«Недостатки всегда есть. Тюрьма есть тюрьма», — отмечал работу своего преемника Дауфит Хамадишин на итоговой коллегии УФСИН по РТ. Заступивший на его место в 2020 году Эдуард Хиалеев в четверг отчитался перед правительством РТ за проделанное и за пока все еще проблемные моменты пенитенциарной системы. О том, за что его раскритиковал представитель прокуратуры РТ, — в материале «БИЗНЕС Online».
Эдуард Хиалеев: «Не допущено побегов из-под охраны, массовых беспорядков и иных резонансных преступлений и происшествий»
«Вопрос индивидуального характера к каждому осужденному»
«Не допущено побегов из-под охраны, массовых беспорядков и иных резонансных преступлений и происшествий», — первом делом заявил руководитель УФСИН России по РТ Эдуард Хиалеев, подводя на коллегии итоги службы за прошлый год. Оперативная обстановка в учреждениях, по его словам, остается «сложной, но контролируемой». В чем это выражается? Во-первых, не прекращаются попытки дестабилизировать обстановку в колониях через незаконные передачки. За год по таким фактам возбудили 11 уголовных дел, задержан 41 человек, изъяли полкило наркотиков, 611 телефонов в посылках с воли. Хотя мобильники все равно попадают в тюрьмы, о чем свидетельствует факт 546 блокировок абонентских номеров с зоны.
Во-вторых, ухудшается «качество» поступающего в колонии контингента. Несмотря на то что в целом численность осужденных сокращается — за 2021 год на 146 человек, в основном за счет колоний общего режима (не по естественным причинам, смертность среди зэков снизилась на 16,7%), получается, что каждый третий заключенный в Татарстане осужден за убийство или тяжкое преступление, еще треть — за наркотики, более 220 человек — насильники, 164 осужденных имеют психические патологии и низкий интеллект. 20 осужденных идут по террористическим и экстремистским статьям, еще 25 таковых находятся в изоляторах. За год также привлекли к административной ответственности 55 заключенных за татуировки на теле в стиле АУЕ (криминальное движение «Арестантский уклад един» — экстремистское движение, запрещенное в России, — прим. ред.). Все это говорит о том, что в хозяйстве Хиалеева проживает довольно разношерстный, сложный контингент — всего, кстати, 9 202 человека (не считая проходящих через уголовно-исполнительные инспекции).
В какой-то степени об этом свидетельствует то, что за год снизилось число переводов осужденных в облегченные условия содержания. Для сравнения: из строгих в обычные был переведен 61 человек, а наоборот, в строгие условия, — 370. «Если в 2020-м переводов в колонии-поселения было 152, то в 2021 году — 123. Снижение связано со значительным количеством отказов судов, — бросил Хиалеев в присутствии в президиуме зампреда ВС РТ Максима Беляева. — Здесь вопрос индивидуального характера к каждому осужденному». По словам главы УФСИН по РТ, по УДО вышли лишь 320 человек, или 11% подлежащих такому освобождению по формальным признакам.
Контингент контингентом, но при этом сотрудники УФСИН по РТ и сами не святые. В прошлом году учреждения получили, по словам Хиалеева, 224 акта прокурорского реагирования. «Больше всех „отличились“ ИК-5, ИК-8, ИК-10, СИЗО-2», — заявил глава УФСИН по РТ. При этом больше всего нарушений по соблюдению режима, надзора санитарных требований и в сфере охраны труда работающих осужденных. За год к дисциплинарной ответственности привлекли более 170 сотрудников, и по некоторым еще продолжаются служебные проверки.
В колониях республики широко развита металлообработка, швейные мастерские, деревообработка, пищевая промышленность и сельское хозяйство
Осужденные на труд
В докладе Хиалеев рассказал, что сегодня в колониях Татарстана содержатся 6 827 осужденных, из которых подлежат обязательному привлечению к труду 5 547 человек. Реальный охват привлеченных к труду составил лишь 3 422 человека, или 61,7% «от плана». Остальных просто нет возможности загрузить работой. При этом в колониях республики широко развита металлообработка, швейные мастерские, деревообработка, пищевая промышленность и сельское хозяйство. Под тюремные производства развернули целую систему профессиональной подготовки и обучение осужденных — с учетом производственных потребностей учреждений ФСИН, а также в соответствии с запросами регионального рынка труда (в целях ресоциализации и адаптации осужденных). Но существующих мощностей производства в колониях недостаточно. Их надо расширять, а для этого нужны новые станки, ремонт цехов и зданий и т. д.
Определенную ставку в УФСИН по РТ делают на максимальном развитии сети учреждений, исполняющих наказание в виде принудительных работ. В Татарстане право на работу в исправцентрах сегодня имеют более 3 тыс. человек. Но мест пока всего ничего: 300 — в исправцентре №1 в Казани (предоставляющем работников с судимостью для ОАО «Хлебозавод №3», ООО «Урман», АО «Аромат» и др.), 50 — в общежитии АО «КВАРТ», 100 — при ИК-4 (задействованные на КАМАЗе и «Агроэкоресурсе»). В ближайших планах стоит расширение исправцентра на «КВАРТе», создание участка на базе «Орсис-Агро» на 60 осужденных, а также снабжение КАМАЗа новой рабсилой на базе, как выразился Хиалеев, «передвижных модульных конструкций» — бытовок, как понял наш корреспондент.
В недалекой перспективе, отметил глава УФСИН по РТ, — создание еще 400 новых мест с общим лимитом наполнения на 850 осужденных, имеющих право на принудительные работы. К 2024 году стоит задача расширить вместимость исправцентров до 1,5 тыс. человек.
При сегодняшнем лимите в 2 075 мест в следственных изоляторах содержат по факту 2 295 человек
СИЗО все еще переполнены
За минувший год не разрешилась проблема с перенаселением республиканских СИЗО. При сегодняшнем лимите в 2 075 мест в следственных изоляторах содержат по факту 2 295 человек. «В целом санитарная площадь на одного человека вместо положенных 4 квадратных метров составляет 3,6» — заметил Хиалеев. Перенаполнение СИЗО приводит к неминуемому нарушению прав человека и, как следствие, постоянным жалобам в прокуратуру и даже ЕСПЧ.
«В целях создания надлежащих условий для размещения лиц, содержащихся под стражей, для соблюдения санитарной площади в изоляторах республики УФСИН совместно с прокуратурой РТ разработало проект по созданию на базе ИК-3 помещения, функционирующего в режиме следственного изолятора (ПФРСИ), на 120 мест», — объявил нововведение Хиалеев. Он пояснил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что в этом ПФРСИ будут содержаться в основном те, кто сейчас пребывает в ожидании рассмотрения апелляций в судах. Условия обещают хорошие, здание в Пановке новое. Появится новый объект с функциями СИЗО, дай бог, к лету, когда достроят в той же ИК-3 штрафной изолятор. Также делается капремонт общежития в СИЗО-3 с реконструкцией помещений и увеличением лимита наполнения на 25 мест.
Но главная мера — строительство в Казани нового СИЗО на 1 тыс. мест. Оно, как мы и писали, должно появиться за «Жилплощадкой», в чистом поле. Уже получено положительное заключение Главгосэкспертизы на проектную документацию, и в 2022 году планируется начать строительство. Правда, деньги еще окончательно не выделены.
УФСИН по РТ гибко реагирует на веяния времени, меняя профиль мест заключения. Хиалеев напомнил, как в прошлом году ИК-8 из колонии строгого режима превратили в колонию-поселение на 219 мест для лиц, ранее отбывавших наказание. Попутно с этим ИК-10 переделали в колонию строгого режима для впервые осужденных, а в ИК-3 переселили лиц, ранее отбывавших наказание. Всего изменили лимиты наполнения в 8 колониях, число мест сократилось на 1 040 человек.
Олег Даминов: «В 2021 году управлением проделана большая работа. Несмотря на объективные сложности, связанные с эпидемиологической обстановкой, удалось избежать существенных недостатков и упущений в деятельности пенитенциарной системы»
«Ваша работа требует дальнейшего совершенствования»
«В 2021 году управлением проделана большая работа. Несмотря на объективные сложности, связанные с эпидемиологической обстановкой, удалось избежать существенных недостатков и упущений в деятельности пенитенциарной системы, — сначала было порадовался за УФСИН зампрокурора РТ Олег Даминов, а потом всех приземлил. — Вместе с тем остается ряд серьезных проблем, требующих незамедлительных решений…»
По его словам, за минувший год прокуратурой РТ проведено 507 проверок учреждений УФСИН по РТ — выявили 553 нарушения закона, внесли 274 акта реагирования, привлекли к дисциплинарной ответственности 193 сотрудников. «Очевидно, ваша работа требует дальнейшего совершенствования», — обратился Даминов к Хиалееву.
Особенно прокурор остановился на «недоработках» в СИЗО, где практически повсеместно выявлялись нарушения медико-санитарного и материально-бытового обеспечения содержащихся. Большинство из нарушений всегда своевременно устранялось, но все равно остаются проблемы. Даминов даже слегка пригрозил, что если недочеты не будут устраняться в этом году, то прокуратура РТ намерена судиться с УФСИН по РТ.
Катком он прошелся по СИЗО-1, которое ранее было образцовым, а теперь стремительно теряет свои позиции. За год прокуратура по нему направила 16 актов реагирования. «Руководством учреждения должных выводов не делается, — не стеснялся в формулировках Даминов. — Такие подходы в работе неприемлемы. Руководству УФСИН России по Татарстану стоит сделать определенные выводы по вопросу профессиональной пригодности руководства учреждения».
Покритиковал Даминов и за СИЗО-2, в котором в прошлом году застрелился сотрудник, и за нарушения по охране труда осужденных, и за недосмотры сотрудников колоний за фактами кустарного производства спиртного — за год прокуратура в тюрьмах нашла 700 л спиртосодержащей жидкости. А еще изымали наркотики, телефоны… Досталось от прокуратуры и за четыре случая побегов из колоний-поселений в ИК-10, ИК-4 и КП-17, и за рост рецидивов со стороны находящихся на учете УИИ бывших осужденных (среди них 3 убийства, 3 тяжких причинения вреда здоровью, 54 вновь попавшихся на наркотиках).
«Уверен, необходимые резервы для усиления работы у вас есть. Со своей стороны прокуратура республики всегда открыта для конструктивного взаимодействия по вопросам борьбы с преступностью и обеспечения прав граждан, законных интересов общества и государства», — закончил свое выступление Даминов. В зале ему никто не аплодировал.
Рустам Нигматуллин похвалил за достижения по исправцентрам и ресоциализации осужденных, заверив, что со своей стороны республика будет и дальше помогать УФСИН по РТ
«Не должно быть хорошо»
Несмотря на всю указанную критику, правительство РТ довольно положительно оценило работу УФСИН по РТ. «Из доклада Эдуарда Даниловича можно сделать вывод, что в прошедшем году была сохранена положительная динамика по основным направлениям работы», — дал оценку первый вице-премьер РТ Рустам Нигматуллин. Он особо подчеркнул, что все сотрудники пенитенциарной отрасли республики каждодневно работают в условиях риска для жизни и собственного здоровья.
Нигматуллин похвалил за достижения по исправцентрам и ресоциализации осужденных, заверив, что со своей стороны республика будет и дальше помогать УФСИН по РТ. С этой целью уже в ближайшее время будет подписано трехстороннее соглашение между ФСИН России, минюстом РФ и правительством РТ, ориентированное на вопросы стройки нового СИЗО и расширения исправцентров.
«Могу оценивать только положительно. Как я могу оценивать отрицательно?» — прокомментировал «БИЗНЕС Online» итоги года помощник премьер-министра РТ Дауфит Хамадишин, некогда долгое время возглавлявший пенитенциарную систему республики. На вопрос о том, почему так стращала ведомство прокуратура, он ответил философски: «Для того и щука, чтобы карась не дремал».
Со своей стороны Хиалеев пояснил в беседе с журналистами, что выявленные прокуратурой нарушения в основном связаны с прошлогодним перемещением трех учреждений, о которых говорилось ранее.
«Что касается того, как УФСИН работало… Недостатки всегда есть. Тюрьма и есть тюрьма. Если будет в тюрьме очень хорошо, этому никто не поверит. Там не должно быть хорошо. Да, будут недостатки — они с ними работают. Коллектив работоспособный, ребята стараются», — резюмировал Хамадишин.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 35
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.