Почему якутское кино смотрят, а татарское — нет, стоит ли убрать в названии казанского фестиваля слово «мусульманский» и чем закончится встреча спикера Госсовета РТ Фарида Мухаметшина с кинотворцами? Вчерашняя пресс-конференция по поводу выхода в прокат фильма «Исәнмесез?» («Живы ли вы?») оказалась значительно шире по тематике, хотя каждое появление татарской игровой полнометражной картины — это всегда событие. О том, как Ильдар Ягафаров и Мансур Гилязов отбивались от обвинений в «антитатарскости», — в материале «БИЗНЕС Online».
«Татарин не может быть вором, у татар не может быть проституток, у татар нет наркоманов»
Штурмующие кинозал бабушки в платочках, глава союза писателей РТ Ркаил Зайдулла, которому принесли стульчик, и министр культуры республики Ирада Аюпова, присевшая прямо на ступеньках, — в такой атмосфере переаншлага в начале сентября состоялась официальная премьера фильма Ильдара Ягафарова «Исәнмесез?» («Живы ли вы?»). Впрочем, ажиотаж на бесплатных показах татарского кино — с подобным мы уже сталкивались. А с завтрашнего дня у публики, ратующей за продвижение национальной культуры, есть шанс доказать искренность своих слов рублем, поскольку картина по сценарию Мансура Гилязова выходит в прокат по РТ.
По такому случаю авторы фильма давали накануне пресс-конференцию, которую журналисты начали с места в карьер, в первом же вопросе сообщив, что некоторые из тех, кто посмотрел «Исәнмесез?», обнаружили в ней «антитатарскость». Напомним, что сама история, которую на театральной сцене уже воплощал Фарид Бикчантаев, рассказывает о современной большой татарской семье, с виду кажущейся идеальной, а на самом деле таящей немало пороков и изъянов.
В любом случае такая оценка его фильма немало удивила режиссера Ягафарова. «Как я мог снять антитатарский фильм, если я сам татарин, жил в татарской семье, сын Рашита Ягафарова, — сказал председатель союза кинематографистов РТ. — С большой любовью снимал этот фильм и делал его абсолютно татарским, чтобы исчезла татарская кукольность, которая присутствует в нашем кинематографе. Мы рассказываем о татарах красивых, замечательных, танцующих и поющих. Хотелось бы, чтобы у нас появлялись настоящие фильмы о нас, таких, какие мы есть».
Драматурга Гилязова обвинения в «антитатарскости» и вовсе «просто потрясли». «Что там может быть антитатарского? Возможно, людям не понравилось, что там есть тема взятия Казани Иваном Грозным, но эту историю рассказывал выдающийся татарский историк Миркасым Усманов моему папе (Аяз Гилязов — знаменитый татарский писатель — прим. ред.), когда они сидели и беседовали. Эта история на самом деле происходила, и здесь ничего антитатарского нет. А то, что в фильме пару раз мелькает бутылка водки или рюмка, — это разве не реальная атмосфера сегодняшней жизни татарского народа?» — задавал риторический вопрос сценарист картины.
По мнению Гилязова, произведение искусства должно отражать реальную жизнь, мы же привыкли в литературе, кино или театре к идеализации татар. «У нас татарин не должен курить, пить, драться, у него даже любовницы не может быть! Татарин не может быть вором, у татар не может быть проституток, у татар нет наркоманов. Казахи же привезли на фестиваль мусульманского кино фильм о наркоманах, и нормально», — напомнил спикер недавнюю громкую историю с победой фильма «18 килогерц» на КМФМК. Ягафаров же не в первый раз усомнился в благотворности влияния на среду нынешней концепции казанского кинофеста: «За счет того, что у нас кинематограф зацепился за слово „мусульманский“, как только появился соответствующий фестиваль, так мы и мучаемся с нашим кинематографом, который должен быть таким лощено-тюбетеечным».
В результате всех успокоил все тот же Гилязов, сообщив, что в фильме нет ни одного пьяницы, к концу исчезает бутылка, а люди преображаются. То есть картина несет и воспитательную функцию. А снявшаяся в «Исәнмесез?» актриса Зульфия Валиева подтвердила, что фильм «настоящий татарский».
Миляуша Айтуганова: «Кинопрокат начинается 18 ноября, в единый день по всему Татарстану, 27 районов сейчас охвачено, 86 точек показа на сегодняшний день, и это еще не предел»
«Кинопрокат начинается 18 ноября, в единый день по всему Татарстану, 27 районов сейчас охвачено, 86 точек показа»
В любом случае о качестве кинопродукта должен судить его главный потребитель — зритель, который сможет познакомиться с работой Ягафарова – Гилязова с ближайшего четверга.
«Кинопрокат начинается 18 ноября, в единый день по всему Татарстану, 27 районов сейчас охвачено, 86 точек показа на сегодняшний день. И это еще не предел, — сообщила директор „Татаркино“ Миляуша Айтуганова. — У нас добавляются и на вторую волну, когда мы дадим фильм на коммерческие показы в разные федеральные сети кинотеатров. Думаю, что это будет не раньше января, у коммерческих кинотеатров декабрь уже расписан. Третье — это регионы, где проживает много татар, со всеми переговоры уже проведены».
Станет ли «Исәнмесез?» кинохитом для всего татарского мира, сможет ли отбить бюджет при стоимости билетов 150 рублей? К примеру, одна из последних потенциально хитовых работ татарских авторов, музыкальный фильм «Әпипә», так и не стала кассовой, несмотря на яркие презентации и участие Фирдуса Тямаева и Элвина Грея (еще до их эпической ссоры). Корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовался у продюсера фильма Айтугановой, почему так вышло. «Я бы не сказала, что совсем не получилось, прокат был широким, мы его до сих пор показываем. Но мы же попали в локдаун. У нас в августе прошлого года закончился локдаун, а фильм вышел в сентябре – ноябре прошлого года, была пиковая ситуация», — ответила директор «Татаркино».
Кстати, прошлый фильм Ягафарова «Байгал» оказался в большей степени авторским высказыванием, более подходящим для фестивалей, но не таким близким рядовому зрителю, не ждет ли и «Исәнмесез?» такая судьба?
«Я сделал выводы, — сказал режиссер, отвечая на вопрос „БИЗНЕС Online“. — Я прекрасно понимаю, что „Байгал“ на самом деле был больше фестивальной картиной. Но нам очень хотелось сделать прокатную картину для зрителей — это „Исәнмесез?“!»
Правда, сценарист «Байгала» Гилязов не согласился с подобной оценкой предыдущего творения творческого тандема: «Основное, что мы слышали от людей во время обсуждения фильма „Байгал“: а почему мы не знали, что такой фильм существует, а где нам получать информацию? Люди, особенно в районах, смотрят телевизор и очень любят какие-то татарские концерты. „Байгал“ имел определенный зрительский успех, потому что люди, уходя из зала, плакали, они задумывались о своих семьях, детях…»
Поговорили участники пресс-конференции и о состоянии татарстанского кинематографа. Главный вопрос — почему не смотрят татарские фильмы
Татарское кино спасет Фарид Мухаметшин?
Поговорили участники пресс-конференции и в целом о состоянии татарстанского кинематографа. Главный вопрос: почему не смотрят татарские фильмы? Журналисты традиционно привели в пример якутское кино, которое не только востребовано у себя на родине, но и выигрывает массу призов на всевозможных кинофестивалях.
Между тем Айтуганова считает, что так называемому «якутскому феномену» есть вполне земное объяснение. «Якутия — это не центр России, не забывайте, что мы находимся в центре России, у якутов нет такого большого разнообразия. И они могли только на первом этапе отбивать деньги за свои фильмы, потому что у них были очень дешевые фильмы, а народ к ним пришел, — заметила спикер. — В Якутске всего 6 кинотеатров, живут там 600 тысяч человек, вообще в Якутии около миллиона с улусами вместе. Сейчас уже у них минус 50, вот они в кино и ходят, а куда им еще ходить? У них на первой строке появляется якутское кино, это может быть даже мелодрама вообще ни о чем, но народ туда ходит. Там совершенно другой менталитет».
Правда, с этим объяснением немного не вяжется тот факт, что на последних двух «Кинотаврах» в Сочи — ежегодном главном смотре российского кино — лучшими фильмами, по мнению многочисленных критиков и профессионалов от кино, стали якутские картины «Пугало» и «Нуучча».
Айтуганова также напомнила, что сейчас по закону 50% фильмов в кинопрокате должно быть отечественного производства, так вот татарстанские кинопрокатчики хотят выступить с законодательной инициативой, чтобы из этой половины какая-то часть официально была выделена национальному производству в регионах. Сейчас же федеральные сети сами решают, какой российский фильм включить в прокат, и национальное кино им, что называется, до лампочки.
А в том, что наши люди не ходят на национальные фильмы, директор «Татаркино» убедилась, проведя мини-опрос среди журналистов. Оказалось, что подавляющее большинство пришедших на пресс-конференцию их не смотрело, в том числе и по телевизору, хотя та же картина «Әпипә» прошла по ТНВ. Правда, глубоко за полночь, поэтому ее по «ящику» не видели даже сами авторы.
Выправлять ситуацию собираются всем миром, привлекая даже татарстанский парламент. «У нас 2 декабря пройдет круглый стол в Госсовете РТ по поводу ситуации с кинематографом в Татарстане, — рассказал Ягафаров. — Это будет круглый стол о том, что нам нужен свой фонд кино и как нам выстраивать дорожные карты при работе со следующими картинами. Это не только игровое кино, это и судьба кинохроники, и короткометражное кино. А еще учеба наших студентов в московских вузах. Об этом разговор произойдет».
Идея такого круглого стола принадлежит татарстанским законодателям. «Со стороны Госсовета, Фарида Хайрулловича [Мухаметшина], поступило предложение — наконец-то встретиться с творческими союзами и поговорить о том, чем мы живем», — не без надежды в голосе сказал глава союза кинематографистов РТ.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 112
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.