«На следующей неделе, условно, 2 или 3 марта, планируем загрузить гуманитарную помощь в одну фуру и отправить ее в Ростовскую область», — рассказывает руководитель регисполкома «Единой России» Марат Самигуллин. Список более чем из 60 позиций — от туалетной бумаги до электропечей и микроволновок — уже разослали по татарстанским предприятиям. Готовятся освобождать места для беженцев и в республиканских санаториях — там еще не знают наверняка, сколько представителей ДНР и ЛНР к ним приедет и надолго ли, но первый поезд с переселенцами в регион может прибыть уже завтра. Тем временем заявки на российское гражданство подал уже миллион жителей Донбасса. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Из Донбасса продолжается эвакуация мирных жителей. С момента ее начала вечером в пятницу границы России пересекли более 61 тыс. человек
Миллион жителей Донбасса заявились на российское гражданство
Из Донбасса продолжается эвакуация мирных жителей. С момента ее начала вечером в пятницу границы России пересекли более 61 тыс. человек. В основном они прибывают в Ростовскую область, откуда из лагерей временного содержания перенаправляются дальше по стране: только за последние сутки оттуда было отправлено в другие регионы 9 поездов с беженцами. Как сообщил врио главы МЧС России Александр Чуприян, в пунктах временного размещения Ростовской области пока находятся около 7 тыс. человек, остальные ищут жилье самостоятельно — беженцам выдано 2 тыс. сим-карт для мобильных телефонов, а обещанные президентом РФ Владимиром Путиным выплаты в 10 тыс. рублей уже получили более 1 тыс. человек, заявились на них 4 тысячи.
«От боевых действий ранений ни у кого нет, всех принимаем, гражданское население. В основном это люди пожилого возраста, женщины и дети. Мы по заявкам действуем. Медицина готова реагировать на любые вводные. Проблем нет», — рассказал врио главы МЧС.
В связи с наплывом людей из ЛНР и ДНР власти сразу нескольких приграничных субъектов объявили режим ЧС регионального характера — такие распоряжения, например, подписали главы Пензенской, Воронежской, Курской и Ростовской областей. На работу с беженцами ориентированы практически все местные ведомства: минтруду, например, поручено координировать работу по вопросам приема, размещения во временных пунктах, в том числе условий проживания и питания. Минздрав должен организовать проведение медосмотра, лабораторного исследования на COVID-19 прибывших лиц и госпитализацию в медучреждения. Минфину поручили обеспечить финансирование всех расходов из резервного фонда правительства области. В Башкортостан завтра приедут около 2 тыс. беженцев из Донбасса, для них подготовят пункты временного размещения, два санатория для вынужденных переселенцев уже готовятся и в Чувашии.
И это, судя по всему, только начало. Заявления на получение российского гражданства подали уже около 1 млн жителей Донбасса — об этом сообщил депутат Госдумы от Ростовской области Виктор Водолацкий. Пока страну покидают в первую очередь женщины, дети и пожилые люди, а всех мужчин, способных держать в руках оружие, призвали «встать на защиту своей земли» — объявлена всеобщая мобилизация.
Первый поезд с беженцами может прибыть в Татарстан уже завтра
В Татарстане собирают гумпомощь силами депутатов и предприятий
Татарстан тоже примет участие в помощи беженцам из ДНР и ЛНР. Еще в субботу президент РТ Рустам Минниханов поручил правительству республики подготовить все необходимое. Как сообщила руководитель пресс-службы главы РТ Лилия Галимова, речь идет об организации пунктов временного размещения, обеспечении питанием и в случае необходимости — медицинской помощи. Подготовка к приему беженцев началась, подтвердил «БИЗНЕС Online» начальник отдела по работе со СМИ ГУ МЧС России по РТ Андрей Родыгин и пообещал предоставить конкретику позже.
Первый поезд с беженцами может прибыть в РТ уже завтра. А сбор гуманитарной помощи для Донбасса уже начался, заявил «БИЗНЕС Online» руководитель регионального исполкома татарстанского отделения ЕР Марат Самигуллин. По его словам, от имени секретаря отделения направлено около 20 писем руководителям предприятий республики разного профиля. «У кого-то просим бытовую химию, у кого-то — холодильники, морозильники, кондитерские изделия, туалетную бумагу, постельное белье, средства индивидуальной защиты и так далее», — уточнил собеседник. Сейчас определяется склад, где будут собирать гуманитарную помощь со всей РТ. Также отделение ЕР в Татарстане объявило сбор финансовых средств: каждому депутату предлагается направить однодневный заработок на счет регионального исполкома партии. На эти деньги докупят необходимые товары. «На следующей неделе, условно 2 или 3 марта, планируем загрузить помощь в одну фуру и отправить ее в Ростовскую область», — указал Самигуллин. При необходимости волонтеры ЕР подключатся к работе с приезжающими беженцами, добавил он.
Как уточнили в партии, письма уже направлены в ГК «Нэфис», «Хайер Фридж Рус», «Акульчев», «Поверье», ТД «Впрок», «Бикотекс», ООО «Перспектива», ИП «Антонов Д. Н.» и ООО «Дарпикс», на Булочно-кондитерский комбинат, Казанский хлебозавод №3, «Челны-хлеб», Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат, Нижнекамский хлебокомбинат, завод «Эластик», Зеленодольский хлебокомбинат, Васильевский хлебозавод. Этот список будет дополняться. В перечне товаров, которые собирают для Донбасса, более 60 позиций, в том числе одноразовая посуда, маски, бытовая химия, рециркуляторы, памперсы, детское питание, раскраски и электрические печи.
Отмечается, что беженцев из ДНР и ЛНР в Татарстане должны разместить в санаториях «Ливадия», «Васильевский», а также «Жемчужина» в Набережных Челнах
Как будут размещать беженцев в Казани и Челнах?
Разместить беженцев из ДНР и ЛНР планируется в санаториях «Ливадия», «Васильевский» под Казанью и «Жемчужина» в Набережных Челнах. Исходя из опыта размещения переселенцев в 2014 году, могут задействовать и детские лагеря, но в минмолодежи РТ пока не называют конкретных цифр и сроков — детали объявят сегодня на правительственном совещании. В самих санаториях точной информации о размещении тоже пока нет. Заместитель главврача «Жемчужины» Эльмира Булатова добавила, что о прибытии гостей им известно только из СМИ, от собственников санатория никаких распоряжений пока не было. «Нас сегодня собирает Казань на видеоконференцию. После трех часов, примерно часа в четыре, будет конкретная информация, пока мы ею не владеем», — отметила она. О том, что подробности должны рассказать «на совещании в три часа», также сообщили и в «Васильевском».
А вот сотрудник отдела бронирований «Ливадии» в разговоре с нашим корреспондентом сообщил, что их о планах принять беженцев руководство санатория оповестило сегодня утром. Желающих отдохнуть предупреждают, что в ближайшее время заселиться можно будет только в спальный корпус «Елочка». Два остальных — 4-этажная «Береза» и 5-этажная «Рябина» — будут заняты беженцами. Всего в них 156 номеров. К примеру, в «Рябине» доступны двухместные номера класса «стандарт», стоимость проживания — до 2,7 тыс. рублей в сутки.
«Ливадию» не впервые используют под срочные задачи. Весной 2020 года санаторий на фоне пандемии срочно перепрофилировали в обсерватор. Сначала туда помещали на карантин туристов, возвращавшихся из-за рубежа. В мае в санатории временно жили вахтовики из города Талакан Амурской области. 26 мая произошло громкое ЧП: несколько десятков рабочих попытались сбежать с карантина. Территорию пришлось оцеплять ОМОНу и сотрудникам Росгвардии. «В полицию доставили 8 самых буйных вахтовиков. Остальные разошлись сами», — рассказывал источник «БИЗНЕС Online».
«Ливадию» не впервые используют под срочные задачи. Весной 2020 года санаторий на фоне пандемии срочно перепрофилировали в обсерватор
В 2014-м беженцы жили в Татарстане примерно полтора года
Напомним, Татарстан уже встречал вынужденных переселенцев из Украины в 2014 году после крымских событий. Тогда в республику приехали более 2 тыс. беженцев — они жили в санатории «Санта» (сейчас он закрыт на ремонт) и других здравницах, детских лагерях отдыха. Длилось это полтора года. Администратор Светлана (имя по ее просьбе изменено), работавшая в то время в одном из детских лагерей отдыха, переоборудованном для приема беженцев, вспоминает, что пришлось заселять примерно 200 человек. «Приехали с детьми, с семьями. Жили, рожали детей, воспитывали их. Кто-то искал работу, а кто-то не искал, жил на те деньги, которые им выделяли. В плане быта, конечно, у них было не очень чисто. Они к этим комнатам относились как к общежитию, как к коммунальным квартирам. Готовили на кухне, там же пили, дрались. Приходила полиция, но у этих людей был статус беженцев, и, как нам объясняли, никакой административной или уголовной ответственности они не подлежат. А может быть, просто не хотели с ними связываться…» — говорит женщина.
По словам Светланы, драки были стабильно раз в месяц, в основном из-за внутрисемейных конфликтов. «Они могли вместе пить, а потом почему-то разругаться. Дрались между собой. У нас была закрытая территория, и никого из посторонних к нам в то время не заселяли. Не думаю, что драки происходили из-за того, что люди по-разному понимали какую-то „украинскую идею“. Это все было бытовое. „Из-за бабы“, как у нас говорят. Я не думаю, что у них имелись какие-то политические разногласия», — считает она.
Среди беженцев, по воспоминаниям Светланы, было немало молодых мужчин, и многие выпивали, женщины тоже иногда скандалили. «Они, например, никогда не принимали наших замечаний, сразу говорили, что вот, мол, мы сюда приехали потому, что у нас такое несчастье, а вы нас ругаете. Но мы ругались потому, что они развели бардак. Нам было просто жалко наши чистые помещения. А они и плиты электрические жгли, и с обоями непонятно что, и стены были грязные. То есть жили не очень чистоплотно, надо признать. Поэтому мы им делали замечания, а им это не нравилось, — говорит Светлана. — И еще мне запомнилась такая фраза: „Мы же не на ваши деньги здесь живем, что вы возмущаетесь?“ А мы переглянулись между собой — налоги-то с нас вычитают…»
Она вспоминает, что постояльцы лагеря не на всякие предложения по трудоустройству откликались: считали, что зарплаты у нас маленькие.
«Но были и весьма порядочные люди, очень благодарные за эту помощь. Кого-то руководство помогало устраивать на работу. И уже потом, когда уехали, они поддерживали отношения, звонили, рассказывали, что у них в жизни происходит, держали в курсе своих событий, благодарили. Такие люди тоже были, — вспоминает администратор. — А дети себя вели хорошо. Ко взрослым имелось больше претензий. А дети — они и в Африке дети… Мы для них и подарки новогодние собирали, и всякие праздники организовывали. Ребят устраивали в садики, школы, которые были поближе, и они там сразу нашли много новых друзей. Мне кажется, им у нас нравилось…»