Татарская музыкальная культура — особый феномен и явление, национальную музыку разных времен и эпох слушают татары во всем мире, а строгое жюри российских и международных конкурсов, едва услышав прекрасное исполнение татарской народной песни, приходит в дикий восторг. Вот и «БИЗНЕС Online» в канун Дня республики решил напомнить читателям об истории татарской эстрады и о людях, которые ее создавали и продолжают развивать по мере сил. При помощи экспертов наши журналисты составили список лучших татарских певцов (певиц) в истории. И Ильгам Шакиров не занял первое место. Подчеркивая субъективность нашего списка и не претендуя на роль истины в последней инстанции, мы призываем в комментариях соглашаться или спорить с выбором «БИЗНЕС Online».
У татар особая связь с музыкой, не зря многие начинают плакать, едва услышав знакомые мелодии народной песни, настолько это заложено в душу татарского человека
Музыка, которая спасла татар
Именно особая музыкальная культура, татарская песня сохранили нацию на протяжении столетий, считает композитор Луиза Батыр-Булгари, которая недавно дала резонансное интервью «БИЗНЕС Online». Наша собеседница уверена, что у татар особая связь с музыкой, не зря многие начинают плакать, едва услышав знакомые мелодии народной песни, настолько это заложено в душу татарского человека.
И, видимо, с этим стоит согласиться, именно музыкальная культура всегда играла и продолжает играть важную роль в жизни татарского народа. О ней постоянно говорят, вокруг нее разворачиваются споры и дискуссии даже в высоких республиканских кабинетах. А где еще в неформальной обстановке встретишь наших сильных мира сего, как не на концерте любимого исполнителя?
Вспомнив об этом, редакция «БИЗНЕС Online» в канун Дня республики решила составить при помощи экспертов свой рейтинг главных татарских певцов и певиц всех времен. Понятно, что сравнить Рашита Вагапова с Филюсом Кагировым очень сложно: разные эпохи, разный уровень музыкального образования, разное качество записей с поправкой на время и т. д. В этом смысле у наших современников больше преимуществ перед их предшественниками. И все-таки мы выдвинули несколько критериев, по которым выбирали претендентов: вклад в развитие татарской музыки (реформаторство, педагогическая деятельность), профессионализм (образование), степень универсальности (оперная сцена, эстрада, народная песня) и масштаб популярности.
С итогами мы и решили познакомить наших читателей. Но сразу подчеркнем, что данный рейтинг не повод для споров о том, справедливо или нет отметила редакция заслуги того или иного артиста, а также требований объяснить, почему ваш любимец стал 16-м, а не 6-м. Для нас это прежде всего повод вспомнить тех, кто создавал и продолжает создавать то, что мы называем татарской эстрадой, по-своему уникальным явлением, пусть и переживающим сегодня не лучшие времена. Это рейтинг прежде всего про богатство нашей национальной музыкальной культуры, а не про распределение мест.
1. Хайдар Бигичев (1949–1998)
Уроженец Нижегородской области Хайдар Бигичев был одинаково успешен и как эстрадный певец, и как солист оперного театра. В свое время участнику телевизионного конкурса «Алло, мы ищем таланты!» посоветовал профессионально заниматься музыкой сам Микаэл Таривердиев. В итоге Бигичев окончил Казанскую консерваторию, а потом больше 20 лет его редкой красоты драматический тенор украшал сцену татарского театра оперы и балета им. Джалиля. Зрители особенно вспоминают его Отелло в одноименной опере Верди — наш герой был одним из лучших в стране исполнителей этой сложнейшей партии. Однако душа Бигичева всегда лежала к национальному репертуару, который он с удовольствием и на недосягаемом профессиональном уровне исполнял и в театре, и на эстраде. Певец неожиданно ушел из жизни в 49 лет, оставив, с одной стороны, чувство недосказанности от своей карьеры, с другой — став навсегда легендой для татарской музыкальной культуры.
2. Ильгам Шакиров (1935–2019)
Вряд ли нашим читателям нужно представлять Ильгама Шакирова, человека, который еще при жизни добрые полвека олицетворял татарскую песню. Профессионалы говорят об Ильгаме-абые как о первом человеке, который поставил народные песни на академическую основу. Именно Шакиров показал татарам, как народное исполнение можно вывести на новый высокий уровень, используя достижения вокального искусства, с которыми певец познакомился, обучаясь в Казанской консерватории. Уход Шакирова в начале 2019 года еще раз продемонстрировал значение этой фигуры для Татарстана: кажется, мы впервые за долгие годы вспомнили определение «государственные похороны», когда на прощание в оперный театр даже не попали все желающие.
3. Альфия Авзалова (1933–2017)
Моң патшабикәсе (царица моң) — так называли эту артистку, первый большой успех которой пришелся на Декаду татарского искусства и литературы в Москве в 1957 году. Затем уже до самой смерти за Альфией Авзаловой закрепилось «звание» татарской певицы №1. Весь долгий творческий путь артистки — это пропаганда татарской музыкальной культуры, за что она и заслужила бесконечную народную любовь.
4. Ренат Ибрагимов (1947)
Еще один выпускник Казанской консерватории, который пошел дальше многих из своих коллег по цеху, став всесоюзной знаменитостью еще в 1970-е, после победы на нескольких музыкальных конкурсах. Баритон из Казани стал тогда настоящим событием для советской эстрады, а его обладатель — гордостью татарского народа. Ренат Ибрагимов по-прежнему в строю, а его концерты для московских татар — это еще один повод смахнуть слезу под «Ай, былбылым».
5. Альбина Шагимуратова (1979)
А вот и настоящая мировая знаменитость в нашем списке. Альбина Шагимуратова — признанная оперная дива, одна из лучших на планете исполнительниц партий Царицы ночи в «Волшебной флейте» Моцарта, Лючии в «Лючии ди Ламмермур» Доницетти, Людмилы в «Руслане и Людмиле» Глинки и т. д. Сегодня Шагимуратова числится солисткой Мариинского театра, что не мешает ей выступать во всем мире, правда, в Казань она заглядывает крайне редко. Да и то в последние годы выступает чаще с ГСО РТ Александра Сладковского, чем в спектаклях казанской оперы. При этом редкий сольный концерт певицы проходит без, например, какого-то романса Яхина.
6) Рашит Вагапов (1908–1962)
Сына имама Рашита Вагапова называют основоположником профессиональной татарской эстрады, он, по словам Шакирова, «указал путь тем, кто пришел в песенное искусство после него». Два десятилетия Вагапов оставался одним из популярнейших татарских певцов, будучи прекрасным интерпретатором народных песен, а также вокальной музыки татарских композиторов. Его характерная манера исполнения на многие годы стала своего рода эталоном, она была лишена внешних эффектов, а упор делался на создание одухотворенных музыкальных образов.
7) Фарида Кудашева (1920–2010)
Фариду Кудашеву еще называют «Вагаповым в юбке», самородком, взявшим у народа песни и вернувшим их ему. У нее также был своеобразный, уникальный голос и проникновенная манера исполнения, которые делали ее по-настоящему народной певицей. С ее творческой биографией связан расцвет всей концертной деятельности как в Татарстане, так и в ее родном Башкортостане. Именно Кудашева была одной из первых артисток, кто одновременно успешно работал на татарской и башкирской эстрадах.
8) Нияз Даутов (1913–1986)
Вклад Нияза Даутова в татарскую музыкальную культуру огромен сразу в нескольких амплуа. В 1938 году он окончил татарскую оперную студию при Московской консерватории, став впоследствии одним из первых профессиональных оперных певцов, выступая как тенор в различных театрах по всему Союзу. А затем Даутов стал главным режиссером татарского театра оперы и балета, где также проявил себя как реформатор, который вывел на оперную сцену целое поколение татарских оперных певцов, включая того же Бигичева. Возможно, если бы не неожиданная смерть нашего героя накануне больших гастролей в Москве в 1986 году, сегодня театр им. Джалиля развивался бы несколько иначе.
9) Зиля Сунгатуллина (1949)
Зилю Сунгатуллину называют самой яркой татарской оперной певицей, исполнившей на сцене театра им. Джалиля около 40 различных партий, одновременно работавшей и на эстраде. Также и в качестве педагога она вырастила немало артистов, Сунгатуллина и сегодня заведует кафедрой в Казанской консерватории. А наши эксперты вспоминают, что специально под нее писали в свое время даже оратории для органа.
10) Салават Фатхетдинов (1960)
Еще один артист, который не нуждается в представлениях. Салават Фатхетдинов вот уже долгие годы — это артист №1 на татарской эстраде, в некотором смысле последние четверть века можно назвать «временем Салавата» в национальной музыкальной культуре. Отношение к этому времени встречается разное, тем не менее мало кто из артистов может похвастаться тем, что исполнил песню, фактически ставшую неофициальным гимном республики, — «Мин яратам сине, Татарстан».
«Татарский Лемешев» и главный специалист по моң
В наш список попали как те артисты, которые продолжают нас радовать своим творчеством, так и те, кого уже нет с нам, причем некоторых давно.
Оперное искусство за вторую половину XX века стало важным элементом татарской музыкальной культуры, так что в нашем списке немало певцов-«академистов». Легендарный лирический тенор Усман Альмеев — один из тех, кто еще в конце 1930-х стоял у истоков татарского оперного театра. Он прожил 95 лет (умер в 2011 году), будучи очень социально активным по ветеранской линии до последних дней. А коллегу Альмеева по театру Фахри Насретдинова вовсе называли «татарским Лемешевым». Зулейха Хисматуллина была не только успешной оперной певицей, но и прекрасным педагогом, через которого прошли многие известные артисты. Рано ушедшая из жизни Вафира Гизатуллина являлась еще и народным трибуном, мечтавшим о счастье своего народа. Наконец, лирико-драматический тенор Азат Аббасов — редчайший пример того, как певец из ТАССР стал народным артистом СССР.
Далее в рейтинге истинно народные герои. Прошедший юношей войну Габдулла Рахимкулов, по свидетельству очевидцев, даже в солидном возрасте на сцене удивлял своей харизмой. Зифа Басырова прославилась своей народной манерой исполнения. Про Тагира Якупова, еще одного самородка, говорят, что его моң был даже сильнее шакировского, но артиста, как и многих творческих личностей, сломали пагубные привычки, «БИЗНЕС Online» рассказывал о трагической истории жизни певца в 20-ю годовщину его смерти. Недавно ушедший из жизни Рафаэль Ильясов — еще одна глыба татарской музыки в нашем топ-35.
Следующие три героя этой части нашего списка, которых стоит выделить. Зиннур Нурмухаметов — о нем говорят как о реформаторе татарской песни, после обучения в Москве он покорил местную публику своими сценическими движениями, театральным подходом к песням, исполнительству на сцене в целом. А ушедшего меньше года назад Равиля Харисова вспоминают как одного из редких мастеров жанра патриотической песни, каковых почти не осталось. Ну и, конечно же, мы не могли обойтись в рейтинге без всенародных любимец Хании Фархи и Хамдуны Тимергалиевой.
Флера Сулейманова, еще одна героиня из народа, прославившаяся исполнением народных песен, уже успела отпраздновать свое 80-летие, сейчас редко появляется на публике
Наш человек в Австралии и победительница «Голоса»
Флера Сулейманова, еще одна героиня из народа, прославившаяся исполнением народных песен, уже успела отпраздновать свое 80-летие, сейчас редко появляется на публике, отказывает журналистам в интервью, но пребывает в статусе живой легенды.
Знаменитый Альберт Асадуллин, герой рок-опер, давно живет в Санкт-Петербурге, продолжает выступать и не теряет связи с родиной. Два певца в нашем списке, живущих в Башкортостане, — это непревзойденный Фидан Гафаров и недавний лауреат премии им. Тукая Идрис Газиев, известный еще и как педагог мастерства постановки номера, режиссуры песни. Айдар Файзрахманов сегодня знаменит и как популяризатор фольклора, а в творческой биографии Газинура Фарукшина был длинный период, когда едва ли не каждая его песня становилась хитом. Венера Ганиева также долгие годы совмещала работу в оперном театре и на эстраде, а многие сегодняшние поп-артисты — это ее ученики.
Зайнап Фархетдинова — еще одна нынешняя большая звезда татарской эстрады, которую узнают по неподражаемому тембру. Филюс Кагиров — выпускник Казанской консерватории, сначала он захотел делать эстрадную карьеру, добился больших успехов, а теперь решил, что его тенор не должен пропадать, и делает первые шаги на оперной ниве, за что, безусловно, достоин уважения. Также Кагиров — лауреат первой премии им. Шакирова. Говорят, что его реальным конкурентом за это звание был другой оперный певец — Ильгам Валиев из Уфы. Артиста, который много выступает в разных российских оперных театрах, долгие годы называли «главным татарским тенором». Еще из современных героев, вернее, героинь, у нас Зуля Камалова — постпред татарской музыки на Зеленом континенте, а также победительница первого сезона российского «Голоса» Дина Гарипова, ставшая настоящей гордостью нации, правда, на эстраде все еще занимающейся поисками себя при очевидном потрясающем таланте.
P.S. Еще раз призываем в комментариях соглашаться и не соглашаться с рейтингом и выводами редакции «БИЗНЕС Online» о главных героях мира татарской музыки.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 264
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.