ТРИ ШЕСТЕРКИ ЕМУ НИПОЧЕМ

Многие помнят, что ради визита Дмитрия Медведева ТАНЕКО «открыли» еще осенью прошлого года. Однако реально из статуса строящегося в статус действующего комплекс перешел буквально только что - 2 декабря.

Что сказать по этому поводу? Можно вздыхать, что поездить на своем бензине Татарстану доведется нескоро: глубины переработки пока хватает лишь на прямогонный бензин да печное топливо. Можно сокрушаться, что федеральные власти в ответ на все мольбы «Татнефти» не только не отпустили ТАНЕКО в налоговые каникулы, но и ввели пресловутый налоговый режим «60-66». Эти три шестерки сделали экспорт продукции нового предприятия - скажем осторожно - малорентабельным, а на внутреннем рынке мазут и так девать некуда. Можно посочувствовать "Татнефти", которая, судя по всему, будет по сложной схеме отдавать ТАИФу свой с трудом добытый налоговый вычет по НДПИ.

Можно, наконец, с волнением подсчитывать, на какое же еще количество лет нам хватит нефти: на 30, 50?.. Можно надеяться на гениальных геологов, которые вот-вот откроют эликсир бессмертия для нефтяных пластов или на худой конец – философский камень, превращающий битум в полновесное черное золото.

Тахаутдинов.jpg
Шафагат Тахаутдинов

Можно с содроганием ждать, когда американские бомбардировщики принесут демократию нашим очередным африканским или ближневосточным друзьям…

Но мы всего этого делать не будем.

Мы скажем, что запуск первого в новейшей истории России НПЗ, построенного с нуля в чистом поле, стоимостью 212 млрд. рублей (два бюджета Татарстана) – событие года. Без всяких оговорок. И одному из главных отцов этой победы Шафагату Тахаутдинову в эти праздники будет, за что чокнуться бокалом игристого вина с Рустамом Миннихановым, который сделал для этого проекта, вероятно, не меньше, и руководителем "Камаглавстроя" Валерием Самиловым – генподрядчиком самого строительства. Пожелаем же удачи им всем.

КТО РАСПРАВЛЯЕТ ПЛЕЧИ?

Претендентом №2 на звание «человека года» по праву можно назвать главу «Эссен Продакшн АГ» Леонида Барышева, который в очередной раз поразил нашу тихую и патриархальную республику своими бойцовскими качествами.

В связи с грядущим возвращением губернаторских выборов, его можно рассматривать как готового кандидата… как минимум на роль местного Михаила Прохорова, консолидирующего всю не встроенную в систему часть элиты. Амбиции есть, деньги есть, а уж по части политтехнологий он в два счета обставит архаичных политтехнологов казанского Кремля.

В этом году Барышев запомнился тем, что не только отстоял в самарском суде свою честь, поруганную первым вице-премьером РТ Равилем Муратовым, не только заставил того публично опровергнуть свои слова, но и сопроводил победу масштабной PR-кампанией.

Богуславский.jpg
Ирек Богуславский

В своем открытом письме, опубликованном в ряде изданий (в газете «БИЗНЕС Online» - бесплатно, в остальных - на правах рекламы), он призвал первого вице-премьера перестать «сводить все к пресловутым понятиям» и под конец бросил в лицо властям: «Я вам не верю! Ничего у вас не прошу! И вас не боюсь!». Прочитал ли Муратов подаренную ему щедрым победителем книгу Айн Рэнд «Атлант расправил плечи» неизвестно, но мстить не стал.

Гораздо более серьезным испытанием на прочность для Барышева в этом году стал «аджика-гейт». Напомним, в ноябре Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей сообщила о том, что в аджике «Махеевъ» обнаружен запрещенный краситель Судан I в количестве 1469 мкг/кг.

Самаренкин.jpg
Дмитрий Самаренкин

В результате аджику по всей стране стали снимать с магазинных полок, а в СМИ вышли сотни сообщений типа «Махеевъ опасен для здоровья». «Эссен» с некоторым запозданием выступил с официальным опровержением, но ущерб репутации бренда вполне мог оказаться непоправимым.

Как ни странно, тише всего скандал прошел в Татарстане, к чему, по нашим данным, приложили руку республиканские власти на очень высоком уровне. Все-таки личные отношения – это одно, а налоги и рабочие места – это другое. Не стал подталкивать падающего и заклятый враг Барышева в лице ГК «Нэфис».

Совладельца ГК «Нэфис» Ирека Богуславского вообще можно назвать полным антиподом Барышеву. Практически не светясь в СМИ, он сумел в этом году провернуть не меньше дел. Во-первых, открыл новый завод по выпуску соусов стоимостью 6,3 млрд. рублей в Лаишевском районе. Во-вторых, увеличив на порядок свой неформальный политический вес: его младший партнер Дмитрий Самаренкин был назначен президентом ФК «Рубин». И, наконец, в-третьих, Богуславский вновь стал депутатом Госдумы РФ от Татарстана, войдя в десятку лидеров по результатам праймериз.

УСПЕШНЫЕ ПРАВДОИСКАТЕЛИ

Муратов.jpg
Рустем Муратов

В прошлом году мы присудили титул «Человека года» владелице Вьетнамского рынка Дао Тхи Кой. Она, конечно, далеко не такой «атлант», как вышеперечисленные герои. Но тот отлуп чиновничьей машине, который она дала, в тот момент показался нам интересным феноменом, набирающим силу в бизнес-среде. И точно: в 2011 году предпринимателей, небезуспешно «качающих права», стало больше.

Сразу приходит на ум громкое «дело Тимофеева», за которое мы все обязаны казанскому бизнесмену с негероической внешностью Рустему Муратову. Нашим борцам с коррупцией по идее стоило бы вместо конкурса детских рисунков провести рекламную кампанию с его участием. Муратов с плакатом «Достали взяточники? Делай как я!» был бы убедителен.

Капитонов-(1).jpg
Владимир Капитонов

Печально, впрочем, что, как и в случае с госпожой Кой, за которую заступился президент, добро на арест главы Верхнеуслонского района Александра Тимофеева тоже пришло с самого верха. А ведь могло бы и не придти... Соответственно, этим примером Минниханов скорее показал чиновникам, в чьих руках нити их судеб, нежели дал сигнал на отлов высокопоставленных коррупционеров, так сказать, в автоматическом режиме.

Второй пример – экс-глава ПАТП-7 Владимир Капитонов, отсудивший у государства недополученные компенсации за льготников. Долгие годы перевозчики всячески пытались привлечь внимание к своей нелегкой доле, но власти упорно продолжали заниматься благотворительностью за чужой счет. Когда Капитонов начал выигрывать суды, то, по слухам, в одном из высоких кабинетов было сказано: «Деньги отдайте, но чтобы духу его больше здесь не было». Тем не менее жертва закрывшегося вскоре ПАТП-7 оказалась ненапрасной, потому что проблему все равно пришлось решать, хоть и в самый неудачный политический момент.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МУЖИ И ДОЧЕРИ

На противоположном от «правдоискателей» полюсе – «системные» герои, играющие по правилам. Они добиваются большего за счет того, что умеют найти с властью общий язык, увлечь своими идеями.

Баширов-(1).jpg
Айрат Баширов

Характерный пример - Айрат Баширов, открывший в этом году великолепный завод по производству гибкой упаковки «Данафлекс-нано». Неважно, что вся инновационность и наукоемкость нового производства заключена в станках немецкой компании «Виндмёллер&Хёльшер», корпевшей над своими ноу-хау 140 лет. Завезти станки может каждый, а вот получить на них 1,2 млрд. рублей от Чубайса – пойди, попробуй. Вы хотели «нано»? Их есть у нас!

Отметить именно как талантливого менеджера хочется главу симфонического оркестра РТ Александра Сладковского, который прожил трудный, но невероятно удачный год. Под проект с условным названием «оркестр такого же класса, как ФК «Рубин», он сумел привлечь невиданные инвестиции (грант от президента в 120 млн. рублей). Футбольные аналогии помогли ему и борьбе с противником в лице экс-директора ГБКЗ им. Сайдашева Ленаром Айкаевым: не может же директор стадиона рулить спортивным клубом!

Сладковский-(3).jpg
Александр Сладковский

Событием года в банковской сфере можно назвать первые шаги купленного главой концерна «Радиоэлектронные технологии» Николаем Колесовым Татсоцбанка под руководством его же дочери Анастасии Колесовой. Банк в три раза нарастил капитал, провел ребрендинг (символом стал колосок, созвучный, видимо, новым владельцам), открыл пафосный головной офис на пересечении улиц Чернышевского и Право-булачной, а также еще ряд отделений по городу. Несмотря на то что у Колесовой нет опыта в банковском деле, создание мощного банка на базе оборонных финансовых потоков продвигается быстрыми темпами.

Еще больше, впрочем, удивил ее муж - директор «Элекона» Николай Ураев, который, покинув «Единую Россию», вступил в «Правое дело» со словами «неприятно смотреть, как коррупция, воровство, неумелое руководство чиновников и падение нравов разъедают мою страну». Интересно, говорил ли он об этом своему тестю, когда тот руководил Амурской областью?

ПОДВИЖНИКИ И МЕЦЕНАТЫ

Найдется немало бизнесменов, которые могут сказать о себе: «Я делаю не какой-то там продукт, я делаю деньги». Некоторые западные учебники советуют даже не зацикливаться долго на одном и том же. Тем интереснее успешные лидеры, сквозь дела которых проступают не только материальные смыслы.

Хасанов-Рауф.jpg
Рауф Хасанов

К примеру, в начале 90-х ничто (даже богатые нефтяники под боком) не гарантировало глубоко провинциальному Бугульминскому авиапредприятию долгую и счастливую жизнь. Но во главе его оказался болеющий за дело директор Петр Трубаев, в прошлом сам командир Як-40. В свободном полете предприятие просуществовало до 2005 года, а затем его взял под крыло «Ак Барс Холдинг». Под началом энергичного Трубаева авиакомпания показывает сумасшедшие темпы: если в 2010-м было перевезено 150 тыс. пассажиров, то в этом - уже 250 тысяч. Итог – только что принято решение о том, что «Ак Барс Аэро» поглотит своего главного конкурента - авиакомпанию «Татарстан». Мы номинируем Трубаева на звание «человек года» в надежде на то, что, встав у руля фактически всей татарстанской авиации, он поднимет ее на новую высоту.

Трубаев.jpg
Петр Трубаев

На звание мецената года вполне может претендовать гендиректор ЗАО "Белебеевский механический завод" Рауф Хасанов, который специально приехал из Башкирии, чтобы выкупить на аукционе за 5,8 млн. рублей здание типографии «Миллят», находящееся в плачевном состоянии. По его словам, информацию о том, что в Казани продаются архитектурные памятники, он услышал по радио «Азатлык». И решил: дом, где когда-то был напечатан первый Коран в Казани, надо ценить. После этого он встретился с потомками предпринимателя, построившего это здание, и пообещал им, что оно будет и дальше служить татарскому народу. После реставрации Хасанов планирует открыть здесь какое-нибудь богоугодное дело, например магазин или кафе «халяль». Что ж, если бы таких предпринимателей было больше, центр Казани давно бы не лежал в руинах.

АНТИГЕРОИ И НЕУДАЧНИКИ

Поводя итоги 2011 года в лицах нельзя не вспомнить о грустном. По совпадению, обе самые громкие трагедии года с человеческими жертвами в Татарстане были связаны с женщинами, матерями малолетних детей.

Розе Фарукшиной пришлось нести ответственность за трагедию в баре «Лепрекон», которым руководил ее муж Вильдан Гарифуллин. В итоге она едва не села на три года, но вышла на свободу после того, как приговор обжаловала прокуратура (та потребовала смягчения, хотя казалось бы). Помогла справка о том, что у трехлетнего сына начались психические расстройства.

А вот Светлане Инякиной - директору компании «АргоРечТур», арендовавшей затонувшую «Булгарию», уже вряд ли что поможет выйти на свободу. Даже маленькая дочь. Что характерно, и в этом случае было немало слухов и свидетельств о том, что в бизнесе самое активное участие принимал муж. Но в этом случае ему удалось остаться в тени.

Наконец, под общей рубрикой «привет из 90-х» можно вспомнить лидера «Севастопольских» Радика (Дракона) Юсупова и главу инвестгруппы ASG Алексея Семина. При всех различиях характера и жизненного пути их объединяет одно: и тому, и другому никак не удается сделать свои капиталы легитимными в глазах общества. Рад бы в рай, да скелеты из шкафа держат за ноги.

Поначалу «дело Дракона» многим казалось как раз сознательной попыткой оставить прошлое позади. Добровольные сдачи в руки правосудия ряда фигурантов, чистосердечные признания, покаянные речи и ожидаемый финал – освобождение в связи с истечением срока давности. Однако после хэппи-энда началась вторая серия: приговор был опротестован прокуратурой, весь год процесс шел по новой и приговор главному герою оказался намного жестче: 8,5 лет. Прошлое не отпускает.

Совсем другое дело - возвращение на публичную арену учредителя чекового фонда «Образование» и в прошлом главного банкротчика республики Семина. Казалось бы, его никак нельзя назвать неудачником: наезд прокуратуры на его строящийся торговый центр по ул. Московская, 52 был отбит малой кровью. Но вот если вручать премию за самый нелепый PR, то Семину досталось бы гран-при.

Самый богатый, по версии журнала «Финанс», человек республики подтвердил и облек в плоть все черные мифы о себе. Долгое время державшийся в тени, в этом году он неожиданно дал несколько громких интервью о своих несметных богатствах, в частности, обширнейших коллекциях живописи и антиквариата. В июле он провел их публичную демонстрацию Минниханову, на которую пригласили журналистов. Угрюмо обойдя все это великолепие, президент трижды за встречу произнес: «Что же жажда наживы с людьми делает?!».

***

Судя даже по нашему скромному обзору, деловая жизнь республики в 2011 году была крайне богата на краски и образы. Не сомневаемся, что и следующий станет неистощим на яркие сюжеты. Оставайтесь с «БИЗНЕС Online», будет интересно!