С 1 сентября «Зеленодольское ПАТП» закрывает двери перед студентами-льготниками: им придется полностью оплачивать проезд до Казани. Пенсионеры пока что ездят бесплатно, но это, возможно, вопрос времени. Причина — в бюрократии: к закону требуется постановление кабмина с расчетами, которое все еще в стадии согласования. Но бюджет не платит уже 8 месяцев, суммы достигли 25 млн рублей, а перевозчик в глубоком минусе. Проблемы есть и в других городах РТ. В деталях разбиралась корреспондент «БИЗНЕС Online».
Дмитрий Грузков: «Мы перевозим детей по льготам, также решили и студентам сделать скидку в надежде, что рано или поздно правительство республики все-таки обратит на эти вещи внимание»
«Понятно, что кому-то закон позволяет, а кому-то нет»
Проблема нерегулируемых тарифов в сфере транспорта в Татарстане так и не получила решения. В группе «Зеленодольского ПАТП» во «ВКонтакте» появилось сообщение о том, что с 1 сентября приостанавливается предоставление льготного проезда для студентов вузов на маршрутах №104, 104а и 110, следующих в Казань из Зеленодольска и Васильево. Если так пойдет и дальше, отмена льгот неизбежно затронет и других льготников, включая пенсионеров.
«Мы находимся в тяжелом финансовом положении, делать дополнительные скидки мы не можем», — говорится в объявлении. Действительно, согласно постановлению кабмина РТ, учащиеся вузов не относятся к тем категориям населения, которым положен льготный проезд в автобусах. И проблемы с финансами, из-за которых перевозчики вынуждены отменить такую «скидку», стали возникать почти год назад.
В 2016 году вступил в силу федеральный закон о перевозках, который ввел два понятия: перевозки по регулируемым и нерегулируемым тарифам. Первые устанавливают власти: там предусмотрены льготы на поездки для пенсионеров и других льготников, а перевозчик получает компенсацию за недополученный доход. Во втором случае власти предоставляют льготы жителям с указанием размера компенсации в договоре с перевозчиком. После принятия ФЗ Татарстан не изменил нормативно-правовую базу региона для расчета компенсаций пассажирских перевозок при нерегулируемом тарифе (стоимость проезда устанавливает сам перевозчик).
С 2017 года порядок перечисления дотаций был прописан согласно постановлению №161 кабмина РТ. В январе 2020-го эти функции от минтранса РТ передали исполкому района. Новые полномочия прописаны в законе РТ №123 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Татарстан отдельными государственными полномочиями в сфере обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта». Теперь минтранс РТ перечисляет деньги в местный бюджет, который и распределяет эти средства между перевозчиками.
Однако механизм расчета размера компенсации выпадающих доходов за перевозку льготников прописан не был. Тогда и начались проблемы с финансированием льготных перевозок за пределами населенных пунктов.
«Если честно, мы считали, что это (отмена льготного проезда для студентов — прим. ред.) было сделано по ошибке и все скоро вернут, потому что невозможно студентов приравнять ко всем остальным. Мы всегда им шли навстречу. Потом поняли, что никто ничего не вернет, но тем не менее решили взять на себя эту социальную миссию. Мы считали, что социальные обязательства подобного рода — это неотъемлемая часть нашего бизнеса, — объяснил представитель „Зеленодольского ПАТП“, директор ООО „Экспресс“ Дмитрий Грузков. — Мы перевозим детей по льготам, также решили и студентам сделать скидку в надежде, что рано или поздно правительство республики все-таки обратит на эти вещи внимание».
В феврале этого года ЗПАТП уже объявляло о прекращении перевозок льготников по маршрутам №104 и 104а. Представителям ЗПАТП не оставалось ничего другого, как обращаться в прокуратуру Татарстана
Напомним, в феврале этого года ЗПАТП уже объявляло о прекращении перевозок льготников по маршрутам №104 и 104а. Представителям ЗПАТП не оставалось ничего другого, как обращаться в прокуратуру Татарстана. Доводы предприятия надзорное ведомство посчитало обоснованными. В июне прокурор РТ Илдус Нафиков написал обращение президенту Татарстана Рустаму Минниханову (есть в распоряжении редакции). В нем он указал, что с марта этого года республиканский минтранс занимался подготовкой необходимого законопроекта, а Госсовет планировал принять его в апреле. «Однако до настоящего времени указанная работа не завершена по причине несогласования проекта закона с министерством финансов Республики Татарстан. Среди прочего нерешенным остается вопрос предоставления компенсаций за период с 1 января 2021 года до момента принятия закона», — говорилось в письме.
По всей видимости, письмо прокурора президенту возымело действие. На последнем заседании весенней сессии республиканского парламента 8 июля изменения все-таки были приняты. Председатель комитета по жилищной политике и инфраструктурному развитию Александр Тыгин рассказал, что отсутствие методологической базы не позволяет определить объем субсидий для перевозчиков, осуществляющих перевозки по нерегулируемым тарифам. «Изменения в законе были приняты на сессии Госсовета, его подписал президент республики (16 июля 2021 года — прим. ред.), он вступил в законную силу, был опубликован. Я был очень рад, но через месяц понял, что дело было не в законе, поскольку другим предприятиям в республике, которые также на таких же нерегулируемых тарифах, субсидии выплачиваются. Стало понятно, что кому-то закон позволяет, а кому-то нет. Получается, это избирательный подход в данном случае со стороны минтранса и правительства?» — негодует Грузков.
По его словам, этот закон подразумевает необходимость подзаконного акта. Установление стоимости разовой поездки и стоимость одного пассажиро-километра по проездному билету по нерегулируемым тарифам в городском и пригородном сообщении должны определяться постановлением кабмина РТ. Такой документ тоже уже готов (есть в распоряжении редакции), однако он до сих пор не подписан, добавил собеседник издания. «Это постановление не прошло согласование. Мне сказали: „В течение двух дней (после принятия закона — прим. ред.), там все согласовано, все выпустят, и мы тебе дадим деньги“. Но оказывается, что не так все просто», — сообщил представитель «Зеленодольского ПАТП».
На сегодняшний день только ООО «Экспресс» недополучило за льготников уже более 12 млн рублей
«Мы не можем между собой решить проблему. Люди по факту не виноваты»
На сегодняшний день только ООО «Экспресс» недополучило за льготников уже более 12 млн рублей. Согласно данным «Контур.Фокуса», в 2020 году выручка «Экспресса» просела почти на 100 млн рублей, а из прибыльного в предыдущем году предприятия оно ушло в глубокий минус на 55 млн рублей. На предприятии, по данным налоговиков, трудятся 229 человек. А в целом перевозчики Зеленодольска, входящие в бренд ЗПАТП, ждут более 25 миллионов.
Грузков вспоминает свой разговор с министром транспорта, когда предприятие было вынуждено остановить перевозку льготников в первый раз.
«И тогда, и сейчас мы принесли извинения людям, что не можем между собой решить проблему. Люди по факту не виноваты. Слова министра транспорта: „Сейчас февраль, в апреле ты все деньги свои получишь — ты только их подтверди. Тебе за то, что ты вот так сделал, будет стыдно“. Суммы я действительно подтвердил, в проекте постановления они учтены. Сейчас август, так и напишите, — мне за те свои действия ни капли не стыдно. Чиновники никогда не были предпринимателями, не выдавали людям заработную плату. Может, они какие-то сметы утверждали, еще что-то. Но они никогда денег в долг не брали, не подписывали личные поручительства, никогда не болели за свой бизнес так, как болеем мы», — говорит Грузков, за которым стоят сотни семей работников.
В июне этого года зеленодольское ООО «Экспресс» подало в арбитражный суд иск к минтрансу РТ о взыскании более 4,8 млн рублей. Третьими лицами в деле выступают минфин РТ, зеленодольский исполком и АО «Социальная карта». По словам Грузкова, эта сумма образовалась еще в 2020 году за август, сентябрь и октябрь, так как именно тогда начались проблемы с выплатой компенсаций. Частично компромисс был найден, и 30 декабря минтранс РТ предложил отдать неоспариваемую часть суммы, порядка 12 млн, «иначе они вообще могут пропасть». Деньги на счета предприятия поступили 31 декабря. За остаток средств приходится судиться.
На сегодняшний день стоимость проезда между Зеленодольском и Казанью составляет 90 рублей, а на городских маршрутах — 25 рублей. Последнее повышение цены на 2 рубля было 1 ноября
Чистопольские истории: «Вам пришло 8 миллионов компенсации — но мы их вам не отдадим»
Помимо Зеленодольска с такой же проблемой сталкиваются перевозчики Елабуги и Чистополя, добавил Грузков. «Про остальных я сказать не могу. Я знаю, что получают денежные средства в Альметьевске, Набережных Челнах, в Нижнекамске и в Казани. Если бы в Казани перевозчикам не заплатили компенсацию в течение даже 3 месяцев, весь город бы встал. А нам не платят 8 с лишним», — отметил он.
На сегодняшний день стоимость проезда между Зеленодольском и Казанью составляет 90 рублей, а на городских маршрутах — 25 рублей. Последнее повышение цены на 2 рубля было 1 ноября. При этом себестоимость поездки составляет примерно 43–45 рублей. Из-за убытков, на которых свой след оставила и пандемия коронавируса, у перевозчиков возникают проблемы и с обновлением автопарка. «Хотелось мне решить определенную проблему в поселке Васильево, на 110-й маршрут поставить новые автобусы. Мы заказали три автобуса на заводе, их изготовили, две недели назад получено извещение об их готовности. Но заплатить не можем, потому что мне денег не дают. Я пытаюсь как-то решить этот вопрос, но по факту мне не позволяют исполнять мои обязательства и препятствуют предпринимательской деятельности», — подчеркнул представитель ЗПАТП.
Директор чистопольского ООО «Экспресс» Сергей Королев затруднился точно сказать, когда ему перестали компенсировать льготный тариф: «Когда мы перешли на нерегулируемый тариф с регулируемого». Он пояснил, что льготный проездной билет стоит 526 рублей и деньги от его продажи поступают перевозчику. Однако если пересчитывать на одну поездку, то получается 10–12 рублей. Разницу же между установленным тарифом и 10 рублями должно отдавать государство. «А получается, что льготы предоставляем пенсионерам мы, а не государство, потому что нам совсем ничего не компенсируют», — рассказал предприниматель газете «БИЗНЕС Online». Что ж, и тут действует схема, когда нельготники компенсируют расходы за перевозку льготников, но в итоге бизнес перевозчиков лишь хиреет.
Ответ на обращения в различные ведомства такой же — нет механизма. «Что самое смешное, деньги-то на компенсацию выделяются! Меня вызывает финансист нашего города, говорит: „Вот пришло вам 8 миллионов компенсации за перевозку льготной категории граждан. Но мы их вам не отдадим, потому что нет механизма“», — негодует Королев.
По его словам, последний раз чистопольские перевозчики повысили цену на проезд 1 апреля: сейчас по транспортной карте стоимость составляет 22 рубля, 24 за наличку. При этом «портить себе кровь» и определить размер дыры в бюджете из-за отсутствия выплат чистопольские перевозчики не хотят. «У нас обычно проезд был примерно приравнен к цене на топливо. А сейчас у нас проезд 20, а топливо — 45. Все в корне поменялось. Мы уже все ремни пристегнули, обновление парка не получается делать, потому что не на что. Развитие остановилось. Все улучшения, модификации, которые делали для пассажиров, сейчас просто заморозили. Уже хотя бы просто остаться на плаву», — пояснил перевозчик.
В пресс-службе Зеленодольского муниципального района подтвердили, в соответствии с законом №123 полномочия рассчитываться с перевозчиками переданы местным властям
«Перевозчик до настоящего времени, несмотря на создавшиеся трудности, не прекращал предоставление льгот на проезд»
В пресс-службе Зеленодольского муниципального района подтвердили, в соответствии с законом №123 полномочия рассчитываться с перевозчиками переданы местным властям. Однако расчет сумм и утверждение стоимости находятся за пределами компетенции органов местного самоуправления. При этом там отметили, что вопрос остается на особом контроле.
«Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан исходит из необходимости скорейшего разрешения проблем с выплатой компенсаций за провоз льготных категорий граждан. Перевозчик до настоящего времени, несмотря на создавшиеся трудности, не прекращал предоставление льгот на проезд, и претензий у муниципалитета к нему нет», — говорится в сообщении пресс-службы.
Сейчас подзаконные акты проходят согласование в заинтересованных министерствах и ведомствах Республики Татарстан, пояснили нашему корреспонденту в пресс-службе министерства транспорта РТ. Но сколько времени может занять эта бюрократия, пока неизвестно. А тем временем 1 сентября уже наступило.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 90
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.