Предприятиям республики предложили создавать УФИЦ — исправительные центры на своей территории, где смогут отбывать наказание, жить и трудиться осужденные к принудительным работам. «Несмотря на материальные затраты при создании УФИЦ, многие заинтересовались данным направлением деятельности», — сообщает официальный сайт УФСИН по РТ. О том, зачем бизнесу понадобилось примерять на себя лавры Антона Макаренко для взрослых правонарушителей и с какими результатами в Казани уже несколько лет создается продуманная система социальной реабилитации и адаптации осужденных, — в нашем материале.
Формат принудительных работ ФСИН применяет с 2017 года как альтернативу лишению свободы. Заключенные трудятся от двух месяцев до пяти лет в исправительных центрах на базе учреждений уголовно-исполнительной системы или на участках, созданных на базе предприятий
«Среди наших подопечных было всего 5 процентов рецидивов»
В ноябре в республиканском министерстве промышленности и торговли прошло совещание под председательством заместителя министра Ивана Колчина. В формате круглого стола обсуждались вопросы апробации программы ресоциализации осужденных региона. К разговору были приглашены заместитель начальника УФСИН России по РТ Андрей Яковенко, начальник отдела по контролю за исполнением наказаний, не связанных с изоляцией от общества, УФСИН России по РТ Айрат Хабибуллин, а также представители промышленных предприятий Татарстана. Главный месседж встречи — на территориях предприятий могут быть созданы УФИЦ (изолированные участки, функционирующие как исправительные центры). По сути, это общежития на территории или вблизи предприятия, где осужденные к принудительным работам живут под наблюдением сотрудников УФСИН, выходя только на смены или «в увольнительную» за хорошее поведение. По сообщению организаторов круглого стола, несмотря на материальные затраты при создании УФИЦ, многие предприятия проявили интерес к данному направлению работы. Но пойдет ли дело дальше выражения вежливого внимания? И какие бонусы, кроме «плюса в карму», получают работодатели, которые вслед за Антоном Макаренко поверили в великую силу созидательного труда, делающего из правонарушителя достойного члена общества?
Формат принудительных работ ФСИН применяет с 2017 года как альтернативу лишению свободы. Заключенные трудятся от двух месяцев до пяти лет в исправительных центрах на базе учреждений уголовно-исполнительной системы или на участках, созданных на базе предприятий. В Татарстане действует исправительный центр №1 в Казани на 300 мест и УФИЦ при ИК-4 в Нижнекамске на 50 мест. Наше издание сообщало, что КАМАЗ этой осенью привлек к сборке грузовиков 8 заключенных из нижнекамского УФИЦ-8.
Масштабы деятельности исправительного центра в Казани более внушительны. За 2019–2021 годы работой были обеспечены 268 осужденных. Это стало возможным благодаря совместной работе УФСИН России по РТ и Центра социальной реабилитации и адаптации, автономной некоммерческой организации, которую возглавляет известный казанский благотворитель Азат Гайнутдинов. Среди начинаний, развиваемых АНО «ЦРА» — проект помощи бездомным «Приют человека», организация пунктов горячего питания для малоимущих в разных районах Казани, социальное кадровое агентство «ТРУДЯГИ.РФ».
«Трудоустройством лиц, побывавших в местах лишения свободы, мы занимаемся в общей сложности около 15 лет, — говорит Гайнутдинов. — К нам сначала приходили те, кто после освобождения находился в отчаянном положении, — без крыши над головой, без родных, без средств к существованию люди часто совершают новое преступление. То есть пришедших нужно было в первую очередь отмывать, кормить, устраивать на ночлег. Так родилась идея, что нужна полноценная, системная программа ресоциализации, причем начинаться она должна еще в колонии. Ведь даже результаты той работы, которая велась просто по наитию, без команды, за счет энтузиастов и на пожертвования, поражали — среди нашего контингента было всего 5 процентов рецидивов».
Азат Гайнутдинов: «К нам сначала приходили те, кто после освобождения находился в отчаянном положении, — без крыши над головой, без родных, без средств к существованию люди часто совершают новое преступление. Так родилась идея, что нужна полноценная, системная программа ресоциализации, причем начинаться она должна еще в колонии»
Бизнесмены, которые крутили пальцем у виска, сегодня становятся за спецконтингентом в очередь
В отличие от многих стран Европы и США у нас пока нет государственной службы пробации — социальной поддержки бывших заключенных, с тем чтобы они, обретя свободу, не вернулись на путь криминала. Хотя на днях минюст сообщил, что в ближайшее время обнародует законопроект о создании такой службы в России. А пока вся работа строится на таких энтузиастах, как Гайнутдинов и его АНО «ЦРА».
«За последние 7 лет мы помогли более чем 21 тысяче бывших осужденных по всей России. Это организация питания, временное проживание, обеспечение одеждой, квалифицированной юридической и психологической помощью, трудоустройством, — сообщили в ЦРА. — За эти годы мы опробовали различные варианты ресоциализации и пришли к выводу, что наиболее эффективным является метод, закрепленный в статье 80 УК РФ — уголовное наказание в виде принудительных работ. Замена неотбытой части наказания исправительными работами или условно-досрочным освобождением не позволяет в полной степени вернуть человека в общество в качестве законопослушного гражданина. Он оказывается брошенным на произвол судьбы, никому не нужным. А принудительные работы позволяют обеспечить необходимый контроль в период отбывания наказания и ресоциализации. Это, на наш взгляд, лучший способ профилактики рецидивной преступности».
Инициатива команды Гайнутдинова находит поддержку — сегодня он является общественным помощником уполномоченного по правам человека в РТ Сарии Сабурской, входит в Общественную палату РТ, возглавляет Общественную наблюдательную комиссию. Юристы АНО «ЦРА» получили право посещать колонии, знакомиться с условиями содержания и соблюдения прав осужденных. А когда в Казани появился первый исправительный центр, помощник премьер-министра РТ Дауфит Хамадишин, ранее долгие годы возглавлявший в республике УФСИН, привлек к сотрудничеству АНО «ЦРА» и поставил ей задачу заниматься не только трудоустройством, но и полноценной ресоциализацией.
Юристы АНО «ЦРА» получили право посещать колонии, знакомиться с условиями содержания и соблюдения прав осужденных
Гайнутдинов не скрывает — работа с особым контингентом требует большого напряжения сил и преодоления массы стереотипов. На первых порах коллеги-бизнесмены просто крутили пальцем у виска на предложение взять на работу заключенных. И тогда Гайнутдинов организовал собственное ИП, куда трудоустраивал осужденных, брал на себя все риски и обязательства и предоставлял сотрудников по договору оказания аутсорсинговых услуг. Было всякое — тот, кто, находясь в колонии, уверял, что готов работать с утра до ночи, только чтобы выйти на более мягкие условия, затем начинал симулировать и писать жалобы. А кто-то и вовсе принимался за старое, совершал правонарушения — в итоге 120 человек отправились обратно. Эти истории, говорит наш собеседник, дали специалистам организации бесценный опыт.
«Теперь еще на стадии рассмотрения заявок на замену наказания от родственников осужденных, во время визита в колонию и личного знакомства мы понимаем, насколько кандидат действительно готов честно работать, — говорит руководитель ЦРА. — На сегодня мы имеем около 200 официально трудоустроенных осужденных, которые, помимо зарплаты в размере МРОТ, обеспечиваются горячим питанием, их доставляют до места работы на такси. А работодатели теперь уже сами приходят к нам с заявками — кадровый голод на предприятиях, особенно там, где нужно работать руками, жесточайший, ведь ковид закрыл границы для трудовых мигрантов, а местная молодежь не слишком-то хочет идти в синие воротнички. Так что в следующем году мы готовы принять и трудоустроить до тысячи человек».
«Адекватные, культурные, исполнительные работники, никаких нареканий, их всегда привозили без опозданий, все четко по документальному оформлению и расчетам с бухгалтерией»
«Адекватные, культурные, исполнительные»
Опрошенные нами работодатели в целом положительно оценивают эксперимент с привлечением на предприятия людей из мест лишения свободы.
Директор НПП «ИнфраРэда» (занимается производством тепловых панелей) Лариса Турцева рассказала, что, получив этой осенью большой заказ, предприятие столкнулось с острой нехваткой разнорабочих — многих соискателей смущала необходимость ежедневно ездить на территорию индустриального парка в Зеленодольском районе. Узнав о возможности привлечь к работе осужденных, решили рискнуть — и не пожалели.
«Адекватные, культурные, исполнительные работники, никаких нареканий, их всегда привозили без опозданий, все четко по документальному оформлению и расчетам с бухгалтерией. На время исполнения контракта мы взяли порядка 10 человек, прикрепили их в качестве помощников на производстве, но и после завершения заказа продолжаем сотрудничать — просто берем меньшее количество исполнителей. Лично у меня не было какого-то предубеждения. Наоборот, я считаю, что, попав за решетку, человек получает горький урок, многое переосмысливает, становится более осмотрительным. Да и сотрудники УФСИН постоянно с нами в контакте».
Когда заместитель генерального директора по производству ООО «Казанский электромеханический завод» Эдуард Ильясов получил предложение от АНО «ЦРА» принять на работу «вставших на путь исправления», то оговорил — присылать только с опытом работы руками. Заводу нужны маляры, токари, слесари механосборочных работ. И был приятно удивлен, что среди спецконтингента оказались люди, даже умеющие читать конструкторские чертежи. Один из прибывших стал токарем ЧПУ, а это требует достаточно высокой квалификации. В любом случае на предприятии принято всем новичкам, и «вольным», и не совсем, организовывать обучение, инструктаж по технике безопасности, так что даже утраченные навыки осужденные смогли достаточно быстро восстановить.
Инсаф Валеев: «В программе ресоциализации я вижу только плюсы: осужденные будут зарабатывать деньги, пополнять своими отчислениями бюджет, платить по исполнительным листам, видеться с семьей, утолять кадровый голод на предприятиях региона»
«Трудятся на совесть, — резюмировал наш собеседник. — Нескольким из них, иногородним, я даже предложил после освобождения трудоустройство на нашем заводе на постоянной основе с возможностью решения жилищного вопроса».
«Когда человек сидит в колонии, он только потребляет, — считает Инсаф Валеев, руководитель социального кадрового агентства „ТРУДЯГИ.РФ“. — Содержание каждого осужденного обходится государству в 30 тысяч рублей в месяц, но это еще полбеды. У человека, который 10, 15 лет не работал, формируется психология иждивенца, он привык, что его потребности кто-то обеспечивает. В программе ресоциализации я вижу только плюсы: осужденные будут зарабатывать деньги, пополнять своими отчислениями бюджет, платить по исполнительным листам, видеться с семьей, утолять кадровый голод на предприятиях региона».
Для трудоустроенных осужденных Исправительного центра организована возможность пройти обучение наиболее востребованным на рынке труда рабочим профессиям
Кроме того, осужденные получают бесплатное питание, одежду, трансфер до места работы, юридические и психологические услуги, встречи с духовенством, возможность обучения профессиям.
Так, за 2019–2021 годы трудоустроенным осужденным по линии казанского Исправительного центра – 1 начислили 36 млн рублей, выплата НДФЛ составила 5 млн, отчисления в различные фонды — 11 млн, удержания в рамках возмещения причиненного вреда, алиментов, коммунальных платежей составили 8 млн рублей.
Кроме того, для трудоустроенных осужденных Исправительного центра организована возможность пройти обучение наиболее востребованным на рынке труда рабочим профессиям. Полный курс обучения и проверки полученных знаний помог организовать Учебно-курсовой комбинат «Татстрой». С момента сотрудничества с комбинатом АНО «ЦРА» обучила 22 осужденных таким профессиям, как бетонщик, заправщик АЗС, штукатур-маляр и т д.
«Сейчас руководство УФСИН запустило программу организации УФИЦ на предприятиях Татарстана, — отмечает Валеев. — Мы знаем, к примеру, что подобное уже создается на заводе „КВАРТ“. На встречах руководители компаний отмечают, что такая инициатива позволяет строить социально ответственный бизнес и при этом закрывать острую потребность в кадрах на выгодных условиях. Но есть и обратная сторона медали — затраты на устройство собственно исправительного центра на территории предприятия, проблемы с отбором контингента, сложности с контролем, администрированием процесса. Поэтому АНО „ЦРА“ готово взять все эти вопросы на себя. Предлагаем заинтересованным предприятиям Татарстана консультации и сотрудничество по организации УФИЦ».
А более подробно с проектами АНО «ЦРА» можно ознакомиться на сайте centrra.ru и в социальных сетях «Инстаграм» и «ВКонтакте».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 8
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.