Известный писатель Игорь Шумейко, автор книги «Судьба и служба. Тюркские контуры России», продолжает свой редкий сегодня по глубине разговор с казанским ученым Айратом Бахтияровым, под редакцией которого недавно увидел свет новый перевод Корана на русский язык. Бахтияров во второй части беседы знакомит читателей «БИЗНЕС Online» с тем, о ком в Священной Книге говорится как о «враге, заразной болезни для людей», — это Иблис, он же дьявол, сатана, шайтан. Почему именно российское общество способно с ним бороться лучше, чем какое-либо другое? Ответ на вопрос вы найдете в данном интервью.
Айрат Бахтияров: «Каждый имеет право на свое мнение. Единственное, с чем невозможно спорить, — всем предстоит испытать смерть»
«Наш Создатель, наделив нас всем, хочет от нас немногого»
— Айрат, как быть тем, у кого сложности с образным восприятием? Ведь большинство нуждается в простых рациональных разъяснениях путей выхода из кризиса. Можно ли на основе знаний Корана выстроить такие шаги?
— Можно. Единственное, такие знания в Коране содержатся в крайне сжатом общем виде и разбросаны в разных местах. Поэтому те, кто начинает читать Коран как повествовательную книгу, сталкиваются с эффектом «завесы восприятия». Причина этого хорошо разъяснена в самом Коране. Если сознание не готово к восприятию аятов Корана, то человек с трудом улавливает их глубинный смысл. Они ему кажутся скучными, однообразными, тянут ко сну. Я сам столкнулся с этим эффектом, когда в начале 90-х впервые соприкоснулся с Кораном. Потребовалось много усердия и практической работы над своим восприятием, чтобы сжатая информация начала «распаковываться». Конечно, я теперь понимаю, что Аллах провел меня через последовательные этапы осознанности: «человек пробужденный» – «человек забывший» – «человек, решивший быть угодным Всевышнему (мусульманин по Корану)» – «верующий сердцем (муумин по Корану)». За что я Ему бесконечно благодарен.
Для полноценного рационального анализа текущей ситуации и выработки на этой основе эффективных стратегических решений не хватает нескольких ключевых знаний. Без них анализ будет неполным, а диагноз — ошибочным. Соответственно, и практические меры по выздоровлению не дадут требуемого эффекта.
Первое — это знание о существовании Живого и Всеосознающего Творца, о возможности общения с Ним. Данное знание доступно каждому. Лишь наличие «самотканой завесы восприятия» не позволяет получить к нему доступ. Как разъяснено в Коране, без восстановления утраченной связи с Творцом человек не в состоянии обрести вечную жизнь. Можно, конечно, не соглашаться с этим утверждением. Каждый имеет право на свое мнение. Единственное, с чем невозможно спорить, — всем предстоит испытать смерть. Поэтому каждому придется удостовериться в правоте или ошибочности данного утверждения. Если оно правдивое, то цена ошибки — утеря вечной жизни, поскольку исправить задним числом ничего не получится. Следовательно, разумнее попытаться разобраться с этим сейчас. Вполне возможно, чтобы снять «завесу восприятия», если она есть, достаточно внимательно изучить Коран и другие писания единобожия. Практический опыт многих это подтверждает.
Айрат Равильевич Бахтияров — кандидат экономических наук, экономист-кибернетик. Окончил факультет экономической кибернетики Московского института управления. Работал в системе прогнозирования Госплана СССР. Один из идеологов создания системы поиска и поддержки талантливой молодежи Советского Союза. Был генеральным директором интеллектуального фонда СССР, советником премьера России, министра образования РФ, президента Республики Крым, заместителем министра экономики Татарстана. По его инициативе было успешно реализовано несколько крупных международных и межрегиональных инвестиционных проектов.
Работал руководителем группы социологии, идеологии и интеллектуальных технологий института социально-политических исследований РАН. Автор множества статей и ряда книг, посвященных осмыслению новых идеолого-философских форм, развитию прогрессивных типов хозяйствования.
Наш Создатель, наделив нас всем, хочет от нас немногого: чтобы мы любили и благодарили Его, искренне желали быть Ему угодными, обращались к Нему без посредников и не приобщали Ему равных. При этом Он заранее предупреждает:
«Воистину же, Аллаһ не прощает, чтобы приобщали соучастника к Нему, и прощает то, что помимо этого, тому, кому желает» (К. 4:116).
«Тот из вас, кто отойдет от исповедания своего, то в дальнейшем явится Аллаһ с сообществом людей, которых Он любит, а они — любят Его» (К. 5:54).
Второе ключевое знание заключается в том, что сознание человека после смерти не исчезает. Наша «самость», или нафс (душа), отделившись от физического тела, продолжает жить. В каком состоянии — зависит от тех качеств, которые душа успела приобрести в земной жизни. Если кто-то хочет узнать подробности, то, кроме Корана, советую прочитать третью книгу пророка Ездры (Узайр по Корану). Там во всех деталях описан процесс разлучения души с телом и предстоящее следование по 7 путям. 7 — в «сады блаженства», 7 — в огонь геенны.
«Для тех, которые вняли Господу своему, — прекраснейшее, а для тех, которые не вняли Ему, — если бы даже всецело принадлежало им все то, что есть на Земле, и еще столько же наряду с этим, то, несомненно, они попытались бы откупиться посредством этого. Таким — скверность расчета, и обиталище их — геенна. Бедственно это ложе!» (К. 13:18).
Знание о наличии жизни после смерти физического тела присутствует в подсознании каждого. У человека, получившего доступ к этим своим знаниям, меняется стратегия жизни. Он начинает выстраивать свой жизненный путь с учетом открывшегося факта. Короткая земная жизнь — всего лишь подготовка к вечности. Каждый выбирает быть «стрекозой» или «муравьем», как в известной басне.
Игорь Николаевич Шумейко
Историк, писатель, автор 24 историко-публицистических и художественных книг, более 3,5 тыс. статей в ведущих газетах, журналах страны.
Книги получили высокую оценку у ведущих писателей и критиков России: Валентина Распутина, Валерия Ганичева, Владимира Крупина, Юрия Полякова, Александра Мелихова, Виктора Топорова, Льва Аннинского.
По версии журнала «Огонек», входит в число 8 наиболее влиятельных современных исторических писателей.
В январе 2022 года выходит недавно представленная в министерстве культуры РТ книга «Судьба и служба. Тюркские контуры России». Основана на беседах с писателями, учеными, политиками, военачальниками М.А. Гареевым и Р.С. Акчуриным, поездках по тюркским регионам России.
Профессор Академии геополитических проблем. Лауреат премий «Имперская культура» (2010), «Александр Невский» (2012), «Югра» (2015) и др.
Несколько образов Корана об этом: «когда Земля озарится нуром (светом) Аллаһа», одни получат «запись» своих земных деяний — справа, другие — со спины. У первых «лица будут белыми, сияющими, радостными», у вторых «лица будут почерневшими, в пыли». У первых «их нур (свет), устремляясь, будет бежать справа и между рук», а вторые будут просить их: «Взгляните на нас, мы позаимствуем от вашего нура (света)!» Первые «будут наделены райскими садами», а вторые — «ввергнуты в огонь геенны».
«Знают они очевидное из ближней жизни, но они относительно отодвинутой-окончательной жизни являются беспечными-небрежествующими. Неужели не размышляют они о душах своих? Созидая, создал Аллаh небеса и Землю, а также то, что между ними обоими, лишь согласно истине и на срок названный. И воистину большинство из людей, несомненно, неблагодарно отвергающие встречу со своим Господом» (К. 30:7,8).
Третье ключевое знание состоит в том, что рядом с нами проживают существа, названные в Коране джиннами. В обычном состоянии осознания мы их не видим. Они же нас — прекрасно. Если сегодня кого-либо спросить о джиннах, то большинство разве что вспомнит сказочное существо из «Волшебной лампы Аладдина» — старика Хоттабыча. Но мир джиннов столь же реален, как и мир людей. В Коране говорится об «общинах из рода джиннов и из рода людей», «джинны, внимая, слушают Коран», «человек одержимый джинном»…
«И, созидая, создал Я род джиннов и род людей лишь только для того, чтобы они поклонялись-служили Мне» (К. 51:56).
Мы делим мир на видимый и невидимый. Когда-то это было не так и люди прекрасно видели «мир джиннов». Информация об этом хорошо сохранилась в мифах и сказаниях различных народов. Сегодняшний наш «спектр восприятия» не позволяет нам осознанно взаимодействовать с этим миром. Лишь искусственно измененное «шаманское» восприятие создает условия для диалога. Однако за такое общение приходится платить слишком высокую цену — восприятие человека оказывается заложником джиннов.
Согласно Корану, мир джиннов разделен. У них, как и у людей, есть желающие быть угодными Всевышнему. В Коране они названы праведными джиннами, или джиннами-мусульманами. К ним относятся, например, духи природы. Существуют также джинны, которые воспротивились воле Аллаха, — так называемые духи злобы, или бесы. Их возглавляет джинн по имени Иблис. Именно его называют дьяволом, сатаной, шайтаном. Имя Иблис происходит от заимствованного греческого diabolos (клеветник). В Коране о нем говорится как о «враге, заразной болезни для людей».
У Иблиса имеются приспешники как среди джиннов, так и среди людей. В Коране они называются шайтанами (дьяволами). Что же собой представляют шайтаны из рода людей? К ним относятся люди, которые осознанно выбрали служение Иблису. В погоне за властью, богатством, привилегиями земной жизни, забыв: «Ближняя жизнь есть не что иное, как только преходящее наслаждение самообольщения!» (К. 3:185).
«И тот, кто возьмет себе, помимо Аллаhа, шайтана-дьявола в качестве опекуна-близкого, то уже, потерпев убыток, потерял потерей явной. Обещает он им и возбуждает желания в них, но не обещает им шайтан-дьявол ничего, кроме самообольщения. Обиталище их — геенна, и не находят они от нее уклонения» (К. 4:119-121).
«И тот, кто возьмет себе, помимо Аллаhа, шайтана-дьявола в качестве опекуна-близкого, то уже, потерпев убыток, потерял потерей явной. Обещает он им и возбуждает желания в них, но не обещает им шайтан-дьявол ничего, кроме самообольщения»
«У Иблиса и джиннов-шайтанов основным инструментом сбивания людей является внушение»
— Как же реализуют шайтаны свои качества врага и заразной болезни по отношению к людям? Можно ли человеку защититься от их козней?
— Вот некоторые места Корана, которые вносят ясность.
Согласно Корану, джинн по имени Иблис после своего падения и отторжения со стороны Аллаха заявил: «Господи! За то, что Ты выявил мою прельщенность, несомненно, непременно приукрашу для них на Земле, и, несомненно, непременно выявлю их прельщенность всех вместе, кроме служителей Твоих, устроенных искренними-преданными» (К. 15:39).
«Несомненно, если Ты отсрочишь мне до Дня предстояния, то, несомненно, непременно приручу потомство (Адама), кроме немногих» (К. 17:62).
Использованное здесь арабское слово «ахтаникянна» («приручу») интересно смысловыми нюансами. Оно означает продевание веревки в рот животного с целью подчинения и приручения его. Причем примененная глагольная порода показывает, что люди, образно говоря, сами на себя накинут веревку и будут подчиняться воле Иблиса подобно тому, как животные с веревкой во рту подчиняются своему поводырю.
Аллах, разрешив дьяволу сбивать людей, указал на ограничения:
«Воистину отсутствует у тебя власть над служителями Моими, кроме тех, кто последовал за тобой из прельщенных-блуждающих. И воистину геенна, несомненно, есть обещанная встреча их всех вместе» (К. 15:42).
«Не было у Иблиса над ними какой-либо власти. Была дана власть лишь только для того, чтобы Мы, отметив, отличили утвердившегося сердцем об отодвинутой-окончательной жизни от пребывающего в сомнении относительно нее» (К. 34:21).
У Иблиса и джиннов-шайтанов основным инструментом сбивания людей является внушение. Именно этот простой и понятный механизм манипулирования нашим сознанием остается вне нашего внимания. Если бы у людей были знания об этом, о практических методах профилактики подобного негативного влияния, то наш социум стал бы невосприимчивым к этой заразной болезни.
Аллах создал человека и наделил его осознанием. Наше сознание подвержено негативному влиянию извне только в одном случае: когда мы отказываемся быть угодными Всевышнему и не удерживаем свое внимание на Нем. Это очень важный момент, поскольку, с одной стороны, раскрывает причину негативной внушаемости извне, а с другой — указывает путь исцеления от этой болезни.
Джинны-шайтаны устроены так, что по отношению к человеку всегда выступают в виде заразной болезни, врага. «Человек забывший», не видя и не ощущая присутствие шайтана-дьявола, внушаемые им мысли и чувства считает собственными. Его состояние осознания не позволяет ему отличить внушенное от своего. Лишь люди, искренне и добровольно решившие быть угодными Всевышнему, в состоянии это сделать. Чистоту их восприятия поддерживает Сам Аллах.
«Воистину же шайтан-дьявол видит вас — он и ему подобные — оттуда, откуда вы их не видите. Воистину же Мы пристроили шайтанов-дьяволов в качестве опекунов-близких для тех, которые не веруют сердцем» (К. 7:27).
Дьявол и его приспешники делают все для того, чтобы мы совершали поступки, неугодные Богу. В этом случае человек постепенно деградирует, теряя свой потенциал восприятия реальности и, соответственно, адекватность поведения в ней. Он начинает затемнять свое сознание, его нур (свет) тускнеет. Так человек шаг за шагом входит в состояние зулюмат (мрака-несправедливости-притеснений). Итог — потеря души и невозможность обретения вечной жизни. После смерти человек уже не в состоянии исцелить свое сознание.
Шайтаны-дьяволы не могут силой принудить человека к совершению того или иного поступка. «Воистину уловка дьявола-шайтана является немощной» (К. 4:76).
Для этого они вынуждены путем внушения вносить раскол между людьми и стравливать их друг с другом. Тогда мы вместо взаимовыгодного сотрудничества начинаем ущемлять и уничтожать друг друга, тратить силы и ресурсы на создание технологий подавления. В этом случае шайтаны-дьяволы могут использовать силу одних против других, претворяя в жизнь свои козни. Тот, кто убрал или не умеет удерживать свое внимание на Боге, оказывается их легкой добычей. Согласно Корану, такие люди заражены «прикосновением шайтана-дьявола». Они думают, что полностью контролируют свое сознание. Однако это не так. Просто шайтаны-дьяволы ловко манипулируют восприятием, создавая иллюзию полной свободы принятия решений.
«И воистину были мужи из рода людей, которые взывали о помощи к мужам из рода джиннов, и те приумножили их притеснением. И воистину они (мужи из рода людей) думали так же, как думали вы: что Аллаh ни за что не пробудит — не оживит никого» (К. 72: 6,7).
Я уже упоминал, что в Коране подобное состояние названо болезнью. Соответственно, как от любой болезни, существует лечение, за исключением запущенных случаев, когда негативные поступки человека полностью лишают его нура (света). В этом случае затемненность сознания превышает некий установленный Аллахом предел. Например, в татарском языке есть выражение «нуры сүнгән» — «тот, у кого погас нур». Так характеризуют живых мертвецов.
«И, несомненно, уже создали Мы для геенны много из рода джиннов и из рода людей: у них сердца, посредством которых они не в состоянии постичь суть, и у них глаза, посредством которых они не в состоянии осознанно видеть, и у них уши, посредством которых они не в состоянии осознанно слышать. Такие подобны скотине, даже больше, они самые заблудшие. Такие — беспечные-небрежествующие они» (К. 7:179).
«Сложнее с пониманием второго аята, который касается процессов взаимообмена между людьми в условиях разделения труда»
«Риба связана с утерей нура (света) и его замещением состоянием зулюмат»
— Что сейчас происходит с точки зрения Корана?
— Сегодняшнюю ситуацию характеризует два аята Корана.
«И не устраивайте разлад на Земле после налаживания ее» (К. 7:56).
«Те, которые питаются рибой (ростом-лихвой), не встают иначе, как встает тот, которого растаптывает дьявол-шайтан прикосновением своим» (К. 2: 275).
Первый аят о недопустимости разрушающего воздействия на окружающий мир. Развитие человечества должно строиться с учетом данного ограничения. До многих это уже дошло. «Хозяйство» людей в текущем состоянии скоро не сможет содержать всех своих «едоков». И какие же подходы к решению данной проблемы будут у людей с разными уровнями осознанности? Предельно рационализированное, эгоистичное и внушаемое сознание «человека забывшего», скорее всего, изберет самый простой путь — сокращение числа остальных «едоков». Его мало волнуют переживания сокращаемых. К тому же он пока не догадывается, что будет с его душой при таком подходе.
Верующие же сердцем в принципе не приемлют подобного подхода. Пробудившаяся сердечность позволяет им ощущать боль и страдания других как свои собственные. Поэтому для них существует лишь один выход: всем вместе, без сокращений привести в порядок общее «хозяйство». Необходимость добровольного коллективного самоограничения ради общего блага их не пугает, поскольку они ясно ощущают одобрение своих действий со стороны Всевышнего. В этом они находят внутреннюю мотивацию, силу и смысл жизни.
Сложнее с пониманием второго аята, который касается процессов взаимообмена между людьми в условиях разделения труда. Возникающие при этом нарушения характеризуются понятием «риба». Риба связана с утерей нура (света) и его замещением состоянием зулюмат (мрака-несправедливости-притеснений). В этих условиях мы черствеем и лишаемся способности к сопереживанию, к различению правды от лжи, легко поддаемся манипулированию. Зримые последствия заражения сознания «прикосновением шайтана-дьявола».
Слово «риба» переводится как «рост», «увеличивающееся». К появлению рибы приводит нарушение эквивалентного взаимообмена между людьми, когда за счет сознательного обмана, манипуляции или силы присваиваются результаты чужого труда. В итоге одни неправедно «питаются», «прирастают» за счет других. Рибы не возникает при добровольном эквивалентном взаимном обмене без искусственных ограничивающих обстоятельств.
Многие обычно под рибой понимают лишь ростовщичество и ссудный процент. Однако это лишь частные случаи рибы в конкретных экономических формациях. Ссуда золотом под большие проценты — это неэквивалентный обмен невозобновляемого ресурса на возобновляемый. Если бы возврат добровольно заимствованных средств осуществлялся оговоренным количеством товаров или услуг или их рыночным золотым эквивалентом на момент возврата, то рибы бы не возникало.
В современной экономике риба проникла во все сферы нашей жизнедеятельности. Например, государственные служащие получают средства существования из общего бюджета социума. При этом они принимают на себя ответственность перед всем обществом за честное и непредвзятое выполнение своих профессиональных обязанностей. Если их действия становятся неправедными и корыстными, то они подпадают под аят Корана о рибе, то есть начинают «питаться рибой» — со всеми вытекающими для их душ последствиями. Каждый легко может представить, как возникает риба и «питается ли рибой он сам». Под это кораническое понятие подпадает нерадивый строитель, берущий деньги за некачественный ремонт; врач, лечащий за мздоимство; судья, принимающий несправедливое решение; банкир, распоряжающийся чужими деньгами как своими; правоохранитель, преследующий невиновного в угоду карьерному росту; сельский труженик, продающий свой некачественный товар как качественный; вор, отнимающий силой или обманом чужое добро; шарлатан, манипулирующий чужим сознанием… Можно долго продолжать.
Особенно это касается представителей бизнеса — людей активных и целеустремленных. Порой стирается грань между рибой и извлечением прибыли методами конкурентной борьбы. Накопления после смерти превратятся в прах, а риба, «прилипшая» к душе, останется.
Если бы большинство людей смогли восстановить свое знание о существовании жизни после смерти и печальных последствиях «питания рибой», то борьба с коррупцией отпала бы за ненадобностью.
Риба в экономике золотых денег главным образом проявляла себя в виде ростовщического процента, а в экономике бумажных денег — в виде инфляционного скрытого печатания денег. «Разбавление» денежного эквивалента без согласования со всем населением означает скрытый пропорциональный отъем денег у всех.
Теперь мы приблизились к последнему — предельному этапу существования рибы — рибе «цифрового мира». Подмена прямых отношений между людьми отношениями их «цифровых» двойников создает особо благоприятные условия для манипулирования. При этом произойдут качественные изменения и в самой рибе. В «цифровом мире» станет невозможным избежать соприкосновения с рибой. Поэтому вопрос станет ребром: либо отказ от рибы, либо полный распад человеческой сущности.
«Цифровой мир» — это перенос внимания человека в виртуальный, реально не существующий мир. Сегодняшние цифровые алгоритмы способны с очень большой точностью моделировать «картинки» реальности, причем настолько точно, что могут создать иллюзию присутствия в реальном мире. Это порождает идеи типа компьютерных «вселенных», куда люди якобы смогут перенести свое социальное бытие.
Я уже говорил, что, согласно Корану, как только человек уводит свое внимание от Бога и Его аятов, он становится легкой добычей дьявола. Поэтому «цифровые вселенные», подменяющие собой реальность, могут превратиться в некую «липкую среду» для закабаления внимания людей. Контроль за вниманием человека открывает путь к управлению им, включая манипуляцию сознанием. Тем самым человек, сам того не осознавая, превращается в бесплатного «энергетического донора» для манипулятора. Теряя энергию жизни, душа темнеет, у самого человека снижается потенциал восприятия.
При этом важно понять, что сами по себе цифровые технологии не несут никакого вреда. Они очень полезны и нужны во многих областях человеческой жизнедеятельности. Речь идет лишь о недопустимости манипулятивного удерживания внимания людей в виртуальном мире, управления поведением человека через «цифрового» двойника. Существует очень четкая красная линия для цифровых технологий. «Цифровой» двойник человека, или, как сейчас модно, его «аватар», не должен подменять реального человека. Если члены социума реальное взаимодействие между собой подменят взаимодействием «аватаров», то их внимание станет заложником виртуального мира и реальная власть в социуме перейдет в руки «архитектора» цифровой среды. В этом случае бо́льшая часть мировой правящей элиты будет вынуждена уступить свое место скромной и малозаметной цифровой обслуге. В такой «цифровой нормальности» люди с большим опытом управления не только не нужны, они будут представлять опасность. Поняв, что их попросту обманули, они могут попытаться отыграть назад.
— Не мог бы ли ты сказанное продемонстрировать каким-либо простым примером?
— Представьте себе трудолюбивого пасечника с большой семьей. У него много ульев, и всем членам семьи приходится усердно трудиться, чтобы их хозяйство процветало. Тут появляется некто с компьютером и предлагает оптимизировать их труд. Простенькая программа учета и контроля продукции высвобождает много времени у жены и старшей дочери. У них теперь нет надобности тратить столько времени, ведя учет и распределяя произведенное. Семья в восторге. Маленькие дети находятся под присмотром, дома полный порядок. Пасечника теперь балуют вкусным ужином. Все в выигрыше.
Спустя некоторое время компьютерщик предлагает автоматизировать процессы поддержания температуры в ульях и подкармливания пчел. Теперь свободное время появляется уже у пасечника и его сыновей. Не нужно каждое утро и вечер открывать и закрывать пчелиные домики, периодически заниматься подкормкой пчел. Со всем этим справляется компьютерная система. Также все в выигрыше. Но появляется одно незаметное ограничение. Теперь они не могут просто так уволить своего компьютерщика. В порыве гнева он может подкорректировать свою программу. И тогда пчелы или задохнутся, или утонут в сахарном сиропе.
И вот наконец компьютерщик появляется с банкиром. Они демонстрируют пасечнику компьютерную игру, где в качестве аватарок выступают разноцветные красивые пчелиные улья. Причем игра непростая. Она автоматизирует большинство процессов труда пчеловода, умеет считать все варианты развития пчелиного хозяйства: прогнозирует и анализирует в реальном времени погодные показатели, выход товарного меда и сопутствующей продукции, делает оценку рынка, доходность стратегий поведения, связывает с крупными оптовыми и розничными покупателями. Мечта любого пасечника. Банкир же предлагает выгоднейшие условия финансирования под будущую продукцию. Деньги сейчас, а возврат потом. При этом пасечнику объясняют, что теперь его семье нет необходимости трудиться на пасеке. Доходов более чем хватает на наем работников и путешествия по миру с семьей. Ему также объясняют, что через эту игру он сможет в реальном времени в 3D-режиме контролировать свое пчелиное хозяйство. Единственное условие: чтобы не исчез с деньгами, он должен временно заложить все свое хозяйство банку. В любое время, как только он вернет занятые средства, обременение будет снято.
Так что случится с ним и его семьей, когда он, наигравшись в компьютерную игру, вернется с отдыха? При нерадивом компьютерщике. Будет ли жизнь в «пчелиной цифровой вселенной» совпадать с реальностью? Скорее всего, он останется «хозяином» лишь своей компьютерной игры, да и то, если не активизируют вирус. Где же красная черта, которую перешел пасечник? Там, где он потерял контроль над реальностью, переключив свое внимание с настоящей пасеки на виртуальную.
Отмечу также, что сегодня практически отсутствуют общественные предохранительные механизмы от подобного «захвата» нашего сознания. Данная проблема даже до конца не осмыслена, несмотря на ее сверхактуальность. Особенно для молодого поколения. Мы сегодня без скафандров собираемся в открытый «цифровой космос». Манят звезды и перспективы. Мало кто задумывается о безопасности своего сознания и наличии путей возврата назад. А без этого вместо общественно полезных цифровых технологий незаметно можем получить технологии с «меткой зверя» из Откровения Иоанна.
«В Коране есть даже отдельная сура «Пчелы». Там говорится о том, что натуральные продукты пчеловодства, прежде всего мед, исцеляют людей»
«Все мы, кто в большей, кто в меньшей степени, больны «прикосновением шайтана»
— Твоя притча о пасечнике хороша, убедительна, тем более мед такой важный продукт для русских, татар. От простой еды вошедший к образу! Здесь мне вспомнилась и гора чак-чака, съеденная в давней беседе с уважаемым генералом Расимом Сулеймановичем Акчуриным. Медовый привкус чак-чака (вот же какая судьба, язмыш!) остался у меня и от бесед с выдающимся россиянином, тоже генералом — ныне покойным Махмутом Ахметовичем Гареевым! А ведь есть и еще одна антитеза: мед — праведный, чистый продукт, биолог скажет о его дезинфицирующих свойствах. Значит, добыча меда тоже праведный труд, противоположность рибе. Но отказаться от рибы непростая задача!
— Да, добыча природного меда в симбиозе с пчелами — безусловно, один из праведных видов жизнедеятельности. В Коране есть даже отдельная сура «Пчелы». Там говорится о том, что натуральные продукты пчеловодства, прежде всего мед, исцеляют людей. Риба у сегодняшних пчеловодов чаще всего возникает, когда они начинают мед разбавлять, например, подкармливая пчел сахарным сиропом, или же появляется из-за нарушения симбиоза с пчелами. Например, при отнятии у них зимних запасов меда. Можно также упомянуть воровство чужого меда, сознательную манипуляцию ценами.
Рибу в социуме порождает болезнь массового сознания. Болезнь заключается в потере равновесия, гармонии в обществе. Вот аят Корана:
«Поднял Он небо и установил равновесие-гармонию, чтобы вы не преступили грань в этом равновесии-гармонии. Поэтому держите прямым-восстанавливайте изначальное равновесие-гармонию посредством справедливости. И не нарушайте это равновесие-гармонию» (К. 55:7-9).
Шаги по уничтожению рибы очень простые. Социуму нужно освободиться от «прикосновения» дьявола-шайтана. Такое возможно только в одном случае — при обретении защиты от его негативного влияния. Согласно Корану, для этого требуется научиться удерживать свое внимание на Всевышнем, быть искренним в желании быть Ему угодным.
Практика пребывания в ас-салят — в состоянии воссоединенности с Богом — запускает процесс исцеления и пробуждения. Сознание человека из состояния «забывшего» переходит в состояние «угодного». Последний уже защищен от внушений дьявола. Если таковых окажется в достаточном количестве, то риба в социуме исчезает. Просто люди начнут понимать, что, обкрадывая друг друга, они лишь калечат «общее тело». С сопутствующими болезнями и страданиями. Других способов уничтожения рибы не существует, поскольку так устроено наше сознание.
Риба — это как кровоточащая рана. В запущенных случаях переходит в гангрену и приводит к смерти тела, а при исцелении превращается в корочку, которая отпадает за ненадобностью.
Коран позволяет иначе взглянуть на сегодняшний кризис. Возможен выход, устраивающий всех.
— И в чем же он состоит?
— Его общие контуры я уже показал. Детальное рассмотрение первоочередных шагов по выходу из сегодняшнего кризиса может увести внимание читателя от общего к частному. Потому это тема отдельного разговора. Если будет интерес, то можем поговорить и об этом. Пока же отмечу лишь главное: из разъяснений Аллаха понятно, что эффективность социальных моделей нужно оценивать не только с точки зрения текущей жизни на Земле. Требуется учитывать наличие вечной жизни после смерти. Без этого предлагаемые сегодня проекты «новой нормальности» никого не обрадуют. Ни инициаторов, ни исполнителей, ни тех, кому придется жить в этой «нормальности». Обрадует лишь дьявола. Ему ложными посулами и обольщением удастся собрать большой урожай душ, которым в грядущей жизни места не будет.
В связи с этим важно еще раз подчеркнуть одну особенность нашей российской цивилизации. Мы пока не утеряли своего нура (света). Качество нашей сердечности охраняется Аллахом, поскольку по Его замыслу нам предложено первыми исцелиться от упомянутой заразной болезни и восстановить потенциал своего нура. Если удастся, то не зря пришли в эту жизнь. Если же не сможем, то Бог нас просто сотрет за ненадобностью.
Из вышесказанного вытекает несколько выводов. Во-первых, это объясняет причину иррациональной ненависти и нападок на нас со стороны тех цивилизаций, которые утеряли свой нур (свет). Они, сами того не осознавая, выступают в роли инструментария Иблиса.
Во-вторых, у нас пока нет критического разделения между правящей элитой и народом. Многие, видя разрыв по уровню материального достатка, не согласятся со мной. Однако речь идет не о рибе, а о «цивилизационном нуре (свете)», о способности сообщества к его сохранению. Касательно рибы я уже говорил. Все мы, кто в большей, кто в меньшей степени, больны «прикосновением шайтана». Но наша цивилизация, несмотря на тяжелую болезнь, пока не утратила своего нура (света). Он ослаблен, но не потерян. Если бы был утерян, то нападки на нашу цивилизацию мгновенно бы прекратились. Не было бы столь яростных и скоординированных попыток внести раскол между правящей элитой и народом. При утере «цивилизационного нура (света)» правящая элита полностью переходит в подчинение Иблису. Она становится его сообщником по вверганию общества в состояние зулюмат (мрака-несправедливости-притеснений). У нас этого пока и близко нет, хотя идет ожесточенная схватка. Поэтому в случае проигрыша в первую очередь будут отодвинуты представители нашей элиты, даже те, кого сегодня соблазняют «печенюшками», обещая достойное место в «новой реальности». Их цивилизационное сознание, каким бы оно ни было, представляет для Иблиса потенциальную угрозу. Они будут заменены другой элитой — представителями иных цивилизаций — носителями иного типа сознания. Постперестроечную ошибку больше не повторят. Поэтому для нашей элиты сейчас речь идет не о сохранении состояний, а о физическом выживании. Выбор невелик. С одной стороны, прозябание без гарантий рая, а с другой — соучастие в гармонизации своей цивилизации по заветам Бога с гарантированным раем. Поскольку Аллах, будучи милостивым и прощающим, уже разъяснил, почему будет так, а не иначе.
Научиться не разбрасываться своим вниманием, научится удерживать его на Творце. Очень простая формула выхода из кризиса, но как ее трудно реализовать на практике. Сначала, наблюдая жизнь, многочисленные аяты мироздания, просыпается допущение о наличии первоисточника. Пытаясь прояснить свое предположение, человек постепенно приходит к пониманию существования Творца. Это означает, что он смог разбудить свое подсознательное знание и вышел из состояния «забывший». Затем предстоит сделать добровольный выбор: научиться жить с благодарностью в душе к Нему, желая соответствовать Его желаниям, или же оставить все как есть, не меняя свои эгоистических пристрастий.
Можно, конечно, попытаться обмануть себя путем сложных рассудочных суждений. Однако акт первичного восприятия никуда не денешь. Где наше внимание — там наша сила и жизнь. Если наше внимание на Боге, то мы в Нем и, соответственно, в созданной Им реальности. Если же нет, то мы в иллюзии, которая будет отторгнута и разрушена Аллахом, отторгнута вместе с нами.
Человек смертен — приходит и уходит. Пребывая на Земле, он всегда находится в одном из двух «жизненных потоков» или в потоке сознания, выводящем его душу к нуру (свету), или в потоке, уводящем в состояние зулюмат (мрака-несправедливости-притеснений). Первый поток ведет к обретению полноты восприятия и вечной жизни в «садах блаженства». Второй — к пребыванию в состоянии, названном в Коране «ни жизнь, ни смерть», «спутник огня». Согласно Корану, это удел тех душ, которые отрицали само существование Творца, которые не сумели активизировать свое знание о жизни после смерти, которые преступали Его ограничения. Эти два противоположных потока, с точки зрения изменения качественных характеристик сознания, «спиралеподобны». Кстати, круговые ритуалы обхода священных мест — отражение этих двух «жизненных спиралей».
Наиболее наглядно текущий кризис проявляется в исчерпанности ресурсной базы планеты. Она скоро не сможет обслуживать наше привычное существование. Выход лишь один — сбалансировать ресурсы с потреблением. Это факт, от которого невозможно отмахнуться. В том состоянии осознания, в котором пребывает большинство, решение задачи возможно лишь за счет жестких искусственных ограничений на потребление и курса на сокращение количества «потребителей». Такое мало кому понравится.
Существует ли иной путь преодоления кризиса? Да. По частям мы его уже рассмотрели. Главное для преодоления нынешнего кризиса — это обретение большинством нового качества осознания — того, что в Коране названо верой сердцем. Именно этого знания не хватило нашей цивилизации в начале XX века. Тогда искренний порыв большинства к нуру (свету) не был подкреплен правильными шагами по его достижению. Состояние братства, свободы, справедливости, поступков по совести — это всего лишь практические проявления способности воспринимать мир сердцем. Как я уже говорил, таким качеством осознания человека наделяет лишь Бог. Без Его участия порыв затухает и исчезает, оставляя горькое послевкусие.
Первичный исцеляющий импульс выхода из кризиса находится в сердцах уверовавших сердцем мусульман, иудеев, христиан и представителей других традиций. Я уже приводил аят Корана об этом. Данный импульс может запустить процесс «растворения» в любви всего накопленного негатива, появления нура (света), который разгонит мрак-притеснения. Сегодня как никогда важны совместные усилия всех верующих сердцем по сохранению единства, избеганию социальных распрей, усилению состояния «нур на нур». Неважно, какой они конфессии, к какому социальному слою принадлежат.
«Неким днем каждая душа обнаружит явленным то, что она совершила из благого, и то, что она совершила из дурного. Возжелает она, чтобы между ею и между этим (дурным) было расстояние далекое. Предупреждает вас Аллаһ Самим Собой!» (Коран. 3:30).
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.