«Европа обижена, что ее проблематика и интеграция в нее не были в центре фокуса внимания немцев. Они ожидали от Германии, как от лидера Евросоюза, стабильного дееспособного правительства», — комментируют эксперты «БИЗНЕС Online» результаты прошедших в ФРГ парламентских выборов. Социал-демократической партии удалось победить консервативный Христианско-демократический союз Ангелы Меркель, который находился у власти с 2005 года. О том, кто станет новым канцлером Германии, почему партия Меркель показала худший результат в истории и сумеют ли «зеленые» перекрыть вентили «Северного потока – 2», — в нашем материале.
Согласно предварительным данным, после обработки 100% бюллетеней СДПГ побеждает с 25,7% голосов, ХДС Ангелы Меркель — на второй позиции с 24,1%
«Горькая потеря голосов, это нельзя замалчивать»
«Какая драма! Какой прекрасный день для демократии!» — пишет немецкая газета Bild о прошедших накануне выборах в парламент Германии. Результаты голосования уж точно не назовешь прекрасными для консервативного Христианско-демократического союза (ХДС) Ангелы Меркель. Партия была у власти с 2005 года, но в этот раз проиграла Социал-демократической партии Германии. Согласно предварительным данным, после обработки 100% бюллетеней СДПГ побеждает с 25,7% голосов, ХДС — на второй позиции с 24,1%.
«Горькая потеря [голосов], это нельзя замалчивать», — заявил накануне генеральный секретарь ХДС Пауль Цимиак в эфире телеканала ZDF. Судя по вчерашним кадрам немецкого ТВ, штаб христианских демократов был не готов к поражению: один из представителей даже поморщился, увидев данные экзитполов. Нынешний результат консерваторов — худший за всю историю. Показательно, что партия уступила социал-демократам даже на родине своего лидера, кандидата в канцлеры ФРГ Армина Лашета, — в Северном Рейне — Вестфалии. Лашет занимает там пост премьера земли.
Меркель накануне ушла с брифинга партии по итогам выборов, не сказав ни слова. Лашет признал итоги выборов неудовлетворительными и отметил, что «следующее федеральное правительство должно быть таким, чтобы все его члены работали с энтузиазмом после того, как будет достигнута договоренность о его формировании». Немецкие СМИ называют результат ХДС не иначе как провалом. Deutsche Welle отмечает, что успех СДПГ для многих стал сюрпризом: еще весной рейтинг партии составлял около 15%, но его сумел «вытянуть» министр финансов Германии, лидер партии Олаф Шольц. Во время избирательной кампании он не делал резких заявлений и представлял себя «Меркель 2.0».
Интрига с преемником Меркель на посту канцлера ФРГ сохраняется. Разрыв между первым и вторым местом невелик, и поэтому и Лашет, и Шольц заявляют о своих амбициях сформировать правящую коалицию. Однако теперь все зависит не от них, а от партий, которые расположились ниже СДПГ и ХДС.
Интрига с преемником Меркель на посту канцлера ФРГ сохраняется. Разрыв между первым и вторым местом невелик, и поэтому и Лашет, и Шольц заявляют о своих амбициях сформировать правящую коалицию
В Германии используется смешанная избирательная система, которая сочетает мажоритарный и пропорциональный принципы. У каждого избирателя два голоса. Половину депутатов в Бундестаг выбирают путем прямого голосования, другую — по партийным спискам. Если ни одна партия не набирает больше 50% голосов, они начинают договариваться о коалиции. Побеждает блок, собравший больше половины мест в парламенте. Затем на заседании Бундестага тайным голосованием избирается канцлер. Кандидатуру выдвигает президент страны (по традиции по предложению крупнейшей парламентской фракции). Для победы в первом туре кандидату надо получить абсолютное большинство голосов (50% плюс 1 голос; так называемое канцлерское большинство).
На третьем месте с результатом в 14,8% оказался «Союз 90»/«зеленые». Это существенно больше, чем в 2017 году (8,9%), но партия рассчитывала на большее. Тем не менее эксперты отмечают невероятный успех экоактивистов. Следом за ними — Свободная демократическая партия, СвДП (11,5%), ультраправая «Альтернатива для Германии» (10,3%), партия «Левая» (4,9%), остальные в общей сложности набрали 8,7%.
Немецкие СМИ называют три возможных варианта коалиции. Один из них — «большая коалиция» СДПГ и ХДС/ХСС. При таком раскладе канцлером станет Шольц, но обе партии пока исключают союз. В результате реалистичными остаются два тройственных блока: «светофор» (СДПГ, желтые либералы и «Зеленые») и «Ямайка» (ХДС/ХСС, либералы и «Зеленые»). Переговоры могут затянуться до Рождества.
Немецкие СМИ называют три возможных варианта коалиции. Один из них — «большая коалиция» СДПГ и ХДС/ХСС. При таком раскладе канцлером станет Шольц, но обе партии пока исключают союз
«Меркель оставляет хаос дома и за рубежом»
«Черт возьми <…> Они стойкие», — отреагировал на победу СДПГ президент США Джо Байден. Американское издание Washington Post называет результаты выборов поистине историческими и обращает внимание на то, что немецкие выборы еще никогда не заканчивались с таким ровным результатом. Переговоры о коалиции станут долгими и мучительными, прогнозируют собеседники издания. Вполне возможно, что Меркель еще будет произносить новогоднюю речь, отмечают спикеры.
Обычно практичные немцы в этот раз мало учитывали экономические показатели, замечает Financial Times. Газета удивлена результатами, ведь теперь судьбу коалиции будут решать мелкие партии. Меркель оставляет «хаос дома и за рубежом», категоричен Telegraph. «Неудачи уходящего канцлера привели к разделению Германии, которая думает, что ее лучшие годы остались позади», — отмечает британская газета и подводит итоги правления: Европа и Германия стали «опасно зависимыми» от Китая, а миграционный кризис 2015 года был связан с «мягкосердечием» канцлера.
Меркель с 2005 года бессменно занимала пост главы правительства ФРГ. Журнал Forbes неоднократно признавал ее самой могущественной женщиной мира. Впервые канцлер ФРГ заявила о своем уходе в октябре 2018-го — за три года до окончания четвертого срока. Однако за это время ей не удалось найти достойного преемника в ХДС.
За время руководства страной Меркель неоднократно сталкивалась с кризисами — финансовым упадком, наплывом беженцев, конфликтом на Украине, серьезным наводнением минувшим летом. В последние годы Меркель, которой в июле исполнилось 67 лет, пришлось бороться и с проблемами со здоровьем. Впервые публично приступ дрожи канцлер испытала 18 июня 2019 года на встрече с президентом Украины Владимиром Зеленским, а затем случай повторился в июне во время приема у главы ФРГ Франка-Вальтера Штайнмайера. «Я не хочу быть полумертвой развалиной, когда уйду из политики», — говорила Меркель задолго до вступления в должность канцлера.
Четвертый, последний срок Меркель начался с внутреннего конфликта в коалиции. Сестринская партия ХДС — Христианско-социальный союз — требовала более решительно бороться с нелегальной миграцией и грозила разрывом с ХДС. В итоге в 2018 году канцлер ФРГ оставила пост председателя ХДС.
В августе Меркель в последний раз посетила Россию в статусе канцлера и провела переговоры с Владимиром Путиным. Беседа продлилась почти три часа.
Россия пока воздерживается от оценок прошедших выборов. Москва будет работать с любым немецким правительством, заявил заместитель председателя комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров. По его словам, в Берлине должен «победить здравый смысл, поскольку немцы понимают, что с Россией им нужны хорошие отношения, в том числе экономические».
В МИД Китая указали, что страна готова продвигать прагматическое сотрудничество с Германией, а Италия не скрывает радость от результатов. «Все идет к убедительной победе политических сил, разделяющих европейскую линию. Это отличный сигнал. Получается, что сторонники суверенитета вновь потерпели поражение», — сказал министр иностранных дел Луиджи Ди Майо.
«Европа обижена, что ее проблематика и интеграция в нее не были в центре фокуса внимания немцев. Они ожидали от Германии, как от лидера Евросоюза, стабильного дееспособного правительства»
«Сомневаюсь, что «зеленые» смогут под покровом ночи перекрыть вентили «Северного потока – 2»
Главный вопрос по итогам выборов в Германии — кто с кем заключит союз, говорят эксперты «БИЗНЕС Online». «Было ожидаемо, что разрыв между партиями будет минимальным, — заметила в разговоре с корреспондентом нашего издания ведущий научный сотрудник отдела социальных и политических исследований Европы Института Европы РАН Екатерина Тимошенкова. — Правительство формирует тот, у кого больше всего голосов, но это не прописанное правило. Конечно, социал-демократы выиграли выборы, на них главная ответственность за формирование правительства. Немцы устали от больших коалиций, поэтому СДПГ и ХДС/ХСС будут соревноваться в переговорах, они станут долгими и сложными. Их итог зависит от малый партий и „зеленых“».
По мнению Тимошенковой, в Бундестаге СДПГ и ХДС/ХСС попытаются заключить союз с одними и теми же партиями — «зелеными» и СвДП. Вопрос в том, у кого это получится. «Если СДПГ провалятся, ХДС/ХСС будет пытаться создать альянс с „зелеными“ и СвДП, — добавила она. — Надежда социал-демократов ограничиться союзом с „зелеными“ и „левыми“ оказалась несостоятельной — они набирают 4,9 процента, то есть 5-процентный барьер не проходят. С другой стороны, либералы будут долго думать, с кем им заключать союз — они давали предвыборные обещания в пользу ХДС/ХСС. Процесс переговоров станет очень длительным».
Первая реакция Европы на итоги выборов в Германии — обида, заметила Тимошенкова. «Европа обижена, что ее проблематика и интеграция в нее не были в центре фокуса внимания немцев, — объяснила собеседница издания. — Они ожидали от Германии, как от лидера Евросоюза, стабильного дееспособного правительства».
Фаворитом на пост нового канцлера Тимошенкова считает Шольца. «Но для России важно не столько, кто будет канцлером, — добавила она. — Если мы оцениваем публичные выступления Шольца и Лашета, то они оба благосклонны к России, разумны, выступают за конструктивный разговор, за усиление отношений, в том числе в сфере энергетики». Но дьявол кроется в деталях, предупреждает эксперт. «„Зеленые“, как участники коалиции, будут участвовать в формировании правительства и, скорее всего, получат право назначить министра иностранных дел, — полагает Тимошенкова. — „Зеленые“ — единственная партия, которая требовала остановить „Северный поток – 2“. Они не смогут его остановить, но нервы нам помотают. У Анналены Бербок (депутат Бундестага, кандидат в канцлеры от партии „Союз 90“/„Зеленые“ — прим. ред.) нет опыта работы в правительстве, ей надо будет зарабатывать авторитет на международной арене, она ориентируется на США, и они ее поддерживают, поэтому она будет набирать очки за счет критики. Для многих министров иностранных дел характерна жесткая критическая позиция в отношении России, а потом они, почувствовав свою силу и набрав авторитет, становятся более конструктивными. Поэтому вначале я жду усиления критической риторики со стороны коалиционных партнеров».
«Чуда не произошло — ХДС/ХСС на последнем рывке не смог обогнать социал-демократов, — констатирует ведущий научный сотрудник центра германских исследований Института Европы РАН Александр Камкин. — Позиции ХДС ухудшались, наверное, на протяжении последних лет 10 по ряду причин. Одна из последних, приведших к такому плачевному результату, — стратегическая ошибка в выборе фронтмена. Армин Лашет не тянул на кандидатуру канцлера: неудачно смеющийся на камеру, неудачно свернувший бюллетень на избирательном участке… В принципе, Лашет сделал все, чтобы блок ХДС/ХСС окончательно провалился. Кроме того, он слишком сильно копировал „бабушку“ Меркель. Что касается остальных кандидатов, то в предвыборной борьбе Шольц выглядел более живо, нежели госпожа Бербок. Это королева ток-шоу, она обожает выступать по телевидению, пытается себя позиционировать как очень умного человека. Но тем не менее Олаф Шольц, как непреклонный, достаточно флегматичный, но упорный политик, бывший министр финансов в кабинете Меркель, оказался более близок избирателям, нежели Бербок с ее „зеленой“ повесткой». Кроме недостатков самого Лашета, важно, что ХДС растерял свою политическую идентичность, считает собеседник издания.
«Переговоры о коалиции имеют все шансы зайти в тупик, и через полгода в ФРГ объявят новые выборы»
Представители ХДС сегодня озвучили вариант коалиции на основе правых партий, но реализовать его вряд ли получится, отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» политолог Павел Салин. Он отмечает, что консерваторам придется включать в альянс партию «Альтернатива для Германии», которая имеет репутацию нерукопожатной и в немецком, и вообще в западном политическом истеблишменте. «Она радикальна, считается агентом влияния России и все прочее. И возникает вопрос: а готовы ли участники этой коалиции включить данную партию в альянс?» — отмечает эксперт.
По мнению Салина, фигура нового канцлера не будет играть такой серьезной роли, как это было в случае с Меркель, которая, как танк, «давила всех остальных коалиционных политиков» в правительстве. «Сейчас же те фигуры, которые называются в качестве претендентов на пост канцлера от различных политических сил, что Лашет, что Шольц, что Бербок, по масштабу личности на порядок меньше Меркель. Поэтому они не будут определять политику коалиционного правительства, кто бы из них ни стал канцлером. Это лишь фигуры на носу корабля», — указал спикер.
Он считает, что направление политики ФРГ будет зависеть от конкретных министров, и поэтому для России и проекта «Северный поток – 2» критически важно, войдут ли в коалицию «зеленые» и смогут ли они занять в правительстве посты, которые позволят влиять на энергетическое сотрудничество.
«Есть такое понятие — „износ власти“, — комментирует неудачу ХДС заведующий отделом социальных и политических исследований Института Европы РАН Владимир Швейцер. — Когда партия долго находится у власти, она постепенно приедается избирателям, начинает вызывать раздражение. Особенно если у нее нет очевидных успехов в сфере экономики. Это особенно ярко проявилось в условиях пандемии, когда средства направлялись в здравоохранение, а не на развитие экономики».
Швейцер отмечает, что ХДС потерял лидера в условиях, когда это чрезвычайно важно, ведь во главе многих стран сейчас стоят яркие личности. «Найти нового лидера [партии] оказалось сложно. Это во многом связано с непростыми отношениями между землями Германии — у баварцев могут быть свои фавориты, у земли Северный Рейн — Вестфалия — свои. Все эти факторы сыграли против ХДС/ХСС. Правда, сказать, что блок совсем проиграл, тоже нельзя», — добавил эксперт.
«Мой прогноз — переговоры о коалиции имеют все шансы зайти в тупик. В таком случае примерно через полгода в ФРГ будут объявлены новые выборы. Потому что прошедшие выборы никакой явной коалиции не наметили. Также ясно, что в коалицию не попадет ни Левая партия, ни „Альтернатива для Германии“, которой многие пророчили успех», — сказал собеседник.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 111
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.