4 ТЫС. ДЛЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ВИТРИН

По словам управляющего директора казанского филиала «Ситилинк» Игоря Шермана, Казань для выхода выбрана в рамках стратегии по охвату ритейлером городов-миллионников. «Ситилинк», который развивает федеральный IT-дистрибьютор - компания Merlion (многие ее помнят по неудавшемуся проекту российского ноутбука Iru), работает как электронный магазин. В торговом зале нет витрин и полок, а только клиентские терминалы самообслуживания.

«В числе конкурентных преимуществ у себя мы видим – низкие издержки и, соответственно, низкая цена. Открытие новых магазинов, конечно, планируется, уже в этом году. Основные наши конкуренты – «Юлмарт», DNS, - считает Шерман.

По мнению представителя проекта «Холодильники&Климат» Дины Сайфутдиновой, появление формата «Ситилинк» объясняется, прежде всего, желанием материнской компании Merlion, являющейся крупным оптовым поставщиком, повысить маржинальность за счет нового канала сбыта - розницы.

СМЕНА КАРАУЛА

Как отметил управляющий «Ситилинка», летом 2011 года в Казань вышла петербургская компания, которая работает в подобном формате, - «Юлмарт». Первый магазин, который ритейлер назвал громким словом «кибермаркет», открылся в ТЦ «Грани». А еще раньше в похожем формате работала федеральная сеть «Санрайз», которая в итоге была вынуждена уйти с рынка.

Вообще, сегодня казанский рынок, отличающийся высокой конкуренцией, не сильно жалует чужаков. Буквально недавно с рынка была вынуждена уйти сеть Polaris. Первый ее магазин в столице Татарстана был открыт в августе 2005 года, и, увеличив число магазинов до четырех, компания планировала занять 80% казанского рынка оргтехники. В 2009 году был закрыт первый, а в конце 2011 года последний.

Sitilin.jpg
Все эксперты отмечают не совсем удачное расположение магазина «Ситилинк»

МЕСТ НЕТ

Участники рынка считают, что сегодня в Казани нет свободных ниш, и утвердиться можно, только «отъев» долю у конкурентов. Достаточно удачно в рынок вписалась, например, дальневосточная сеть DNS, которая за счет демпинга и агрессивного маркетинга смогла потеснить местных ритейлеров. Тактика нового игрока заключалась в открытии своих магазинов рядом с магазинами конкурентов.

Что же касается электронного формата торговли, то, по мнению опрошенных «БИЗНЕС Online» игроков, формат - инновационный, его лучшие дни еще впереди, но классический формат торговли по-прежнему будет сохраняться. Человеку хочется вживую увидеть товар, протестировать, обсудить.

В то же время выход «Ситилинк» в Казань оценивают достаточно бледно. Во-первых, проведенная рекламная кампания, скорее, сыграла на руку питерскому «Юлмарту», а во-вторых, не совсем удачно расположение магазина - вдали от основных людских потоков.

«НАГАДЯТ И УХОДЯТ»

Евгений Крылов - гендиректор «ТАТИНКОМ Компьютерс»:

- Пока оценивать выход на рынок нельзя. Поживем-увидим. Слишком много было этих игроков. Выходят на рынок они часто, нагадят и уходят.

Думаю, что на нашем рынке свободной ниши уже нет. Сейчас ведутся только ценовые войны. Только ценой берут, а рентабельность этого рынка и так уже предельно мала.

"Ситилинк" является представителем очень крупного московского дистрибьютора – Merlion. Похвастаться уникальностью товара они не могут, берут только ценой.

По поводу особенностей электронной торговли – вот мне лично сначала товар нужно посмотреть, потрогать. Некоторые покупки я, конечно, и сам делаю в интернете, но все-таки, как человек того поколения, хотел бы сначала товар увидеть.

Перспективы на рынке электронной торговли, конечно, есть. Это очень удобно, быстро, но пока психологически, наверное, непросто. Молодое поколение преодолело этот барьер, а мне, например, пока непривычно.

Традиционные формы продажи электронная торговля не вытеснит. У нас продажи – это еще и некий ритуал. Бывает, что человек идет со всей семьей в магазин, что-то выбирает, покупает, потом эту покупку празднуют. А в электронной торговле все очень холодно – хлоп-хлоп, заказал, и все. Холодильник в офис, в гараж еще можно заказать. Думаю, электронная торговля еще наберет свои обороты, но до конца не вытеснит традиционные продажи.

Sitilink.jpg
В торговом зале нет витрин и полок, а только клиентские терминалы самообслуживания

«ИЩУТ НОВЫЙ КАНАЛ СБЫТА ДРУГОЙ МАРЖИНАЛЬНОСТИ»

Марат Ахунов - директор по рознице «МЭЛТ»:

- Благодаря, возможно, их «удачному» месторасположению мы их пока вообще не ощутили. Свободных ниш сегодня в Казани нет. Если появится на рынке кто-то лучше, чем остальные, то он просто заберет долю у ныне существующих игроков. В любое время – и через 5, и через 10 лет – те, кто будут появляться, будут уже только забирать существующую долю.

Завоюет ли "Ситилинк" рынок? Поживем – увидим. В других городах его как-то ощущали, а в Казани мы его пока совсем не чувствуем.

Перспективы на рынке электронной торговли есть, но традиционные продажи этот формат полностью не вытеснят. Все-таки нужно еще покупателям ходить в настоящий магазин, посмотреть товар, а потом заказывать по интернету подешевле. Мы тоже сейчас хотим на этом сделать упор: и не убирать свои традиционные магазины, но и в конкуренцию электронным открыть свой электронный магазин. Товары все одни и те же, грандиозных отличий придумать невозможно.

Дина Сайфутдинова - проект "Холодильники&Климат":

- Формат, когда онлайновый магазин открывает оффлайн (ставит терминалы, некоторые образцы) - это уже не новинка. Здесь, в данном случае, приход "Ситилинка" расстановку сил в Татарстане как в онлайне, так и в оффлайне не поменяет. Это не новинка, не ноу-хау. По такому же принципу работает у нас "Юлмарт". По такому же принципу работал магазин Sunrise, который, кстати, закрылся несколько лет назад.

Такой формат – скрещение онлайна и оффлайна – пробуют многие компании, но я, как специалист, который работает на этом рынке уже 18 лет, не видела ни одного удачного проекта, который бы занял мощную долю рынка и поменял расстановку сил ведущих игроков.

Отдельно хочется сказать по поводу рекламы. У "Юлмарта" каналы продвижения с точки зрения коммуникации были выбраны грамотно, и целевая аудитория - и визуально, и аудиально - узнала о данной компании. Сейчас ее тоже видно и слышно. У "Ситилинка" – очень невзрачная рекламная кампания. Каналы продвижения, на мой взгляд, тоже были выбраны неудачно. Люди сразу вспоминают "Юлмарт", но не "Ситилинк". Сам их оффлайновый магазин расположен в неудачном месте, в каком-то неизвестном торговом центре.

В розничном бизнесе самая большая статья расходов – это аренда площади, затем идет зарплата сотрудникам. При этом такие скрещенные форматы (тот же самый "Юлмарт" и "Ситилинк") открывают не маленькие магазинчики, а на больших площадях. Это достаточно затратно по аренде.

Если люди уходят в онлайн из оффлайна, то, если брать экономическую модель, это значит, что у вас есть отлаженный логистический комплекс, есть склады, наличие товара, узнаваемое имя. И тогда, как дополнительный канал, открывается электронный магазин. Чтобы поддерживать электронный формат, все эти факторы очень важны. Кроме того, нужны хорошие объемы, которые прокачиваются через поставщиков.

Скорее всего, розничный проект этого магазина сделан на базе крупнейшего оптового поставщика – оператора по цифровой технике. Тогда все сходится: у них и проблем с товаром нет никаких, развита и транспортно-складская логистика. Опт как бизнес сейчас снижается, и они находят для себя новый канал сбыта другой маржинальности, так как в рознице маржинальность выше, чем в опте.

Справка

Электронный дискаунтер «Ситилинк»

Начал работу в декабре 2008 года. Проект развивает крупнейший российский IТ-дистрибьютор Merlion. Магазины сети работают в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Чебоксарах, Волгограде, Самаре, Ростове-на-Дону и Казани.