«Есть недостаток основного производственного персонала. Это не только рабочие у станков, но и мастера, бригадиры, технологи», — рассказала журналистам замгендиректора КАМАЗа Жанна Халиуллина. В компании, уверены топ-менеджеры, подавляющее большинство сотрудников получают хорошую зарплату — в отдельных случаях даже больше, чем на КБК, однако 4 тыс. вакансий заполнить некем. О том, с какими победами камазовцы заканчивают 2021-й и повлияет ли арест ректора КФУ Ильшата Гафурова на создание в городе давно обещанного технического вуза, — в материале «БИЗНЕС Online».
Ежегодная встреча ПАО «КАМАЗ» со СМИ прошла в формате ужина-корпоратива с развлекательной программой
КАМАЗ рассказал, кто сколько зарабатывает на заводе
Самым острым вопросом, который есть в работе ПАО «КАМАЗ» — это средняя заработная плата. Об этом заявила заместитель генерального директора по управлению персоналом, организационному развитию и корпоративному управлению компании и депутат горсовета Жанна Халиуллина на традиционной ежегодной встрече со СМИ, прошедшей вечером в формате ужина-корпоратива с развлекательной программой. Но предшествовала мероприятию презентация о текущей ситуации и планах на будущее автогиганта.
Как сообщила Халиуллина, за 11 месяцев 2021 года средняя заработная плата по группе технологической цепочки выросла на 22%. У основных рабочих заработная плата увеличилась на 24% с 36 881 до 45 647 рублей. Средняя зарплата вспомогательных рабочих выросла на 20% с 32 020 до 38 466 рублей, как и зарплата руководителей, специалистов и служащих с 59 701 до 71 725 рублей. На соответствующее повышение КАМАЗ дополнительно потратил 1,3 млрд рублей.
На соцобеспечение компания в 2021 году израсходовала 1 млрд 61 млн рублей, что на 8% больше, чем годом ранее. Размер соцпакета на одного работника вырос на 21% (33,4 тыс. рублей), в следующем году планируется увеличить его еще на 29% до 41,3 тыс. рублей.
«Мы понимаем, что средняя заработная плата, составив по итогам 11 месяцев 50 989 рублей (плюс 9 073 рубля в сравнении с 2020 годом — прим. ред.), ну как сказать, может быть, недостаточная… Не знаю. Тем не менее мы абсолютно четко понимаем, что она выше как по темпу роста относительно предыдущего года, так и по абсолютным показателям средних зарплат по статистике, которая есть у нас, в Набережных Челнах. И здесь мы это демонстрируем, поэтому мы считаем, что у нас очень хорошая динамика и за год мы сделали довольно много», — сказала Халиуллина.
Она сравнила зарплаты на КАМАЗе со средними по Челнам и Татарстану. За 9 месяцев 2021 года средняя зарплата в автограде остановилась на показателе 46 272 рубля (прирост + 5765 рублей). А в РТ — 42 940 рублей за тот же период (прирост + 4808 рублей). Номинальный рост — на 14,2% и 12,6% соответственно.
Жанна Халиуллина: «Мы понимаем, что средняя заработная плата, составив по итогам 11 месяцев 50 989 рублей, ну как сказать, может быть, недостаточная…»
«У нас в некоторых цехах, на некоторых направлениях зарплаты не то что не меньше, чем на КБК, а есть и выше даже»
Тем не менее кадровый дефицит чувствуется так остро, что гендиректор компании Сергей Когогин на недавно прошедшем совете безопасности в казанском Кремле не выдержал и сказал, что в Челнах наступил коллапс. На КАМАЗе из-за кадрового голода уже приходится натурально латать дыры. И мигрантов привлекли, и заключенных, но сильно ситуация не поменялась. «Амбиции у КАМАЗа довольно серьезные. В следующем году хотим серьезно увеличить оборот. Но 4 тысяч рабочих в Челнах не хватает. Вы понимаете, что это такое?! Как расти-то?!» — восклицал Когогин.
Халиуллина уточнила, что речь идет о недостатке основного производственного персонала. «Это не только рабочие у станков, но и мастера, это, условно, бригадиры, технологи. У нас на самом деле большой кадровый дефицит. Мы не боимся говорить о том, что на самом деле так и есть. И эта проблема не только у нас, но и практически у всех предприятий. Это для нас в прямом смысле ограничение в развитии», — сказала она. По словам замгендиректора, сейчас в стране ощущается дефицит грузовиков, поэтому объемы производства в этом году выросли до рекордных 44 тыс. автомобилей. «Как мы видим рынок, как мы его чувствуем — мы могли бы продать больше грузовиков в этом году, если бы смогли их произвести. У нас уже шутка есть внутри компании, что продавцы у нас занимаются распределением, а не продажей», — отметила замдиректора.
На наш вопрос, почему бытует мнение, что рабочие на КАМАЗе получают слишком мало, а топ-менеджеры — слишком много, Халиуллина ответила просто: «Смысла нет спорить на тему, что разный труд по-разному стоит. Безусловно, мы показываем цифры средней заработной платы. Зарплата по отдельным категориям — допустим, технологам или специалистам универсальных профессий — да, выше этой 51 тысячи. И это хорошо, и люди понимают, как можно получать больше. Не думаю, что это какой-то вопрос или проблема. У нас есть различные программы, которые позволяют людям за повышение эффективности труда, совмещение получать больше или пользоваться этими программами».
Олег Афанасьев: «У нас все меньше остается низкооплачиваемых, они всегда громче всех говорят, что им что-то не хватает, и тянут вниз среднюю заработную плату»
Афанасьев добавил, что в компании работают 32 тыс. человек. «Поверьте, подавляющее большинство работников КАМАЗа получают хорошую зарплату, иначе бы они оттуда просто напросто сбежали бы. Не удержишь ты сейчас человека, если он чем-то недоволен. Но у нас есть категория не очень квалифицированных людей, которые и на других предприятиях все равно не получали бы значительно больше, чем у нас. Глобальная цель компании с точки зрения заработной платы и модернизации — это как можно меньше оставить вспомогательных, неквалифицированных и как можно больше постоянных за счет автоматизации и других современных решений. И мы к этому движемся. Поверьте, у нас все меньше остается низкооплачиваемых, они всегда громче всех говорят, что им что-то не хватает, и тянут вниз среднюю заработную плату. У нас в некоторых цехах, на некоторых направлениях зарплаты не то что не меньше, чем на КБК (картонно-бумажный комбинат), а есть и выше даже. Но эти места постоянно расширяются», — отметил Афанасьев.
Халиуллина отметила, что ведется статистика на местах, которые автоматизированы и вошли уже в состав реинжиниринга завода. По ним уже нет текучки кадров, есть достойная заработная плата и люди держатся на своих местах. Афанасьев добавил, что 500 млн рублей КАМАЗ вложит только в модернизацию условий труда: новые душевые, туалеты, переходы и т. д.
Совместно с мэром Набережных Челнов Наилем Магдеевым (слева), депутатом Госдумы РФ Альфией Когогиной и гендиректором КАМАЗа Сергеем Когогиным ()справа утвержден план по улучшению социальной сферы города
«Я не знаю, что должно случиться, чтобы мы как-то перестали сотрудничать с КФУ»
КАМАЗ активно занимается профориентационными мероприятиями. «Понимаем, что рынок Набережных Челнов крайне дефицитен по рабочей силе. К сожалению, мы, активно создавая рабочие места, наверное, думали, что это задача следующего дня. И теперь она нас догнала», — сформулировала Халиуллина, перечисляя при этом, в каких проектах компания участвует. Например, в кванториуме 1,8 тыс. школьников из 16 учреждений города занимаются на постоянной основе. Гордость этого года — КАМАЗ запустил мобильный кванториум в 6 районах республики. «На шасси „КАМАЗ“ был настроен учебный класс, который ездит по районам республики и детки имеют возможность заниматься там, где еще пока нет кванториума», — объяснила Халиуллина.
Профориентационная работа компании также представлена совместным проектом КАМАЗа и команды «КАМАЗ-Мастер» — «Техногород». Он тоже получил развитие в этом году, сейчас уже 230 школьников занимаются в инженерных классах. Кроме того, 90 детей занимаются в секции «Картинг и кросс» на базе картодрома, еще 12 человек состоит в спортивной команде «КАМАЗ-Мастер Junior» и 5,2 тыс. человек посетили детский познавательный проект «Автогородок».
Мечта КАМАЗа — запустить совместно с городом программу «двойных дипломов». Это, по словам Халиуллиной, получилось сделать в Казахстане: на базе Костанайского регионального университета уже 20 человек набраны по программе «машиностроение». Суть в том, что два года студенты будут учиться в Костанае, а два года — в Набережных Челнах и проходить практику на КАМАЗе. После окончания они получат двойные дипломы, будто бы окончили сразу два вуза. «Мы надеемся, у нас получится законодательные ограничения ликвидировать», — сказала замгендиректора. В планах у КАМАЗа реализовать такую же идею в связке КФУ и МГТУ им. Баумана.
Это необходимо, по словам Халиуллиной, в том числе потому, что в автограде мало кто остается после окончания школы — меньше 30%. «Это большой вызов для всех нас, что нужно сделать в Челнах, что на КАМАЗе, что нна других якорных предприятиях региона, чтобы детям было интересно и работать, и жить в нашем городе», — уверена замгендиректора.
Что удалось сделать в этом году в КФУ: КАМАЗ открыл новые направления обучения. Это «Электромобили», «Литейное производство», «Автономные энергетические системы» и «Наладчик автоматических линий». «Востребованные очень профессии на рынке. Помогли сформировать программы, дети с уже очень хорошими баллами, это особенно отрадно, заполнили эти предложенные новые профили. Мы считаем, это большая наша совместная с КФУ победа уходящего года», — отметила замгендиректора.
Из зала прозвучал вопрос, касающейся идеи создания технического вуза в Набережных Челнах на базе филиала КФУ. «Повлияет ли арест ректора КФУ Ильшата Гафурова на решение этих вопросов с вузом?» — спросили журналисты. На него прямо отвечать, впрочем, не стали, но разъяснили, на какой стадии сейчас проект.
В рамках мероприятий развития города, отметила Халиуллина, совместно с мэром Набережных Челнов Наилем Магдеевым, депутатом Госдумы РФ Альфией Когогиной и гендиректором КАМАЗа Когогиным утвержден план по улучшению социальной сферы города и в рамках него предполагается строительство инфраструктуры филиала КФУ в автограде. Подготовлена проектно-сметная документация на лабораторный корпус и кампус. «Параллельно мы разговариваем с КФУ и очень хотим попасть в программу инженерной школы. Данный проект поможет нам сделать не просто красивое здание, но и получить федеральную поддержку на их оснащение и доступ к лучшим методикам преподавания. Проект не то чтобы задержался, просто еще не успели осуществить. Думаю, в 2022–2023 годах мы это доделаем», — сказала Халиуллина.
Зависит ли реализация проекта от того, кто будет во главе вуза? По мнению заместителя генерального директора по управлению персоналом, организационному развитию и корпоративному управлению компании, нет. «Думаю, связи КАМАЗа и вуза настолько давние и настолько крепкие… Наши камазовские руководители управляют порядка пятью кафедрами в данном вузе, поэтому не знаю, что должно случиться, чтобы мы как-то перестали сотрудничать. Безусловно, мы якорный заказчик и для нас это якорный вуз, будем развивать его и дальше», — отметила спикер.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 243
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.