Первый конфликт на 10-й минуте вахты

«Я вам ничего не обязан показывать!» — с этих криков накануне начался рабочий день корреспондента «БИЗНЕС Online» в качестве контролера QR-кодов в казанском метрополитене. В 6:10 на станции «Проспект Победы» опрятно одетый мужчина 35–40 лет в серой короткой куртке уверенным шагом проскочил мимо двух женщин-контролеров. В руках он демонстративно держал телефон (видимо, готовился кому-то звонить или снимать происходящее на видео). Одна из женщин, повысив голос, обратилась к сидящему у металлодетекторов сотруднику полиции: «Он не показал код, у него нет!» Молодой человек в форме сразу преградил дорогу целеустремленному QR-зайцу. Завязалась перепалка, полицейский начал оттаскивать за куртку мужчину из прохода и вызвал напарника. Уже вдвоем под возгласы бунтаря «на каком основании?» они провели урок по новым правилам проезда в общественном транспорте. После отповеди агрессивный пассажир двинулся в обратном направлении, к выходу из метро.

Мы договорились с руководством метрополитена о том, что наш журналист с 6:00 до 10:00 будет проверять цифровые пропуска у пассажиров на входе в метро. Работа на равных с другими контролерами, без поблажек. В это утро пришлось насмотреться и наслушаться всякого.

По регламенту, на каждой станции метро в первый день проверки QR-кодов должны быть по два контролера. У «Проспекта Победы» поставили сразу четверых. Когда пик трафика спал, двое ушли — их перекинули на другие станции. Обязательное требование ко всем контролерам — наличие QR-кода.

«Будешь стоять рядом с другими контролерами, наводить камеру на QR-код, смотреть, действителен ли он, сверять данные с документами и, если все в порядке, пропускать пассажира в метро» Инструктаж был очень общим: «Будешь стоять рядом с другими контролерами, наводить камеру на QR-код, смотреть, действителен ли он, сверять данные с документами и, если все в порядке, пропускать пассажира в метро»

За день до выхода на работу мне объяснили, что придется делать. Инструктаж был очень общим: «Будешь стоять рядом с другими контролерами, наводить камеру на QR-код, смотреть, действителен ли он, сверять данные с документами и, если все в порядке, пропускать пассажира в метро». Более подробные инструкции и обмундирование ожидали уже на станции в 6:00. Также были выданы: фирменный красный жилет контролера метроэлектротранса, смартфон ZTE Blade A3 с приложением для проверки QR-кодов, сим-карта.

«Открыть эту ерунду невозможно!»: первый день охоты на QR-зайцев

Моим «куратором» назначили сотрудницу метрополитена Элину. Она дежурила около другого входа, а когда я доложила ей о своем прибытии, попросила немного подождать. Элина должна была объяснить мне порядок работы, но после утреннего инцидента инструктаж вышел скомканным — на ее входе конфликтных пассажиров было еще больше. Чтобы долго не задерживаться, куратор вручила мне красный фартук и служебный смартфон. На собственном QR-коде я убедилась, что он работает, и решительно встала около крайней двери. Меня предупредили, что максимальный трафик начинается в 6:30.

Самыми волнительными стали первые минуты работы — проверка QR-кодов у первых десяти пассажиров. Еще непонятно, как реагирует основная масса людей, и что отвечать в той или иной ситуации Самыми волнительными стали первые минуты работы — проверка QR-кодов у первых 10 пассажиров. Еще непонятно, как реагирует основная масса людей и что отвечать в той или иной ситуации

«Если идиоты пишут постановление, не значит, что нам это надо»

Самыми волнительными стали первые минуты работы — проверка QR-кодов у первых 10 пассажиров. Еще непонятно, как реагирует основная масса людей и что отвечать в той или иной ситуации. Первым «клиентом» стал дедушка лет 70. Дрожащими руками он протянул потрепанную копию справки о медицинском отводе без QR-кода. Заметив, что я немного растерялась в объяснениях, ко мне на помощь пришла «коллега по метрополитену» и рассказала пожилому мужчине о новых правилах.

Кто работает контролером вместе со мной? Как мне позже объяснила Элина, на первый период, пока пассажиры привыкают к новым правилам, около входов выставили сотрудников разных отделов и служб «Метроэлектротранса». Сейчас продолжается набор специально на должность контролеров QR-кодов, но из необходимых 44 проверяющих занято только 14 вакансий.

Львиная доля пассажиров подходили со старыми справками о медотводе. Они объясняли, что новый образец начали выдавать только сегодня (на самом деле на прошлой неделе), но и «сегодня надо как-то на работу ехать». Я и мои коллеги извинялись и разворачивали таких пассажиров на выход. Встречались те, кто успел заскочить в поликлинику и обновить документ, их мы беспрепятственно пропускали. Но за четыре часа работы наткнулась всего на трех таких пассажиров.

На моих глазах, увидев четверку контролеров на входе, одна из женщин растерялась и долго копошилась в своих сумках. Наконец она достала недействительный медотвод и копию паспорта. Мы опять извиняемся и разворачиваем женщину. «Фашистская система, будь она проклята!» — выкрикивает та, складывая справки обратно.

Немало пассажиров попытались пройти только с первым компонентом вакцины. В соцсетях и мессенджерах этот способ проскочить в общественный транспорт был весьма популярен: с сертификатом о вакцинации первым компонентом якобы можно разжалобить кондуктора. Но в нашем случае эта уловка не работала. Вот так выглядел типичный диалог с владельцем сертификата о вакцинации:

— Вы с первой прививкой пускаете? — спрашивает мужчина.

— Нет, только QR-код, — отвечает моя напарница.

— Почему?

— Потому что так в постановлении кабмина РТ написано.

— Если идиоты пишут постановление, не значит, что нам это надо.

— К сожалению, нам приходится. Извините, пожалуйста.

— А если они завтра напишут, что…

— Не цепляйтесь к словам, мы же взрослые люди, — просит контролер.

Служебный смартфон невероятно тормозил работу. Он не отличался скоростью, долго фокусировался на QR-коде и еще дольше подгружал страницу с данными Служебный смартфон невероятно тормозил работу. Он не отличался скоростью, долго фокусировался на QR-коде и еще дольше подгружал страницу с данными

Бесполезные смартфоны и поддержка полиции

Вскоре трафик стал плотнее, и молодой полицейский встал ближе, укрепляя наше спокойствие. Не представляю, каково было тому кондуктору противостоять пассажиру с перцовым баллончиком. Наш страж порядка появлялся сразу, как только назревал конфликт. Он отводил бунтовщика в сторону и зачитывал буквально одну и ту же фразу: «Постановление кабмина №1100 от 17 ноября», — и дальше по тексту. Внушения от человека в форме действовали на пассажиров успокаивающе. Но такое «лечение» и для нашего «телохранителя» было чревато побочными эффектами. «Если власти отменят это, я буду только рад, счастлив, честное слово», — признался полицейский в разговоре с кем-то из пассажиров.

Служебный смартфон невероятно тормозил работу. Он не отличался скоростью, долго фокусировался на QR-коде и еще дольше подгружал страницу с данными. Мои напарницы быстро раскусили бесполезность гаджета и достали свои смартфоны, я держалась целых 40 минут, но потом тоже капитулировала.

Проверки затягивались также из-за особенностей пассажиров. Одни складывали распечатки QR-кодов в канцелярские файлы, которые отражают свет и не дают отсканировать документ. В этом случае я долго искала подходящий для съемки угол. У пожилых людей (а распечатанные файлы были преимущественно у них) при демонстрации дрожат руки или они поворачивают под углом экран. Спасибо тем, кто упрощал нам работу и заранее готовился к демонстрации кодов. Помимо стандартных распечаток в файлах и скриншотов на телефонах, нам показывали ламинированные и аккуратно вырезанные квадратики, кто-то заботливо приклеивал их на чехол паспорта или телефона. Самой практичной была распечатка, аккуратно вставленная в небольшой чехол-брелок на ключах. 

Не меньший стресс, чем контролеры испытывали несовершеннолетние. У них мы обязаны спрашивать документ, подтверждающий возраст Не меньший стресс, чем контролеры, испытывали несовершеннолетние. У них мы обязаны спрашивать документ, подтверждающий возраст

«Государство ведет политику терроризма, а вы пособники»

Не меньший стресс, чем контролеры, испытывали несовершеннолетние. У них мы обязаны спрашивать документ, подтверждающий возраст. Часть молодых людей и девушек шли к нам с испуганными глазами, но с подготовленным паспортом либо его фотографией. Школьников в форме с рюкзаками пропускали практически без проверки, а «спорных» пассажиров просили показать хотя бы учебник. В случае его отсутствия отправляли вызванивать родителей, которые высылали «пропуск в метро» на мессенджер.

У взрослых пассажиров паспорта и прочие документы мы не спрашивали. «Мы не имеем право требовать паспорт», — объяснила моя временная коллега. «А как быть, если возникнет спорная ситуация?» — спросила я. — «Можно попросить назвать дату рождения или позвать полицейского». Один такой случай в результате возник. Подошел мужчина со справкой о медотводе без QR-кода. Я извинилась и объяснила, что не могу его пропустить. Он отошел в сторону, повозился в телефоне и вновь подошел, но уже с QR-кодом. Я отсканировала его и попросила назвать дату рождения. «Мою или который в коде?» — улыбаясь, спросил мужчина. По инструкции я позвала на помощь старших коллег, которые отправили хитреца на выход.

Одна явно недовольная происходящим женщина пожилого возраста спросила нас: «Когда все это закончится, куда вы пойдете работать?» Мы переглянулись, и моя напарница ответила (собрав все терпение в кулак): «Пока мы тут, нас ждут основные рабочие места». «А вы сами вакцинированы?» — поинтересовался у меня мужчина, ехидно улыбаясь. Услышав положительный ответ, он выдал: «Ой, ой, обманщики!» Другой мужчина сначала не хотел показывать свой код. Сдавшись, он тихонько произнес: «Наше государство ведет политику терроризма, а вы пособники террористов!»

За четыре часа работы корреспондент «БИЗНЕС Online» проверила 250 QR-кодов. Всего 5 оказались недействительны. По словам других контролеров, народу в этот час пик было немного меньше, чем обычно За четыре часа работы корреспондент «БИЗНЕС Online» проверила 250 QR-кодов. Всего пять оказались недействительными. По словам других контролеров, народу в этот час пик было немного меньше, чем обычно

«Думала встречать пассажиров с улыбками»

По мере того как рос трафик, куда-то улетучивалась наша вежливость. Сначала из лексикона пропали «доброе утро» и «здравствуйте», потом «хорошего дня» и «извините». Под конец ответом на все вопросы стала отточенная формулировка: «Постановление кабмина №1100 от 17 ноября…» На извинения перед пассажирами не было ни времени, ни сил, приходилось как робот требовать и проверять код, иначе даже с четырьмя контролерами накопилась бы огромная очередь.

«Я всю ночь не спала. Думала, [как] встречать пассажиров с улыбками», — призналась одна из напарниц в минуту передышки. В свою защиту скажу: голос мои коллеги ни разу не повысили.

За четыре часа работы корреспондент «БИЗНЕС Online» проверила 250 QR-кодов. Всего пять оказались недействительными. По словам других контролеров, народу в этот час пик было немного меньше, чем обычно. Видимо, новости через сарафанное радио дошли до многих «бескодников». Огромных очередей, выходящих на улицу, также удалось избежать. Считаю, мы отработали успешно. Но журналисту легко говорить, я ушла писать текст, а моих новых подруг ждал поток пассажиров — теперь уже на самой проходной после обеда станции метро «Площадь Тукая».