пятизвездочных гостиниц. Это семикратный рост!

Но важно, что после Универсиады туризм как отрасль городской экономики от идеи сформировался в более или менее осязаемую и понятную тему. О Казани заговорили как о третьей столице, мы стали попадать во всевозможные рейтинги в качестве одного из самых популярных туристических направлений. Уже можно было считать туризм пусть зарождающейся, но все же уже самостоятельной сферой городской экономики. Гостиницы, рестораны, сувениры, такси, переводчики, экскурсоводы — город начал неплохо наращивать «туристические мускулы».

Ну и нам в помощь крупные международные события, которые явились драйвером для развития всей городской инфраструктуры. В последующие годы мы провели чемпионат мира по водным видам спорта, Кубок конфедераций, чемпионат мира по футболу ФИФА и другие масштабные мероприятия.

— Приехал болельщик на чемпионат мира в Казань — думаете, он поедет еще раз сюда через полмира?

— Не все, но поедут. И не только они, но и их знакомые, родственники. Нам, кстати, рекомендовали развивать тематические спортивные направления. Например, для туристов из Франции подготовить тур по знаковым для французов местам — все, что связывает с командой, которая стала в итоге чемпионом мира, — стадион «Ак Барс Арена», отели, граффити на Баумана.

— Сколько туристов уже посетили наш город со времени Универсиады?

— 19 миллионов человек. С 2013-го идет рост на 10–15 процентов ежегодно. Если в год Универсиады мы приняли 1,5 миллиона туристов, то по итогам 2018-го перешагнули планку в 3 миллиона. Всего пять городов в стране — Москва, Санкт-Петербург, Владивосток, Сочи и Казань — смогли преодолеть данный рубеж. В допандемийный 2019 год столицу РТ посетили 3,5 миллиона туристов. Это самый большой прирост в России.

Туристы сегодня в целом выбирают центр города для прогулок: улица Баумана, Кремлевская Набережная, наша жемчужина Старо-татарская слобода Туристы сегодня в целом выбирают центр города для прогулок: улица Баумана, Кремлевская набережная, наша жемчужина — Старо-Татарская слобода Фото: «БИЗНЕС Online»

Точки притяжения и новые маршруты Казани

— Какие основные точки притяжения в городе сейчас? Все так же едут в кремль и аквапарк?

— Не только. Во-первых, туристы сегодня в целом выбирают центр города для прогулок: улица Баумана, Кремлевская набережная, наша жемчужина — Старо-Татарская слобода. Улица Сибгата Хакима пользуется популярностью — люди гуляют по променаду от «Ривьеры» к центру семьи «Казан», откуда открывается шикарный вид на панораму кремля. Благоустройство столицы РТ, ее комфорт, интересные виды расширили зону притяжения. Недавно мы возглавили рейтинг городов, где жители любят пешие прогулки. Кстати, стала популярной Профсоюзная улица, и даже москвичи отмечают, что Казань близка к званию барной столицы! Это место называют аналогом улицы Рубинштейна в Санкт-Петербурге. Здесь расположены десятки баров в разных стилях, с различными кухнями и интерьером: заведение в советском стиле Kommunalka, морские «Соседи» и греческая «Мама Фета».

Во-вторых, появился ряд новых объектов-магнитов: набережная озера Кабан, новый зоопарк «Река Замбези».

В-третьих, — и, пожалуй, это самое важное и стоит несравнимо выше всех предыдущих достижений — сегодня освящается один из самых ожидаемых объектов, храм Казанской иконы Божией Матери. Это радостное событие для миллионов христиан.

Место явления Божией Матери
Как известно, в мире есть только четыре места явления Божией Матери, которые признаны христианским миром: это Фатима, Лурд, Гваделупа и Казань. Причем наш город выделяется особо, потому что явление подтверждается и католиками, и православными — а, например, явление в Лурде признается только католиками.
Дарья Санникова директор комитета по развитию туризма Казани
Дарья Санникова директор комитета по развитию туризма Казани

— Казанская икона Божией Матери, найденная, как гласит история, по Ее повелению, стала одной из наиболее почитаемых в православии. 

— Поэтому открытие храма — знаковое событие для всего мира. Уже сейчас туроператоры сообщают о повышенном спросе. Так что, думаю, что Казань станет центром религиозного и паломнического туризма.

Кроме этого, к 2023 году запланировано завершение реставрационных работ еще одного культового объекта — Петропавловского собора. Это один из самых красивых и живописных религиозных объектов, который ежегодно посещают десятки тысяч туристов. Да и в целом в Казани множество храмов, которые вплетены в историю страны.

— Под данное направление нужна отдельная программа.

— Конечно, и туроператоры готовят экскурсии по этой тематике. 

Как описывают предания, само явление чудотворного образа Богородицы в Казани произошло после страшного пожара 1579 года. Матроне, десятилетней дочери стрельца царского войска, явилась Сама Божия Матерь с повелением отыскать Свой образ на одном из пепелищ.

Матроне никто не поверил, однако явления Богородицы продолжались — и девочка просила взрослых отыскать образ. Священнослужители, к которым обратилась мама девочки, тоже не поверили рассказам о видениях, и лишь после настойчивых обращений к архиепископу Казанскому Иеремии решили сделать попытку отыскать образ.

По преданию, икона была найдена, когда копать на пепелище начала сама Матрона.

— Номерного фонда хватит?

— В 2016 году он составлял 7,7 тысячи номеров, в 2021-м эта цифра увеличилась до 8,1 тысячи. В гостиницах и хостелах можно разместить около 17 тысяч человек — Казань способна принять даже Олимпиаду! Среди российских городов мы в пятерке лидеров по мощностям.

— Помнится, во время проведения мирового первенства по рабочим профессиям WorldSkills в 2019 году Казань столкнулась с нехваткой номеров в высшей категории.

— Да, нам и сейчас не помешали бы номера в «4» и «5 звезд». В целом же у нас работают гостиницы многих международных сетей, таких как Ibis, Park Inn by Radisson, Ramada, Courtyard by Marriott и Double Tree by Hilton, Kazan Palace by Tasigo. Четыре гостиницы Казани имеют классификацию «5 звезд» — «Мираж», «Корстон», Luciano, Kazan Palace by Tasigo.

— Многие казанцы удивятся — разве есть что смотреть в нашем городе несколько дней?

— Таких объектов множество, главное — их правильно преподнести. С Казанью переплетены судьбы многих известных во всем мире людей. На наших улицах и в конкретных домах разворачивались события, влиявшие на судьбу всей страны. Большинство горожан сами не знают, какие захватывающие истории связаны порою со зданием, мимо которого они проходят по несколько раз за день. Нам есть что показать и рассказать. С туркомпаниями разрабатываем туристические маршруты, связанные либо с известной личностью, например с Федором Шаляпиным, либо тематические, допустим  романтический маршрут. Его лозунг: приехал в Казань на выходные — остался навсегда! Это город, где можно влюбиться в архитектуру, место, человека. У нас есть статуи «Яратам» на улице Чернышевского, где стоят скульптуры Ассоль и Грэя, их имена, кстати, выбрали сами казанцы голосованием. Есть легенда, что если потрешь часы на руке у молодого человека, то ускоришь время на поиски своей второй половинки. Скульптуры стали подарком городу от руководителя СМУ-88 Ильи Вольфсона.  

Развиваем ретромаршруты. Идея в том, чтобы через известных людей, которые работали и жили в Казани, показать их любимые места: где они обедали, гуляли, работали. Не просто вкусными треугольниками накормить, а продемонстрировать, где любил бывать Лев Толстой или Александр Пушкин. Сейчас видим большую востребованность экологических маршрутов, различных сплавов, походов. В 2021 году открылось несколько новых объектов размещения на природе — глэмпинги в районе Казанской агломерации.

— Кстати, как вы ведете учет туристов? Считаете все приходящие поезда, теплоходы и самолеты?

— Мы берем данные из аэропортов, с вокзалов, из управления внутренней миграции, которые, в свою очередь, получают эти сведения из гостиниц. Также берем информацию у крупных туристических объектов, сколько человек там приобрели билеты. Да, есть погрешности в данной системе подсчета. Но другого пока нет.

— Казань получила статус гастрономической столицы России. Что это даст городу?

— Толчок в целом к развитию гастрономического туризма. Мы попадаем в поле зрения крупных международных проектов, связанных с гастрономией. Подобное даст развитие и фермерству — сейчас мы делаем гастрономическую карту, где обозначим места, в которых можно отведать самый вкусный казылык, утку, вяленого гуся или татарстанский сыр. Хотелось бы, чтобы в Казани появились гастрономические рынки, где были бы представлены крупные ресторанные проекты, и чтобы наши местные участники рынка перенимали опыт у коллег.

— Можно ли в Казани развивать шоппинг-туризм?

— Вы знаете, что у нас есть такие торговые центры, в которые приезжают из близлежащих городов. Так что развитие шоппинг-туризма, аутлетов с мировыми или локальными брендами, как в Европе, где можно на любой вкус и кошелек приобрести товары, это вполне реально! Даже если человек приехал на один день с целью что-то купить, высока вероятность, что он погуляет по городу или посетит интересные места.

«Наша визитная карточка — это национальный праздник «Сабантуй», который каждый год привлекает внимание туристов» «Наша визитная карточка — это национальный праздник «Сабантуй», который каждый год привлекает внимание туристов» Фото: «БИЗНЕС Online»

Влюбись в Казань: какие события готовятся в ближайшие месяцы

— Туристы из каких стран приезжают в Казань? И что их привлекает?

— В лидерах всегда были жители Турции, а с недавних пор еще и китайцы. Из европейских стран — Германия. Из ближнего зарубежья — Казахстан.

— Казалось бы, это мы к ним ездим на берег турецкий, а не они к нам…

— У нас есть прямые рейсы между Казанью и Стамбулом, что очень удобно. И потом, мы анализировали, почему к нам приезжают иностранцы. Турков, помимо деловых контактов, в частности, привлекает схожесть культур, а в целом иностранцам интересна этноконфессиональная среда. Мы сами уже привыкли, но ведь в столице РТ проживают более 115 национальностей — и для всего мира интересно увидеть, как по соседству стоят православный храм, мечеть и синагога. Как у нас все переплетено настолько, что мы даже не замечаем. Плюс национальная кухня. И наши объекты ЮНЕСКО, которые друг на друга не похожи, — это Казанский кремль, Свияжск и Болгар — иностранные туристы часто посещают в комплексе. 

— Как продвигаете Казань на мировой арене?

— Это совместная работа всех участников рынка, я подобное называю семьей — между собой связаны и рестораны, и туркомпании, и отели. Если мы говорим о продвижении, то каждый бизнес продвигает себя, и в целом мы делаем общее дело, участвуя в международных и российских выставках. До пандемии мы регулярно ездили на самые крупные выставки, и у Казани там был свой стенд с уникальной айдентикой, так же как у Мадрида, Лондона, Парижа или Берлина. Это является для нас самой мощной рекламой. Границы пока закрыты, но мы продолжаем работу с точки зрения межмуниципального сотрудничества. У нас развивается внутренний туризм, налажены связи с городами Поволжья, Урала, Сибири, Калининградом — мы взаимодействуем со всей Россией и обмениваемся туристами.

— Пандемия коронавируса продолжается. Какие проекты комитет планирует в условиях ограничений?

— Мы работаем с соблюдением всех требований Роспотребнадзора и прислушиваемся к его рекомендациям. У нас есть расширенный план, но будем проводить мероприятия, если позволит обстановка.

О ближайших событиях
На август намечен «Ночной велофест», который проходит с 2014 года, к 2019-му число участников выросло до 5 тысяч. На 18–19 сентября запланирован гастрономический фестиваль «Вкусная Казань» — в 2019-м его посетили 65 тыс. гостей. В рамках Года родных языков и народного единства предполагаем в сентябре провести фестиваль национального костюма «Казан дружбы народов». Готовится конкурс видеороликов под названием «Влюбись в Казань», в котором может принять участие любой желающий. Среди призов — поездка в столицу РТ и другие ценные подарки. Зимой в планах организовать жаркий зимний фестиваль «КышДаКар фест» — в 2019 году его посетили 200 тыс. человек.
Дарья Санникова директор комитета по развитию туризма Казани
Дарья Санникова директор комитета по развитию туризма Казани

— Какие фестивали и мероприятия уже удалось провести?

— Одно из последних событий — первый в России фестиваль барной культуры Barproof Street, который прошел с 1 по 3 июля при поддержке агентства инвестиционного развития РТ. На одной площадке собрались лучшие представители индустрии. Более 30 баров из РФ и других стран мира радовали гостей мероприятия авторскими коктейлями. Наша визитная карточка — национальный праздник «Сабантуй», который каждый год привлекает внимание туристов. В преддверии его мы совместно с ассоциацией рестораторов и отельеров Казани и Татарстана провели обряд сбора подарков — это татарская традиция, еще существующая в селах и деревнях.

— Нет ли у вас такого опасения, что после открытия границ город по количеству туристов просядет?

— Риск есть. Но Казань стабильно развивается, и мы стараемся поддерживать уровень сервиса и атмосферу гостеприимства. Для нас важно увеличить процент возвратного туризма. Он рос из года в год, из 100 процентов к нам возвращались около 60 процентов гостей. И это очень хороший показатель.