Не надо перекладывать на Россию ответственность за рост цен на газ в Европе, ответил президент РФ Владимир Путин на вопрос американской телеведущей Хедли Гэмбл — модератора пленарной сессии Российской энергетической недели. Но она не унималась. В итоге центральное мероприятие энергофорума свелось к разговорам о том, что Россия намерена использовать поставки газа как оружие, о «десятках тысяч российских солдат» на украинской границе и гиперзвуковом оружии. За перепалкой наблюдал корреспондент «БИЗНЕС Online».
Усилиями американской телеведущей CNBC Хедли Гэмбл вчерашнее пленарное заседание РЭН превратилось в почти двухчасовое интервью Владимира Путина
«Не нужно перекладывать с больной головы на здоровую»
В почти двухчасовое интервью президента России Владимира Путина перетекло усилиями американской телеведущей CNBC Хедли Гэмбл вчерашнее пленарное заседание «Будущее традиционной энергетики: готов ли мир отказаться от углеводородов?» в рамках Российской энергетической недели. На выступления других участников — а в мероприятии также участвовали, например, президент Анголы Жоау Лоуренсу, председатель совета директоров Exxon Mobil Даррен Вудс, председатель правления Daimler AG и Mercedes-Benz AG Ола Каллениус, главный исполнительный директор BP Бернард Луни и председатель TotalEnergies Патрик Пуянне — пришлось относительно немного времени.
Президент Анголы сконцентрировался на описании выгод, которые могут получить новые инвесторы от добычи нефти в его стране… Пуянне объяснял, что некорректно говорить сегодня лишь о европейском газовом кризисе, поскольку все рынки взаимосвязаны. «Мы наблюдаем серьезный всплеск спроса в Китае на газ, а также в Японии и в Корее, — отметил он. — Это связано с энергетическим переходом от угля к газу, это хорошо для борьбы с изменением климата». Бизнесмен пояснил, что в этом году из-за взрывного спроса почти весь американский СПГ был направлен на китайский рынок, что и стало причиной газового дефицита в Европе. «Меньше газа не из России, а из других источников», — заступился Пуянне за Москву… Луни раскритиковал возобновляемую энергетику за ненадежность: «Безусловно, нужно инвестировать в запасные мощности. Прежде всего, это означает инвестиции в долгосрочные контракты, которые мы заключаем сами по всему миру. Это означает необходимость инвестировать в природный газ, потому что природный газ — ключевой элемент, который позволяет сбалансировать систему».
Но все эти выступления померкли на фоне длительного «соло» Путина. Во вступительной речи президент постарался развеять подозрения в том, что Россия якобы способствует взвинчиванию цен на европейском газовом рынке. Путин отметил, что речь идет о «прописных истинах», о которых «разные ответственные лица» в последнее время предпочитают забывать или замалчивать, «подменяя анализ ситуации пустыми политическими лозунгами». Он напомнил, что за последнее десятилетие доля возобновляемой энергетики в Европе резко выросла. При этом отрасль отличается непостоянством выработки, требует больших резервных мощностей. В случае «провала» в генерации таких резервов может не хватить. «Именно это и произошло в текущем году, когда из-за снижения выработки на ветряных электростанциях на европейском рынке сложился дефицит электроэнергии. Цены на нее подскочили, что стало спусковым крючком, триггером и для роста газовых котировок на спотовом рынке», — объяснил Путин. Другим фактором стало то, что многие европейские страны не стали делать летом запасы газа, понадеявшись на спотовые поставки, что в итоге еще больше подстегнуло цены. «Повторю: рост цен на газ в Европе стал следствием дефицита электроэнергии, а не наоборот. И не нужно, что называется, перекладывать с больной головы на здоровую (как у нас говорят), как пытаются делать некоторые наши партнеры», — подчеркнул Путин.
Несмотря на издержки возобновляемой энергетики, Россия отдает себе отчет в том, насколько важна борьба с глобальным изменением климата. Таков был следующий тезис президента. «Мы видим и ощущаем все угрозы и риски и для всего человечества, для всей планеты, как только что было сказано, и для нашей страны. А в нашей стране среднегодовая температура повышается быстрее глобальной более чем в 2,5 раза: за последние 10 лет она увеличилась почти на полградуса. А в Арктике скорость потепления еще выше», — пояснил Путин. Поэтому Москва поддерживает инициативы по сохранению климата и планирует опередить в будущем ЕС по уровню снижения чистой эмиссии парниковых газов.
«Добавлю, что Россия на практике будет добиваться углеродной нейтральности своей экономики, и мы ставим здесь конкретный ориентир — не позднее 2060 года», — добавил Путин. При этом климатическая повестка не должна становиться орудием для продвижения экономических и политических интересов отдельных стран, подчеркнул он. Напомним, ранее Еврокомиссия объявила о планах ввести в будущем углеродный трансграничный налог (Carbon Border Adjustment Mechanism, CBAM) на импорт в Европу ряда товаров.
Пытаясь объяснить Хедли Гэмбл, почему Россия и Германия объединились для строительства второй ветки трансбалтийского газопровода «Северный поток – 2», Путин упирал на близкое любому американцу понятие экономической выгоды
«Полная чушь, бред, политически мотивированная болтовня»
Гэмбл не смогла или не захотела выйти из парадигмы американской внешнеполитической пропаганды и задала Путину в лоб вопрос о том, использует ли Россия энергию «как оружие». После того, как ее собеседник напомнил, что «даже в самые сложные периоды холодной войны Россия регулярно, на постоянной основе, полностью исполняя свои контрактные обязательства, поставляла газ в Европу», ведущая попыталась зайти к теме под другим углом. Она спросила, как Путин заставит Европу поверить, что Россия — надежный газовый партнер, если она не поставляет «энергию по газопроводам».
«Красивая женщина, симпатичная. Я ей говорю одно, она мне тут же — совершенно другое. Как будто не слышала, что я сказал», — не выдержал Путин. Он напомнил, что Россия, вообще-то, не только поставляет топливо по газопроводам в Европу, но еще и нарастила поставки на 15%. При этом другие поставщики сократили поставки газа на европейский рынок на 14 млрд куб. метров. Половина сокращения приходится на поставщиков из США. «Это вещи открытые, нужно только заглянуть в интернет, там все есть. А вы говорите об обвинениях России в использовании энергоресурсов в качестве оружия. Это полная чушь, бред, политически мотивированная болтовня», — отрезал Путин.
По его словам, российская сторона готова и дальше наращивать поставки в Европу — на столько, на сколько об этом попросят европейские партнеры. «Нет ни одного отказа, ни одного. Причем мы увеличиваем и по направлению Турции, по „Голубому потоку“, в хорошем смысле этого слова, по „Турецкому потоку“, — несколько неуклюже пошутил президент. — Мы даже увеличили поставки через ГТС Украины». Правда, дальше наращивать поставки через украинское направление опасно из-за серьезного износа украинской газотранспортной инфраструктуры, пояснил Путин.
Эти слова явно не успокоили Гэмбл, поскольку далее она спросила, не собирается ли Россия прибегать к «попыткам вымогательства» за счет цен на энергетическом рынке. Чтобы развеять эти страхи, президент РФ объяснил, что ценообразование в долгосрочных газовых контрактах привязано к мировым ценам на сырую нефть и нефтепродукты. Можно предположить, что эта информация не стала новостью ни для кого из присутствующих в зале, кроме ведущей. «Это рыночная система ценообразования. Еще раз хочу подчеркнуть: привязанная к рыночной котируемой на мировых рынках цене на нефть. Здесь нет ничего директивного», — разъяснял азы Путин, отметив также, что спотовые цены формируются иначе, под влиянием спроса и предложения. Именно спотовые цены взлетели сейчас до беспрецедентных величин, однако этот рост не затронет заранее законтрактованных поставок «Газпрома», отметил российский лидер. К примеру, ФРГ сейчас получает природный газ из РФ не по $2 тыс. за тысячу кубометров, а по цене в $250–230, максимум — по $300 за тысячу «кубов».
«И конечно, наши основные потребители, такие как Германия, пусть низко поклонятся Герхарду Шредеру в ножки за то, что сейчас Германия получает не по 1–1,5 тысячи, а по 300 [долларов за тысячу кубометров газа]», — добавил президент.
Пытаясь объяснить Гэмбл, почему Россия и Германия объединились для строительства второй ветки трансбалтийского газопровода «Северный поток – 2», Путин упирал на близкое любому американцу понятие экономической выгоды: «И она (канцлер Ангела Меркель — прим. ред.), и я всегда исходил из того, что это чисто коммерческий проект». Он раскритиковал популярные на Западе разговоры о том, что Россия строит газопроводы в Балтийском море якобы назло Украине. «Это тоже очередная чушь, сапоги всмятку, как у нас говорят», — усмехнулся Путин.
Он объяснил, что украинская ГТС в свое время строилась под одно месторождение в России — Уренгойское. Сейчас оно истощается, вместо него разрабатывается месторождение на Ямале — именно оттуда было начато строительство новой газотранспортной системы и для собственного потребления, и для экспорта. «Этот маршрут („Северного потока – 2“ — прим. ред.), ну послушайте, в конце концов, меня все внимательно, на 2 тысячи километров короче до наших основных потребителей в Европе, чем маршрут через Украину. <…> А значит, дешевле», — втолковывал российский президент.
При этом Россия готова продлить транзит через Украину и после 2024 года, когда завершится текущий транзитной контракт, заявил Путин. Украинским политикам следует уповать на своих европейских партнеров в этом вопросе: как пояснил президент РФ, сохранение транзита полностью зависит от готовности Европы покупать российский газ и объемов этих поставок. «Если Европа уходит от углеводородного сырья в том числе, в конечном итоге от газа в перспективе, то как же мы сегодня можем брать на себя обязательства по увеличению транзита через Украину?» — задался Путин риторическим вопросом.
«Есть ли у нас какие-то изъяны? Есть. Но это не значит, что у нас их больше, чем у вас. Я думаю, что даже меньше», — заявил Путин, обращаясь к Гэмбл
«Наши системы летят со скоростью 5 Махов»
Но телеведущая CNBC явно старалась использовать площадку энергофорума, чтобы задать Путину все интересующие американскую аудиторию вопросы. Российскому лидеру даже пришлось выступить в роли «адвоката» Поднебесной после вопроса о том, что он думает о происходящем в Южно-Китайском море и вокруг Тайваня. «На мой взгляд, Китаю это и не нужно — применение силы. Китай — огромная, мощная экономика. По паритету покупательной способности Китай стал первой экономикой мира, обогнав Соединенные Штаты. Наращивая этот потенциал, Китай способен добиваться реализации своих национальных целей», — похвалил КНР Путин. В Южно-Китайском море, по его словам, действуют «разнонаправленные интересы», но Россия считает, что разбираться в этих противоречиях должны страны региона, без вмешательства нерегиональных держав. Затем модератор все же вернулась к теме форума, спросив Путина, нет ли угрозы, что Китай откажется от «зеленой» повестки на фоне энергетического кризиса. Хозяин Кремля резонно ответил, что не руководит КНР и не знает, что планируют в Пекине. «Для нас Китай — в высшей степени надежный партнер», — заявил он.
Также Путин похвалил экс-президента США Дональда Трампа, говоря об усилиях, которые ранее были предприняты ведущими экспортерами нефти для стабилизации рынка: «Большую положительную роль в этом сыграл и наследный принц Саудовской Аравии, король Саудовской Аравии, и бывший президент США господин Дональд Трамп. Я говорю совершенно ответственно, потому что участвовал в этих тройственных переговорах. Здесь нет, поверьте мне, ничего политического, он отстаивал интересы своих компаний». С действующим президентом США Кремль также связывают «рабочие, устойчивые» отношения, считает российский лидер. При этом комментировать шансы Трампа на возвращение в Белый дом Путин отказался, заявив: «Нас это не касается».
Энергетическая повестка волновала Гэмбл явно меньше, чем политическая. Уже ближе к финалу заседания она задала очередной жесткий (как ей, вероятно, казалось) вопрос российскому президенту: «У европейцев есть некоторый дефицит доверия к России не только из-за текущего кризиса на газовом рынке, но также в связи с присутствием десятков тысяч российских солдат на украинской границе…» Путин в ответ напомнил собравшимся, что солдаты находятся на российской территории: недавно Россия проводила крупные учения «Запад-2021». «Наши так называемые партнеры американские тоже проводят такие же крупномасштабные учения, но [в отличие от России] за тысячи километров от своей национальной территории. Не мы же приехали туда, под Вашингтон или Нью-Йорк, проводить учения, а они приехали к нам. Как мы должны на это реагировать?»
После того, как дискуссия окончательно свернула в политическое русло, об энергетике уже никто не вспоминал. Зрителям и участникам пленарного заседания (с темой «Будущее традиционной энергетики: готов ли мир отказаться от углеводородов?») осталось лишь наблюдать обмен колкостями между ведущей и президентом России. «Поэтому вы разработали гиперзвуковое оружие, которое является высокоточным и летит со скоростью в 3 Маха?» — перебила собеседника Гэмбл, когда тот рассказывал о выходе США из ряда международных договоров. «Нет-нет, 3 Маха — это в Штатах разрабатывают, и то побольше. Наши системы летят со скоростью 5 Махов», — саркастично поправил журналистку Путин, добавив, что все высокотехнологичные армии мира со временем будут иметь аналогичные системы. При этом Россия, по словам ее президента, готова вести переговоры о сокращении наступательных вооружений. «Не надо ничего нагнетать, нужно прекратить болтать языком и сесть за стол переговоров», — уверен Путин.
В качестве последнего, главного, козыря Гэмбл подняла тему демократии в России. Она привязала этот вопрос к экономическим проблемам, сославшись на слова экс-президента США Рональда Рейгана: «Свобода проистекает из процветания». На это Путин заявил, что демократия может трактоваться по-разному и привел в качестве негативного примера разгон уличных демонстраций в Европе и США. «Свобода и демократия не могут быть не связаны с культурой и традициями определенного народа», — отметил Путин, напомнив американской телеведущей о кризисе в Афганистане, вызванном американским вторжением.
В России же с демократией дело обстоит неплохо, уверен Путин. В доказательство он привел появление в Госдуме новой партийной фракции. «Здесь [в сфере демократии] особенно должно развиваться стабильно, спокойно, без всяких выбросов негативных эмоций», — заявил глава государства и добавил, что Россия «исчерпала лимит на революции». В качестве еще одного позитивного примера он привел работу радиостанции «Эхо Москвы», которая получает государственное финансирование, но активно критикует власть.
«Есть ли у нас какие-то изъяны? — подытожил Путин. — Есть. Но это не значит, что у нас их больше, чем у вас. Я думаю, что даже меньше».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 105
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.