Сегодня депутаты Госсовета единогласно проголосовали против закона Клишаса – Крашенинникова, лишающего республику должности президента, и призвали коллег из Госдумы от Татарстана поступить так же. «Этот законопроект влезает в полномочия субъектов Российской Федерации, нарушая нормы российской Конституции», — объяснял спикер Фарид Мухаметшин. О том, как парламентарии подготовили возможную льготу будущему МСЗ, сложили полномочия четырех коллег и выслушали разнос за прогулы, — в материале «БИЗНЕС Online».
Одним из первых вопросов, который сегодня рассмотрели депутаты Госсовета РТ на 26-м заседании, стал «чувствительный» для республики проект нового закона о региональной власти
«Положения законопроекта противоречат основам конституционного строя!»
Одним из первых сегодня депутаты Госсовета РТ рассмотрели чувствительный для республики проект нового закона о региональной власти. Изложить позицию депутатов вышел глава комитета по государственному строительству и местному самоуправлению Альберт Хабибуллин.
Напомним, законопроект внесли в сентябре этого года глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас и депутат Госдумы РФ Павел Крашенинников. Парламентарии предложили ряд изменений: именовать всех губернаторов главами регионов, снять ограничения по количеству сроков для них, установить единый срок полномочий — пять лет, расширить арсенал мер воздействия на глав регионов, упростить процедуру досрочной отставки в связи с утратой доверия президента и запретить досрочно ушедшему в отставку главе региона занимать соответетсвующий пост следующие пять лет.
«На наш взгляд, отдельные положения законопроекта противоречат основам конституционного строя Российской Федерации, как демократического федеративного правового государства. Мы полагаем, что в представленной редакции законопроект отходит от установленных общих принципов основ правового регулирования деятельности органов государственной власти субъектов», — заявил Хабибуллин.
Среди таких «противоречащих» требований депутат назвал унификацию должности глав региона. Также документ предоставляет федеральным органам власти безусловное право вмешиваться в процесс формирования органов власти субъектов (в таких сферах, как образование, здравоохранение, а также в жилищном и строительном надзоре), что нарушает ст. 73 Конституции («вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти»).
По мнению Хабибуллина, законопроект отстраняет регионы от федерального законодательного процесса: в документе предложено уменьшить срок рассылки в регионы законопроектов Госдумы до 15 дней вместо 30. При этом не учитывается, что большинство депутатов в субъектах собираются на заседания, как правило, не чаще одного раза в месяц.
«Комитет рекомендует не поддерживать проект указанного федерального закона в представленной редакции. Мы также рекомендуем депутатам Государственной Думы от Республики Татарстан поддержать позицию Государственного Совета», — заметил глава комитета по государственному строительству и местному самоуправлению. Однако полноценного обсуждения законопроекта в стенах Госсовета сегодня не произошло. «Уважаемые депутаты, у каждого свое мнение, но комитет предлагает прения по данному вопросу сегодня не открывать и вернуться к обсуждению данного проекта закона в случае его рассмотрения и после в первом чтении в Государственной Думе» — заключил депутат. В ответ 82 депутата единогласно не поддержали законопроект.
Ркаил Зайдулла напомнил слова Путина, который в 2015 году заявил, что название главы Татарстана — дело самих татарстанцев
«В Конституции Татарстана черным по белому написано, что руководитель Татарстана называется президентом»
Несмотря на предложение Хабибуллина не обсуждать инициативу до первого чтения, свои пять копеек все же решил вставить депутат Ркаил Зайдулла, который в конце заседания попросил слово в разделе «Разное». У писателя нет сомнений, что проект станет законом и полностью заменит №184-ФЗ «Об общих принципах законодательной и исполнительной власти субъектов федерации», «который с грехом пополам регламентировал федеральное устройство государства». «Угрожающие федеративным основам государства изменения нас, конечно, беспокоят. Говоря откровенно, в последние годы название нашей страны и так стало не соответствовать ее сути. Те, кто предлагает эти изменения, замахнулись на ее (федерации — прим. ред.) последние символы! Я имею в виду, в первую очередь то изменение, которое требует от руководителя региона называться главой. Конечно, речь идет только о Татарстане, потому что в других регионах уже давно главы. Это их дело. Мы считаем себя национальной республикой в составе РФ. Недавно 100 лет ТАССР праздновали. И в 89-й статье Конституции Татарстана черным по белому написано, что руководитель Татарстана называется президентом», — напомнил Зайдуллин.
«Ладно, федеральные чиновники с нашей Конституцией не считаются, — продолжил депутат. — Значит, такая политическая культура. Но они обязаны были считаться с 77-й статьей Конституции РФ, в первой части которой написано: „Система органов государственной власти в республике устанавливается ею самостоятельно». (На самом деле в Конституции написано так: «Система органов государственной власти республик <…> устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом», — прим. ред.).
Депутат напомнил слова президента РФ Владимира Путина, который в 2015 году заявил, что название главы Татарстана — дело самих татарстанцев. Зайдулла также обратил внимание на то, что законопроект содержит и еще более важные изменения, касающиеся права федеральных органов власти участвовать в формировании органов исполнительной власти субъектов. В этом случае название главы региона уже не будет иметь никакой роли, считает Зайдулла. «Его смогут отстранить от власти в любой момент и без всякой причины. Я считаю, Государственный Совет должен без промедления твердо заявить свое отношение, иначе бегущие впереди паровоза реформаторы могут внести изменения даже о ликвидации национальных республик. А мечтающие об этом есть. Я считаю, что данный законопроект — еще один шаг в этом направлении».
Мухаметшин также посетовал на то, что журналисты «не поняли сути», ведь парламент высказался против инициативы не только из-за должности президента. «[Речь идет не только] о смене названия высшего должностного. Этот законопроект в корне влезает в полномочия субъектов Российской Федерации, нарушая действующие нормы российской Конституции. Нас заставляют нарушать нормы российской Конституции, — подчеркнул Мухаметшин и добавил: — Очень верится, что сегодняшняя настороженность парламента республики и отклонение представленного закона позволят внести существенные изменения в этот закон».
Лилия Галимова сообщала, что в казанском Кремле пока не анализировали предлагаемые поправки к федеральному закону
Главная битва предстоит в ноябре
На какой стадии законопроект Клишаса – Крашенинникова? До конца октября в Госдуме будут собирать отзывы, предложения и замечания к тексту документа, а рассмотреть сам документ в первом чтении планируют на заседании 9 ноября. Профильный комитет Госдумы по госстроительству и законодательству также оставил свой отзыв. В проекте заключения председатель комитета Алексей Диденко обратил внимание на большое количество «юридико-технических и лингвостилистических ошибок», а также предложил внести ряд уточнений и поправок. По его мнению, следует учитывать периодичность проведения заседаний законодательных органов субъектов, поэтому 15 дней слишком мало на рассылку в регионы законопроектов Госдумы.
Ранее руководитель пресс-службы президента РТ Лилия Галимова сообщала, что в казанском Кремле пока не анализировали предлагаемые поправки к федеральному закону «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», поскольку власти сосредоточены на других вопросах. «Мы это не изучали, не читали, и это не является предметом нашей деятельности — изучать законодательную базу, кто какие законопроекты вносит. Это не является предметом нашей работы. Есть, как вы видите, в повестке вопросы поважнее», — говорила Галимова.
Мидхат Шагиахметов: «Налоговые льготы предоставляются начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект введен в эксплуатацию, на срок действия договора о реализации инвестиционного проекта, но не более чем на 15 лет»
«Заканчивается третий год «мусорной» реформы, а в Татарстане до сих пор не введен ни один объект»
Парламентарии также рассмотрели вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов, которые по итогам сентябрьских выборов перешли в Госдуму. За каждую из четырех кандидатур (Татьяна Ларионова, Артем Прокофьев, Марат Нуриев и Илья Вольфсон) голосовали отдельно, но не по всем приняли единогласное решение. Так, против ухода бывшего заместителя председателя Госсовета Ларионовой проголосовали два человека. «Что отозвать его? Двое возразили», — пошутил Мухаметшин. Против перехода в Госдуму депутата от КПРФ Прокофьева выступили сразу пятеро парламентариев. Когда результат появился на экране, зал не сдержал смеха. «Народ проголосовал, избрали, а депутаты не понимают этого», — посетовал спикер республиканского парламента.
Госсовет РТ также поддержал проект правительства республики о внесении изменений в закон «О налоге на имущество организаций». Документ предусматривает освобождение от налогообложения имущества организаций, которые реализуют инвестиционные проекты по строительству или модернизации «генерирующих объектов, функционирующих на основе использования отходов производства и потребления». «Налоговые льготы предоставляются начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект введен в эксплуатацию, на срок действия договора о реализации инвестиционного проекта, но не более чем на 15 лет», — добавил заместитель премьер-министра — министр экономики РТ Мидхат Шагиахметов. Сумма льгот по налогу на имущество при ставке 0% в течение 15 лет, по предварительной оценке правительства, составит 2,4 млрд рублей, говорится в пояснительной записке.
Эдуард Шарафиев: «Давайте просто компенсируем и построим два социальных объекта. Это послужит снятию определенного социального напряжения в Зеленодольском районе в связи с появлением такого предприятия»
Депутат Эдуард Шарафиев отметил, что речь идет об МСЗ, который строят в Зеленодольском районе, а сумма выпадающих доходов равна строительству двух социальных объектов, которых там не хватает. «Давайте просто компенсируем и построим два социальных объекта. Это поспособствует снятию определенного социального напряжения в Зеленодольском районе в связи с появлением такого предприятия (имеется ввиду МСЗ — прим. ред.)», — предложил депутат. В ответ ему министр отметил, что «налоговые льготы не могут носить индивидуального характера», законопроект вносится с целью стимулирования поступлений инвестиций в республику, а строительство социальных объектов предусмотрено бюджетом на будущий год.
Прокомментировать мусороперерабатывающую тему также вызвался и депутат Николай Атласов. Однако он не стал высказываться на тему льгот, указав: «Логика предоставления понятна»
Прокомментировать мусороперерабатывающую тему вызвался и депутат Николай Атласов. Однако он не стал высказываться на тему льгот, указав: «Логика предоставления понятна». «Я хочу напомнить, что в своем ежегодном послании Рустам Нургалиевич поставил перед правительством республики задачу по разработке комплекса мер по снижению углеродного следа, а также по развитию циркулярной экономики, предполагающей увеличение вторичной переработки ресурсов. Постановка данной задачи неслучайна, так как заканчивается третий год так называемой мусорной реформы, а в Татарстане до сих пор не введен ни один объект в рамках данной реформы», — заявил спикер и призвал правительство республики ускорить развитие реальной переработки отходов.
Такую постановку вопроса поддержал и Мухаметшин. По его словам, в регионах России, в том числе в Татарстане, «не удовлетворены реализацией программы по утилизации твердых коммунальных отходов». Для обсуждения проблем и вопросов в конце текущего года или в начале следующего в Казани соберут совет законодателей ПФО, поделился он. «Воды попить, [Азат] Хамаев, засучить рукава и очень активно этим делом заниматься, — поручил Мухаметшин. — Не смешно… Другого человека у нас нет, такого знатока, как вы, профессионала».
Фарид Мухаметшин: «Если очень тяжело и не нравится, зачем тогда вы обманули своих избирателей, баллотировались и стали депутатами?»
Мухаметшин — депутатам-прогульщикам: «Если очень тяжело и не нравится, можем отправить в отставку!»
Бурную дискуссию в зале вызвал законопроект о регулировании вопросов, связанных с «гаражной амнистией». Соответствующий закон вступил в силу 1 сентября. В течение пяти лет граждане могут бесплатно оформить в собственность земельные участки с гаражами, возведенными до 30 декабря 2004 года. При этом упрощенный порядок регистрации действует только на строения с фундаментом, а на некапитальные строения, в том числе «ракушки», не распространяется.
Как пояснил председатель комитета ГС РТ по экологии и природопользованию Азат Хамаев, законопроект призван помочь владельцам некапитальных строений: органы власти будут сами выходить на владельцев гаражей с неоформленной землей и помогать им с регистрацией. Кроме того, кабмин РТ определит порядок, по которому муниципалитеты утвердят схемы размещения некапитальных гаражей и порядок определения платы за использование земли, на которой такие объекты находятся.
Вице-премьер РТ Шамиль Гафаров предложил пока рассмотреть инициативу в первом чтении и еще раз собрать отзывы муниципалитетов: все ли их устраивает? Депутаты начали было голосовать, но внезапно прервал руководитель правового управления ГС РТ Марат Сунгатуллин. Он пояснил, что парламент уже «затянул»: надо было принимать изменения еще в сентябре, их очень ждут граждане. Хамаев заявил, что раз уже «просрочили», то с задержкой еще на месяц «проблем не будет».
— Почему раньше не внесли? — спросил Мухаметшин.
— А потому что закон разрабатывался совместно с правительством, — нашел объяснение Хамаев.
— Плохо работали! — недовольно усмехнулся спикер Госсовета.
— Мы все проработали, Фарид Хайруллович! — не согласился депутат.
— Ничего вы не проработали!
— Ну и все тогда!
В итоге законопроект приняли в первом и третьем чтении.
Завершалось заседание под шумные разговоры расслабившихся депутатов: обсуждали то ли законопроекты, то ли что-то еще. Гул в зале не прекратился даже в тот момент, когда слово взял Мухаметшин. «Я хотел бы поблагодарить всех докладчиков, участников и в то же время критически оценить уровень дисциплины и ответственности отдельных депутатов Государственного Совета», — сказал спикер Госсовета РТ и наконец добился тишины.
«То ли повлияло на них то, что перерыв был каникулярный… Ну как вот: сидеть председателю Госсовета и видеть, что [депутат, председатель комитета по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике Азат] Хамаев тихой сапой покинул заседание. Как так можно? Это же наша работа!» — возмутился Мухаметшин.
Как оказалось, есть «определенные сложности» с явкой депутатов на заседания комитетов. Имена прогульщиков спикер Госсовета РТ не назвал, но предупредил их: «Если очень тяжело и не нравится, зачем тогда вы обманули своих избирателей, баллотировались и стали депутатами? Мы можем вас отправить [в отставку], попросите! Раз в месяц собираемся!» Некоторые депутаты не изучают законопроекты, по которым голосуют, посетовал председатель парламента и попросил коллег «нести чемодан» добросовестно и ответственно, чтобы избиратели не разочаровались.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 689
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.