УДАР С АТОЛЛА КВАДЖАЛЕЙН

Напомним, ракета-носитель «Зенит-2SБ» со станцией «Фобос-Грунт», которая должна была отправиться к Марсу, стартовала с космодрома Байконур в ночь с 8 на 9 ноября 2011 года. Отделение от носителя прошло нормально, но несколько часов спустя у станции не сработала двигательная установка, и вышла из строя система ориентации. В итоге аппарат остался на околоземной орбите. Попытки связаться с «Фобосом» и реанимировать его были безуспешными. В воскресенье фрагменты станции упали в Тихий океан в 1,25 тыс. км от чилийского острова Веллингтон.

Причины произошедшего выясняет межведомственная комиссия. Среди версий рассматривается и разрушающее воздействие на электронику «Фобоса» мощного излучения американского радара, установленного на атолле Кваджалейн (Маршалловы острова), который на тот момент отслеживал траекторию одного из астероидов. Испытательный полигон на Кваджалейн располагает радиолокационной системой из четырех мощных радаров, построенных в 1960 - 1970 годах. Основная задача системы — контролировать параметры движения боеголовок ракет при испытаниях, но, например, радар ALTAIR используется для контроля космического пространства.

«Не исключается вариант, при котором станция случайно оказалась в зоне действия радара, вследствие чего под воздействием мегаваттного импульса произошел сбой в электронике. После она уже не смогла выдать команду на включение двигательной установки «Фобоса», - сообщил источник «Ъ» в ракетно-космической отрасли. Официально версию не комментируют, а эксперты затрудняются оценить вероятность такого поворота событий. Впрочем, еще 9 января в интервью «Известиям» глава Роскосмоса Владимир Поповкин заявил, что аварии космических аппаратов последнего времени могли стать результатом внешнего (возможно, умышленного) воздействия. Вчера же стало известно, что версию о воздействии на аппарат излучения американских радаров проверят при помощи наземного эксперимента.

КАК СОВЕТСКИЙ СОЮЗ ПО «ЧЕЛЛЕНДЖЕРУ» «СТРЕЛЯЛ»

Любопытный комментарий дал газете «БИЗНЕС Online» Ринад Волков - заместитель начальника отдела электроники казанского ФГУП «ЦКБ «Фотон». В 1970 - 1980-е годы здесь разрабатывали и производили кое-какую космическую технику, в том числе и по военной тематике (для орбитальных станций «Алмаз» и военного модуля «Спектр» станции «Мир»).

«Разрабатывая свою аппаратуру, мы были в курсе, что есть такое электромагнитное оружие. Но одновременно мы знали, что оно не может быть использовано - действовало соглашение между СССР и США о том, что нападение на космический объект - это нападение на суверенное государство, и таких вещей не делали. Но, в принципе, это возможно. То, что именно это произошло в случае с «Фобос-Грунтом», сомневаюсь — думаю, дело в том, что, по понятным причинам, снизилась надежность российской космической аппаратуры».

В связи с этим вспоминается одна полумифическая история, связанная с советской программой разработки лазерного оружия.

Осенью 1983 года Маршал Советского Союза Дмитрий Устинов предложил командующему Войсками ПРО и ПКО Юрию Вотинцеву применить дорабатывавшийся в то время лазерный комплекс для сопровождения американского шаттла. Эксперимент провели 10 октября 1984 года во время 13-го полета шаттла «Челленджер», когда он проходил в районе знаменитого и суперсекретного советского полигона Сары-Шаган. Лазерная установка (лазерный локатор) работала в режиме обнаружения и измерения параметров цели, то есть с минимальной мощностью излучения. Высота орбиты корабля составляла 365 км, наклонная дальность обнаружения и сопровождения - 400 - 800 километров. Точное целеуказание лазерной установке было выдано радиолокационным измерительным комплексом 5Н25 «Аргунь».

Как сообщил потом экипаж «Челленджера», при полете над районом Балхаша на корабле внезапно отключилась связь, возникли сбои в работе аппаратуры, а сами астронавты почувствовали недомогание. Проведя расследование, американцы поняли, что экипаж корабля подвергся некоему искусственному воздействию со стороны СССР, и заявили официальный протест. Исходя из гуманных соображений, в дальнейшем лазерная установка, да и часть радиотехнических комплексов полигона, имеющих высокий энергетический потенциал, для сопровождения «шаттлов» не применялись. В августе 1989 года часть лазерной установки, предназначенной для наведения лазера на объект, была показана американской делегации. Эту историю приводит портал militaryrussia.ru.

ЗАЧЕМ «ФОБОСУ» ЗАРУБЕЖНЫЕ «ТАРЕЛКИ»

Директор Астрономической обсерватории им. Энгельгардта Института физики КФУ, доктор физико-математических наук Юрий Нефедьев предлагает не искать «вражеской» подоплеки. По его мнению, все гораздо «проще».

«По моему мнению, радары на такие вещи влиять не могут - они способны лишь отслеживать движение объектов, но никак не в состоянии изменить, скажем, программу управления спутником, - рассказал Нефедьев газете «БИЗНЕС Online». - А на «Фобосе», по всей видимости, был именно сбой программы. И причина его не в американцах, а в том, что коллектив российской ракетно-космической системы не обновлялся уже лет двадцать. Люди же стареют! В свое время в обсерваторию приезжал один космический генерал, и он сказал: «Нельзя небольшой группой людей делать ракеты, открытия. Должна быть система, вся страна должна на это работать». Собственно, раньше так и было: на космос, хоть маленечко, но трудились все люди, занимающиеся не только наукой, но и образованием вообще. А сейчас у студентов уровень все ниже и ниже. Хоть ты тресни! И не вузы их такими готовят, они из школы такими приходят. Я уж не говорю, что астрономию из школы убрали, в армии люди неспособны служить, потому что не могут понять принцип работы автомата. Это не анекдот! Вот к чему приводит принижение физики в школе. Все один к одному. И пока систему не восстановят, будут падать и «Фобос-Грунт», и другие космические объекты. При этом система — не только Роскосмос, система — вся страна.

Кстати, вы знаете, что, как это ни смешно, «Фобос-Грунт» должны были отслеживать вовсе не российские, а зарубежные «тарелки». В России системы, способной отслеживать аппараты на таких траекториях, не существует (к слову, подобную «тарелку» мы хотим установить в нашей обсерватории, такие сейчас устанавливает МГУ в Кисловодске). Имеющиеся по периметру России «тарелки» системы «Квазар» служат другим целям, а в центре России вообще ничего нет. Вы обратили внимание, какие сообщения мы слышим? Тот же «Фобос» заметили то австралийская станция, то французская, то американская. Вы слышали хоть раз, чтобы российский радар что-то зафиксировал?!

Словом, думаю, радар тут ни при чем. А вот лазером спутник можно уничтожить, и американцы такие эксперименты проводили, и мои коллеги их наблюдали в телескопы. Но к данному случаю это не имеет никакого отношения. Почему? Есть такие сказки, что американцы на Луну не летали. Можно привести много контраргументов, но один из главных следующий: у Советского Союза была такая техника, что он бы мгновенно вычислил обман. То же самое и здесь. Как бы ни пал образовательный уровень, сама техника все еще находится на таком уровне, что способна зафиксировать внешнее влияние. Да и, что бы ни говорили о США, не будут американцы нам такие вещи устраивать, опускаться до такого уровня. И проект-то был не военный, а научный, в котором участвовало огромное количество европейских и американских ученых. Кстати, если бы полет «Фобос-Грунта» удался, наша обсерватория участвовала бы в анализе добытых им материалов.

Возможен и такой момент. Как работала система Сергея Павловича Королева? Во-первых, были люди, готовые жизнь отдать, чтобы в космосе у нас все работало. Но даже не в этом дело. Королев поощрял тех, кто находил свои собственные ошибки. Был такой случай: после сборки спутника не досчитались пинцета. В итоге, разобрали целый космический аппарат, нашли в его недрах пинцет, а тот, кто его там потерял, получил большую премию — за то, что сообщил о пропаже. И полет был спасен... Можно ли ожидать такого сегодня?..

На все это надо обращать внимание, и самое главное - готовить молодые кадры. Пока не будем готовить молодежь в области точных наук, ничего путного не произойдет. С помощью гуманитарных наук космический аппарат на орбиту вывести нереально».

P.S. Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства США (NASA) опровергло информацию о том, что причиной крушения российского спутника "Фобос-Грунт" стали действия радара для отслеживания астероидов, находящегося на Маршалловых островах.

Россия пытается разными причинами объяснить неудачи спутника с тех пор, как на нем начались первые проблемы, пишет газета The Washington Post.

Представитель NASA Боб Якобс заявил, что ученые не использовали в то время радар на Маршалловых Островах, а для отслеживания астероидов использовались радиолокационные станции в Калифорнии и Пуэрто-Рико.