Удивительно, но маленький Лениногорск отправил на Олимпиаду уже третьего спортсмена. Больше всех преуспел 18-летний Данил Садреев — выиграл в Пекине «серебро» в микст-прыжках. В прыжках на лыжах эта медаль стала для России первой за 54 года. Между тем обращают на себя внимание условия для тренировок в Лениногорске: трамплин в аварийном состоянии, а школа годами не получает поддержки.
Удивительно, но маленький Лениногорск отправил на Олимпиаду уже третьего спортсмена. Больше всех преуспел 18-летний Данил Садреев — выиграл в Пекине «серебро» в микст-прыжках
Чтобы вытащить молодежь из подвалов
Сейчас трудно представить, что в каком-то из районов Татарстана могут построить такой узкоспециализированный объект, как трамплин для прыжков на лыжах, в вот в 70-е Лениногорск возвел сразу три — на 30 м (открылся в 1973 году), на 70 м (в 1975-м) и на 50 м (в 1978-м). Не обошлось без помощи нефтяников: ландшафтными работами занималась «Татнефтегеофизика» (ныне входит в «Таграс»), свой вклад сделали коллективы «Лениногорскнефти» и «Иркеннефти» (ныне в составе «Татнефти»). Металлоконструкциями занимался лениногорский завод «Газспецмашремонт».
Одним из главных идеологов проекта выступил Михаил Моряков — председатель горисполкома Лениногорска и ветеран Великой Отечественной. Он был обеспокоен ростом преступности в городе и, чтобы вызволить подростков, как говорил он сам, «из подвалов и колодцев», задался целью развивать спорт. Почему выбор пал на прыжки с трамплина — загадка, можно лишь отметить, что чуть раньше трамплинами обзавелась Казань, а после Лениногорска они появились в Альметьевске. Так что прыжками и двоеборьем (помимо прыжков, соревнуются в лыжных гонках) занимались не в одной, а сразу в трех точках Татарстана, но в 90-е сохранить их финансирование удалось только в Лениногорске. Тогдашний председатель горисполкома Энэс Валеев созвал руководителей всех крупных городских предприятий и убедил поддержать прыгунов и лыжников. Так в 1994 году появилась федерация прыжков с трамплина и лыжного двоеборья, через которую спортсмены школы олимпийского резерва в Лениногорске стали получать поддержку. В 1998-м на Олимпиаду в Нагано отправился Николай Петрушин. Он соревновался в прыжках со среднего и высокого трамплинов и, хотя медалей не выиграл, принес немало радости городу в депрессивное время. Да и всему Татарстану — других спортсменов республика не отправила.
В дальнейшем Лениногорск воспитал множество мастеров спорта, призеров и победителей чемпионатов. В 2014 году на Олимпиаду в Сочи попал двоеборец Иван Панин, а в 2022-м в Пекине зажглась звезда Данила Садреева. Он выиграл «серебро» в миксте, а в личных дисциплинах — прыжках со среднего и высокого трамплинов, заняв 8-е и 16-е места, показал лучший результат в сборной России. Ему предстоит выступление в командном турнире, где при удачном раскладе Россия может рассчитывать на очередную медаль. Примечательно, что успеха Данил добился в 18 лет — в возрасте, когда прыгунам крайне тяжело заработать достаточно авторитета в глазах судей. Всем соперникам Садреева по 30–35 лет.
Данил живет в Лениногорске, но тренируется в других местах — в родном городе условий для спортсмена его уровня нет, более того, они становятся все хуже.
Трамплины — главная достопримечательность Лениногорска. Появились они в 70-е и с тех пор ремонтировались лишь один раз
Бесхозная федерация
Лениногорские трамплины ремонтировали только один раз — в 2007 году. Тогдашний гендиректор «Татнефти» Шафгат Тахаутдинов выделил порядка 10 млн рублей, чтобы подлатать маленький и средний трамплины, на которых тренируются начинающие прыгуны, более продвинутым надо искать другие города для занятий. Ситуация могла бы поменяться, работай 70-метровый гигант, но еще в 2010-е он пришел в аварийное состояние. Удивительно, что он вообще стоит. В последний раз вопрос с его обновлением разбился о мнение министра спорта (2008–2012) Виталия Мутко. Когда ему доложили о проблемах с инфраструктурой в Татарстане, он сказал, что для прыжков с трамплина созданы условия в Сочи, Нижнем Тагиле и Чайковском (Пермский край), а больше не надо. Лениногорских спортсменов, претендовавших на высокие места, стали отправлять на сборы в эти города. За выступлением Садреева в Пекине его брат Марс (тоже прыгун) и первый тренер Николай Герасимов наблюдают как раз из Нижнего Тагила.
70-метровый трамплин последние пять-семь лет находится в аварийном состоянии
С тех пор какую-либо поддержку прыгуны получают только отдельными распоряжениями руководства республики. Стоит местным спортсменам занять какие-либо призовые места, Лениногорск обращается в минспорт РТ, и там оформляют письмо на имя президента. Так заполучили ратрак, который укладывает снег на спуске, систему производства искусственного снега, покрытие для приземления лыжников в теплое время года, автобус. Другое дело, что воспитанники школы не могут занимать призовые места каждый год и давать поводы для писем. Да и в решении более рядовых вопросов — таких как выплата стипендий топ-спортсменам и топ-тренерам — президент помогать не может и не должен: это дело федерации и меценатов, которых она привлекает. Только очередь из них не выстраивается…
Ренат Нугайбеков
Валеев, который возглавляет прыжки и двоеборье в Татарстане еще с 1994-го, хотя и пользуется уважением в федерации прыжков с трамплина РФ и у ее руководителя Владимира Славского, больше не занимает руководящих должностей в Лениногорске и Татарстане и уже не скрывает своего желания передать пост преемнику. В прошлом году им мог стать замгендиректора «Татнефти» Ренат Нугайбеков. Для Лениногорска эта кандидатура была идеальной: во-первых, город входит в сферу интересов «Татнефти» как главной хранительницы юго-востока Татарстана, во-вторых, сам Нугайбеков уже помогал прыгунам в Альметьевске то экипировкой, то командировками. Но идея с его назначением не нашла одобрения в высшем руководстве «Татнефти», которое посчитало, что руководителю уже и так достаточно социально-спортивной нагрузки. Чуть позже, однако, он возглавил уже федерацию плавания РТ — видимо, у пловцов нашлось больше аргументов, чем у прыгунов.
Следом федерацию предложили казанским бизнесменам. Ради них Лениногорск был готов пожертвовать своим особым статусом и перенести работу федерации в Казань. Однако, когда настало время ударить по рукам, этот вариант сорвался. Прыжки с трамплина и двоеборье по сей день остаются без спонсора.
Все комбинезоны, которые терпеливо собирали здесь год за годом, ношены не одним поколением спортсменов. Большой удачей для начинающего прыгуна будет найти комплект без дырок, а заплатки — обычное дело
Построить новый трамплин — миллиард рублей
В школе олимпийского резерва, которая выпустила Садреева, уже и не вспомнят, когда в последний раз получали новую экипировку. Все комбинезоны, которые терпеливо собирали здесь год за годом, ношены не одним поколением спортсменов. Большой удачей для начинающего прыгуна будет найти комплект без дырок, а заплатки — обычное дело. В школе до сих пор используют лыжи, на которых катался на Олимпиаде в Нагано Петрушин. Им по меньшей мере 24 года. Недавно их укоротили — адаптировали под нужды молодых спортсменов. Им же отдают свою экипировку топ-спортсмены, которые попадают на уровень сборной региона и страны. Так, кто-то из нынешних спортсменов в школе Лениногорска занимается в очках Садреева, кто-то пользуется его лыжами, кто-то — шлемом. Сам Данил получал такую же помощь: интересно, что под постом в группе во «ВКонтакте», где выложили наш материал про историю прыгуна, появился комментарий: «Рад, что мои крепления помогли Данилу!»
Успехи Садреева могут если не решить проблемы прыгунов Лениногорска, то хотя бы запустить этот процесс. На следующее утро после успеха Данила руководство Татарстана обратилось в Лениногорск и запросило информацию по проблемным точкам. Сейчас в городе составляют отчет. Напомним, что после «золотого» успеха фехтовальщицы Марты Мартьяновой в Токио согласовали дорогостоящий проект реконструкции школы олимпийского резерва в Казани — на средства республики и руководителя федерации фехтования РФ Алишера Усманова. У прыгунов нет такого мощного мецената на федеральном уровне, так что рассчитывать они могут только на Татарстан.
За годы простаивания у 75-метрового трамплина накопилось столько проблем, что высказываются мнения, что его легче снести и построить заново, чем ремонтировать. Однако цена вопроса в таком случае — больше миллиарда рублей
В чем надо помочь прыгунам? Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты сошлись на трех проблемах.
1. Найти спонсора для федерации. Существенной будет поддержка даже на уровне 2–3 млн в год — эти деньги можно направить на стипендии спортсменам и тренерам. Сейчас прыгун, который выступает за сборную Татарстана, получает 4 тыс. рублей в месяц. Этих денег явно недостаточно, чтобы сконцентрироваться на спорте и добыче медалей. Также спонсор необходим, чтобы решить вопрос с экипировкой. На одного спортсмена школы довольно потратить единовременно 50 тыс. рублей, чтобы одеть и обуть его в новый, пусть и бюджетный, комплект формы и лыж.
2. Найти нового балансосодержателя для школы в Лениногорске. С 1987 года она гордо носит статус олимпийского резерва — его дают за успешные результаты, причем только на короткий срок. Каждый раз его нужно обновлять. Однако никаких финансовых бонусов этот статус не приносит. Школа и трамплины — на балансе Лениногорска, а у города просто нет средств на экипировку, закупку оборудования и ремонт трамплинов. Идеальный вариант — сделать школу филиалом федерального центра либо в Сочи, либо в Нижнем Тагиле, либо в Чайковском, тем самым открыв доступ для федерального финансирования. Однако это требует лоббирования вопроса в Москве на уровне министерства спорта РФ, тем более сейчас появился козырь — Садреев.
3. Трамплин: либо ремонтировать, либо сносить и строить новый. Самый больной вопрос: что же делать с 75-метровым гигантом, который пришел в негодность? За годы простаивания у него накопилось столько проблем, что высказываются мнения, что его легче снести и построить заново, чем ремонтировать. Однако цена вопроса в таком случае — больше миллиарда рублей. Вероятность, что кто-то согласится выделить столько денег, ничтожна. Так что более реалистичный вариант — провести базовые работы в рамках пары сотен миллионов, чтобы могли прыгать опытные спортсмены. И в целом оставлять его в аварийном состоянии странно, ведь за 49 лет он успел стать символом города.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 21
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.