«Живу я сейчас в Казани, и мне даже ездить никуда не хочется! Потому что все, что нужно, можно получить в нашем прекрасном благоустроенном городе», — заявила на «водном» форуме в Нижнем Новгороде помощник президента Наталия Фишман-Бекмамбетова. О том, насколько дорожает жилье рядом с большой водой, почему не деньги главное и как в Татарстане формировалась философия подходов к общественным пространствам, — в материале «БИЗНЕС Online».
Главной темой юбилейного пятого всероссийского форума «Среда для жизни» стала тема воды, а точнее, как раскрыть потенциал водно-зеленых ресурсов в городе
«Люди фактически готовы голосовать за благоустройство набережных рублем»
Главной темой юбилейного пятого всероссийского форума «Среда для жизни» стала тема воды, а точнее, как раскрыть потенциал водно-зеленых ресурсов в городе. На этот раз площадкой для обмена опытом между представителями власти, горожанами, девелоперами, российскими и международными архитекторами, специалистами в области городской среды стал Нижний Новгород, отметивший на днях свое 800-летие.
«На самом деле нашим людям сильно повезло — больше трети населения живет в радиусе пешей 20–30-минутной доступности, еще треть может добраться до набережной за 20 минут любым видом транспорта. При этом на набережных бывает в 2 раза меньше людей, чем могло бы!» — описал реалии руководитель аналитического центра «Дом.РФ» Михаил Гольдберг. По его словам, набережные — это огромный ресурс для развития малого бизнеса: рестораны, аттракционы, пункты проката. Туда устремляются туристы, что повышает туристическую привлекательность.
В общем, этот поток можно неплохо монетизировать, что позволит содержать прибрежные полосы в достойном виде. 70% городов России, где суммарно живут около 85 млн человек, расположены у водоемов, но только 10% береговой линии этих водоемов доступно и благоустроено, заявил Гольдберг. Поэтому сегодня понимание ценности водоемов становится все более комплексным. В компании провели исследование и выяснили, что две трети городского населения живут поблизости от набережных и треть граждан регулярно, не меньше, чем раз в неделю, бывают там.
Близость воды влияет и на стоимость жилья, намекнул Гольдберг инвесторам, зажимающим деньги на благоустройство. Так, в Нижнем Новгороде дома в 500-метровой зоне от набережных ежегодно дорожают примерно на 20–30% больше, чем все остальные дома. «Это значит, что люди фактически готовы голосовать за благоустройство набережных рублем. Капитализация земельных участков рядом с водой гораздо выше — муниципалитеты могут привлекать частный бизнес, инвесторов, благоустройством набережных», — добавил спикер.
Близость воды влияет и на стоимость жилья, намекнул Гольдберг инвесторам, зажимающим деньги на благоустройство
В Казани это, впрочем, уже осознали. В жилых комплексах у воды застройщики стремятся делать собственные прогулочно-парковые зоны. Один из казанских примеров — парк на набережной Ноксы, который разбил «Унистрой». Более того, порой такое желание перерастает в нечто большее, как это случилось с проектом ЖК Atlantis: в переосмысление участка набережной Казанки при участии знаменитого ландшафтного архитектора Мишеля Пена, который приехал по приглашению владельца СМУ-88 Ильи Вольфсона.
Кому выгодно благоустройство набережных? По словам Гольдберга, это такая стратегия, при которой выигрывают все. Улучшается качество городской среды, бизнес получает возможность нарастить свою клиентскую базу и турпоток, а органы власти приобретают улучшение индекса городской среды, рост поступлений в бюджет. Ну и на сладкое — выполняют тем самым показатели национального плана, который определил президент РФ Владимир Путин: повышение качества городской среды в 2 раза.
Своим опытом благоустройства прибрежных общественных пространств поделился Нижний Новгород, который находится на месте слияния Оки и Волги
В Нижнем Новгороде благоустроят набережные длиной в 15 километров. У Казани больше?
Своим опытом благоустройства прибрежных общественных пространств поделился Нижний Новгород, который находится на месте слияния Оки и Волги. Заместитель министра строительства и ЖКХ России Максим Егоров, который сам родом из столицы Поволжья, рассказал, что к юбилею города открылся парк «Швейцария». В бюджете уже заложили средства на его содержание. Далее он привел в пример Казань, которая также старается содержать парки, скверы, набережные и после их открытия.
«К сожалению, у нас есть примеры городов, где праздник прошел — и забыли. Но есть и хороший пример, как Казань, — сделали и продолжают развивать», — отметил он.
Тему подхватила директор Института развития городской среды Нижегородской области Дарья Шорина. По ее словам, главным вызовом при реализации проекта стало то, что долгое время общественные пространства города приходили в упадок. Своих денег у региональной столицы, конечно, не хватает, а федеральная поддержка появилась лишь в 2018 году. И теперь здесь разработали стратегию развития общественно-рекреационного каркаса Нижнего Новгорода, которая позволяет определить весь комплекс мероприятий на годы вперед: создать сеть прогулочных маршрутов для отдыха, досуга и туризма. Особое внимание уделили набережным — по программе «Среда 800» обновляются территории Нижегородской ярмарки, Окской набережной и Стрелки. Всего же для программы выбраны 33 пилотные территории. Главная идея — связать их в единое целое: это территории в историческом центре, районные площади и бульвары, а также знаковые пространства на берегах Оки и Волги.
Горизонт реализации проекта — 10–15 лет. Таким образом, по словам ведущего форума, в Нижнем Новгороде должна появиться самая протяженная набережная Европы — 15 километров. Мимо этих слов не могла пройти присутствовавшая на сцене делегация Татарстана в лице вице-премьера РТ Рустама Нигматуллина и помощника президента РТ Наталии Фишман-Бекмамбетовой. Последняя сравнила стратегию Нижнего и Стратегию развития Казанки: это действительно сразу бросается в глаза знакомому с темой человеку.
«Максим Борисович (Егоров, замминистра строительства РФ, — прим. ред.), при всем уважении, вот эта стратегия [развития Казанки] — 40 километров, и мы планируем реализовать ее в ближайшие годы», — заметила она. В общем, Нижний и Казань явно обменялись вызовами на будущее. И ведущий решил взбодрить зал, проронив: «Пошла конкуренция!» На что Фишман-Бекмамбетова деликатно ответила: «Какая конкуренция? Речка у нас у всех одна!»
В Нижнем Новгороде должна появиться самая протяженная набережная Европы — 15 километров
Опыт Татарстана: более 80 набережных и парки в шаговой доступности
Ну а вице-премьер РТ Нигматуллин напомнил ретроспективу казанской философии общественных пространств. Зерно идеи благоустройства городов заложили в Татарстане еще в момент тысячелетия Казани в 2005 году, говорил он. Затем был проект воссоздания исторических зданий, Универсиада-2013 и открытие набережной Казанки (той, что под Кремлем).
Шли годы, крепла экономика, и в Казани переосмысливали подходы к экологии. Программа «Сто скверов», «Зеленый рекорд» — сейчас они не на слуху, но благодаря им в столице РТ появлялись приятные глазу уголки. Буквально за год посадили 100 тыс. саженцев, от застройщиков начали требовать нормального крупномерного озеленения, а при компенсационных высадках вместо саженцев-прутиков с подрядчиков попросили крупномеры. В 2012-м начали говорить о зеленом каркасе Казани, и в результате долгой работы это легло в генплан города. Одним из важных для публики моментов стало формирование нового облика парка им. Горького в 2014 году. А главное, постепенно приходило понимание необходимости расходов на благоустройство. Окружающая среда прямо влияет на человека, его мироощущение, и современный город должен быть комфортным для жизни, но без зелени такого не бывает! Ощущение счастья невозможно в грязи. И в 2015-м в республике стартовала программа развития общественных пространств, в которую включились все 45 районов. Следующим этапом стал 2016 год, он был объявлен Годом водоохранных зон — был обустроен 21 водный объект.
Мегапроектом смотрится Стратегия развития реки Казанки – 2030. Ее цель — создать крупнейшую в России экосистему из 12 прибрежных парков. Концепцию в 2020-м подготовило российско-французское бюро Orchestra и одобрил президент РТ Рустам Минниханов. Это 3 тыс. га территорий, 68 км береговых линий — пространство, равное лесопарку «Лебяжье».
«Стратегия воплощается уже сегодня. В 2020 году мы открыли экстрим-парк под открытым небом „Урам“, а 30 августа открываем два новых участка набережных Казанки и крытую часть экстрим-парка», — отметил Нигматуллин. В работе также два проекта по созданию экокластеров в Татарстане — в Камском Устье и на Голубых озерах.
Помощник президента привела в пример систему экореабилитации Лебяжьего озера. Там восстановили 21 га водной глади, и это стало беспрецедентным проектом
Особого опыта при начале работы с водными объектами у республики не было, подхватила тему Фишман-Бекмамбетова, и Татарстан занялся их благоустройством одним из первых в России. При этом подходить к вопросу нужно очень внимательно и осторожно: если в парках работают архитекторы, то в случае с водой необходимо подключать экологов и дендрологов, иначе можно «натворить много бед». Помощник президента привела в пример систему экореабилитации Лебяжьего озера. Там восстановили 21 га водной глади, и это стало беспрецедентным проектом. Конечно, не все идеально, но то, что умиравшие Лебяжьи стали местом отдыха, — неоспоримый факт.
Отдельный вопрос — малые города. «Обычно малые реки — самые замусоренные и исключенные из городской жизни места. Подобное наблюдается, к сожалению, повсеместно, и ключевая наша задача — раскрыть территорию. Чаще всего эти речушки разъединяют пополам наши малые города, и важно включить их во все связи. У нас есть набережная Салкын Чишмэ в Балтасях, мы открыли ее в прошлом году. Вообще, у нас таких объектов реализовано в республике более 50 в небольших, малых городах», — отметила спикер. Городские пляжи — также перспектива для локальной экономики. Только в «Камское море» в Лаишево летом приезжают по 15 тыс. человек в день. Так что властям города надо подумать об удобстве этих туристов одного дня, а попутно — о монетизации данного потока.
Не оставила без внимания Фишман-Бекмамбетова и хит среди объектов благоустройства — набережную озера Кабан. Первая очередь была открыта в 2018 году, в 2020-м — вторая. Сейчас уже третий подход к снаряду — в следующем году планируется замкнуть круг благоустроенной набережной в 5 километров. По ее словам, это один из самых ярких экологических подходов к обустройству и очистке воды. С ними также должны интегрировать местные объекты исторического и культурного наследия, находящиеся по соседству.
«Что же касается Стратегии развития Казанки, то это пугающий даже нас своей амбициозностью проект — 40 километров береговой линии, которую мы планируем
„одеть“ в набережные, — сказала она и напомнила про экстрим-парк «Урам». Вчера кадры из казанского экстрим-парка «Урам» опубликовали в одном из крупнейших спортивных аккаунтов в мире Sportscenter в «Инстаграме». Его аудитория насчитывает почти 25 млн человек. «Они все решили, что это где-то в Америке, говорят: „Боже, это же рай, как жаль, что у нас этого не было в нашем детстве!“» — рассказала она делегатам форума.
«Что же касается Стратегии развития Казанки, то это пугающий даже нас своей амбициозностью проект — 40 километров береговой линии, которую мы планируем «одеть» в набережные»
По методикам Всемирной организации здравоохранения здесь подсчитали эффект, который реализация стратегии окажет на здоровье. Оказалось, что это на 13% может снизить уровень смертности, потому что проживание рядом с природными территориями очень влияет на респираторные и сердечно-сосудистые заболевания. Поэтому при разработке проектов общественных пространств важно думать бо́льшими целями, чем объемы освоенных средств или количество благоустроенных километров, говорит Фишман-Бекмамбетова. Ключевой принцип — учитывать и мнения жителей. Так, с воплощением Стратегии развития Казанки 2030 года половина жителей столицы РТ получат парк у реки в шаговой доступности. По словам помощника президента РТ, в Татарстане также принята программа экологического туризма, до конца года в РТ откроется 10 глэмпингов.
«Живу я сейчас в Казани, и мне даже ездить никуда не хочется! Потому что все, что нужно, можно получить в нашем прекрасном благоустроенном городе», — отметила в завершение выступления Фишман-Бекмамбетова и добавила, что в Татарстане сейчас более 80 набережных.
«Я понял, почему 40 километров, потому что главный марафон России будет у вас, — это та самая знаменитая финская дистанция!» — сказал ведущий. На что помощник президента РТ ответила: «Не сомневайтесь!»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 135
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.