Почему американские солдаты не станут погибать ни за поляков, ни за литовцев, ни за латышей? Во имя чего Америка, не задумываясь, «кинула» Францию? Стоит ли опасаться ядерной войны между США и Китаем? Почему уже сама форма провозглашения блока AUKUS нанесла огромный удар по Европе? Обо всем этом — в материале главного научного сотрудника Центрального экономико-математического института РАН Ивана Грачева.
«После создания AUKUS грядет большой пересмотр взаимоотношений на евразийском континенте» (на фото: Джо Байден (в центре), Скотт Моррисон (слева) и Борис Джонсон (справа) объявили о создании расширенного трехстороннего партнерства в области безопасности под названием AUKUS (Австралия, Великобритания и США)
Россия зафиксировала, что она будет против ядерного шантажа Китая
Наибольшее впечатление на меня произвели в последнее время две вещи. Первая — сообщение о формировании блока AUKUS — трехстороннего оборонного альянса Австралии, Великобритании и США. И вторая — прохождение в Думу «Новых людей». На мой взгляд, это вещи коррелированные.
Несмотря на мое огромное уважение к разным хорошим аналитикам типа доктора исторических наук, декана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Сергея Караганова, никогда не считал, что проект «Европа — от Владивостока до Лиссабона» закрыт. То есть я слышал много аргументов против, взвешивал их, но не считал проект закрытым. По двум причинам. Первая, основная: я думаю, что ни отдельно взятая Россия, ни отдельно взятая Европа сбалансировать Китай на Евразийском континенте не могут, и это очень важно. Вторая причина: я всегда считал, что реализация данного проекта будет способствовать демократизации России. Сегодня меня не устраивает уровень народовластия России. Подтверждение низкого уровня — последние выборы в Думу. Очевидно, что «Единая Россия» никаких 50% голосов избирателей не стоит. Это показали, при всех административных воздействиях, даже сами партийные результаты. Тем не менее ЕР будет иметь в Думе две трети и даже больше. Это неправильно и все равно должно как-то меняться в лучшую сторону.
Возвращаясь к проекту «Европа — от Владивостока до Лиссабона», конечно, аргументы против были сильными. Например, что Европа — сателлит Соединенных Штатов и, соответственно, никаких шансов на самостоятельное решение у нее нет. И тут случился тот самый AUKUS. Понятно, что ему предшествовало. Скажем, можно более-менее и брексит, выход Великобритании из Европейского союза, посчитать подготовкой решения о создании такого блока. А из близких событий — это, конечно, встреча в Женеве двух президентов, Джо Байдена и Владимира Путина, а до этого встречи Байдена с разными европейскими лидерами. Я писал в «БИЗНЕС Online», что внутренне уверен — на данных встречах говорили в основном о Китае, Европу уговаривали на полномасштабное с ним противостояние.
«Конечно, Путин (в центре) с Байденом (слева) о чем-то договорились. Потому что есть такой факт, как завершение «Северного потока – 2» практически без санкций. Полагаю, что договоренности двух президентов были такого рода»
Что Китай окажется для США врагом номер один, я был уверен и в 90-е годы, и позднее. Объективно так получается, ход истории таков — столкнулись две империи, увядающая и растущая, англосакская и Поднебесная. Но президент США, как я понимаю, на переговорах получил от Европы минус, она отказалась участвовать в полномасштабном противостоянии с Китаем. По факту это вылилось прежде всего в знаменитый инвестиционный контракт, который Европа согласовала с Китаем. Сейчас, правда, там начинаются какие-то колебания, но в целом согласован длинный, мощный инвестиционный контракт о совместном экономическом развитии.
Конечно, Путин с Байденом о чем-то договорились. Потому что есть такой факт, как завершение «Северного потока – 2» практически без санкций. Полагаю, что договоренности двух президентов были такого рода. Ну, как мне видится. К сожалению, в отличие от экономики и ковида, такие отношения просчитывать существенно сложнее. Но, безусловно, Россия зафиксировала, что она выступит против ядерного шантажа Китая, что не позволит задавить его ядерной войной или ядерным шантажом. Это подтверждается тем, что Россия не на словах, а на деле участвовала в создании противоракетной обороны Китая и в принципе не возражала против размещения китайских ракет под российскими границами, по сути, под защитой российской противоракетной обороны.
В то же время, думаю, было зафиксировано, что Россия не станет участвовать в локальных неядерных конфликтах, которые неизбежны на периферии противостояния Китая и Соединенных Штатов. Думаю, на переговорах двух президентов что-нибудь было сказано и по Тайваню, где, как мы видим, приближается горячий конфликт.
«Ударом в спину» назвал глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан (на фото) решение Австралии расторгнуть контракт на строительство подлодок. Он потребовал разъяснений у Вашингтона, который, по сути, перехватил серьезную сделку у Парижа, что стало для Франции чрезвычайно болезненным»
Шансы на проект «Европа — от Владивостока до Лиссабона» сохраняются
Созданию AUKUS предшествовали аналитические статьи в прессе США о немощи французской армии. При этом авторы их ссылались, в частности, на то, что ЧВК России вытесняют Францию в Африке, спокойно и без особых проблем. И в целом в статьях писали, что Франция по большому счету Соединенным Штатам Америки никакой не союзник. И зафиксировали — а кто тогда остается в НАТО? Из мощных армий — США и Великобритания. Ну а Турция — это совсем отдельная история, и в какой мере она союзник, а в какой не союзник — большой вопрос.
Но тогда расклад по противнику номер один совершенно очевиден. Ясно, что Великобритания из НАТО забирается, Австралия как удобная ресурсная и чисто географическая площадка тоже забирается. И появляется AUKUS. Насколько сопоставима с Китаем реальная мощь данного союза, и военная, и потенциальная, по людским ресурсам — это зависит от того, в какой мере Япония и Индия присоединятся к трехстороннему оборонному альянсу. Если я правильно понимаю, то вчера, в пятницу, как раз шли переговоры этих стран. Но, наверное, их результатов мы не узнаем. Скорее всего, поскольку Япония официально поддержала альянс, она к нему присоединится в более-менее определенной форме. А Индия, вероятно, присоединится без явной фиксации.
Независимо от того, насколько будет мощным блок AUKUS в военном и потенциальном отношении, уже форма его провозглашения и последующие события нанесли огромный удар по Европе — это фиксируют и французские, и немецкие официальные лица. В частности, используются выражения «плюнули в лицо», «нож в спину».
Именно так — «ударом в спину» назвал глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан решение Австралии расторгнуть контракт на строительство подлодок. Он потребовал разъяснений у Вашингтона, который, по сути, перехватил серьезную сделку у Парижа, что стало для Франции чрезвычайно болезненным. Напомним, что Австралия еще в 2017 году заключила контракт с французской компанией Naval Group на строительство 12 подлодок, его стоимость оценивалась в $66 миллиардов. Для нынешней Франции это фантастические деньги. К тому же французская сторона должна была обслуживать подлодки, обеспечивать их запчастями. А тут такой облом. Францию кинули не задумываясь, мгновенно, без колебаний, как партнера, который не имеет сильной армии.
Думаю, нормальные аналитики всегда понимали, что не будут американские солдаты погибать ни за поляков, ни за литовцев, ни за латышей, ни за кого другого — если это прямо не соответствует стратегическим интересам Соединенных Штатов Америки. А если США основной фронт борьбы в силу необходимости переносят в индо-тихоокеанский регион, то в Европе и не останется стратегических интересов, за которые надо будет жертвовать американскими солдатами.
Все это означает, что после создания AUKUS грядет большой пересмотр взаимоотношений на евразийском континенте. Соответственно, на мой взгляд, шансы на проект «Европа — от Владивостока до Лиссабона» сохраняются.
«Появление в Думе «Новых людей» не случайное событие, есть тут глубокая внутренняя логика, поскольку это произошло практически одновременно с созданием блока AUKUS» (на фото: Александр Хуруджи, Сангаджи Тарбаев, Елена Хохлова, Алексей Нечаев и Сардана Авксентьева (слева направо)
Партия «Новые люди» в электоральном смысле никаких 5% не стоила
Как это связано с внутрироссийскими событиями? То, что первый замглавы АП Сергей Кириенко будет делать вторую партию власти, я не сомневался, понаблюдав за ним еще как за руководителем госкорпорации «Росатом». Я тогда несколько удивлялся — чего это он согласился на такую должность? Но под его началом «Росатом» стал ведущей атомной компанией мира — просто нет сопоставимых по объемам экспортных контрактов.
Переход Кириенко в администрацию президента в качестве, действительно, рулящей фигуры — по сути, он сейчас на месте Владислава Суркова — я связывал с тем, что он обязательно будет делать вторую партию власти. Но полагал, что его политические противники, а их у него много, ни за что не дадут ему это провернуть. Но… Судите сами — партия «Новые люди» в электоральном смысле никаких 5% не стоила. И без подключения административного ресурса она в этот цикл точно бы в Думу не прошла. Однако все-таки прошла, то есть административный ресурс был подключен. Это значит, что политические противники Кириенко не смогли ему помешать. На мой взгляд, это говорит о том, что новая партия почему-то уже стала нужна в Госдуме. Эта партия совершенно неизбежно займет там демократическую нишу — как минимум будет изображать демократическую фракцию. Наличие такой фракции в Думе, вообще говоря, объективно необходимо. Причем фракция «Новых людей», которая хотя бы станет изображать, что она демократическая, объективно будет ориентирована на Запад или, по крайней мере, на хорошие взаимоотношения с ним. Что как раз и позволяет мне утверждать, что появление в Думе «Новых людей» не случайное событие, что есть тут глубокая внутренняя логика, поскольку это произошло практически одновременно с созданием блока AUKUS. Причем он был создан подчеркнуто презрительно к остальным союзникам, которые отказываются участвовать в прямой конфронтации с Китаем. В этом свете формирование второй «партии власти» стало большим, значимым ходом.
И вишенка на торте — спецпредставитель президента РФ по делам Шанхайской организации сотрудничества, посол по особым поручениям МИДа Бахтиер Хакимов заявил, что ШОС не планирует противопоставлять себя AUKUS. Это можно воспринимать как ответ тем комментаторам, которые говорят, что AUKUS — это и для России огромная угроза, а не только для Китая. Так что хотя наша страна и помогает Поднебесной сделать противоракетный щит и избежать ядерного шантажа, но в идеале лучше иметь единую Европу от Владивостока до Лиссабона, которая в хороших, дружеских отношениях с Китаем. А Россия в этом лидер. Думаю, это именно то, к чему надо стремиться, пусть подобное сегодня и не очень реально.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 75
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.