«Новогодние праздники вообще странные. С 31 декабря по 5 января может совсем ничего не быть. А потом…» — рассказывает инсайдер «БИЗНЕС Online» о тонкостях службы в уголовном розыске. Герой нашего материала в свое время думал, что устраивается в МВД на короткое время, но служба его затянула, в погонах он ходит 6-й год. Причем последние три он сам вызывается дежурить 31 декабря или 1 января. О том, как новогоднее дежурство отличается от повседневных, когда начинается весь беспорядок и сотрудник использует табельное оружие, а также о других байках полицейской службы — в нашем материале.
«Сначала ты становишься стажером. У тебя нет ни ксивы, ни табельного пистолета. Ты не можешь дежурить, потому что еще первоначалку не прошел»
Об инсайдере
Нашему герою около 30 лет. Получив высшее образование, он хотел найти работу «на время», пошел в полицию. Пройдя полугодичные собеседования с психологами и другими врачами, он еще полгода сдавал экзамены, пока наконец-то не увидел отдел. Однако еще 6 месяцев ему не давали «корочку» и полноценных дежурств — он проходил службу стажером оперативника уголовного розыска. В итоге так и работает в органах внутренних дел.
Сейчас он устоявшийся опер, который за 6 лет раскрыл немало преступлений, прослужив в нескольких отделах столицы Татарстана. А еще он постоянно дежурит в новогоднюю ночь. И делает это в том числе по собственному желанию.
О том, как берут на службу
- В систему я пришел в 2016-м. До этого отслужил в Вооруженных силах в 2012–2013 годах. Я вообще никогда не думал, что буду сотрудником в правоохранительной системе. Нужно было просто чем-то заняться после института. Думал: ну ладно, дай попробую, пока не найду что-то интереснее. Вот так и засосало, уже 6-й год идет. Т. е. мой путь — колледж, армия, институт, МВД.
- Сам набор проходит как в космонавты. Сначала на протяжении где-то полугода я проходил медкомиссии. При этом за тебя должен кто-то сказать слово, т. е. ходатайствовать. Это либо близкий, либо кто-то из знакомых, кто сидит в системе. Если ты с улицы придешь, то на тебя будут смотреть, скажем так, косо.
- Далее начинаешь проходить всех специалистов, в том числе морально-психологические тесты. По 100–200 вопросов, причем один вопрос могут переиграть по 5 раз, чтобы человека из себя вывести. Потом начинаешь с психологом общаться, смотрят на твою реакцию, задают каверзные вопросы. Например, употреблял ли ты ранее, курил что-то или таблетки какие ел? Естественно, человек скажет нет, даже если у него были какие-то грешки. В итоге начинают выводить, чтобы такой человек ответил положительно. Если он где-то запнется, то все — «бреют» сразу же. Спрашивают и про склонности к суициду, были ли в семье какие-то суицидальные моменты.
- Все это длится где-то полгода. Отдельно «физо» нужно сдавать, как положено — подтягивания, отжимания. Сдаем теорию, т. е. знание законодательства. По истечении всех испытаний ты идешь к региональному начальнику управления твоего подразделения, и уже он проводит с тобой беседу. Спросит, надо тебе это или нет. И в течение месяца тебе дают ответ.
- Сначала ты становишься стажером. У тебя нет ни ксивы, ни табельного пистолета. Ты не можешь дежурить, потому что еще первоначалку не прошел. Просто ходишь как стажер, ознакомляешься, работаешь с ребятами постарше. Стажировка идет полгода.
- Потом отправляют в учебный центр на четыре месяца. Затем полгода обучаешься в профессиональном институте сотрудников МВД. По истечении срока стажировки тебе дают офицерское звание младшего лейтенанта. И только потом ты начинаешь работать, тебя ставят на сутки. Спрос с тебя идет по полной программе.
- Опираются оперативники на федеральный закон об «Оперативно-разыскной деятельности». Основная обязанность — раскрытие преступлений. Это самое главное. Административные моменты и прочее — за другими службами. По секретным документам, кстати, тоже спрашивают.
«Заходим в отдел на Новый год, а там шампанское, мишура, все радостные? Это вот все миф! Такого нет вообще! Обычный дежурный день»
О странностях новогодних праздников
- Новогоднее дежурство выпадает обычно на самого молодого сотрудника, который пришел недавно. Но бывает и по желанию. Последние года три я работаю либо 31 декабря, либо 1 января. Я привык уже. Дома уже все привыкли, что меня нет на Новый год. Чего им обижаться? Зачем расстраиваться? Супруга же знала, за кого замуж выходит. Поэтому такие моменты даже не обсуждаются. Никаких привилегий, доплат, бонусов и плюсов в Новый год нет. Выходные взамен новогодних дежурств тоже не положены.
- Заходим в отдел на Новый год, а там шампанское, мишура, все радостные? Это вот все миф! Такого нет вообще! Обычный дежурный день. Пришли, поздоровались, попили чай и ушли заниматься бумагами и делами по своим кабинетам. Каждый созвонится с родными, конечно, поздравит, и все, работать. Раньше, конечно, было «веселье». Еще задолго до меня, при милиции. Сами знаете, как там работали. У опера любой день без стакана не начинался. А сейчас это никому даже не интересно.
- Никогда не угадаешь, во сколько на выезд ехать. Но при курантах и выступлении Путина в полночь вызовы на моей практике не поступали. Вот минут через 15 может начаться.
- В Новый год происходят либо «мокрухи», либо поножовщины. Конечно, не обойтись без пьяных драк. Бывает, даже супруги вдвоем скандалить начинают, а потом вызывают полицию. С 31 декабря по 5 января может вообще ничего не быть. А потом как пойдет это все! Каждый день то 111-я статья («Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью»), то 105-я («Убийство»), то опять 111-я, то снова 105-я… Непонятно, что у людей в голове и как это происходит. У них, может, начинаются «отходняки» какие или похмелье… И они не знают уже, чем заняться. Много отдыхать им нельзя давать.
О первом новогоднем дежурстве и том, почему дерутся за праздничным столом
- В первое новогоднее дежурство у меня был один вызов. Мужик заявил, что отдыхал в сауне и его там обокрали — украли ключи от дома и телефон. Мы приехали в сауну — там никого нет. Один администратор только говорит, что мужик находился в сауне один, отдыхал. Кроме него, вообще никого не было. Видать, перепил. В одиночку отмечал Новый год с шампанским и мандаринами. Помылся, попил и пошел домой. Может быть, скучно ему стало. Под утро мы с ним очень сильно ругались, но в итоге все хорошо обошлось. Могло быть и хуже. Но это мой единственный выезд был в Новый год, я тогда очень удивился.
- В Новый год бывают и так называемые резонансы, когда какое-нибудь убийство. Если людей не хватает, то на место «подорвут» вообще всех. Вот поэтому уезжать и нельзя никуда. Оперативник всегда на телефоне обязан быть, и не только в Новый год. Моя «криминальная линия» всегда должна быть на связи.
- Самый распространенный пример. Семья в своем кругу отмечала Новый год. Там одна из родственниц пришла с каким-то левым парнем своим. Вроде бы все довольные сидели, выпили, и начались разговоры за «жили-были». В общем, все, как обычно. Брат женщины и ее левый парень что-то не поделили. Этот брат берет в руку нож и ударяет парня в бок. Чуть-чуть до толстой кишки не дошло лезвие. Потом приезжает братва этого парня, забирает его. Через сутки мы его уже находим. А тот выжил, с ним все нормально.
- Вот таких бытовых преступлений на Новый год процентов 80. Все дело, конечно же, в употреблении спиртного. Но неблагополучных товарищей разделяют и вполне серьезные люди. Вызовы поступают даже к тем, кто в достатке. Просто на пьяную голову перестают соображать. Причем их где-то 50%. Остальные 50% — те же маргиналы.
«За сутки количество выездов всегда разное. Бывает, что с утра выйдешь и до следующего утра безвылазно работаешь, не приезжая в отдел»
О работе следственно-оперативной группы, об использовании оружия, о «зомби» и поездках на юг
- Во время «рядовых суток» на дежурство заступает следственно-оперативная группа. В ней, как всегда, старший либо следователь, либо дознаватель. В состав также входит оперативник, эксперт и при необходимости кинолог. И, само собой, водитель патрульной машины. Смотря какое преступление. Если особо тяжкое — изнасилование или покушение на сотрудника, то подключается следственный комитет. Они тогда курируют нашу работу, действуем по их указаниям, занимаемся сопровождением, доставляем жуликов на допрос, выезжаем на места преступлений с ними. За сутки количество выездов всегда разное. Бывает, что с утра выйдешь и до следующего утра безвылазно работаешь, не приезжая в отдел. Это все непредсказуемо может быть в любой день. В основном, конечно, по праздникам. Людям много отдыхать давать нельзя, повторюсь.
- Были и неадекватные персонажи, приходилось даже табельное оружие использовать. Я выехал во время дежурства на обычного психа — его надо было доставить в психушку. Захожу к нему в квартиру, где он жил, там темно очень. Смотрели же фильмы про зомби? Так вот, он выбегает из темноты, что-то кричит и вообще издает непонятные звуки. Тут я, естественно, достал табельное, огласил закон и в сторону произвел два выстрела. В итоге этот товарищ остался без унитаза. Он официально являлся опасным для общества психопатом с «желтой карточкой». Конечно, писал рапорт после использования табельного. Но все было согласно закону.
- Старшие коллеги рассказывали, как в период бандитизма на Квартале кто-то подорвал какого-то авторитета. Опера спрашивали у него, мол, кто тебя подорвал? А тот уже почти без сознания говорит милиционеру: «Подойди, я тебе на ухо скажу». Оперативник подходит, а тот ему шепчет: «Пошел-ка ты в жопу!» И все, через минуту буквально отключился.
- Мы ездили в один дальний город, где нужно было раскрыть мошенничество. Жулик объявление подавал по продаже автомобильных дисков. Ему деньги отправили из Казани, а он пропал. Надо было как-то раскрывать. Мы узнали, что он занимается там у себя грузоперевозками, доставляет мебель домашнюю. Но на месте нас сдавал наш говор, у них же он другой. Мы пошли в местный отдел полиции, договорились с одной из девушек, объяснили им всю ситуацию. Девушка поставила свою фотографию на номер и позвонила ему, чтобы он привез ей мебель. Жулик довольный, решил сам приехать, купился на красивую девочку. Видать, что-то дальше с ней планировал «мутить». И по прибытии мы уже его «крепим». Он сначала не понял, что произошло, а потом, когда в отдел доставили, все «догнал». В шоке он остался в общем.
- Работа рутинная, всегда одно и то же, но бывает «оперской фарт». У нас в Казани вскрыли магазин сотовой связи крупный. Там ущерб составил порядка 300 тыс. рублей. Зацепок не было вообще — ни отпечатков пальцев, ни следов ног, ни свидетелей. Жулик забежал в соседний двор, где было видно только его тень на видеозаписи. Минут через 15 подъехало такси, после чего мы нашли эту машину, по каким улицам она ехала. Потом вышли на организацию такси, нашли водителя и потом уже нашего «товарища». Меньше чем через сутки его поймали. Он потом удивлялся, как мы его так нашли. Он не был дилетантом, работал в перчатках, судимый за аналогичные преступления. Было интересно, работали с операми УМВД города.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 172
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.