Третий и заключительный концерт VII фестиваля татарской музыки им. Жиганова, организованный ГАСО РТ Александра Сладковского, станет в эту среду творческим вечером Рашида Калимуллина. Главный оркестр Татарстана и солисты исполнят произведения председателя правления союза композиторов РФ и председателя союза композиторов РТ. В канун мероприятия Калимуллин рассказал «БИЗНЕС Online» о предстоящем концерте и последних новостях из жизни татарстанских композиторов.
Рашид Калимуллин: «Мы поднимаем и местных композиторов, в то же время исполняется лучшая музыка региональных композиторов, московских, петербургских, проходит большой ежегодный фестиваль»
«Жизнь композиторов Татарстана в этом году кипит»
— Рашид Фагимович, в этом году вы отметите 65-летие. С какими мыслями входите в юбилейный год? Что удалось реализовать, а что еще в планах?
— В последние годы я активно работал как руководитель творческого союза и в то же время, неважно, где я нахожусь — в Москве или в Казани, всегда старался помочь людям, занимаясь интересными проектами и способствуя их реализации. Я разговариваю с руководителями регионов, с министерствами культуры, видными деятелями, филармониями, чтобы наши проекты были осуществлены. Например, в Адыгее мы говорили с главой республики о проведении фестиваля, который идет уже несколько лет. В Барнауле на Алтае такая же ситуация, в Кемерово в Кузбассе мы тоже встречались с руководителем региона и получили всяческую поддержку. Мы поднимаем и местных композиторов, в то же время исполняется лучшая музыка региональных композиторов, московских, петербургских, проходит большой ежегодный фестиваль. Таких примеров немало.
Когда я уехал работать в Москву, то более остро осознал свою принадлежность к Республике Татарстан. Сейчас я работаю председателем правления союза композиторов России. У нас очень дружная команда, каждый занимается своим делом. По роду деятельности я отвечаю за регионы России. Меня знают, уважают, и я езжу по стране, помогаю, где-то мы оказываем материальную помощь, где-то творческую, организуем концерты, фестивали. В общем, у нас идет очень интенсивная работа.
Чем старше я становлюсь, тем добрее себя ощущаю. Я понимаю, что человек должен не только брать, но и отдавать. В этом случае получается баланс. Я стремлюсь к тому, чтобы моя музыка несла добро и давала людям положительные эмоции. Я встречаюсь также с детьми, два раза в год делаю проекты по городам и районным центрам нашей республики, где исполняются пьесы, специально написанные мной для детей: «Любимая деревня», «Лесные сказки», «Любимая Казань», «Города мира», «Города республики». Мы рассказываем интересные истории, обсуждаем с детьми важные жизненные вопросы, пробуждая в них любовь к родному краю, природе, которая нас окружает. Учим любить лес, родные места, своих близких. Мы хотим, чтобы дети выросли осознанными гражданами, которые берегут природу, уважают родителей и в дальнейшем будут учить своих детей тому же самому. Я испытываю большое удовлетворение от этой работы. Также мы ездим в приюты, делаем благотворительные концерты. Особенно после таких концертов я ощущаю счастье внутри себя.
Жизнь композиторов Татарстана в этом году кипит, ведь за время пандемии мы соскучились по творческой работе. Мы делаем концерты совместно с министерством культуры и самостоятельно. В союз приходят люди, которые знают, что будут хорошие, теплые встречи. Сейчас у нас много интересных, молодых композиторов. Я являюсь членом жюри нескольких композиторских конкурсов, например председателем конкурса Прокофьева, который состоится в апреле в городе Пушкине, членом жюри всероссийского конкурса композиторов «Партитура», который проходит при поддержке аппарата президента России. На этом конкурсе очень хорошо себя зарекомендовали наши молодые композиторы. Например, в этом году молодые композиторы Миляуша Хайруллина и Елена Шипова стали лауреатами данного конкурса. Я от души их поздравил в Москве, надеюсь, что это наше будущее. У нас также есть молодые композиторы Ильяс Камалов, Алсу Сунгатуллина, Ильдар Камалов, и этот список можно продолжить. Я горжусь тем, что у нас есть такие яркие звездочки, люди, которые придут на смену известным композиторам, будут творить и писать, работать на имидж нашей республики и музыкальной культуры нашей республики и страны в целом.
Что касается моего творчества, за эти годы написано немало музыки. В декабре прошлого года в Йошкар-Оле с успехом прошла премьера моего нового балета «Белый лебедь». А первый балет, «Дети Белого Солнца», я написал для Якутии, сейчас они везут его в Москву и Санкт-Петербург. Впереди еще столько идей, столько мыслей, времени на все не хватает.
«Получится интересная программа, сотканная из моих произведений, написанных в последние годы. Там будут звучать и «Симфонические танцы», и несколько номеров из балета «Белый лебедь», «Петербургские новеллы»
«Концерт будет очень интересным, он будет записываться, транслироваться на радио «Орфей»
— Один из концертов фестиваля татарской музыки «Мирас» в этом году посвящен вашему творчеству. Что услышит публика?
— На этом концерте прозвучит ретроспектива тех крупных и интересных сочинений, премьеры которых состоялись в Казани и некоторых других регионах. Получится интересная программа, сотканная из моих произведений, написанных в последние годы. Там будут звучать и «Симфонические танцы», и несколько номеров из балета «Белый лебедь», «Петербургские новеллы»: «Невский проспект», «Дворцовая площадь», «Белые ночи» — это очень образные, живописные пьесы. Также будет концерт для саксофона, который публика всегда очень хорошо принимает. Мария Беговатова (Шумарина) — прекрасная саксофонистка, преподаватель Казанской консерватории, мы с ней выступали в разных регионах России. Она прекрасная исполнительница, очень тонко чувствует музыку. Также будут исполнены мои известные песни. В последние годы я не рекламировал себя в этом жанре, но как-то так получилось, что в прошлом году у меня прошли сольные концерты в Москве и Петербурге, где исполнялось несколько моих песен с оркестром. Их очень тепло приняли, и москвичи снова просят, чтобы мы приехали и повторили эту программу, настолько им понравилось. Прозвучит уже известная песня «Кайчангына очрашырбыз», «Оныт инде», «Тормышыма кайт, син, ямьләнеп», «Мин татар». Также будут исполнены «Ингушские танцы», которые написаны по заказу правительства Ингушетии. Это очень теплые, темпераментные и нежные танцы.
В целом это будет интересный показ, с одной стороны, новой музыки, и в то же время она уже звучала в разных городах России и мира. Это и есть определенный итог моего творчества к 65-летию. Я не расцениваю этот концерт как большой юбилей, где все выходят и поздравляют. Нет, это такой подарок нашего оркестра в рамках «Мираса». С ГАСО РТ мы дружим, я очень люблю данный коллектив, там работает много ребят, которые учились у меня в консерватории. А с художественным руководителем и главным дирижером Александром Сладковским мы большие друзья. Он еще в канун моего 50-летия, в юбилейный вечер, дирижировал оркестром Плетнева в Москве. Это было ровно 15 лет тому назад. И когда мне предложили выбрать из молодых интересных дирижеров, я выбрал Александра Сладковского, поскольку он мне очень импонировал и мы были знакомы. Мы пришли к тому, что состоялся такой концерт оркестра Плетнева, где дирижировал теперь уже народный артист России и Татарстана, выдающийся отечественный дирижер Александр Сладковский. Мне кажется, концерт будет очень интересным, он будет записываться, транслироваться на радио «Орфей», и его выложат на различных музыкальных платформах. Эту музыку смогут послушать во многих странах мира.
«Бывает, что ты сначала передаешь в музыке какое-то ощущение, а потом понимаешь, что это такое. «Планета Земля» — это отражение сегодняшней ситуации в мире, тревоги и в то же время оптимизма, который появляется в конце произведения»
«Симфония отражает беспокойство творческого человека тем, что происходит»
— Расскажите о новой симфонии, мировая премьера которой состоится в рамках «Мираса».
— Будет, как сейчас принято говорить, мировая премьера симфонии «Планета Земля». Я написал ее в пандемийный период. Бывает, что ты сначала передаешь в музыке какое-то ощущение, а потом понимаешь, что это такое. «Планета Земля» — это отражение сегодняшней ситуации в мире, тревоги и в то же время оптимизма, который появляется в конце произведения. Есть и лирические, тонкие части, где звучит красивая музыка. Говорят же, что красота спасет мир — это и есть идея сочинения под названием «Планета Земля». Сейчас в мире очень много разрушительных сил, и симфония отражает беспокойство творческого человека тем, что происходит. Но красота спасет мир, а значит, сама планета и те люди, которые болеют о сохранении этой планеты, сделают ее прекрасной. А планета только тогда прекрасна, когда люди уважают друг друга, уважают природу, лес, родителей, относятся всегда друг к другу с добрыми намерениями. И тогда жизнь обретает другие краски, тогда мы говорим: красота спасет мир, жизнь прекрасна. Вот такое кредо симфонии.
Это моя уже 9-я симфония пока, как у Бетховена. Александр Чайковский, когда узнал, что я написал 8-ю, посоветовал скорее писать 9-ю, так как нельзя делать большой перерыв между ними. Я прислушался к моему коллеге, выдающемуся московскому композитору. Так что сегодня будет первое исполнение этой симфонии.
— Как вы в целом оцениваете фестиваль и его развитие?
— Я очень благодарен Александру Сладковскому и Вадиму Дулат-Алееву за то, что такой фестиваль появился. Они делают очень большое дело. На первом концерте фестиваля прозвучали произведения первого заведующего кафедрой композиции Казанской консерватории Мансура Музафарова. Были обнаружены, а затем исполнены неизвестные увертюры данного композитора. Это оказалась замечательная музыка, и теперь она будет исполняться. Раньше находили забытые произведения Баха, Моцарта, а у нас нашли неисполненные сочинения Музафарова.
Каждый год фестиваль открывает нам что-то новое, интересное, что-то забытое, которое становится вновь популярным. Симфоническая музыка — это настолько объемное и емкое понятие, как в советское время говорили, товары группы «А» — это «легкая промышленность», товары группы «Б» — «тяжелая промышленность». Симфоническая музыка, с одной стороны, —это тяжелая промышленность, но с другой — это вселенная с объемным, нескончаемым звучанием. Человек, который слушает ее, глубоко погружается в мир красок, творчества, который создает композитор. Ни один другой коллектив не может создать такой атмосферы, как симфонический оркестр. Благодаря нашему оркестру и Александру Сладковскому симфоническая музыка стала настолько популярной, что все концерты проходят с аншлагом. Это большое его завоевание.
«Композиторам нужна моральная и материальная поддержка и подзарядка. Тогда композитор будет писать на благо музыкальной культуры, продолжать те традиции, которые заложены нашими аксакалами»
«Наша консерваторская композиторская школа находится на очень хорошем уровне»
— В целом достаточна ли в Татарстане популяризация национальной музыки?
— У нас есть много коллективов, и хотелось бы, чтобы они были более активными в этом плане. Конечно, они не отказываются работать, и мы сотрудничаем с ними, но хотелось бы, чтобы они делали свои фестивали и целенаправленно обращали внимание на развитие национальной музыки. Композитора нужно стимулировать не только материально, но и просить его написать что-то определенное. Это становится большим стимулом для композитора.
У меня есть пример Ильгама Байтиряка. Он 20 лет учился музыке и в какой-то момент ушел на завод, потому что ему надо было кормить свою семью. Когда я об этом узнал, то сказал ему: «Ты не должен бросать это, напиши что-нибудь, мы исполним тебя на фестивале». Потом мы закупили эту музыку. Я попросил его сделать аранжировки песен наших известных композиторов в инструментальном виде, что-то подсказывал, давал советы. А теперь он совсем вернулся в композицию, пишет во всех жанрах, написал много симфонических сочинений и не только. В этом году мы выдвинули его на Тукаевскую премию, представляете! Вот что значит обратить внимание.
Композиторам нужна моральная и материальная поддержка и подзарядка. Тогда композитор будет писать на благо музыкальной культуры, продолжать те традиции, которые заложены нашими аксакалами — Салихом Сайдашевым, Назибом Жигановым, Фаридом Яруллиным, Рустемом Яхиным, Александром Ключаревым, Мансуром Музафаровым и многими другими известными композиторами.
— Вообще легко ли быть молодым композитором в Татарстане? Насколько они востребованы?
— Я сам был молодым композитором и, когда закончил аспирантуру и прошел стажировки в Германии и Голландии, подумал: «И это все? Я не наелся, я хочу еще учиться!» Не знал, что же мне дальше делать. Именно благодаря поддержке старших товарищей, которые направляли меня, я быстро встал на самостоятельный творческий путь. Когда композитор ярко себя проявляет, на него быстро обращают внимание не только на региональном, но и на федеральном уровне, дается зеленый свет на участие в фестивалях, форумах, которые проводятся союзом композиторов России. Из-за пандемии мы вынужденно остановили несколько наших уникальных проектов — международный фестиваль «Европа – Азия», прекрасный проект «Жемчужины русской и татарской музыки», когда зарубежные оркестры исполняют музыку композиторов России и Татарстана. За 12 лет существования проекта мы исполнили музыку более чем в 15 странах мира. И это благодаря поддержке нашего правительства, министерства культуры, с одной стороны, но с другой — активности союза композиторов, потому что такие проекты ни один регион больше не делает, мы первые и пока единственные. Я считаю, это дело надо продолжать. Такие проекты хотят делать в Башкортостане и других регионах России. Таким образом, мы знакомим мир с культурой нашего народа.
Наша консерваторская композиторская школа находится на очень хорошем уровне, мы очень активны, нас знают, уважают. Мы не почиваем на лаврах, а работаем.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 18
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.