Как и автобусники, казанские таксисты жалуются, что не могут купить ОСАГО: страховщики под любым предлогом отказывают им со ссылкой на высокий риск — вероятность аварии у них выше в 10–12 раз. Страховые компании уверяют: цена полиса должна пропорционально вырасти, сейчас же ОСАГО для таксиста дороже в 3–4 раза, чем для обычной машины. Таксисты и водители грузовиков готовы платить больше, чтобы не лишиться работы, но государство не решается отпустить тариф. О том, как выкручиваются водители и какие есть решения проблемы, — в материале «БИЗНЕС Online».
«В одной компании мне намекнули: если бы ОСАГО такси стоило тысяч 40–50, это было бы более-менее рентабельно»
«Мне намекнули: если бы ОСАГО такси стоило тысяч 40–50, это было бы рентабельно»
В такси те же проблемы со страховкой, с которыми сталкиваются владельцы автобусных автопарков. Сразу несколько водителей такси рассказали корреспонденту «БИЗНЕС Online» о проблемах при попытке получить ОСАГО. «На мой Volkswagen Polo оформлена лицензия такси на пять лет, а полис ОСАГО истек в сентябре, — рассказал таксист, пожелавший остаться неизвестным. — Я связался со своим страховым брокером, которая сообщила: „Извините, мы не сможем оформить ОСАГО по причине наличия лицензии такси, и ни один из наших партнеров на это не пойдет“».
Этот ответ удивил собеседника издания. «ОСАГО на автомобиль, который работает в такси, дороже, почему они отказываются от денег? — задается вопросом водитель. — Мне это объяснили большими рисками для страховых компаний».
Обзвонив несколько страховых компаний, собеседник издания убедился, что желающих страховать автомобили такси нет. «В одной компании мне намекнули: если бы ОСАГО такси стоило тысяч 40–50, это было бы более-менее рентабельно», — заметил он.
В итоге таксист аннулировал лицензию, купил обычный полис ОСАГО и теперь планирует снова оформить лицензию. «Решение так себе, ведь в этом случае все риски по выплатам в случае ДТП я беру на себя. Но куда деваться? Ездить без ОСАГО нельзя, а жить и работать надо. Вот и выходит, случись что — одним должником в нашей стране станет больше», — резюмирует он.
Индивидуальный предприниматель из Набережных Челнов признался нашему корреспонденту, что его страховая компания в одностороннем порядке аннулировала полис ОСАГО в отношении автомобиля с лицензией такси. «Я 12 тысяч рублей отдал за страховку, а спустя пять месяцев у меня ее сняли, сказали: „Вот у вас такси“, и все, — рассказал он. — „А нельзя было сообщить, я бы доплатил как для такси?“ Но мне ответили: „Нет, мы такси не страхуем“».
После этого эпизода всем водителям, которые работают в автопарке перевозчика, пришлось отказаться от лицензии на таксомоторные перевозки. «В Челнах это не такая уж большая проблема, здесь по пальцам можно пересчитать тех, у кого есть лицензия такси, — добавил предприниматель. — Все ездят с обычной страховкой, лицензию у нас не требуют, поэтому и ездят все таксисты с обычным ОСАГО».
«Летом ни одна компания не согласилась страховать мой автомобиль, пришел в страховую с готовыми жалобами в российский союз страховщиков и Центробанк. Через день они мне позвонили и согласились выдать полис, — привел свой рецепт третий таксист. — ОСАГО для такси на „ВАЗ“ мне обошлось в 43 тысячи рублей. А обычный полис ничего не дает — погашать ущерб страховая по нему не будет, даже сотрудники ГИБДД штрафуют за несоответствие полиса и назначения машины. Проще уже ничего не оформлять».
Стоимость ОСАГО и каско для такси в 3–4 раза дороже
«Наиболее понятный путь — допустить самозанятых к оказанию услуг такси легально»
Начальник отдела по связям с общественностью службы заказа такси «Максим» Павел Стенников заметил в беседе с нашим корреспондентом, что стоимость ОСАГО и каско для такси в 3–4 раза дороже. «Проблема со страхованием такси не новая, но в этом году она обострилась, страхование для такси не работает практически совсем из-за комплекса причин, — сказал он. — Во-первых, не все водители, занятые в сфере перевозок, указывают при оформлении полиса, что авто используется в такси. На этом основании при наступлении страхового случая компания может отказать клиенту в выплате».
Страховые компании оценивают рынок такси как высокорисковый, они не готовы предлагать полноценные страховые программы, поэтому уклониться от страхования водителям проще, объясняет Стенников. «Что такое таксопарк для страховой компании? Это прокатная контора, водителей у них в штате нет, они сдают машины в аренду любому желающему, кто может ее оплатить, страховать таких клиентов — большой риск», — заметил он.
По оценке собеседника издания, меньше половины водителей в Казани покупают ОСАГО для таксистов. «Это не локальная проблема, она актуальна и для других городов, в том числе для Москвы, — сказал Стенников. — Какие решения могут быть? Повышать стоимость страхования не имеет смысла, потому что тогда никто не будет покупать страховку. Но можно обратить внимание на то, как велика доля самозанятых на этом рынке, но у них нет легальной возможности получить разрешение на деятельность такси и заключить договор страхования. Наиболее понятный путь — допустить самозанятых к оказанию услуг такси легально». Сейчас лицензия такси самозанятым не выдается. Оформить лицензию можно только на ИП или на ООО. Самозанятым позволяется работать таксистом через организации-посредники, но без персональной лицензии.
Собеседник издания добавил, что для самозанятых следует цену ОСАГО сделать ниже, чем для обычных таксистов. Кроме того, страховой полис выписывать не на сам автомобиль, а на водителя. «Сегодня таксист на одном автомобиле ездит, завтра — на другом, поэтому важно закрепить страховку за человеком, а не за машиной, — заключил собеседник издания. — Для этого страховая должна изучить его водительскую историю и выставить свои коэффициенты».
«Стоимость ремонта и запчастей растет, а тарифы, к сожалению, не менялись уже давно». Поэтому страховать определенные сегменты ОСАГО стало категорически невыгодно
«Отпустить тариф пока не решаются»
Вице-президент союза страховщиков РТ Рустэм Сабиров сетует на рост убыточности страховых компаний. «Стоимость ремонта и запчастей растет, а тарифы, к сожалению, не менялись уже давно» — говорит он. Поэтому страховать определенные сегменты ОСАГО стало категорически невыгодно. Такси входит в этот список — машины там используются круглыми сутками, в то время как обычный автолюбитель в Казани проводит гораздо меньше времени за рулем, когда добирается до работы, развозит детей и посещает магазины. «Вот и сравните: 2 часа и 24, во сколько раз возрастает вероятность страхового события, аварии? В 10–12 раз. Соответственно, и тариф должен быть существенно дороже, но нет такой возможности, тариф ограничен государством, к сожалению. Был бы он рыночным, вопросов бы не имелось», — пояснил он.
При этом водители автобусов, такси и грузовиков понимают всю ситуацию и готовы платить больше, чтобы не лишиться работы, уверен собеседник издания. «Вот такая вилка между желанием и государственным регулированием. Нерыночный тариф, отпустить его пока не решаются. Есть надежда, что его будут поднимать в ближайшие полгода-год, но опять-таки нужно дождаться. Насколько поднимут, непонятно», — отметил Сабиров.
Как рассказал представитель одной из крупных страховых компаний в Татарстане, для юридического лица, которое оформляет парк такси, страховая премия может достигать порядка 28–30 тыс. рублей, для физического лица она варьируется в пределах 6,5 тысячи. При этом компании не вправе отказать в продаже полиса, в том числе и таксистам. Однако после подачи заявления и всех необходимых документов они могут назначить 30-дневный срок его рассмотрения. Если же таксист скрыл от страховщиков цель использования автомобиля, то договор может быть расторгнут.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 79
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.