К концу первой половины дня вчера из трамваев и троллейбусов в Казани высадили 786 пассажиров без QR-кодов К концу первой половины дня вчера из трамваев и троллейбусов в Казани высадили 786 пассажиров без QR-кодов Фото: «БИЗНЕС Online»

«Вчера к десяти утра развернули 800 пассажиров без кодов, сегодня — 313»

Полноценной статистики о том, с какими потерями перевозчики вчера пережили первый день проверок QR-кодов, пока нет — она собирается в ситуационном центре. Известно, что к концу первой половины дня накануне из трамваев и троллейбусов в Казани высадили 786 пассажиров без QR-кодов. 

Двоих забрала полиция, еще 18 не дождались сотрудников правоохранительных органов и самостоятельно вышли из салона общественного транспорта. Известно о нескольких эпизодах нападений на кондукторов автобусов, включая инцидент с пассажиром, который распылил перцовый баллончик. По данным источника нашего издания, злоумышленник уже задержан полицией. Возможно, теперь власти устроят показательный суд. 


Есть и хорошие новости — начался процесс разблокировки транспортных карт пассажиров в возрасте 60+. Как рассказал «БИЗНЕС Online» генеральный директор АО «Транспортная карта» Денис Эйдлин, по сравнению со вчерашним днем разблокировали 10,4 тыс. карт, так что на сегодня из 261 тыс. льготных проездных, которые находятся на руках у людей старше 60, остаются заблокированными 147 тысяч. «Работа продолжается, динамика есть», — подчеркнул он.

Сергей Темляков: «По нашим оценкам, мы потеряли вчера более 30% пассажиропотока» Сергей Темляков: «По нашим оценкам, мы потеряли вчера более 30 процентов пассажиропотока» Фото: «БИЗНЕС Online»

В остальном сводки неутешительные. «По нашим оценкам, мы потеряли вчера более 30 процентов пассажиропотока», — рассказал нашему корреспонденту председатель ассоциации АТП РТ Сергей Темляков. Однако он заверил нашего корреспондента, что накануне подвижной состав вышел на линию в полном объеме, но, если ситуация не изменится, перевозчики подумывают о разумном сокращении числа автобусов на линии. «В этом плане разблокировка транспортных карт нас очень радует, появляются дополнительные пассажиры», — добавил Темляков. Собеседник издания также напомнил, что перевозчики по-прежнему ждут решения правительства и президента РТ Рустама Минниханова в части субсидиарной помощи на покрытие убытков из-за снижения трафика. «Пока по-прежнему непонятны ни суммы, на которые мы можем рассчитывать, ни механизм их получения», — заключил наш собеседник.

«Сегодня надо как-то на работу ехать»: день из жизни «охотника» на QR-зайцев в метро

Сегодняшнее утро для сотрудников «Метроэлектротранса» началось заметно легче вчерашнего. Накануне, как рассказал «БИЗНЕС Online» гендиректор предприятия Айдар Абдулхаков, в результате действий одного из нарушителей в 6:33 на линии встали 11 трамваев. Предприятие намерено взыскать ущерб за простой транспорта в утренний час пик — сумма оценивается в 6,4 тыс. рублей. 

Вал возмущения был неизбежен, к нему готовились и морально, и технически. Но сегодня люди, узнавшие накануне о новых правилах, уже не пытаются прорываться. Если вчера к 10 часам утра развернули 800 пассажиров без кодов, то сегодня — всего 313. Полицию же пока вызвали дважды. Резкое снижение пассажиропотока наблюдается и здесь. «За вчерашние сутки мы потеряли приблизительно 30 процентов пассажиров в метро и 26 процентов на трамвайных и троллейбусных маршрутах, — пояснил Абдулхаков. — Низкий пассажиропоток какое-то время будет нормой, пока пассажиры не пройдут вакцинацию. Конечно, мы надеемся, что люди вернутся в общественный транспорт, а пока их нет, рассчитываем на какую-то компенсацию». 

Первый заместитель директора ООО «Байлык №3» Руслан Юсупов рассказал нашему корреспонденту, что за вчерашний день пассажиропоток на его маршруте уменьшился на 25%. Он отметил, что бо́льшая часть пассажиров оказались очень вежливыми и уже на входе готовились показать QR-код. Но были и исключения. «Первый инцидент — кондуктору сломали нос. А второй — пассажир отказался показывать QR-код и документы, выходить из автобуса. Пришлось всех пассажиров высадить, а он принципиально сидел. Вызвали полицию, а пока сотрудники ехали, автобус сошел с линии на целый круг», — поделился Юсупов. Он добавил, что на предприятии пока не принимали решения, добиваться ли возмещения убытков за простой транспорта.

После первого дня действия новых правил некоторые кондукторы написали заявления на отпуск на ближайшие дни. «Но с учетом того, что сократился пассажиропоток, сейчас мы сократим часть автобусов, это не будет особо заметно, потому что переполнения не случится. А вот как финансово [отразится на нас], вообще очень сложно сказать», — добавил Юсупов.

Ожидаемый золотой дождь на таксистов Татарстана вчера так и не пролился Ожидаемый денежный дождь на таксистов Татарстана вчера так и не пролился Фото: «БИЗНЕС Online»

В такси спрос за пределы нормы не вышел

Ожидалось, что высвободившийся поток пассажиров бросится на рынок такси, где QR-коды пока не требуются. Однако в полной мере денежный дождь на таксистов Татарстана вчера так и не пролился. «Накануне утром в Казани количество заказов было сопоставимо с прошлым понедельником, а днем поступило больше, чем обычно, — рассказал корреспонденту „БИЗНЕС Online“ начальник отдела по связям с общественностью службы заказа такси „Максим“ Павел Стенников. — Причины могут быть разными. Возможно, людям с QR-кодами просто не понравились утренние сложности с общественным транспортом и они решили далее передвигаться на такси». Стенников полагает, что делать выводы по первому дню преждевременно. «Люди и общественный транспорт еще не адаптировались к QR-кодам. Более объективно ситуацию можно будет анализировать по прошествии нескольких дней. — говорит он. — Агрегатор не планирует менять тарифы, спрос за пределы нормы не вышел».

В пресс-службе китайского агрегатора такси DiDi нашему корреспонденту сообщили о росте числа заказов почти на 1/4 в сравнении с прошлым понедельником. Однако рядовые водители динамики практически не замечают. Владелец одного из таксопарков в Челнах (агрегатор «Яндекс.Такси») Рафаэль Абелян в беседе с нашим корреспондентом заметил, что в автограде заказов больше не стало. «Вчера у нас был обычный день, никаких изменений», — констатировал он. Вероятно, отсутствие повышенного спроса связано с тем, что в Челнах нет тотального контроля в общественном транспорте, а контрольные проверки настолько редки, что пассажиры их даже не замечают?

Услугу карпулинга в республике развивают пассажиры без QR-кода — до работы и обратно они теперь добираются за символическую плату на машинах сочувствующих антиваксерам соседей по микрорайону Услугу карпулинга в республике развивают пассажиры без QR-кода — до работы и обратно они теперь добираются за символическую плату на машинах сочувствующих антиваксерам соседей по микрорайону Фото: «БИЗНЕС Online»

Рост рынка карпулинга: «Непривитым старше 60 лет тоже как-то надо добираться до больниц»

Не исключено, что львиная доля «общественных» пассажиров пересела на частный транспорт. Услугу карпулинга в республике развивают пассажиры без QR-кода — до работы и обратно они теперь добираются за символическую плату на машинах сочувствующих антиваксерам соседей по микрорайону. Найти друг друга водителям и пассажирам помогают сообщества в «Телеграме», чья популярность непрерывно растет. Например, в «Попутке Казань» более 8 тыс. пользователей (двукратный рост за сутки), а в «Подвези друга Казань» — больше 10 тысяч. Группа по карпулингу в Набережных Челнах остается в аутсайдерах — там не набралось даже тысячи пользователей (что косвенно подтверждает тезис о том, что проверки в транспорте автограда не такие жесткие, как в Казани).

«На данный момент не у всех есть QR-коды (по разным причинам), а двигаться по городу как-то надо, поэтому мы и создали группу в „Телеграме“, — рассказал корреспонденту „БИЗНЕС Online“ модератор одной из таких групп. — Так сказать, помощь в передвижении по нашему городу. Многие работают и учатся в разных уголках города. У непривитых старше 60 лет приостановлено действие социальных проездных с сегодняшнего дня. Им тоже как-то надо добираться до больниц, поликлиник и так далее».

Казанские сообщества карпулинга набирают популярность и в других регионах. Нередко в чатах встречаются сообщения такого рода: «Ребятки, север Мурманска с вами! Прорвемся», «Киров с вами», «Ребята, держитесь, мы выстоим! Не прогибайтесь! Из Сибири» и даже «Казань!!! Держись, Москва с тобой!!!» (Орфография и пунктуация авторов сохранены — прим. ред.)

Карпулинг опутывает плотной сетью районы Казани — в «Телеграме» появилось с десяток групп помельче, нацеленных на перевозки из одного района в другой. Есть группы для жителей кварталов, Азино, Вахитовского, Авиастроительного, Приволжского, Советского, Кировского и Московского районов. Их численность колеблется от 600 до 2 тыс. пользователей и непрерывно растет.

Развитие получили и междугородние перевозки внутри республики. «Я работаю на автомобильном заводе, у меня два автомобиля — LADA Vesta и Kalina, иногда работаю в такси, — рассказал о себе администратор группы „BlaBlaCar попутчики по Татарстану“. — Три года назад я создал группу, поскольку приложение BlaBlaCar блокирует таксистов. Это удобно, когда нужно отправить кого-либо или прислать посылку». Собеседник издания заметил, что в последние дни количество подписчиков и число поездок в группе выросли примерно на 20–30%.

Ленар Габдурахманов рассказал, что за 10 месяцев 2021 года в Татарстане с транспортными средствами малой вместимости — минивэнами или микроавтобусами, произошло 134 ДТП, 217 человек пострадали и 9 человек погибли Ленар Габдурахманов рассказал, что за 10 месяцев 2021 года в Татарстане с транспортными средствами малой вместимости — минивэнами или микроавтобусами — произошло 134 ДТП, 217 человек пострадали и 9 человек погибли Фото: «БИЗНЕС Online»

Минниханов предложил детям ловить нелегальных перевозчиков

Свой взгляд на альтернативные способы доставки пассажиров из точки А в точку Б есть и у руководства республики. Организация контроля в сфере межмуниципальных перевозок стала накануне одной из обсуждаемых тем на встрече предпринимателей с президентом РТ Миннихановым в Набережных Челнах.

Минниханов – Минуллиной: «Если подведете, я вас или на повышение, или уволю!»

С тезисом о том, что нелегальные перевозки убивают легальных перевозчиков, выступил директор ООО «Экспресс» Дмитрий Грузков. «Как добросовестные перевозчики, мы проводим предрейсовый осмотр транспортного средства, водителя, несем расходы по страхованию жизни и здоровья наших пассажиров. Нелегальные перевозчики, как правило, пренебрегают этим вопросом, ставя под угрозу жизнь и здоровье своих пассажиров, которых они перевозят. ПДД написаны кровью пассажиров, попавших в аварию, пренебрегать ими нельзя».

Грузков пожаловался на то, что на маршруте №104 Зеленодольск – Казань автобусы не могут подъехать к остановке «Школа» на выезде из Казани, потому что все подъезды оккупированы нелегальными перевозками. Он попросил Минниханова вмешаться и искоренить нелегальные перевозки.

Присутствовавший на встрече начальник ГИБДД РТ Ленар Габдурахманов рассказал, что за 10 месяцев 2021 года в Татарстане с транспортными средствами малой вместимости — минивэнами или микроавтобусами — произошло 134 ДТП, 217 человек пострадали и 9 человек погибли. «9 человек — это 4 процента от общего количества погибших в республике», — подчеркнул он. В пример Габдурахманов привел ДТП от 9 мая этого года на трассе Казань – Оренбург. В результате столкновения грузового транспорта и автобуса погибли пять человек. «Микроавтобус перевозил пассажиров без соответствующего разрешения», — констатировал глава ГИБДД. В этом году, сообщил он, пресечено более 5 тыс. административных правонарушений, из них более 2,5 тыс. — в отношении водителей, которые перевозят пассажиров на автомобилях LADA Largus.

С 2017 года в республике работает межведомственная рабочая группа по противодействию незаконным перевозкам под председательством заместителя премьер-министра РТ Шамиля Гафарова. За время ее работы Госавтоинспекцией, Росздравнадзором и минтрансом выявлено более 40 тыс. правонарушений и ликвидировано пять незаконных стоянок посадки-высадки пассажиров. В этом году этот вопрос, по словам Габдурахманова, обсуждался дважды на комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения. «Нами совместно с Госсоветом, минтрансом и Росздравнадзором республики прорабатывается вопрос о внесении изменений в №99-ФЗ по лицензированию в частности пункта 24 статьи 12, где предлагается лицензировать пассажирские перевозки на транспортных средствах, перевозящих более пяти пассажиров. Как раз они и войдут в сферу LADA Largus и такого рода автомобилей и микроавтобусов», ­— озвучил начальник ГИБДД РТ.

С 1 по 10 декабря, добавил Габдурахманов, ГИБДД, минтранс и Росздравнадзор будет проводить операцию «нелегальный перевозчик». Начальник ГИБДД обратился к коллегам с просьбой довести до инспекции информацию о водителях, которые работают нелегально.

Минниханов в ответ заметил, что необходимо через парламент внести предложение, чтобы ТС с вместимостью свыше пяти пассажиров входило в категорию надзора. По словам Габдурахманова, именно этот вопрос сейчас прорабатывается с профильным комитетом и внесение изменений в №99-ФЗ вовлечет за собой изменение в постановление правительства №1616 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами».

Министр транспорта РТ Фарит Ханифов обратился ко всем перевозчикам с просьбой установить камеры видеофиксации на всех автобусах, которые были бы подключены к системе «ГЛОНАСС+112»: «Мы их станем фиксировать со всех сторон. Бороться с этим злом нужно всем вместе».

«Если помните, у нас был экологический патруль: молодежь снимает, баллы получают, а мы их потом награждаем. Может, нам такую акцию сделать? Молодежь — самая активная, особенно школьники. Школьникам определить призовой фонд, пусть фоткают! — предложил Минниханов. — Это такой призыв детям, разработаем форму поощрений, заинтересуем».