Следственный комитет возбудил уголовное дело в отношении начальника центра информационных технологий, связи и защиты информации МВД по РТ Ленара Самигуллина. Он отправлен под домашний арест по обвинению в двух эпизодах получения взятки за содействие в заключении госконтрактов на поставку систем радиосвязи. Деньги он, уверен следком, брал с фирмы, которая много лет обеспечивала радиостанциями полицию Казани и Татарстана. Владельцу компании также предъявлено обвинение в мошенничестве с рациями, на «схематозе» он якобы заработал 53 млн рублей. Собеседники «БИЗНЕС Online» в силовых структурах предполагают, что арест подполковника может стать лишь первым звеном в цепочке последующих задержаний. В тылу МВД по РТ уже прошли обыски.
Миллионные контракты за откат в 175 тысяч?
Новый рабочий год для МВД по Татарстану, которое давно не оказывалось в центре коррупционных скандалов, а для 30-тысячной армии полиции это действительно достижение, начался с неприятных новостей. Источники «БИЗНЕС Online» в силовых структурах сообщили о задержании Ленара Самигуллина, начальника центра информационных технологий, связи и защиты информации МВД по РТ. Еще 12 января оперативники ФСБ доставили его в следственный комитет России по РТ, где примерно в 15:00 он был задержан. Поводом для этого послужили две взятки, переданные Самигуллину в 2019 и 2021 годах от директора АО «Инфотест-Р» Андрея Кияна. В этом уверены и следователи, и оперативник ФСБ.
О грядущем задержании Самигуллин как минимум догадывался. По данным наших источников, в конце декабря следователи и оперативники республиканского ФСБ пришли с обыском в тыл МВД по Татарстану. Оттуда была изъята многочисленная документация. Самого начальника тыла Рамиля Шакирова в этот момент на рабочем месте не находилось, он был за границей, а по МВД поползли слухи, что приходили именно за главным тыловиком министерства. Однако это не так, никаких претензий к Шакирову нет и — пока — не предвидится. Зато есть к его непосредственному подчиненному.
По версии следствия, в период с 27 ноября по 9 декабря 2019 года Самигуллин взял у Кияна взятку в размере 75 тыс. рублей за оказание содействия в заключении с его фирмами госконтракта на поставку систем радиосвязи для нужд МВД по РТ.
Согласно данным системы «Контур.Фокус», 27 ноября 2019-го МВД по РТ заключило с «Инфотестом-Р» Кияна контракт на «поставку комплекса Апекс-БС-4». Речь идет о радиоэлектронных средствах связи, т. е. рациях, которыми Киян, к слову, обеспечивает управления министерств внутренних дел многих регионов. Сумма этого контракта составила почти 8,4 млн рублей. За все существование АО «Инфотест-Р» заключило 97 контрактов на сумму 2,8 млрд рублей, значительную часть из которых составляют как раз-таки поставки систем радиосвязи. За 2020 год эта выручка компании перевалила за 480 млн рублей, а чистая прибыль составила 17,7 миллиона.
Но в деле Самигуллина есть и второй эпизод с получением от того же Кияна и «Инфотеста-Р» уже 100 тыс. рублей в период с 1 декабря 2020 года по 15 января 2021-го. Тогда он также взял деньги за оказание содействия в заключении госконтракта на все те же рации. Но, судя по данным системы «Контур.Фокус», контракт с фирмой Кияна так и не был заключен. При этом предыдущий «аукцион» от 14 сентября 2020 года на сумму 2,9 млн рублей Киян «проиграл».
Отметим, что Ленар Раилович в 2020-м вошел в состав межведомственной комиссии совбеза РТ по информационной безопасности. Он также был в составе соответствующей комиссии при подготовке и проведении Универсиады-2013. До назначения на должность главного айтишника МВД по РТ он возглавлял отдел информатизации и связи УМВД Казани.
По версии следствия, Самигуллин взял у Кияна взятку в размере 75 тыс. рублей за оказание содействия в заключении с его фирмами госконтракта на поставку систем радиосвязи для нужд МВД по РТ
Что взяткодатель поставлял в МВД и сколько на этом заработал
Киян — московский предприниматель, в деле он проходит в качестве взяткодателя, его процессуальный статус пока неизвестен, но в случае если он сам явился с повинной, то уголовная ответственность с него снимается.
Киян — гендиректор АО «Инфотест-Р», сейчас владельцами акционерного общества и учредителями указаны некие Кирилл Игнатьев и Игорь Зорин. Сам Киян, которого силовики считают бенефициаром бизнеса, в состав акционеров не входит, но является одним из владельцев фирмы «ИТ-Индустрия», где гендиректором числится вышеупомянутый бизнесмен Игнатьев, на котором висит еще одно юрлицо — «Т-Телеком».
Все три фирмы так или иначе связаны с поставками раций для татарстанского МВД. Например, «Т-Телеком» Игнатьева в 2017-м, через год после того как Киян перестал там быть гендиректором, заключил госконтракт на поставку систем оперативной радиосвязи с МВД по РТ на почти 15 млн рублей. АО «ИТ-Индустрия» Кияна на 1,7 млн рублей поставило в августе 2019-го радиосистемы в татарстанскую ГИБДД, а двумя годами ранее за 10 млн в рамках гособоронзаказа обеспечило министерство внутренних дел Татарстана средствами цифровой радиосвязи.
Основное юрлицо, которое и фигурирует в материалах дела, АО «Инфотест-Р» вообще работает с МВД по Татарстану с 2013 года. Одним из первых госзаказов тогда, прямо перед Универсиадой, в мае, стала поставка и монтаж оборудования для расширения системы цифровой сети оперативной радиосвязи «АРСО-25». Это специально разработанный на случай экстренных ситуаций стандарт защищенной связи, используется не только в МВД, но и в других силовых структурах. Цена контракта составила 46,29 млн рублей.
Опыт работы с Кияном, вероятно, признали успешным. И в 2014, а также в 2016 годах его фирма заключала контракты уже с УМВД Казани — на поставку систем радиосвязи для сотрудников полиции, работающих в метрополитене. На суммы 1 млн и 500 тыс. рублей соответственно.
А в июне 2020-го АО «Инфотест-Р» заключило контракт с МВД по Татарстану на поставку носимых радиостанций на сумму 28,6 млн рублей. Этот контракт стал для него роковым: в июле прошлого года Киян попал под следствие и также был помещен под арест. Следственно-оперативная группа уверена, что «Инфотест-Р» поставлял полиции Татарстана некачественные рации, которые не соответствовали техзаданию. За все время работы, уверены силовики, Киян кинул МВД на 53 млн рублей — по всем контрактам с ведомством.
Работали рации или нет, в чем был риск для полиции — неизвестно, эти данные следствие не раскрывает. При этом, по нашим данным, в возбужденном деле фигурировали и «неустановленные должностные лица», в сговоре с которыми якобы и удалось провернуть аферу. До сегодняшнего дня Киян был единственным фигурантом дела.
Сам подполковник Самигуллин свою вину признал частично. Сегодня следствие обратилось в суд для избрания для него меры пресечения
Домашний арест за сговорчивость
Сам подполковник Самигуллин свою вину признал частично. Сегодня следствие обратилось в суд для избрания для него меры пресечения. В суд его доставили оперативники управления ФСБ по Татарстану. Полицейского сразу же поместили в стеклянную камеру.
«Самигуллин Ленар Раилович. Родился в Казани, проживаю в Пестречинском районе. Женат, двое детей: дочери 15 лет, сыну — 9. Работаю в МВД по Республике Татарстан начальником центра информационных технологий, связи и защиты информации», — представился суду обвиняемый. Это единственное, что позволили услышать журналистам.
Следователь по особо важным делам второго отдела СУ СКР по РТ Алмаз Хайруллин в самом начале процесса заявил суду, что следствие против присутствия на процессе прессы, т. к. в материалах дела есть показания свидетелей и прочие данные, разглашение которых крайне нежелательно. Судья Сергей Аптулин частично удовлетворил просьбу Хайруллина, допустив СМИ лишь на оглашение постановления.
В перерыве к Самигуллину подошли журналисты, но он лишь молча смотрел на них. Его адвокат Диляра Фахретдинова во время вопроса корреспондента «БИЗНЕС Online» прервала всех, заявив, что ни она, ни ее подзащитный говорить ничего не будут.
«Ребята, комментариев не будет! Однозначно! Без обид!» — заявила она.
В совещательной комнате судья Аптулин пробыл недолго. Он вышел в зал буквально через 10 минут, огласив постановление, в котором поддержал ходатайство следователя. Под домашним арестом Самигуллин пробудет до 12 марта. В этот период ему запрещено покидать свой дом, общаться со всеми, кроме следователя, близких родственников и адвоката, отправлять почту, пользоваться телефоном и интернетом.
Поскольку с момента задержания Самигуллин находился практически под стражей — в ИВС, то суд освободил его от наручников. После этого оперативники УФСБ вывели его через заднюю дверь — полицейский снова не проронил ни слова.
Наше издание обратилось в пресс-службу МВД по РТ, однако на момент публикации материала комментария не последовало.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 143
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.