35% казанцев считают, что распространение коронавируса закончится не ранее чем через три года. При этом за время пандемии у половины семей доходы сократились, вторая половина считает, что ничего не изменилось. Такие данные получил ЦАИР в ходе телефонного опроса жителей Казани, проведенного по заказу «БИЗНЕС Online». О том, ждут ли казанцы дальнейшего обнищания, — в нашем материале.
Подавляющее большинство жителей Казани не верят, что пандемия коронавируса закончится ранее чем через год
35% считают, что коронавирус продлится как минимум три года
Подавляющее большинство жителей Казани не верят, что пандемия коронавируса закончится ранее чем через год. Таким данные получены в ходе исследования, проведенного с 13 по 18 ноября по заказу «БИЗНЕС Online» в центре аналитических исследований и разработок (ЦАИР). Социологи опросили по телефону 700 жителей Казани старше 18 лет. 35% респондентов уверены, что массовое распространение коронавируса закончится как минимум через три года. 15% ставят на два года, еще 24% ждут окончания пандемии через год. Еще 8% респондентов верят, что все закончится в течение 6 месяцев. Истинных оптимистов в столице Татарстана единицы: только по 1% проголосовали за то, что коронавирус прекратит распространяться через один или 1–2 месяца. Возможно, респонденты имели в виду лишь окончание очередной волны заболевания. А сколько таких уже было и еще будет…
Любопытно, но в апреле 2020 года, когда все сидели по домам, а ЦАИР впервые изучал коронакризисные настроения казанцев, картина была кардинально противоположной. Видимо, тогда респонденты, еще хорошо помнящие доковидную жизнь и не желающие даже думать, что может быть как-то иначе, не ожидали, что история с коронавирусом затянется не то что на два месяца, а на полтора года. Тогда, весной 2020-го, 29% опрошенных были уверены, что в ближайший месяц все закончится, 39% отводили на все не более 2–3 месяцев. Еще 14% допускали полугодовой вариант. В лагере пессимистов, ожидающих затяжного течения пандемии, в сумме насчитывалось не более 7%. И то из них на три года и более ставили лишь 2% — на уровне статистической погрешности. Реальность оправдывает самые худшие прогнозы.
4% уволены, а 54% стараются экономить
Естественно, волнообразное распространение коронавируса, всевозможные то вводимые, то отменяемые ограничения, а теперь и QR-коды не могли не оказать социально-экономических последствий как на бизнес, так и на жизни граждан. Впрочем, соцопрос показал, что здесь мнения казанцев разделились почти поровну. Так, 47% респондентов считают, что доходы их семьи за время эпидемии не изменились, а 44% настаивают, что, напротив, упали. Только 8% счастливчиков указали на увеличение своего достатка. Как говорят, кризис — время возможностей, и эти везунчики их нашли.
Тем не менее более половины опрошенных казанцев (54%) теперь стараются больше, чем до эпидемии, экономить. Отношение к тратам за это время не изменилось у 43% респондентов. И лишь 2% живут на широкую ногу — охотнее тратят деньги. Если сравнить с опросом, проведенным в августе 2020 года, то налицо увеличение доли респондентов, придерживающихся сберегательной стратегии: их число выросло с 43 до 52%. А число транжир сократилось на 1%.
Однако последние месяцы обострения эпидемиологической ситуации не слишком повлияли на рабочий режим казанцев. 44% заявили, что работают, как и раньше. На «удаленку» перешли только 11% опрошенных, тогда как в августе 2020 года таковых было почти 30%. Хотя в апреле, в разгар карантина, дистанционно работал лишь каждый пятый — 20%. Той весной большинство просто сидело дома из-за нерабочих дней — это 33% опрошенных казанцев.
О том, что не работают сейчас, сказали 27% респондентов (возможно, они просто на пенсии), а 5% имеют непостоянные заработки. Только 4% признались, что в последние месяцы попали под сокращение. В августе прошлого года так отвечали немногим больше — 5%. Но если экстраполировать эту цифру на всю Казань, то все равно окажется, что по итогам коронакризиса на рынке труда оказались десятки тысяч безработных.
Из тех, кто сохранил работу, 71% получают зарплату в том же объеме, что и раньше. Однако 22% респондентам работодатель платит лишь часть прежнего дохода. 5% и вовсе его лишились. Зачем же они тогда продолжают работать на этом месте, большой вопрос. По этим показателям ситуация почти не изменилась с августа 2020 года. Зато постепенно стало уменьшаться число тех, кто боится потерять работу и лишиться основного источника дохода. Летом прошлого года о таком страхе заявляли 43% опрошенных, теперь их число снизилось до 37%.
41% опасаются закрытия компании, в которой работают
О том, что компания, в которой работают респонденты, может закрыться, говорит 41%. При этом 56% такой опасности не чувствуют. Точно так же горожане отвечали в августе 2020-го. Но, как отмечал в августе уже этого года уполномоченный по правам предпринимателей РФ Борис Титов, всего 3% бизнесменов закрылись. «Большинство предпринимателей пережили [пандемию] даже в наиболее пострадавших отраслях. Все равно сегодня большинство предприятий общепита, ивент-мероприятия работают. Можно сказать, что, по нашим оценкам, закрылось всего меньше 3 процентов организаций», — цитирует ТАСС бизнес-омбудсмена. Однако в конце 2020 года уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова подсчитала, что за время пандемии 4,5 млн индивидуальных предпринимателей и предприятий малого и среднего бизнеса перестало существовать.
В целом материальное положение своей семьи участники нынешнего опроса ЦАИР оценивают как среднее. Так заявили 67% опрошенных казанцев. Хорошим его считают 17%, а очень хорошим — 2%. При этом пессимисты оказались в меньшинстве: только 12% пожаловались, что материальное положение их семьи плохое, а очень плохим его считают 2% опрошенных.
Более того, большинство (48%) надеется, что в течение года ничего в доходах семьи не изменится. Возможного ухудшения ожидают 25%. Еще 20% респондентов верят, что в ближайший год материальное состояние их семьи улучшится. Зато в апреле 2020 года, в самый разгар карантина, когда все сидели по домам, оценки диаметрально отличались. Очевидно, сказывалась неопределенность, вызванная коронавирусом. В то время в сумме 69% опрошенных считали, что в ближайший год станут жить хуже. На улучшение достатка семьи рассчитывали лишь 2% (таким образом, доля оптимистов выросла десятикратно), а 24% респондентов надеялись, что останутся при своих.
Но спустя всего несколько месяцев, летом прошлого года, когда, казалось бы, коронавирус отступил, ожидания и настроения казанцев моментально изменились. Уже 53% считали, что материальное положение их семьи не изменится. Только каждый пятый (22%) пессимистично оценивал перспективы, а 17% полагали, что жить станут лучше. Уже в декабре 2020-го показатели оптимистов и пессимистов почти сравнялись: 27% и 28% соответственно.
В целом экономическая часть свежего опроса ЦАИР показала, что вызванный пандемией кризис перешел, если пользоваться медицинскими терминами, в хроническую стадию. С одной стороны, люди привыкли к ограничениям экономической активности. Даже снижение доходов, с которым столкнулась почти половина опрошенных, удается компенсировать благодаря экономии. С другой — казанцы уже не верят в скорое окончание пандемии и связанных с ней ограничений экономического характера. В экономике такая ситуация называется депрессией, и, в отличие от острой фазы кризиса, она может продолжаться годами.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 229
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.