34-летний учитель из Казани с годовой зарплатой в 766 тыс. рублей вошел в шорт-лист премии Global Teacher Prize, ее также называют «Нобелевкой» для педагогов или «Оскаром» для учителей. В числе спонсоров конкурса — Билл Клинтон, а основал его бизнесмен из Индии Санни Варки. Депутат Казгордумы и директор лицея «Унбер» Алмаз Хамидуллин с детства увлекается решением логических задач, а его выпускники в этом году поступили в один из престижных вузов в Гонконге и взяли медали на международной олимпиаде. О том, чем уроженец Нижнекамска зацепил организаторов премии, на какие цели он направит приз в случае выигрыша и какие перспективы теперь откроются перед его коллегами в Татарстане, — в материале «БИЗНЕС Online».
На днях стало известно, что казанский учитель Алмаз Хамидуллин вошел в топ-50 претендентов на премию Global Teacher Prize. Победитель конкурса получает награду в $1 миллион
Математик из Татарстана бьется за «Оскар» для учителей
На днях стало известно, что казанский учитель Алмаз Хамидуллин вошел в топ-50 претендентов на премию Global Teacher Prize. Этот престижный международный конкурс для учителей и учеников проходит уже 7-й год подряд. В профессиональной среде его называют «Нобелевской премией» для педагогов или «Оскаром» для учителей. Учредитель конкурса — индийский бизнесмен Санни Варки, основатель и председатель GEMS Education, крупнейшего в мире оператора детских садов. В число спонсоров первого конкурса Global Teacher Prize входили папа Франциск, принц Уильям, принц Гарри, Стивен Хокинг, Хью Джекман и Билл Гейтс, фонд Варки активно поддерживают ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и фонд Билла Клинтона.
Победитель конкурса получает награду в $1 миллион. В этом году финалисты, вошедшие в шорт-лист премии, были отобраны среди 8 тыс. участников из 121 страны мира. Шорт-лист из 50 номинантов опубликован на сайте премии. Единственный представитель России Хамидуллин — в первом ряду.
34-летний учитель родился в Нижнекамске, в 2010 году окончил МГУ по специальности «математик, системный программист», а в 2020-м — магистратуру Endicott College по специальности Master of Education in International Education Administration.
«Нижнекамск. Педагогический путь я начинал здесь, — рассказывает в своем „Инстаграме“ Хамидуллин. — Первые три года я одновременно преподавал математику и работал воспитателем, жил в школе в прямом смысле этого слова. Было и весело, и сложно, я приобрел бесценный опыт». «Путевку в жизнь» Алмаз получил в нижнекамском лицее-интернате №24, где проработал 6 лет. В 2016 году он переезжает в Казань преподавать математику в лицее-интернате №2. В сентябре Хамидуллин занял пост директора многопрофильного лицея «Унбер».
Ранее Алмаз Хамидуллин выиграл всероссийский конкурс «Учитель года – 2017»
Чтобы привлечь интерес учеников к предмету, номинант использует наглядные примеры его связи с другими науками и реальной жизнью, говорится в его профиле на сайте премии. «Люблю математику. С детства увлекаюсь решением логических задач. В школьные годы отстаивал честь города и республики на математических олимпиадах. Сейчас увлекаю своих учеников изучением математики на углубленном уровне, а также сам участвую во всевозможных конкурсах для учителей», — вот что рассказывал о себе Хамидуллин в статусе участника всероссийского конкурса «Учитель года – 2017». В тот год из конкурсанта он превратился в победителя.
На его счету и ряд других побед — в национальном проекте «Образование – 2019», прохождение в полуфинал «Лидеров России – 2020». «Я стараюсь участвовать в разных конкурсах, три года назад узнал и о премии Global Teacher Prize, отправил заявку, и моя кандидатура привлекла внимание, — рассказал корреспонденту „БИЗНЕС Online“ Хамидуллин. — За все годы проведения конкурса только 3 раза учителя из России проходили в топ-50, но дальше никто не прошел. Выходит, я четвертый педагог из России и первый от Татарстана, кто прошел так далеко. Следующий этап пройдет в середине октября, когда отберут десятку лучших учителей, после чего назовут имя победителя».
В прошлом году премию получил Ранджицинх Дисейл — индийский учитель из деревушки в штате Махараштра. Дисейл прославился своими новаторскими педагогическими работами и популяризацией образования в деревне
«Чтобы попасть в топ-50 выдающихся учителей мира, не надо быть удачливым гением»
Конкуренция в этом конкурсе высочайшая. В прошлом году премию получил Ранджицинх Дисейл — индийский учитель из деревушки в штате Махараштра. Дисейл прославился своими новаторскими педагогическими работами и популяризацией образования в деревне. Большинство его учениц были из племенных общин, где посещаемость школы составляла 2%. Дисейл изучил родной язык своих учеников, перевел классные учебники и встроил в них уникальные QR-коды, чтобы дать детям доступ к подкастам и видеолекциям. Его идея включения QR-кодов в учебники была принята национальным советом образовательных исследований и обучения. В своей деревне он также проводил кампанию по искоренению подростковых браков и поощрению образования девочек. После победы в конкурсе Дисейл разделил 50% призового фонда поровну между своими товарищами, которые вошли в список 10 финалистов.
Другой пример. В рамках конкурса премию COVID Hero Award в размере $45 тыс. получил британский учитель математики Джейми Фрост, чья бесплатная программа DrFrostMaths помогала студентам, не посещающим классы, по всему миру.
Что позволяет учителю математики из Татарстана соревноваться с такими звездами от образования? «Организаторы изучают портфолио конкурсанта, смотрят, успешны ли его выпускники, насколько широк масштаб его личности, — перечислил критерии отбора Хамидуллин. — Есть несколько причин, по которым и меня выбрали, — мои ученики в этом году поступили в престижный зарубежный университет в Гонконге, другие проходили в топовые московские и питерские вузы. В лицее я со своей командой готовил олимпиадников по математике, и если еще пять лет назад призеров среди выпускников не было, то в последние годы их стало немало, в том числе и за рубежом. Наши олимпиадники в Румынии выиграли бронзовые медали, реализовывали различные проекты в Беларуси. Во время пандемии мы с управлением образования организовали онлайн-лекции, приглашали в Казань учителей-профессионалов, которые помогали ученикам готовиться к ЕГЭ онлайн. Не все педагоги соглашались, но большинство приняли участие».
С сентября 2020 года он депутат Казанской городской Думы. Громкими законодательными инициативами Алмаз пока не прославился, зато, судя по его налоговой декларации за 2019-й, он живет жизнью обычного человека
В профиле конкурсанта Хамидуллина есть и общественная работа — с сентября 2020 года он депутат Казанской городской Думы. Громкими законодательными инициативами Алмаз пока не прославился, зато, судя по его налоговой декларации за 2019-й, он живет жизнью обычного человека — годовой доход тогда еще кандидата в депутаты составил 766 тыс. рублей (с этой суммой он там на одном из последних мест).
Судя по «Инстаграму», Хамидуллин ведет активный и здоровый образ жизни. Он предпочитает игровые виды спорта: футбол, волейбол и баскетбол, а в последние годы увлекается бегом и триатлоном.
«Я не считаю, что что-то грандиозное сделал, у меня за плечами 10 лет работы обычным учителем, и даже выход в топ-50 был полной неожиданностью, — признался Хамидуллин. — На финалистов и победителей прошлых лет я смотрю с большим воодушевлением». Вместе с тем Алмаз не отказывается верить в свой шанс на победу. «Мои конкуренты наверняка достойны, у них классные проекты, но и у меня хорошие шансы, я все сделаю, что от меня зависит, чтобы хотя бы попасть в десятку лучших», — заверил он.
По условиям конкурса победителю выплачивают приз не сразу, а по $100 тыс. ежегодно. Еще один нюанс — на протяжении 10 лет победитель обязан продолжать преподавать в школе, а его выпускникам необходимо добиваться успехов, по которым будут оценивать учителя. В случае своей победы конкурсант от Казани уже придумал, как распорядится деньгами. «Я создам фонд для поддержки учителей, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях по всему миру, — рассказал Хамидуллин. — У меня есть знакомые педагоги, которые попали в тяжелые условия в разных странах. Чаще всего в фокус общественного внимания попадают дети, ученики, но мало кто думает об учителях. Они остаются за бортом, и я не слышал о фондах, которые бы им помогали. Что касается необходимости продолжить преподавательскую деятельность, меня это не пугает, я не планировал никогда уходить из школы».
Успех на конкурсе собеседник издания приписывает своей команде учителей и единомышленников, а себя он называет ее «наконечником». «Иногда мы думаем, что мы не очень сильные специалисты, что у нас образование не совсем хорошее, часто ругаем себя, своих коллег, — рассуждает Хамидуллин. — Но наш уровень не такой уж слабый. У нас сильные преподаватели, конкурентные на мировом уровне ученики. Обычный учитель из Казани может спокойно попасть в топ-50 выдающихся педагогов мира, для этого не надо быть удачливым гением, нужно делать свою работу и активнее включаться в международную повестку».
«У нас сильные преподаватели, конкурентные на мировом уровне ученики. Обычный учитель из Казани может спокойно попасть в топ-50 выдающихся педагогов мира, для этого не надо быть удачливым гением»
«Сложно сказать, какие шансы у учителя из России победить»
Наталия Киселева, ныне замруководителя департамента образования и науки Москвы, вошла в топ-50 премии Global Teacher Prize в 2018 году. Киселева вместе с другими экспертами конкурса принимала участие в оценке работы Хамидуллина. «Прошел заочный этап, когда оценивались документы, которые представили участники, анализировалась их деятельность, велась работа одновременно большим экспертным жюри, в которое входят призеры и победители прошлых лет, а специальная консалтинговая компания PricewaterhouseCoopers занималась проверкой достоверности всех данных учителей и изучала биографию конкурсантов. На основании этих данных формируется список из 50 претендентов», — рассказала она в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online».
По ее словам, попасть в топ-50 Global Teacher Prize очень престижно. Это не просто конкурс, а мировое сообщество учителей-практиков. «У нас есть своя собственная группа, мы обмениваемся постоянно тем, что происходит в каждой стране, радуемся за успехи друг друга, поддерживаем. Всегда можно задать любой вопрос, совместно провести мероприятие с учителями из разных стран — это очень важно. Независимо от того, в каком году кто вошел в число призеров, эта постоянная коллаборация, общение присутствуют, поддержка, взаимодействие с организаторами конкурса, с командой Varkey Foundation, потому что огромное количество саммитов организуется по обсуждению наиболее важных вопросов образования, большое число мероприятий, совместное написание книг, разработки методических рекомендаций для учителей, родителей», — пояснила Киселева.
Собеседница корреспондента «БИЗНЕС Online» отметила, что конкурс имеет сильную социальную направленность. Его участник проявляет себя не только как учитель, который умеет передавать знания и хорошо знает методику, но и как педагог, который значим как личность и лидер для учеников. «Сложно сказать, какие шансы у учителя из России войти в число призеров и победить, но мы очень надеемся, потому что никогда этого не было. Попасть на конкурс очень многое [значит], много было работ из РФ, которые я смотрела, в том числе из стран ближнего зарубежья. У Алмаза действительно интересная судьба, биография, опыт работы. Мне близка его тематика, я тоже учитель математики и применяю ее для реальной жизни, именно эту тему я представляла, когда сама вошла в топ-50», — подчеркнула замруководителя департамента.
Однако шансов победить у Хамидуллина все же больше, чем в 2018-м. Тогда, по словам Киселевой, в конкурсе принимали участие около 40 тыс. человек из 183 стран, а сейчас их 8 тысяч. С чем это связано? «Может быть, с загруженностью учителей в связи с последними событиями, которые происходят в стране и мире, — предполагает Киселева. — Если говорить про Россию, мне кажется, этот конкурс недостаточно популярен, его сильно не рекламируют и не пиарят, в большей степени акцентируя внимание на наших отечественных конкурсах. Близко то, что происходит в стране, поэтому акцент идет на национальные учительские профессиональные конкурсы, которые проводятся у нас. Может быть, в связи с изменениями, которые происходят в образовании, сама конкурсная история тоже меняется, все ожидают изменений каких-то».
«Надо понимать, из какой системы вышел Алмаз, — в интернатах для одаренных детей очень серьезная система воспитания, в которой большой процент людей остаются в профессии и приносят результат, — заметил депутат Госсовета РТ Нияз Гафиятуллин. — Во-вторых, каждый учитель оценивается достижениями своих учеников. Это говорит о том, что у нас великолепный интеллектуальный запас. Я знаю, что у команды людей, куда входил Алмаз, целыми классами дети побеждали на олимпиаде по математике».
Гафиятуллин уверен, что достижение Хамидуллина откроет двери и другим талантливым учителям из Татарстана, вдохновит их участвовать в конкурсе и делиться опытом.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 120
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.