ТРИ ШЕСТЕРКИ ЕМУ НИПОЧЕМ
Многие помнят, что ради визита Дмитрия Медведева ТАНЕКО «открыли» еще осенью прошлого года. Однако реально из статуса строящегося в статус действующего комплекс перешел буквально только что - 2 декабря.
Что сказать по этому поводу? Можно вздыхать, что поездить на своем бензине Татарстану доведется нескоро: глубины переработки пока хватает лишь на прямогонный бензин да печное топливо. Можно сокрушаться, что федеральные власти в ответ на все мольбы «Татнефти» не только не отпустили ТАНЕКО в налоговые каникулы, но и ввели пресловутый налоговый режим «60-66». Эти три шестерки сделали экспорт продукции нового предприятия - скажем осторожно - малорентабельным, а на внутреннем рынке мазут и так девать некуда. Можно посочувствовать "Татнефти", которая, судя по всему, будет по сложной схеме отдавать ТАИФу свой с трудом добытый налоговый вычет по НДПИ.
Можно, наконец, с волнением подсчитывать, на какое же еще количество лет нам хватит нефти: на 30, 50?.. Можно надеяться на гениальных геологов, которые вот-вот откроют эликсир бессмертия для нефтяных пластов или на худой конец – философский камень, превращающий битум в полновесное черное золото.
Шафагат Тахаутдинов |
Можно с содроганием ждать, когда американские бомбардировщики принесут демократию нашим очередным африканским или ближневосточным друзьям…
Но мы всего этого делать не будем.
Мы скажем, что запуск первого в новейшей истории России НПЗ, построенного с нуля в чистом поле, стоимостью 212 млрд. рублей (два бюджета Татарстана) – событие года. Без всяких оговорок. И одному из главных отцов этой победы Шафагату Тахаутдинову в эти праздники будет, за что чокнуться бокалом игристого вина с Рустамом Миннихановым, который сделал для этого проекта, вероятно, не меньше, и руководителем "Камаглавстроя" Валерием Самиловым – генподрядчиком самого строительства. Пожелаем же удачи им всем.
КТО РАСПРАВЛЯЕТ ПЛЕЧИ?
Претендентом №2 на звание «человека года» по праву можно назвать главу «Эссен Продакшн АГ» Леонида Барышева, который в очередной раз поразил нашу тихую и патриархальную республику своими бойцовскими качествами.
В связи с грядущим возвращением губернаторских выборов, его можно рассматривать как готового кандидата… как минимум на роль местного Михаила Прохорова, консолидирующего всю не встроенную в систему часть элиты. Амбиции есть, деньги есть, а уж по части политтехнологий он в два счета обставит архаичных политтехнологов казанского Кремля.
В этом году Барышев запомнился тем, что не только отстоял в самарском суде свою честь, поруганную первым вице-премьером РТ Равилем Муратовым, не только заставил того публично опровергнуть свои слова, но и сопроводил победу масштабной PR-кампанией.
Ирек Богуславский |
В своем открытом письме, опубликованном в ряде изданий (в газете «БИЗНЕС Online» - бесплатно, в остальных - на правах рекламы), он призвал первого вице-премьера перестать «сводить все к пресловутым понятиям» и под конец бросил в лицо властям: «Я вам не верю! Ничего у вас не прошу! И вас не боюсь!». Прочитал ли Муратов подаренную ему щедрым победителем книгу Айн Рэнд «Атлант расправил плечи» неизвестно, но мстить не стал.
Гораздо более серьезным испытанием на прочность для Барышева в этом году стал «аджика-гейт». Напомним, в ноябре Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей сообщила о том, что в аджике «Махеевъ» обнаружен запрещенный краситель Судан I в количестве 1469 мкг/кг.
Дмитрий Самаренкин |
В результате аджику по всей стране стали снимать с магазинных полок, а в СМИ вышли сотни сообщений типа «Махеевъ опасен для здоровья». «Эссен» с некоторым запозданием выступил с официальным опровержением, но ущерб репутации бренда вполне мог оказаться непоправимым.
Как ни странно, тише всего скандал прошел в Татарстане, к чему, по нашим данным, приложили руку республиканские власти на очень высоком уровне. Все-таки личные отношения – это одно, а налоги и рабочие места – это другое. Не стал подталкивать падающего и заклятый враг Барышева в лице ГК «Нэфис».
Совладельца ГК «Нэфис» Ирека Богуславского вообще можно назвать полным антиподом Барышеву. Практически не светясь в СМИ, он сумел в этом году провернуть не меньше дел. Во-первых, открыл новый завод по выпуску соусов стоимостью 6,3 млрд. рублей в Лаишевском районе. Во-вторых, увеличив на порядок свой неформальный политический вес: его младший партнер Дмитрий Самаренкин был назначен президентом ФК «Рубин». И, наконец, в-третьих, Богуславский вновь стал депутатом Госдумы РФ от Татарстана, войдя в десятку лидеров по результатам праймериз.
УСПЕШНЫЕ ПРАВДОИСКАТЕЛИ
Рустем Муратов |
В прошлом году мы присудили титул «Человека года» владелице Вьетнамского рынка Дао Тхи Кой. Она, конечно, далеко не такой «атлант», как вышеперечисленные герои. Но тот отлуп чиновничьей машине, который она дала, в тот момент показался нам интересным феноменом, набирающим силу в бизнес-среде. И точно: в 2011 году предпринимателей, небезуспешно «качающих права», стало больше.
Сразу приходит на ум громкое «дело Тимофеева», за которое мы все обязаны казанскому бизнесмену с негероической внешностью Рустему Муратову. Нашим борцам с коррупцией по идее стоило бы вместо конкурса детских рисунков провести рекламную кампанию с его участием. Муратов с плакатом «Достали взяточники? Делай как я!» был бы убедителен.
Владимир Капитонов |
Печально, впрочем, что, как и в случае с госпожой Кой, за которую заступился президент, добро на арест главы Верхнеуслонского района Александра Тимофеева тоже пришло с самого верха. А ведь могло бы и не придти... Соответственно, этим примером Минниханов скорее показал чиновникам, в чьих руках нити их судеб, нежели дал сигнал на отлов высокопоставленных коррупционеров, так сказать, в автоматическом режиме.
Второй пример – экс-глава ПАТП-7 Владимир Капитонов, отсудивший у государства недополученные компенсации за льготников. Долгие годы перевозчики всячески пытались привлечь внимание к своей нелегкой доле, но власти упорно продолжали заниматься благотворительностью за чужой счет. Когда Капитонов начал выигрывать суды, то, по слухам, в одном из высоких кабинетов было сказано: «Деньги отдайте, но чтобы духу его больше здесь не было». Тем не менее жертва закрывшегося вскоре ПАТП-7 оказалась ненапрасной, потому что проблему все равно пришлось решать, хоть и в самый неудачный политический момент.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МУЖИ И ДОЧЕРИ
На противоположном от «правдоискателей» полюсе – «системные» герои, играющие по правилам. Они добиваются большего за счет того, что умеют найти с властью общий язык, увлечь своими идеями.
Айрат Баширов |
Характерный пример - Айрат Баширов, открывший в этом году великолепный завод по производству гибкой упаковки «Данафлекс-нано». Неважно, что вся инновационность и наукоемкость нового производства заключена в станках немецкой компании «Виндмёллер&Хёльшер», корпевшей над своими ноу-хау 140 лет. Завезти станки может каждый, а вот получить на них 1,2 млрд. рублей от Чубайса – пойди, попробуй. Вы хотели «нано»? Их есть у нас!
Отметить именно как талантливого менеджера хочется главу симфонического оркестра РТ Александра Сладковского, который прожил трудный, но невероятно удачный год. Под проект с условным названием «оркестр такого же класса, как ФК «Рубин», он сумел привлечь невиданные инвестиции (грант от президента в 120 млн. рублей). Футбольные аналогии помогли ему и борьбе с противником в лице экс-директора ГБКЗ им. Сайдашева Ленаром Айкаевым: не может же директор стадиона рулить спортивным клубом!
Александр Сладковский |
Событием года в банковской сфере можно назвать первые шаги купленного главой концерна «Радиоэлектронные технологии» Николаем Колесовым Татсоцбанка под руководством его же дочери Анастасии Колесовой. Банк в три раза нарастил капитал, провел ребрендинг (символом стал колосок, созвучный, видимо, новым владельцам), открыл пафосный головной офис на пересечении улиц Чернышевского и Право-булачной, а также еще ряд отделений по городу. Несмотря на то что у Колесовой нет опыта в банковском деле, создание мощного банка на базе оборонных финансовых потоков продвигается быстрыми темпами.
Еще больше, впрочем, удивил ее муж - директор «Элекона» Николай Ураев, который, покинув «Единую Россию», вступил в «Правое дело» со словами «неприятно смотреть, как коррупция, воровство, неумелое руководство чиновников и падение нравов разъедают мою страну». Интересно, говорил ли он об этом своему тестю, когда тот руководил Амурской областью?
ПОДВИЖНИКИ И МЕЦЕНАТЫ
Найдется немало бизнесменов, которые могут сказать о себе: «Я делаю не какой-то там продукт, я делаю деньги». Некоторые западные учебники советуют даже не зацикливаться долго на одном и том же. Тем интереснее успешные лидеры, сквозь дела которых проступают не только материальные смыслы.
Рауф Хасанов |
К примеру, в начале 90-х ничто (даже богатые нефтяники под боком) не гарантировало глубоко провинциальному Бугульминскому авиапредприятию долгую и счастливую жизнь. Но во главе его оказался болеющий за дело директор Петр Трубаев, в прошлом сам командир Як-40. В свободном полете предприятие просуществовало до 2005 года, а затем его взял под крыло «Ак Барс Холдинг». Под началом энергичного Трубаева авиакомпания показывает сумасшедшие темпы: если в 2010-м было перевезено 150 тыс. пассажиров, то в этом - уже 250 тысяч. Итог – только что принято решение о том, что «Ак Барс Аэро» поглотит своего главного конкурента - авиакомпанию «Татарстан». Мы номинируем Трубаева на звание «человек года» в надежде на то, что, встав у руля фактически всей татарстанской авиации, он поднимет ее на новую высоту.
Петр Трубаев |
На звание мецената года вполне может претендовать гендиректор ЗАО "Белебеевский механический завод" Рауф Хасанов, который специально приехал из Башкирии, чтобы выкупить на аукционе за 5,8 млн. рублей здание типографии «Миллят», находящееся в плачевном состоянии. По его словам, информацию о том, что в Казани продаются архитектурные памятники, он услышал по радио «Азатлык». И решил: дом, где когда-то был напечатан первый Коран в Казани, надо ценить. После этого он встретился с потомками предпринимателя, построившего это здание, и пообещал им, что оно будет и дальше служить татарскому народу. После реставрации Хасанов планирует открыть здесь какое-нибудь богоугодное дело, например магазин или кафе «халяль». Что ж, если бы таких предпринимателей было больше, центр Казани давно бы не лежал в руинах.
АНТИГЕРОИ И НЕУДАЧНИКИ
Поводя итоги 2011 года в лицах нельзя не вспомнить о грустном. По совпадению, обе самые громкие трагедии года с человеческими жертвами в Татарстане были связаны с женщинами, матерями малолетних детей.
Розе Фарукшиной пришлось нести ответственность за трагедию в баре «Лепрекон», которым руководил ее муж Вильдан Гарифуллин. В итоге она едва не села на три года, но вышла на свободу после того, как приговор обжаловала прокуратура (та потребовала смягчения, хотя казалось бы). Помогла справка о том, что у трехлетнего сына начались психические расстройства.
А вот Светлане Инякиной - директору компании «АргоРечТур», арендовавшей затонувшую «Булгарию», уже вряд ли что поможет выйти на свободу. Даже маленькая дочь. Что характерно, и в этом случае было немало слухов и свидетельств о том, что в бизнесе самое активное участие принимал муж. Но в этом случае ему удалось остаться в тени.
Наконец, под общей рубрикой «привет из 90-х» можно вспомнить лидера «Севастопольских» Радика (Дракона) Юсупова и главу инвестгруппы ASG Алексея Семина. При всех различиях характера и жизненного пути их объединяет одно: и тому, и другому никак не удается сделать свои капиталы легитимными в глазах общества. Рад бы в рай, да скелеты из шкафа держат за ноги.
Поначалу «дело Дракона» многим казалось как раз сознательной попыткой оставить прошлое позади. Добровольные сдачи в руки правосудия ряда фигурантов, чистосердечные признания, покаянные речи и ожидаемый финал – освобождение в связи с истечением срока давности. Однако после хэппи-энда началась вторая серия: приговор был опротестован прокуратурой, весь год процесс шел по новой и приговор главному герою оказался намного жестче: 8,5 лет. Прошлое не отпускает.
Совсем другое дело - возвращение на публичную арену учредителя чекового фонда «Образование» и в прошлом главного банкротчика республики Семина. Казалось бы, его никак нельзя назвать неудачником: наезд прокуратуры на его строящийся торговый центр по ул. Московская, 52 был отбит малой кровью. Но вот если вручать премию за самый нелепый PR, то Семину досталось бы гран-при.
Самый богатый, по версии журнала «Финанс», человек республики подтвердил и облек в плоть все черные мифы о себе. Долгое время державшийся в тени, в этом году он неожиданно дал несколько громких интервью о своих несметных богатствах, в частности, обширнейших коллекциях живописи и антиквариата. В июле он провел их публичную демонстрацию Минниханову, на которую пригласили журналистов. Угрюмо обойдя все это великолепие, президент трижды за встречу произнес: «Что же жажда наживы с людьми делает?!».
***
Судя даже по нашему скромному обзору, деловая жизнь республики в 2011 году была крайне богата на краски и образы. Не сомневаемся, что и следующий станет неистощим на яркие сюжеты. Оставайтесь с «БИЗНЕС Online», будет интересно!
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 29
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.