«Очевидно, что у собственников сложилось понимание того, что гораздо выгоднее остановить торговлю на самых убыточных точках и освободившиеся помещения либо сдать в аренду федеральным сетям, либо продать», — оценивают перспективы некогда успешной татарстанской сети «Эдельвейс» участники рынка. Часть магазинов уже опустела, продавцов увольняют, в самой сети ничего не комментируют. В осиротевших помещениях ждут «Магниты» и «Пятерочки». Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Старейшая татарстанская торговая сеть «Эдельвейс» с почти 30-летней историей начала закрывать свои магазины в Казани
Магазины «Эдельвейс» закрываются на реконструкцию под новых арендаторов
Старейшая татарстанская торговая сеть «Эдельвейс» с почти 30-летней историей начала закрывать свои магазины в Казани. Свидетелем последних рабочих дней ряда продуктовых точек стала корреспондент «БИЗНЕС Online». Так, на улице Марселя Салимжанова, 16, что рядом с татарской филармонией, уже сняли вывеску и вывезли большую часть стеллажей. Пустует помещение на Фатыха Амирхана, 41 — надпись на двери предупреждает о реконструкции. Внутри вовсю трудятся рабочие, делают ремонт под нового арендатора. Как рассказали строители, сюда должен въехать магазин косметики и бытовой химии «Магнит Косметик».
Полупустые полки мы обнаружили и на Фатыха Амирхана, 97 — дисконтный «Эдельвейс» тут дорабатывал последние дни. Заходящие покупатели, блуждающие среди витрин в поисках скидок, разочарования не скрывали: оставшиеся продукты продают по прежним ценам.
— Почему магазин пустой, вы закрываетесь? — спрашивает пенсионерка у кассира.
— С понедельника уже не работаем, — отвечает та.
— А куда денут вас, продавцов?
— На вольные хлеба! Здесь «Магнит» будет, до Нового года все «Эдельвейсы» закроют, — оглашает «приговор» кассир.
Пустует помещение на Фатыха Амирхана, 41 — надпись на двери предупреждает о реконструкции. Внутри вовсю трудятся рабочие, делают ремонт под нового арендатора
По данным сервиса «2ГИС», на сегодня сеть «Эдельвейс» включает в себя 57 супермаркетов в Казани. Пятая часть точек уже прекратила работу. Это филиалы на Адоратского, Сибирском тракте, проспекте Ибрагимова, улицах Лушникова, Гарифьянова, Зайцева и Старо-Аракчинской. Вместе с тем остальные работу продолжают, в том числе и в «Кольце». Кроме того, по данным «Контур.Фокуса», у АО ТК «Эдельвейс» нет и массовых споров, характерных в случае серьезных проблем. Три арбитражных иска за год на сумму в 350 тыс. рублей при годовой выручке в 3,7 млрд — согласитесь, несерьезно. Отвечать по телефону о причинах закрытия магазинов и о том, кто станет новыми арендаторами, в подразделении «Эдельвейс Недвижимость» отказались. «БИЗНЕС Online» также отправил запрос в пресс-службу холдинга «Эдельвейс групп». В приемной гендиректора ТК «Эдельвейс» Амира Хайруллина пообещали передать ему вопросы, но ответа на момент публикации материала не поступило.
Остается предполагать, что сеть сворачивает операционную деятельность там, где это не приносит выгоды. Часть площадей предлагается в аренду. На сайте объявлений мы обнаружили свежие предложения в Ново-Савиновском районе. Помещение в 224 кв. м на первом этаже жилого дома предлагают за 224 тыс. рублей в месяц, то есть по 1 тыс. рублей за «квадрат». Здесь есть все коммуникации, потолки под 3 м, высокий трафик. «Данное помещение отлично подойдет под магазин одежды, стоматологию, клинику, кафе, ресторан, есть все условия», — говорится в объявлении. Еще одну точку площадью 208 кв. м сдают по соседству с авторынком на Квартале, также по тысяче рублей за «квадрат». Под аренду готов и второй этаж еще действующего «Эдельвейса» на Академика Павлова в Авиастроительном районе. Здесь цена намного ниже — 390 кв. м за 100 тыс. рублей в месяц.
Участники рынка полагают, что интерес к помещениям, полностью приспособленным под торговлю, могут проявить в том же «Магните». В ответ на запрос нашего издания в компании эту информацию не подтвердили и не опровергли, а лишь расплывчато пояснили: «„Магнит“ продолжит экспансию в Татарстане и будет использовать любые эффективные форматы развития сети».
«Магнит» продолжит экспансию в Татарстане и будет использовать любые эффективные форматы развития сети»
«Эдельвейс» уходит в минус: за четыре года суммарный убыток достиг полумиллиарда рублей
Сеть супермаркетов «Эдельвейс» начала развиваться в 1994 году, тогда был открыт первый продуктовый магазин в Казани. Основатели розничной сети — известные татарстанские предприниматели братья Айрат (трагически погиб в 2020 году) и Илшат Хайруллины. Как ранее писал «БИЗНЕС Online», становлению способствовал в то время мэр Казани Камиль Исхаков: его решением Хайруллиным передали несколько десятков магазинов, работавших в системе государственной торговли. Никаких «Пятерочек» и «Магнитов» тогда и в помине не было, так что в отсутствие конкуренции торговая сеть к 2005 году разрослась до 156 точек.
«„Эдельвейс“ за все время существования, за 25 лет, наверное, два или три магазина закрыл», — рассказывал «БИЗНЕС Online» в 2016 году Айрат Хайруллин. По его словам, в свое время за «Эдельвейс» предлагали разные суммы, доходившие до $150 миллионов. «Это была очень хорошая оценка, она была выше рыночной. Но тогда я просто задал брату вопрос: „Тебе „Эдельвейс“ мешает? Работает стабильно. Прибыль приносит. Растет каждый год. Может, кто-то из детей или внуков захочет заниматься развитием сети“. Решили не продавать. „Эдельвейс“ развивается только в Казани по принципиальным соображениям: это наш город, нам нравится здесь жить». Ранее на рынке ходили слухи о продаже «Эдельвейса» X5 Retail Group, но они не подтверждались.
В 2004 году розничная сеть «Эдельвейс» была вторым по значимости бизнесом Хайруллиных, принеся тогда более $100 млн выручки по данным Forbes. Была выстроена успешная система собственной дистрибуции: здесь продавали пивоваренную продукцию «Красного Востока», молочку и другие товары агропромышленного холдинга Хайруллиных, кондитерские изделия, лимонад… Супермаркеты работали в формате «у дома», а также как малоформатные торговые центры, сдавая помещения в аренду под ларьки с одеждой, посудой, текстилем и украшениями. В 2018 году «Эдельвейс» решил запустить магазины с дисконтированными ценами. Сообщалось, что наценка в них составит не более 8−12%.
Судя по финансовым показателям последних четырех лет, торговая компания «Эдельвейс» уже не приносит былой прибыли, а, напротив, работает в минус. На конец 2020 года, по данным «Контур.Фокуса», чистый убыток компании составил 134,3 млн рублей, в 2019-м — 142,3 млн, в 2018-м — 172 миллиона. Выручка «Эдельвейса» в прошлом году — 3,7 млрд рублей, что на 11% больше, чем в 2019-м. По сведениям налоговой службы, в компании на сегодня числятся 793 человека, хотя еще в 2018-м коллектив насчитывал 1 013 сотрудников. Пост гендиректора АО ТК «Эдельвейс» с июля 2020 года занимает упомянутый выше Амир Хайруллин, сын Айрата Назиповича, ранее работавший юристом в «Эдельвейсе».
«Сокращение, закрытие сети продуктовых супермаркетов «Эдельвейс» — печальная, но ожидаемая новость»
«Не факт, что «Эдельвейс» изжил себя, но…»
Ряд экспертов «БИЗНЕС Online» на рынке недвижимости предполагают, что решение «Эдельвейса» закрыть часть магазинов и отдать свои помещения под аренду вполне грамотное и взвешенное, исходя из общей ситуации на рынке, и связано с правильным финансовым планированием. В то же время участники рынка надеются, что, возможно, это все же временное явление и старейшая в РТ торговая сеть возродится в новом формате.
«Сокращение, закрытие сети продуктовых супермаркетов „Эдельвейс“ — печальная, но ожидаемая новость. Локальные торговые сети не выдерживают конкуренции с крупными федеральными игроками повсеместно. Другая закупочная цена, логистика, затраты на маркетинг — это объективные факторы», — говорит полномочный представитель российской гильдии управляющих и девелоперов в Татарстане Елена Стрюкова. По ее словам, логичной выглядела бы сделка по слиянию и поглощению с одной из крупных сетей.
Очевидно, что у собственников сложилось понимание того, что на данный момент гораздо выгоднее остановить торговлю на самых убыточных точках и освободившиеся помещения либо сдать в аренду федеральным сетям, либо продать. Однозначно, часть помещений «Эдельвейса» будет интересна «Магниту» и Х5 под один из их форматов, так как у них был уже запрос на площади «Эдельвейса».
«Эдельвейс» был одним из первых магазинов, который не только предлагал место на полке местному производителю, но и сам выпускал продукцию под своей торговой маркой, вспоминает заместитель председателя Торгово-промышленной палаты РТ Артур Николаев. «На тот момент это был кусочек западной торговли, который привнесли в Татарстан и Казань. Это было смелое и передовое решение! — говорит он. — Но региональным игрокам становится все сложнее работать на фоне федеральных сетей. И такая тенденция характерна не только для Татарстана. Происходят и поглощения, и выкуп наиболее интересных площадей. Удержаться на этой волне непросто».
Брокер по коммерческой недвижимости DiGroup Константин Иванов считает, что для развития сети есть два варианта. Первый — консервативный, это сдача в аренду помещений. Но в таком случае объекты морально и технически стареют и упадут в цене. Второй вариант — продать устаревающую недвижимость и вложиться в новые проекты, строящиеся по принципу полицентричности города, на стадии застройки. «То, что сейчас происходит смена игроков, должно было случиться лет пять назад. Люди уже не ходили к „фиолетовым“, предпочитая „красно-зеленые“ бренды, — отмечает Иванов. — Держали магазины, думаю, из-за эго. Год назад делал предложение по реализации их недвижимости. Но ответа не получил».
Федеральные сети действительно выбивают с рынка небольших ретейлеров, подтверждает аналитик ФГ «Финам» Алексей Коренев. Ведь федералы имеют колоссальные ресурсы и на покупку или строительство торговых площадей, и на маркетинговые мероприятия, и на поддержание вновь открывшихся точек какое-то время даже на нерентабельном или низкорентабельном уровне — пока их региональные магазины не раскрутились. Сейчас, когда из-за пандемии многие предприятия ретейла столкнулись со значительными проблемами, вполне могла возникнуть ситуация, когда местной сети выгоднее сдавать свои помещения в аренду сетям федерального масштаба, чем соперничать с ними в тяжелой конкурентной борьбе.
Не факт, что торговая сеть «Эдельвейс» изжила себя — вполне может оказаться, что через какое-то время владелец решит возродить бизнес, которым он в течение многих лет успешно занимался. Но справедливости ради стоит отметить, что в большинстве случаев решение свернуть основную деятельность и сдать основные средства в аренду носит окончательный характер.
В любом бизнесе необходимо осуществлять обновление в ногу со временем с определенной цикличностью с учетом планируемых перспектив отрасли или направления, говорит гендиректор АН «РеАгентство» Юрий Чикиров. Примеров много — начиная с глобальных корпораций (недавний ребрендинг «Фейсбука» с новым циклом виртуального развития) до общепитов со сменой концепций раз в два-три года. «Торговые сети не исключение, и мы видим их тенденции — выстраивание четкой логистики с минимизацией издержек на доставку продукции до полки, оптимизация ассортиментной матрицы, жесткая договорная работа с поставщиками, собственниками помещений и прочее. Очевидно, что магазины „Эдельвейс“ немного выпали из этой скорости своевременных изменений. Конкурентное давление, конечно, сейчас существенно избыточно для данной сети. Таким образом, основными причинами закрытия является экономика бизнеса — либо вы ее тянете, либо нет», — добавляет Чикиров.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 482
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.