Водители DiDi наперебой жалуются на отсутствие заказов, и неудивительно — двухкилометровые поездки у китайского агрегатора за 400 рублей отпугивают клиентов. Рыночные цены сменили эпоху бонусов и доплат, говорят эксперты «БИЗНЕС Online». Есть и другое мнение — DiDi лихорадит из-за законопроекта минтранса, который осложняет работу иностранным перевозчикам в России. О том, покинет ли рынок главный конкурент «Яндекс.Такси» и что о происходящем говорит сам агрегатор из Пекина, — в материале нашего издания.
Еще месяц назад поездка в DiDi была на 25–30% дешевле, чем в «Яндекс.Такси», однако сегодня цены китайского агрегатора в 1,5–2 раза превышают прайс отечественного
Снизил бонусы и поднял индексы водителей. Как DiDi загоняют в замкнутый круг?
«ДиДи умирает?» — вопрошают друг у друга казанские таксисты в соцсетях. «Подскажите что с заказами в Казани в Диди? У всех тишина? (здесь и далее орфография и пунктуация сохранены — прим. ред.)» — поинтересовался накануне у подписчиков группы во «ВКонтакте» «DiDi такси Казань|Яндекс|Диди» пользователь сети Илья Захаров. В обсуждении под постом таксисты обменивались мнениями, сколько времени им приходится ждать заявок — от получаса до полутора часов. «В Яшу („Яндекс.Такси“ — прим. ред.) идти надо! Они идиоты и это факт, а заработать на идиотах можно только если ты врач, а мы не врачи — мы водители!» — посоветовал коллегам Александр Майоров. «Тоже тишина уже 2 день, в Яшу пока ушел», — признался пользователь с ником Лева Лапин. «Народ убер и яшу заказывает. Диди и сити дороже», — написал другой подписчик группы, с ником Бэтмен Летучемышев.
В качестве доказательств водители DiDi размещают во «ВКонтакте» скриншоты заказов — в утренние часы поездка от Кайбицкой улицы до «МЕГИ» вчера составляла более 400 рублей. Столько же стоят вечерние поездки от Кулахметова до Муштари. Действительно, в последние дни расценки у двух лидеров рынка значительно изменились. Еще месяц назад поездка в DiDi была на 25–30% дешевле, чем в «Яндекс.Такси», однако сегодня цены китайского агрегатора в 1,5–2 раза превышают прайс отечественного.
Разница в цене объясняется тем, что DiDi сократил размер бонусов для клиентов, объяснил нашему изданию директор одного из таксопарков. «Из-за роста цены число заказов снизилось, — отметил собеседник издания. — С другой стороны, DiDi поднял индексы водителей, которые нужно держать в зеленой зоне, падают индексы — ты теряешь приоритет в получении заказов, сейчас много не поотказываешься». Из-за снижения числа водителей еще больше вырос спрос, а с ним и цена. Так агрегатор попал в замкнутый круг, отпугнув и клиентов, и таксистов. В «Яндекс.Такси» обратная ситуация — рост числа водителей повысил предложение, что привело к снижению цены.
Как долго это продлится? «Да, сейчас водители DiDi действительно бегут в „Яндекс“, но потом, как обычно, DiDi начнет раздавать бонусы водителям и клиентам и все обратно вернется», — полагает собеседник издания. Еще одна причина нехватки заявок для водителей — старт осеннего периода в такси. За руль в сентябре обычно садятся студенты, рабочие со строек и прочие любители сезонных заработков.
Директор другого таксопарка, Альберт, указал на иную причину проблем у китайского агрегатора: «DiDi уменьшил агрессивную рекламную кампанию по привлечению пассажиров, это, скорее всего, связано с проектом нового закона о такси. Им обусловлена и приостановка экспансии в города России». В новой редакции закона, которую разработал минтранс РФ, прописаны ограничения для работы в России служб заказа такси. Ограничения касаются агрегаторов, которые перевозят более 50% пассажиров за пределами Евразийского союза. «Им придется получать дополнительные разрешения и согласовывать свою деятельность, — заметил Альберт. — На данный момент на российском рынке две такие компании — Gett и DiDi. Gett уже сейчас заключил соглашение с „Ситимобил“ и практически все заявки отдает ему. Похоже, закон примут, раз не получилось DiDi победить честно, поэтому китаец сейчас выжидает».
Из-за снижения числа водителей еще больше вырос спрос, а с ним и цена. Так агрегатор попал в замкнутый круг, отпугнув и клиентов, и таксистов
«Доплаты DiDi снижаются, и у нас стало больше водителей». Куда бегут таксисты?
«Ситуация с количеством заказов в Казани в сентябре оставалась стабильной, — заверила корреспондента „БИЗНЕС Online“ PR-директор DiDi в России Ирина Гущина. — Для рынка таксомоторных перевозок характерны сезонные колебания спроса. В какие-то дни было больше поездок, в какие-то, например по воскресеньям, меньше, но это нормальная ситуация, типичная для любого города. Мы не отмечали снижения активности водителей в сентябре и видим стабильный спрос на поездки с DiDi».
Гущина согласилась с тем, что средняя стоимость поездки «незначительно подросла». «При этом предложение DiDi по-прежнему остается одним из самых выгодных в городе по сравнению с другими сервисами по заказу такси, — подчеркнула она. — Этот шаг продиктован стремлением выстроить устойчивый маркетплейс, который позволит, с одной стороны, обеспечивать доступность сервиса для пользователей, с другой — создавать возможности хорошего заработка для наших партнеров — водителей и таксопарков — как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе».
Начальник отдела по связям с общественностью службы заказа такси «Максим» (ООО «Инфосервис») Павел Стенников согласен, что водители уходят из DiDi, при этом пропорционально увеличивается число таксистов в «Максим», «Ситимобил» и других службах. «Когда DiDi зашел в Казань, он установил низкую цену на поездки, чтобы привлечь клиентов, и доплаты, чтобы заинтересовать водителей, — напомнил Стенников. — Поэтому в Казань даже из других регионов и городов Татарстана приезжали люди, чтобы заработать в данный период. Но все хорошее кончается, теперь доплаты снижаются или отменяются, цены постепенно приближаются к экономически обоснованному уровню. Поэтому в нашем сервисе и других стало больше активных водителей».
Круговорот водителей в системе такси не закончился, поскольку цены DiDi все еще не на рыночном уровне, полагает собеседник издания. «DiDi пока работает не в рынке, в Казани они только идут к этому, — заметил Стенников. — „Яндекс“ во многих городах тоже снижает доплаты или стимулирующие выплаты. Посмотрите в Казани — в часы пик цены у „Яндекса“ бывают в 1,5–2 раза выше, чем в целом по рынку».
Однако с рынка китайский перевозчик не уйдет, полагает собеседник издания. «Какая-то часть водителей все равно в DiDi останется, часть заказов они будут выполнять, — полагает Стенников. — Как правило, это протестная аудитория, которой не нравится „Яндекс“. То же самое с пассажирами — те, кому по каким-то причинам не нравится ездить на „Яндексе“, будут пользоваться DiDi и наоборот».
На фоне потери части аудитории DiDi любопытен запуск рекламы такси «Везет» — этот бренд «Яндекс» купил в феврале 2021 года. «Это означает, что „Яндекс“ начинает применять практику мультибрендовости, — объяснил Стенников. — Другие участники рынка также создают иные бренды — есть „Максим“, а есть „Поехали“ и TUDA, у „Везет“ имеется бренд „Лидер“. Зонтичные бренды позволяют охватить бо́льшую аудиторию. Теперь по этому пути пошел и „Яндекс“. Они сохранили бренд Uber. „Везет“ позволит охватить им часть аудитории, не лояльной „Яндексу“».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 190
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.