16-17 декабря в Москве, на ВДНХ, пройдет тренинг по возврату долгов.

Интересно, как это будет выглядеть? Традиционный способ выбивания долгов в России — это утюг на животе: этому нас научило наше российское современное кино. Придумают ли организаторы действа на ВДНХ что-нибудь новенькое или ограничатся демонстрацией, скажем, балабановских "Жмурок"?

Такое проводится теперь не только в Москве, и проводится часто. Вот, например, в Санкт-Петербурге 1-2 декабря проходил тренинг "Возврат долгов, или как убедить дебитора".

По прохождении тренинга, уверяет реклама, "участники смогут: четко определив интересы фирмы, формулировать цели переговоров; проводить тщательную подготовку переговоров; распознавать особенности участников переговоров; активно использовать средства вербальной и невербальной коммуникации для создания гармоничной атмосферы переговоров; прогнозировать и работать с возможными вопросами и возражениями; управлять эмоциями и быстро самовосстанавливаться; применять методы корректного психологического влияния на ход переговоров".

Цену рекламы мы все знаем, но здесь что-то не так. Все эти расчудесные умения — "четко определить интересы фирмы, проводить тщательную подготовку, активно использовать средства вербальной и невербальной коммуникации" и все прочее — настолько элементарны, что о них смешно даже говорить. Непонятно, как человек мог вести бизнес, и, очевидно, успешный (раз ему задолжали), и при этом не умел "использовать средства вербальной коммуникации" и в особенности — "четко определить интересы фирмы". Бизнесом занимался, а о своих интересах знать — не знал, ведать — не ведал! И как это у него получалось?..

Нет, тут явно что-то кроется. Пока мне не встречались участники этого замечательного семинара, но полагаю, что от них можно было бы узнать много интересного о том, чему их там учили на самом деле.

Рекламы коллекторских агентств я ни разу не видел. Сами агентства в России существуют как минимум с 2005 года, но предпочитают не светиться.

Подозреваю, что рекламы их я и не встречу: уж очень скользкое дело, чтобы его рекламировать. Во-первых, коллекторские агентства в цивилизованной форме могут существовать только в устоявшейся рыночной экономике с многосотлетними традициями. Недавно по EuroNews показывали такое коллекторское агентство из Испании: метод состоит в том, что за должником непрерывно ходит человек в чёрном костюме и обязательно в цилиндре — пока тот не заплатит. Не берусь сказать, с чем в сознании испанца связан образ человека, одетого в черное и с цилиндром на голове, но, видимо, этот образ оказывает сильное психическое воздействие — иначе агентство не смогло бы существовать. А оно вроде как даже процветает. Или, может быть, кроме черного костюма, в запасе у агентов есть еще кое-что, о чем они в интервью Euronews деликатно умолчали.

Сомнительно, чтобы подобный метод возымел действие на наших людей; тут требуется кое-что покруче. Потому и наши коллекторские агентства себя не рекламируют.

Кризис, между тем, продолжает решительно прореживать ряды рекламщиков. Компания "Желтые страницы", которая когда-то были одной из первых ласточек нового экономического порядка, терпит бедствие. "Внезапно уволены все операторы второй смены, — рассказывает человек "изнутри". — Вместо положенного предупреждения за две недели утром сообщили, сразу оформили документы и выдали два оклада. Уволили всех курьеров в отделе продаж, секретарей групп. Уволены консультанты, в обучение которых были вложены немалые деньги. Принята поразительная оптимизация — обзвон Москвы перенесли в Питер. Теперь московские компании обзванивают по межгороду из Питера… Человека, отработавшего в Желтых страницах с 2000 года, после известия "вы завтра уже не работаете" отпаивали валерьянкой. Уволили дизайнера, у которого маленький ребенок и жена в декретном отпуске…"

И так далее.

Вряд ли стоит такому удивляться. Справочники типа "Желтых страниц" хороши, когда средства коммуникации слабо развиты, и другого способа (за исключением опроса знакомых) узнать, кто и где делает что-то, что тебе очень нужно, фактически не существует — ну разве что случайность. С появлением Интернета — вернее, мощных поисковиков, а это случилось примерно 10 лет тому назад, — нужда в "Желтых страницах" сильно ослабла. Справочникам — как и всем бумажным изданиям, впрочем, — приходится активно осваивать Интернет. Новый сайт "Желтых страниц" обошелся, по слухам, в 1 млн. долларов. Поискал я там первое, что пришло в голову, — известную казанскую фирму "Диалог инвестментс". Не нашел. Ни через главную, московскую, страницу, ни через страницу Казани и Татарстана. Забил то же самое в Google — и получил 81700 ссылок, из которых первая же привела меня по назначению.

Конечно, для них, высокомерных  москвичей, Казань, может быть, и вовсе не существует, — но если Google фирму находит, то уж "Желтые страницы" должны туда прямо за ручку привести.

Напоследок — у кого быстрый Интернет — забавный ролик о тяжкой участи топ-менеджеров во время кризиса.

Удачного просмотра!