«Даже в городах-миллионниках наличие деревянных столбов — это практически норма. А если это и не деревянные, то железобетонные, которые были установлены в дремучие советские годы!» — сетовали накануне в Москве на форуме «Умные города». Окутать бесплатным интернетом всех и вся пока не получается из-за устаревших сетей. О том, как федеральный минстрой измеряет индекс «IQ городов», почему комфорт города определяется транспортом и как цифровизация стала похожа на то самое дитя, что при семи няньках оказалось без глаза, — в материале «БИЗНЕС Online».
Марат Хуснуллин: «Среднее значение индекса IQ растет высокими темпами уже второй год подряд. Конечно, на это не могла не повлиять пандемия, которая стала катализатором для внедрения цифровых решений»
Комфортный город — это 15-минутный путь от дома до работы
Цифровизацию городского хозяйства продолжает минстрой России: проект «Умный город» стартовал в 2018 году. Он призван увеличить эффективность управления городской инфраструктурой, заодно предоставив новые возможности власти, бизнесу и населению города и региона. Отметим, что в конце октября минстрой опубликовал индекс IQ-городов — Казань в 2021-м оказалась на третьем месте после Москвы и Воронежа. При этом столица РТ несколько лет входит в тройку лидеров рейтинга, в котором участвует более 200 городов страны.
«Среднее значение индекса IQ растет высокими темпами уже второй год подряд, — говорил ранее вице-премьер Марат Хуснуллин. — Конечно, на это не могла не повлиять пандемия, которая стала катализатором для внедрения цифровых решений». По словам президента российского союза промышленников и предпринимателей Александра Шохина, на сегодня в стране есть несколько направлений, по которым ускоряется переход на IT-технологичные решения: в строительстве — это цифровые подходы к проектированию зданий и территорий (например BIM-проектировние); в транспорте — управление системой дорожного движения через светофоры и камеры, применение беспилотников и электромобилей; в ЖКХ — умные датчики, переход на газовую генерацию, мониторинг системы переработки отходов.
Важно, чтобы цифровые системы управления городами развивались не только в столицах и городах-миллионниках, но и шли на уровень малых городов, отметил Шохин. Но, даже понимая, что и как нужно делать, город упирается в проблему финансирования.
«В городах-миллионниках одна из очевидных транспортных проблем — наземный рельсовый транспорт. Это самый дорогой вид транспорта (не считая метро — прим. ред.), на который у минтранса и правительства денег не хватает, — говорит он. — Комфортный город — это 15-минутный путь от места работы до места рекреации. Даже если мы полчаса поставим, без такого скоростного транспорта, трамвая добиться этого невозможно».
Замминистра строительства и ЖКХ России Константин Михайлик, в свою очередь, заявил, что развитие умных городов должно финансироваться не только за счет государства. В частности, средства, вырученные за счет экономии от внедрения цифровых решений в жилищно-коммунальной сфере, могут быть направлены на развитие отрасли. «С коллегами из блока ЖКХ мы сейчас отрабатываем вопрос того, когда рост тарифа останавливается. А экономия от внедрения цифровых решений передается РСО (ресурсоснабжающей организации — прим. ред.) для того, чтобы полученная выгода могла приносить дополнительные инструменты для развития отрасли», — пояснил Михайлик.
«В городах-миллионниках одна из очевидных транспортных проблем — наземный рельсовый транспорт. Это самый дорогой вид транспорта (не считая метро — прим. ред.), на который у минтранса и правительства денег не хватает»
«По-прежнему не выполнено поручение президента…»
Интернет-тернии на пути реализации проекта умного города раскрыл президент «Ростелекома» Михаил Осеевский. Он призвал минстрой упростить доступ операторов связи в жилые дома. По его словам, сейчас есть серьезные организационно-технологические проблемы для всех участников телекомуникационного рынка — не только гигантов, но и более скромных компаний.
«По-прежнему не выполнено поручение президента правительству, связанное с обеспечением доступа операторов связи в многоэтажные дома, — заявил Осеевский. — А также с включением в строительные ГОСТы требований о подготовке соответствующей инфраструктуры в домах для доступа в квартиры, для создания систем учета потребления. По-моему, год назад еще Владимир Владимирович [Путин] такое поручение дал. Мы бы очень просили наших коллег из министерства строительства все-таки вернуться к этому поручению еще раз… Мы на нем все равно будем настаивать, это позиция РСПП».
Вместе с тем можно и поспорить. Сейчас практически любой оператор, заручившись согласием жильцов, попадает в подъезд, а вот потом часто начинается вакханалия. Провода «пробрасывают» как попало, и эти «сопли» висят затем по стенам подъезда. Так что действительно, какая-то система кабельной канализации внутри подъезда должна быть, но и число операторов связи, которые в итоге получают туда доступ, не может быть бесконечным. Свое решение предложил президент международной светотехнической корпорации «БЛ ГРУПП» Георгий Боос. По его словам, на базе обычных фонарных столбов сегодня можно решить проблему построения интернет-сетей и контроллеров, вплоть до полноценного Wi-Fi-покрытия и сетей поколения 5G. К примеру, чтобы пустить бесплатный беспроводной интернет по городу, достаточно на расстоянии 105 м установить контроллеры. Опоры в городах это позволяют: они стоят на расстоянии 20–35 м, а на трассах — 35–50 метров.
Михаил Осеевский призвал минстрой упростить доступ операторов связи в жилые дома
«Другими словами, на основе светильников можно построить даже сеть 5G!» — заключил он. Однако и тут не все гладко. Во-первых, почти везде — устаревший парк светильников. Натриевые светильники, чаще всего установленные в городах, уступают светодиодным по энергоэффективности. Вдобавок старые лампы ртутные, что осложняет их утилизацию, а перегорают они часто. Во-вторых, города недостаточно освещены: светоточек еще и не хватает. По словам Бооса, на 1 января 2020 года в России около 105 тыс. вынесенных судебных решений и неисполненных до настоящего времени. В числе недостатков системы также устаревшие муниципальные сети и подстанции, питающие сети городского освещения.
В Казани, к примеру, продолжается замена устаревших светоточек на светодиодные. Свет приходит и во дворы — благодаря программе «Наш двор» устанавливаются новые опоры, появляются светильники. Но эта работа не завершена, и наиболее остро не хватает света в присоединенных к Казани поселках.
Но хотя бы проблемы деревянных столбов в столице РТ нет, а это, оказывается, настоящий бич в целом по городам и весям России. «Мы реализовывали много крупных проектов по стране. И заверяю, что даже в городах-миллионниках наличие деревянных опор — это практически норма, — констатировал Боос. — А если это и не деревянные, то железобетонные, которые были установлены в дремучие советские годы и держатся сегодня на честном слове, на арматуре. Напомню, что у железобетонной опоры максимальный срок службы составляет 20 лет. Соответственно, с советских времен уже 30 лет прошло, а мы эти опоры даже не пробуем менять!»
Ни одна из этих проблем в комплексе не может быть решена реализованным энергосервисным контрактом, считает спикер. Для городов их вовсе нужно запретить, предложил Боос, и перейти на концессионные соглашения государственно-частного партнерства.
В основе лежит идея «электродома» — это квартиры с электроотоплением, климат-контролем и системой очистки воздуха
У четырех ведомств цифровизация без глазу
Гендиректор АО «Цифровые платформы и решения умного города» Алексей Голубев отметил, что развиваться различным системам сейчас мешает разобщенность инициатив и неправильное управление деньгами. Так, в стране сегодня занимается цифровизацией четыре ведомства — минстрой, минцифры, МЧС и минтранс. «Хотелось бы, чтобы они между собой дружили и разговаривали! Не хватает координации, и надо с этим что-то делать. Иначе мы просто дублируем затраты бюджетных денег и неэффективно их расходуем». Из-за тощих бюджетов городов правильно было бы выделять процент от субсидий на создание цифровой инфраструктуры, считает Голубев, и вовлекать в это бизнес и само население.
Своими успешными кейсами умных городов поделились застройщики. Генеральный директор ГК «Кортрос» Станислав Киселев, чья компания с 2016 года строит умные дома в Екатеринбурге, рассказал о жилом комплексе «Академический». В основе лежит идея «электродома» — это квартиры с электроотоплением, климат-контролем и системой очистки воздуха. Сегодня здесь (а ЖК превратился в целый район) проживают около 120 тыс. человек, район оснащен более 5 тыс. видеокамер.
«Результат на сегодняшний день — это минус 25 процентов от удельного потребления энергоресурсов по сравнению с обычным городским потреблением и снижение в 10 раз уровня преступности по сравнению со среднегородским, — контрастировал Киселев. — Два новых направления — рекуперация канализационных стоков и внедрение технологий солнечной энергетики. Мы сертифицировали солнечные панели для систем вентилируемого фасада, и уже в том году у нас появятся первые дома с использованием данных систем». И, что интересно, обходится все это цифровое великолепие в сущие копейки. Подключение и оснащение всеми датчиками по сравнению с обычным домом эконом-класса дороже всего на 30 тыс. рублей в расчете на квартиру. Зато степень комфорта повышается, и очень серьезно — неплохо бы и казанским девелоперам обменяться опытом.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 28
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.