«Я много интересовался темой, мы исследования проводили и пришли к мнению, что для нашей страны водород станет ключевым элементом. Потому что протянуть такое количество электрических сетей крайне сложно», — заявил сегодня генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин. На марафоне «Новое знание» руководитель автогиганта назвал сроки появления беспилотников на улицах и рассказал, что сейчас тормозит их производство.
Сергей Когогин: «Я могу сказать, что автопилот будет в тысячу раз реже попадать в аварийные ситуации, чем автомобиль под управлением человека. Но тем не менее возникает вопрос: кто виноват? Если водитель сидел за рулем и что-то произошло, то виноват тот, кто нарушил правила дорожного движения, приведшие к аварийной ситуации. В случае, если водителя нет, что делать?»
Когогин: технически реализовать автомобиль без водителя несложно
Свое выступление на марафоне Сергей Когогин начал с краткого экскурса в историю челнинского завода, отметив, что к 8 утра сегодняшнего дня КАМАЗ уже выпустил 2 775 631 автомобиль. Сейчас происходит серьезный скачок в эволюции автомобилей, отметил руководитель завода. «Машины меняются не в отдельных элементах, а как комплексная система. Эксперты называются четыре тренда, которые определяют будущий облик автомобиля, — автономизация, электродвижение, энергоэффективность и подключенность», — указал он.
Первое и самое важное изменение — появление беспилотных автомобилей. Сегодня производители выделяют несколько степеней автономности машин. «Первый уровень — работать за рулем автомобиля без ног. Второй — без рук и ног, когда человек должен держать руки на рулевом колесе, но в то же время у него достаточно свободы действий: он может отвлекаться. Третий — без рук, ног и головы, когда человек уже может в период управления автомобилем отвлечься на посторонние предметы. <…> Четвертый уровень — без рук, ног и головы, водителю уже можно покидать рабочее место. Пятый уровень — когда человека в кабине нет вообще», — объяснил Когогин. Он заметил, что технически реализовать последний уровень несложно — вопрос скорее в готовности общества к таким новациям. Именно автомобили пятого уровня, по словам руководителя завода, уже сейчас интересны владельцам коммерческого транспорта, ведь можно будет экономить на заработной плате человека, а использовать транспорт можно 24 часа в сутки.
КАМАЗ и «Газпром-нефть» провели ряд испытаний с беспилотниками в Тюменской области, где нет законодательных ограничений. «Автомобиль-лидер выполнял движения, а еще три машины в колонне делали все то же, что и он», — рассказал Когогин. Он отметил, что наличие ведущей машины хоть и не дает возможности говорить о полной автономности, но уже показывает прямую экономическую отдачу: в условиях Крайнего Севера можно сократить количество водителей либо использовать людей невысокой квалификации для выполнения сложных работ.
Проект КАМАЗа — карьерный самосвал «Геркулес»
«Если внутри завода роботизированная тележка стала обычным явлением, почему она не может выйти на дороги?»
«Для меня вопрос: если сегодня внутри производства в цехах роботизированные тележки стали обыденным явлением, то почему та же самая тележка не может выйти на дороги?» — спросил Когогин, рассказывая об использовании беспилотников на КАМАЗе.
По его словам, уже сегодня автономный транспорт можно применять при добыче полезных ископаемых в карьерах, где работа людей сопряжена с опасностью. Машины на таких площадках будут ориентироваться по «вшитым» высокоточным картам, пояснил гендиректор. Проект КАМАЗа в этой части показывает свою эффективность, напомнил Когогин про новую разработку — карьерный самосвал «Геркулес». «Мы, наверное, к 2025–2026 годам выйдем на автомобили, где в кабинах будет отсутствовать человек», — поделился планами спикер.
К 2025 году на гибридные и электрические грузовики и автобусы будет приходиться до 40% продаж в этих сегментах на развитых рынках, спрогнозировал Когогин.
«Самая важная статья расходов для транспортных компаний — топливо. Для автопарка в 100 единиц каждые 10 процентов экономии дадут до 50 миллионов рублей выгоды. Эффективное вождение может позволить сэкономить эти 10 процентов и даже больше. Система подключенного автомобиля может позволить оценить, какие слабые стороны водителю надо улучшить, чтобы снизить расход», — описывал Когогин прекрасное будущее с беспилотниками, которые подключат к интернету.
«Автопилот будет в тысячу раз реже попадать в аварии»
После окончания лекции перешли к вопросам. Ведущая обратила внимание на то, что некоторые опасаются беспилотного транспорта: «Что нужно делать, чтобы люди меняли свое отношение?» Когогин подчеркнул, что автопроизводители сегодня не видят «больших технологических проблем» в том, чтобы вывести беспилотный транспорт на улицы, решения уже есть. Однако существует и моральный аспект, не проработана нормативная база.
«Я могу сказать, что автопилот будет в тысячу раз реже попадать в аварийные ситуации, чем автомобиль под управлением человека. Но тем не менее возникает вопрос: кто виноват? Если водитель сидел за рулем и что-то произошло, то виноват тот, кто нарушил правила дорожного движения, приведшие к аварийной ситуации. В случае, если водителя нет, что делать?» — задался вопросом Когогин.
По мнению гендиректора КАМАЗа, законодательство рано или поздно усовершенствуют и придут к тому, что в случае аварии с беспилотником ответственность в первую очередь несет производитель автомобиля. И это является сдерживающим фактором для развития беспилотников в ближайшее десятилетие. Однако на закрытых территориях такой проблемы не будет, подчеркнул спикер.
Когогин считает, что после 2030 года на улицах могут появиться автомобили четвертого уровня автономности, когда человек сидит в кабине и практически не выполняет никаких функций. Однако в случае с коммерческим транспортом такой вариант нецелесообразен, там нужно избавляться от присутствия оператора в кабине.
Сейчас один из электробусов КАМАЗа тестируют в Казани
«Для нашей страны водород станет ключевым элементом. Протянуть электрические сети — вопрос крайне сложный»
Когогин выразил надежду на то, что в следующем году электробусы, которые активно закупает Москва, появятся еще в нескольких пилотных городах. Впрочем, руководитель предприятия не уточнил, о каких городах идет речь. Заметим, сейчас один из электробусов КАМАЗа тестируют в Казани и пока что отзывы о соотношении цены и качества не в пользу новинки.
Как выяснилось, челнинский автогигант завершил создание первых автобуса и грузового автомобиля на водородном топливе. Транспортные средства впервые покажут на международной выставке коммерческого транспорта Comtrans 2021, которая пройдет с 7 по 11 сентября в Москве, пообещал Когогин. «Я много интересовался этой темой [транспорта на водороде], мы исследования проводили и пришли к мнению, что для нашей страны водород станет, в принципе, ключевым элементом. Потому что протянуть такое количество электрических сетей на больших просторах нашей страны — вопрос, конечно, крайне сложный. Это потребует колоссальных инвестиций в создание инфраструктуры. Это даже не тема транспорта, а вопрос создания инфраструктуры для электрических автомобилей», — отметил спикер.
«Инвестиции сегодня в эту область и автомобильные производители, и разработчики компонентов делают огромные. Со временем себестоимость и водорода, и элементов автомобилей будет снижаться, они смогут конкурировать с обычными машинами», — заглянул в будущее гендиректор КАМАЗа.
Зрители во время лекции приняли участие в опросе: «Готовы ли вы стать пассажиром беспилотного транспорта?». 81,8% участников ответили утвердительно, еще 18,2% не определились. «Это мне очень нравится, — с улыбкой отреагировал на результаты Когогин. — Я рад таким результатам. Самое главное, никто не сказал нет. Те, кто сомневается, наверное, просто любят водить машину».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 71
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.