ПОД МОНАРХИЧЕСКИМ ФЛАГОМ

В ходе кампании НАТО британские Королевские ВВС дважды наносили удары по находящимся в базе Триполи кораблям ВМС Ливии. 19 мая 2011 года истребители-бомбардировщики Tornado серьезно повредили ракетами Brimstone сторожевой корабль Al Ghardabia. 9 августа, в ходе повторного налета, Tornado добили Al Ghardabia прямым попаданием 500-фунтовой управляемой авиабомбы Paveway IV. Фрегат опрокинулся на левый борт и затонул у причальной стенки, сообщает блог, созданный по инициативе центра анализа стратегий и технологий, и приводит соответствующие фото с турецкого сайта www.turkishny.com. Отметим, что Al Ghardabia находился в неисправном состоянии и не выходил в море с 2007 года - международные санкции (поддержанные Россией) не лучшим образом сказались на состоянии ВМС Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирии.

В результате, на сегодня из кораблей ВМС Ливии в Триполи уцелели два больших десантных корабля и два ракетных катера французской постройки, один морской тральщик советского проекта, несколько сторожевых и два десантных катера и спасательное судно югославской постройки. Также сохранились захваченные повстанцами в Бенгази в феврале 2011 года малый ракетный корабль, морской тральщик и два ракетных катера советских проектов, один ракетный катер французской постройки и несколько сторожевых катеров. Но главным трофеем оппозиции стал однотипный с Al Ghardabia сторожевой корабль Al Hani, на котором повстанцы подняли почему-то старый ливийский монархический флаг.

В конце августа эсминец Королевских ВМС Великобритании Liverpool сопроводил Al Hani в захваченный повстанцами Триполи. «Когда Al Hani появился на горизонте с развевающимися флагами свободной Ливии, стало ясно, что на борту находятся не только члены экипажа - верхняя палуба была переполнена, - рассказал командир эсминца коммандер Колин Уильямс. - Ввод в столицу бывшего корабля Каддафи - большая веха в повстанческой кампании. Это мера величины подвига ливийского народа, один из первых шагов на пути к созданию стабильной и безопасной страны, освобожденной от режима Каддафи», - нагнетает пафос сайт британского флота (цитируется по Центральному военно-морскому порталу). То есть сегодня Al Hani - единственный ливийский фрегат и самый старший по рангу корабль новой Ливии.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЙ «ЯГУАР»

И Al Ghardabia, и Al Hani строились специально для Ливии, причем изрядно отличались от своих собратьев проекта 1159 «Ягуар».

В конце 60-х в СССР решили создать экспортный сторожевой корабль. Работу поручили Зеленодольскому проектно-конструкторскому бюро (ныне — ОАО «ЗПКБ») и судостроительному заводу «Красный металлист» (сегодня - ОАО «Зеленодольский завод им. Горького»). В 1975 году на воду спустили головной фрегат, и всего до 1987-го построили 6 кораблей проекта 1159, столько же — 1159-Т. Они служили во флотах ГДР, Югославии, Алжира, Кубы, Болгарии.

Были и два фрегата модификации 1159-ТР, которые отличались увеличенным водоизмещением, конструкцией надстроек и наличием двух спаренных пусковых установок для противокорабельных ракет П-20М. Эти корабли были предназначены для Ливии. СКР-201 был заложен 22 августа 1982 года, спущен на воду 27 апреля 1985-го, 30 декабря временно вошел в состав Черноморского флота, а 28 июня 1986-го продан ВМС Ливии (Al Hani; номер — 212). СКР-195 заложили 18 апреля 1985 года, спустили на воду 27 апреля 1986-го, ввели в состав ЧФ 25 декабря, а 24 ноября 1987 года продали Ливии (Al Ghardabia; 213).

Заместитель директора по военному судостроению завода им. Горького Юрий Пузырьков рассказал газете «БИЗНЕС Online», что ливийские «Ягуары» также отличались большим числом «холодильников»: «Установили по пять холодильных машин, а не по две (для хранения продуктов), как обычно, - три машины обеспечивали работу механизмов, которые изначально приспособлены под наши умеренные температуры... Насекомые в тропиках кабели сжирали только так, а на 1159-ТР резина была другая». К концу гарантийного срока претензий к фрегатам у ливийцев не было, хотя ходили они очень много — были самыми рабочими кораблями ливийских ВМС. Запчастей было поставлено в избытке, так что ливийцы справлялись с обслуживанием самостоятельно.

- Юрий Павлович, сколько еще сможет прослужить оставшийся у ливийцев фрегат?

- Срок службы корабля – 25 лет, а после этого – как Бог пошлет. У ливийцев, получается, срок вышел. Думаю, часть аппаратуры на борту уже не соответствует своим изначальным техническим характеристикам… В последний раз я видел корабли в конце 80-х, тогда они базировались в Бенгази. Это была наша последняя поездка в Ливию - мы привезли запчасти и закрыли гарантию (кажется, 20 месяцев)… Нет, запчасти вряд ли могли у них остаться. Что-то можно было бы снять с разбомбленного фрегата, но раз он полностью в воде, то это сомнительно: попала морская вода – все, пиши пропало… Думаю, ливийцы смогут поддерживать корабль на ходу, но прежних характеристик он выдавать уже не будет.

Справка

Проект 1159 «Ягуар». Водоизмещение (стандартное/полное) — 1550/1705 т, длина — 96,51 м, ширина - 12,5 м, осадка — 3,28 м, скорость полного хода — 28 узлов, дальность плавания на максимальной скорости - 3800 миль, автономность – 10 суток. Вооружение: две сдвоенные пусковые установки противокорабельных ракет П-20М «Термит», сдвоенная пусковая установка ЗИФ-122 зенитно ракетного комплекса «Оса-М», две спаренных 76-мм артиллерийских установки АК-726, две спаренных 30-мм автоматических артиллерийских установки АК-230, четыре 400-мм торпедных аппарата, два бомбосбрасывателя. Экипаж — 112 человек.